Интеллектуальная игра "Праздник родного языка" предназначена для проверки эрудиции и интеллектуального мышления участников. Игра командная.
Правила игры:
Ведущий дает задания командам.
На выполнение каждого задания отведено определенное время.
После каждого конкурса ведущий дает правильный вариант ответа.
Победитель Интеллектуальной игры определяется по наибольшему количеству набранных баллов за конкурсные мероприятия.
00010271903020-1-Сергеева Инна Витальевна.docx
Сергеева Инна Витальевна, преподаватель русского языка и литературы, высшая
квалификационная категория
ГБПОУ КО «Калужский кадетский многопрофильный техникум»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА»
(Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного международному дню
родного языка)
Пояснительная записка
Интеллектуальная игра «ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА» командная игра,
предназначенная для проверки эрудиции и логического мышления участников, содействует
продолжению традиций интеллектуальных конкурсов в техникуме.
Цели игры — интеллектуальное и личностное развитие студентов.
Задачи игры:
привлечение студентов к участию в мероприятиях, направленных на проведение досуга
с интенсивной интеллектуальной направленностью;
активизация деятельности в группах;
обеспечение доступности, качества и эффективности образования подростков на
основе развития продуктивных образовательных технологий;
повышение мотивации студентов к познавательной деятельности;
формирование ключевых компетенций студентов в следующих дисциплинах русский
язык, история;
расширение знаний студентов по дисциплинам: русский язык, история.
Участниками интеллектуальной игры являются студенты 1 курса. Участники образуют
команды самостоятельно. В состав команды входит 6 игроков. Каждая из команд выбирает
капитана. Команды в начале игры должны представить свое название, приветствие и эмблему.
Правила игры:
Ведущий дает задания командам.
На выполнение каждого задания отведено определенное время.
После каждого конкурса ведущий дает правильный вариант ответа.
Победитель Интеллектуальной игры определяется по наибольшему количеству
набранных баллов за конкурсные мероприятия. Ведущий. Добрый день, дорогие гости и участники нашего праздника! Приглашаем Вас на
лингвистическую игру, посвященную международному дню родного языка. В мире, как
считают учёные, несколько тысяч языков. Один из них – твой родной. И для тебя он, конечно,
самый лучший. Но ты хочешь больше знать о других странах, о других людях, хочешь, чтобы у
тебя было больше друзей. Иностранные языки помогут тебе в этом.
Языки как люди. За каждым из них стоит свой народ, своя культура, своя история.
Ты изучаешь русский язык. На этом языке писали люди, которых знает весь мир. Это
язык Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова, язык мира и дружбы. Сейчас русский язык
как иностранный изучают более 20 миллионов человек в разных странах мира.
Как и любое торжество, этот международный день имеет свою историческую
подоплеку. В 1952 году в Пакистане студенты из Университета Дакки принимали участие в
демонстрации против языка урду. Большинство говорило на бенгальском диалекте, поэтому
именно этот язык митингующие требовали признать государственным. Однако к ним не
только не прислушались, но и стали стрелять. В итоге были убиты четверо студентов
активистов. После гибели этих и других жителей Пакистана, а также ряда волнений и
освободительных движений, бенгальский язык был объявлен официальным языком в стране.
Борьба за право пользоваться привычной с детства манерой общения, увенчалась успехом.
Впоследствии, по инициативе страны Бангладеш, признанной в 1971 году независимым
государством, организация ЮНЕСКО провозгласила дату 21 февраля как Международный
день родного языка, который ежегодно празднуют во всем мире.
В Международный день родного языка все языки признаются равными, поскольку
каждый из них уникален. В России государственным является один язык – русский.
И сегодня наша игра покажет, как хорошо вы знаете русский язык и как вы им
владеете.
В игре будут участвовать 3 команды, команда группы ДОУ – 1, группы МРИС – 1 и
сборная команда групп МРА – 1 и СВ – 1. Они продемонстрируют свои умения, знания в
области русского языка. Приглашаем команды занять свои места (команды выходят под
МУЗЫКУ и занимают свои места). Пожелаем им удачи! Оценивать вашу работу будет
компетентное жюри, в состав которого вошли Ирина Валерьевна Шафарж, Елена Ивановна
Карельская и Лариса Владимировна Погудина.
Итак, начинаем игру. Для начала проведем ЖЕРЕБЬЕВКУ.
На каком языке написаны эти слова? Попробуйте их прочесть.
с о л
м в е
е с п
к я о
а к м
л о о
к м ж
а д е
2 в е т
Ответ. На русском. Смекалка во всяком деле поможет.
1. КОНКУРС «ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» (3 балла)
Каждая команда представляет себя (название, приветствие, эмблема на каждом участнике
команды).
2. КОНКУРС «РАЗМИНКА»
Вам нужно ответить на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1
балл.
1 команда
1. Грамматически и интонационно оформленное сочетание слов или отдельное слово,
выражающее законченную мысль. (Предложение)
2. Сборник слов (обычно в алфавитном порядке), с пояснениями, толкованиями или с
переводом на другой язык. (Словарь)
3. Часть слова, морфема, стоящая перед корнем (Приставка)
4. Знак препинания, отделяющий законченное предложение, а также употребляющийся при
сокращенном написании слов (Точка)
5. Часть речи, обозначающая предмет, имеющая категорию рода и изменяющаяся по падежам
и числам (Существительное)
6. Раздел языкознания – наука об устойчивых выражениях и конструкциях (Фразеология)
7. Государственный язык Российской Федерации (Русский)
8. Любитель книг (книголюб)
9. Главный член предложения, обозначающий предмет, отвечающий на вопросы кто или что
(подлежащее)
2 команда
1. Знак препинания в виде двух точек, расположенных одна над другой (двоеточие)
2. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопрос какой, какая, чей
(прилагательное)
3. Правила образцового литературного произношения (орфоэпия)
4. Краткое народное изречение с назидательным смыслом, народный афоризм (пословица)
5. Учебный час, посвященный отдельному предмету (урок)
6. Книга для обучения чемунибудь (учебник)
7. Красная строка, отступ в начале в начале строки (абзац)
8. Порядок букв, принятый в азбуке, то же, что и азбука (алфавит)
9. Раздел грамматики, в котором изучаются словосочетания и предложения (синтаксис)
3 команда
1Неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношения между грамматически зависящими
друг от друга словами внутри предложения. (Предлог)
2Произведение печати в виде переплетенных листов бумаги с какимнибудь текстом. (Книга)
3 3Часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при счете (Числительное)
4Создатель какогонибудь произведения (Автор)
5Учащийся высшего или среднего учебного заведения (студент)
6Словообразовательная морфема, часть слова между корнем и окончанием (суффикс)
7Новое слово или выражение, а также новое значение старого слова (неологизм)
8Лицо, которое обучает чемунибудь (учитель, преподаватель)
9Часть слова, морфема, стоящая между приставкой и суффиксом (корень)
3. КОНКУРС «КТО БОЛЬШЕ?»
Составьте за 2 минуты как можно больше слов из слова ГРАММАТИКА. За каждое
правильно подобранное слово – 1 балл.
Ответы: грамм, рама, мат, кит, мак, мрак, рак, гамма, тик, тир, грим, мир, мама, мим, гамак,
марка, арка, март, ракита, миг, игра, икра, карма, маг, мрак, агат, ритм, аммиак, рамка, тигр,
тик, мир.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
КОНКУРС «ОТГАДАЙ ФРАЗЕОЛОГИЗМ»
А теперь, внимание на экран. На картинках изображены фразеологизмы. Отгадайте их
за 1 минуту. Для каждой команды свой фразеологизм. За правильно отгаданный
фразеологизм – 1 балл.
Бить баклуши
Вставлять палки в колеса
Водить за нос
5. КОНКУРС «ЗА КЕМ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО?»
На экране вы видите слово «ВОДА». Каждая команда по очереди называет слово
с этим же корнем. За 1 минуту 5 баллов заработает та команда, которая последней
назовет слово с данным корнем. (Например, вода, водичка, водица, водяной, водник,
водовоз, водоворот, водоем, водокачка, водоплавающий, водопой, водопровод, водораздел,
водород, водолаз, подводный, наводнение, половодье, пресноводный, водянка и др.)
6. КОНКУРС «РЕДАКТОР»
Вам необходимо за 2 минуты найти лишние слова в предложениях и указать
4 правильный вариант. За каждый правильный ответ – 1 балл
1) Петя ушиб колено ноги. (Петя ушиб колено)
2) Робинзоны ослабли от недоедания пищи. (Робинзоны ослабли от недоедания)
3) Собрание будет в декабре месяце. (Собрание будет в декабре)
4) Многие города были превращены в руины и развалины. (Многие города были
превращены в руины)
5) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. (Путь кораблю преградил айсберг)
6) Он написал свою автобиографию. (Он написал автобиографию)
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
7. КОНКУРС КАПИТАНОВ «ПЕРЕВОДЧИК»
Переведите на современный язык устаревшие слова. Задания капитаны выполняют
одновременно.
1. Каково ваше порекло? (прозвище)
2. Покажите длани (ладонь).
3. Покажите потылицу (затылок).
4. Поднимите шуйцу (левая рука).
5. Покажите чело (лоб).
6. Какого цвета у вас ланиты?
7. Расправьте свои рамена (рамоплечо) Левую руку положите на правое рамо, а правую –
на левое. (плечо).
8. Правой рукой заденьте выю (шея).
9. Обхватите свое чрево (живот).
10. Помашите десницей (правая рука).
8. КОНКУРС «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»
За 2 минуты к частям пословиц в левом столбике подберите вторую часть из правого
столбика. За каждый правильный ответ – 1 балл
В гостях хорошо
Один – за всех
Старый друг
Землю красит солнце
Без труда
Чего себе не хочешь
Любишь кататься –
Труд
Не стыдно не знать
Много снега –
Ответы.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Один – за всех, все – за одного.
5
лучше новый двух.
а дома лучше.
а человека – труд.
нет добра.
все – за одного.
много хлеба.
того и другому не делай.
люби и саночки возить.
кормит и одевает.
стыдно не учиться. Старый друг лучше новый двух.
Без труда нет добра.
Землю красит солнце, а человека – труд.
Много снега –много хлеба.
Чего себе не хочешь, того и другому не делай.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Любишь кататься –люби и саночки возить.
Труд кормит и одевает.
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
6 9. КОНКУРС «ЗАГАДОЧНЫЙ ЯЩИК»
Внимание! Загадочный ящик! Вам нужно отгадать, что лежит в этом ящике. Каждой
команде свой предмет. Внимательно слушайте подсказки, лексическое значение этих
слов. Если отгадываете после первой подсказки – получаете 3 балла, если после 2 – 2
балла.
1. Он бывает насущный, бывает чужой. Он дружит с солью. Понемецки «брод».
(Хлеб).
2. Глупый человек будет искать её в скошенной траве. Тот, кто волнуется, будет на
них сидеть. (Игла).
3. Её нужно съесть 16,38 кг, чтобы чемунибудь научиться. Давным – давно она была
на вес золота. Она была только у богатых. (Соль).
10. КОНКУРС «ТЫ МНЕ – Я ТЕБЕ»
Одному из игроков нужно будет показать только мимикой и жестами фразу, которая
достанется ему. Показать так, чтобы команда смогла его понять.
За правильно выполненное задание команда получает 2 балла.
1. По одежке встречают по уму провожают
2. Любишь кататься люби и саночки возить
3. За двумя зайцами погонишься ни одного не поймаешь
11. КОНКУРС «АЛФАВИТ»
Когда человек говорит, важна интонация, с которой он произносит слова. Порой
интонация бывает более важна, чем содержание. В этом можно убедиться, если взять
абсолютно бессмысленный текст и прочесть его с разной интонацией. Время на
подготовку – 3 минуты. За выполнение задания команда получает до 5 баллов.
Аа
А
Пп
пэ
Бб Вв
бэ
вэ
Рр Сс
эс
эр
Гг
гэ
жэ
Тт Уу Фф Хх Цц
цэ
тэ
Ёё Жж Зз
зэ
ё
Чч Шш Щщ
ща
чэ ша
эф ха
Ии
и
Йй
и краткое
ъ
Ее
е
Дд
дэ
у
Кк Лл Мм Нн
эм
ка
эн
ы
Ээ Юю
э
ы
эль
ь
ю
Оо
о
Яя
я
Для первой команды.
Прочитайте алфавит так, словно это признание в любви.
Для второй команды.
Прочитайте алфавит так, словно это приговор суда.
Для третьей команды.
Прочитайте алфавит так, словно это приказ командира взвода.
Пока команды готовятся ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ Ведущий.
Наша встреча подходит к завершению. Закончить ее хочется словами
Александра Ивановича Куприна «Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации
и культуры. Поэтомуто изучение и сбережение русского языка является … насущной
необходимостью».
ВОПРОСЫ ДЛЯ ИГРЫ СО ЗРИТЕЛЯМИ
1. В каком слове сорок гласных? Сорока
2. В каких словах по сто согласных? Стол, стон, стог, стоп
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился
одновременный выстрел из нескольких орудий? Залп
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни? Станет
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв? Азбука
6. В каком числительном содержится приказ? Три
7. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это? Нос
8. В каком слове 100 отрицаний. Стонет
9. Чем кончается лето и начинается осень? Буквой «О»
10. В городе увидишь, а в селе никогда. В море, озере, даже в болоте увидишь, а в реке –
никогда. Буква «О»
11. Что находится в начале книги? Буква «К»
12. Какой месяц в году самый короткий? На этот вопрос существует два ответа. По
количеству дней — февраль, так в нем чаще всего бывает 28 дней. А по числу букв
в названии — май
13. Что мы слышим в конце урока? Букву «К»
14. Что у зайца позади, а у цапли впереди? Буква «Ц»
15. Чем кончается все? Буквой «Е»
16. Что находится в середине капусты? Буква «У»
17. Что принадлежит лишь тебе, а употребляется чаще всего другими? Твое имя
18. Названия каких двух месяцев оканчиваются на букву «Т»? Март и август
19. Чем можно снять колесо за одну секунду? Фотоаппаратом
20. Что легче килограмм ваты или килограмм железа? Одинаково оба по килограмму
21. Когда лошадь покупают, какой она бывает? Мокрой
22. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? Из железнодорожного
23. Какое государство можно носить на голове? Панама
24. Какой город летает? Орел
25. Каких камней не найдется в море? Сухих
26. Какой болезнью на земле никто никогда не болеет? Морской
27. Когда мальчика называют женским именем? Когда он долго спит — соня
28. Когда человеку минет семь лет, что будет дальше? Пойдет восьмой
29. Из какой посуды ничего нельзя есть? Из пустой
30. Какое слово всегда звучит неверно? «Неверно»
31. Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? Ни одной — горошины не
умеют ходить
8 32. На какое дерево всегда садится птица во время проливного дождя? На мокрое
33. Может ли страус назвать себя птицей? Нет, так как он не умеет говорить
34. Какие часы показывают правильное время всего два раза в сутки? Те, которые
остановились
35. Без чего дом не построишь? Без углов
36. Без чего хлеб не испечешь? Без корки
37. Прежде чем в кастрюлю чтото положить, что в нее бросают? Взгляд
38. В какое время года можно пронести воду в решете? Зимой, заморозив ее
39. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? Когда дверь открыта
40. За чем язык во рту? За зубами
41. Перечислите пять дней недели, не называя их по именам. Позавчера, вчера, сегодня,
завтра, послезавтра
42. Что можно подержать только в левой руке? Правую руку
43. На какой вопрос нельзя ответить «да»? Вы спите?
44. Шесть ног, две головы, один хвост. Что это такое? Всадник на лошади
45. Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? По падежам
46. Сколько жирафов плавает в Черном море? Жирафы не плавают
47. Сколько солнц светит в середине ночи? Ночью солнце не светит
48. Сколько орехов находится в пустом стакане? Ни одного
49. Если бросить в Черное море красный камень, каким он станет? Мокрым
50. Что можно видеть с закрытыми глазами? Сон
51. Кто говорит на всех языках? Эхо
52. Какое крыло никогда не летает? Крыло автомобиля
53. Где край света? Там, где начинается тень
54. Бывает горная… Бывает золотая… Цепь
55. Есть такой металл… Мифический великан… Титан
56. Бывает последний… Бывает телефонный… Звонок
57. Живёт в море… Живёт на эстраде… Звезда
58. Был такой композитор… Растёт на дереве… Лист
59. Сельскохозяйственный инструмент… Девичья краса… Коса
60. За чем мы едим? За столом
61. Кого, согласно русской поговорке, ноги кормят? Волка
62. Кто должен на горе свистнуть, чтобы нечто несбыточное произошло? Рак
63. Кто гладок оттого, что поел и на бок? Кот
64. Какая хищная рыба стала героиней русской народной сказки? Щука
65. Какое молоко никто не пил? Птичье
66. На чем приносит новости сорока? На хвосте
67. От чего яблоко падает недалеко? От яблони
68. Когда руки бывают местоимениями? Вымыты
69. Сын моего отца, а мне не брат. Кто это? Я сам
70. В каком наречии звучит пять о? Опять
71. Что находится посередине Волги? Буква л
72. Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки? Выйти замуж
73. Какой знак препинания часто ставят ребром? Вопрос. Поставить вопрос ребром
74. Из какой части слова можно кашу сварить? Из пРИСтавок, ведь в них есть крупа рис
9 75. По чему собака бегает? По земле
76. Какие два местоимения мешают автомобилистам? Ямы
77. Как большой дом превратить в маленький? С помощью суффикса ик: дом – домик
78. Что можно приготовить, но нельзя съесть? Уроки
79. Что стоит посередине земли? Буква «М»
80. Каких камней не найдется в море? Сухих
81. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? Аз бу ка
82. Каким одним глаголом можно заменить все эти фразеологические обороты: «бить
баклуши», «гонять лодыря», «сидеть сложа руки»? Бездельничать
83. Ты за ней, она от тебя, ты от нее, она за тобой Тень
84. Какую часть слова можно найти в земле? корень
результаты
[Электронный
ресурс].
Режим
доступа:
Василенко Г. П. Внеурочная деятельность [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Абдрахманова А. Л. Внеурочная деятельность: виды, формы организации,
Режим
Список источников информации
1.
образовательные
доступа:http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialymo/2012/12/16/vneurochnaya
deyatelnostvidyformyorganizatsii свободный Загл. с экрана
2.
Игровые технологии на уроках русского языка, литературы [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98674226 свободный Загл. с
экрана.
3.
http://stabenskayasosh.ru/fgos/vneurochnayadeyatelnost свободный Загл. с экрана.
Галченко Н. В. Творческая игра по русскому языку в 3 классе [Электронный
4.
ресурс].
http://nsportal.ru/nachalnayashkola/russkii
yazyk/2012/05/20/tvorcheskayaigraporusskomuyazykuv3klasse свободный Загл. с
экрана.
5.
Гончарова, О. Н. Лапшина. 2е. изд. М.: ИНФРАМ, 2009. 240.
6.
русскому языку / Л. Т. Григорян. 2е. изд. М.: просвещение, 2009. 207с.
Курганов С. Ю. Внеурочная деятельность составляющая единой образовательной
7.
среды в условиях реализации ФГОС НОО [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://leonowaolga1454.narod.ru/olderfiles/2/vneurochnaya_deyatelnost.pdf свободный Загл.
с экрана.
8.
2012. 32с.
9.
Режим доступа: http://referatwork.ru/refs/source/ref2746.html свободный Загл. с экрана.
10.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/206766 свободный Загл. с экрана.
Григорян Л. Т. Язык мой драг мой [Текст]: Материалы для внеклассной работы по
Шанский Н. И. Внеклассной работе по русскому языку [Электронный ресурс].
Ожегов С. И. Толковый словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа:
Лугарева А. П. Игры со словами / А. П. Лугарева Н. Новгород: рипол Классик,
Гойхман О. Я. Русский язык и культура речи [Текст:] учебник / О. Я. Гойхман, Л. М.
10
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ПРАЗДНИК РОДНОГО ЯЗЫКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.