Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Оценка 4.8
Конкурсы
docx
русская литература +1
5 кл—11 кл
16.04.2019
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе. В данной разработке представлены задания для гуманитарного марафона в школе. Для каждого класса (с 5 по 11) подготовлено по два задания по русскому языку и по одному заданию по литературе, включая ответы на задания.
+интел марафон РЯ и Л.docx
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН
РУССКИЙ ЯЗЫК
5 КЛАСС
1.В русском языке существует устойчивое выражение «не лыком шит». А что такое лыко?
А)льняная нить;
Б)грубая игла;
В)внутренний слой коры.
2.Укажите анаграммы, в которых зашифрованы названия частей речи:
А)ЛАГЛОГ
Б)ФУСКСИФ
В)ОСЮЗ
Г)ЛИЧЬЕТОНЕСИЛ
Д)АНИЧЕРЕ
1. . Прочтите загадку, зашифрованную в ребусе, и найдите подходящую отгадку.
6 КЛАСС
(А) лапша; (Б) блины; (В) картошка; (Г) хлеб; (Д) соль
(1. Сидит на ложке, свесив ножки (Лапша))
2. Из трёх карточек с буквами К, О, Т можно составить три трёхбуквенных слова:
кот, ток и кто. А сколько трёхбуквенных слов можно составить из трёх карточек с
буквами А, Б, Р?
(А) 0;
(Б) 1;
(В) 2;
(Г) 3; (Д) 4. ((Г) 3) 7 КЛАСС
1. Запишите все имена существительные, которые сможете прочитать в этом «волшебном круге»
по часовой стрелке. (стол, толь, кот, котик, кусок, сок, сокол, кол, лось, колос, колосья, яр,
ярмо, мост)
2. Спортивный комментатор сообщил: «Особенно удачно выступили Коваленко, Чухлеб и
Седых. Все трое в составе сборной».
Мужская это сборная или женская? Объясните вашу точку зрения.
8 КЛАСС
1. В каком из указанных слов есть окончание –А?
1) бра 3) дыша
2) ура 4) триста
5) вполголоса
2. Неделю длится русская масленица, и каждый день её замечателен посвоему. В среду –
«лакомку» едят блины да кулебяки, в пятницу – «тёщины посиделки» в гостях у матери
жены, а в субботу тоже посиделки, но уже у золовки. Кого же надо навестить по традиции
в субботу?
1) Сестру мужа 3) Сестру жены
2) Сестру матери 4) Мать мужа
5) Жену брата 9 КЛАСС
1. Кто является автором высказывания "Карл Пятый, римский император, говаривал, что
испанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелями, итальянским
с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то,
конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, сверх того,
богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка"?
(М.В.Ломоносов)
2. В чём секрет фразы, предложенной вашему вниманию?
«Астроном бешено визжал, грозя драной естественной ёлкой жабе, зелёной и красноглазой…»
Слова в ней выстроены по алфавиту. Попробуйте составить подобную фразу. Начать можно с
любой буквы, но дальше порядок должен соблюдаться. Если трудно, можно использовать
предлоги. Чья фраза окажется длиннее?
1. Образуйте форму множественного числа родительного падежа от существительных: копьё,
шалунья, кочерга, скамья, устье. Копий, шалуний, кочерёг, скамей, устьев.
10 КЛАСС
2. Переведите на современный русский язык.
Вид въ же Ярославъ яко
Ярослав же, увидев, что его побеждают, обратился в бегство с князем Якуном
поб жаемъ есть и поб же съ Якуномъ князем.
Ѣ
Ѣ
Ѣ
11 КЛАСС
1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах, назовите вид ошибки)
А) Ведь только такой человек может видеть и понимать природу, как Левитан.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения на примерах.
В) Переводя на другой язык стихотворение, оно теряет свою красоту.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, чем ему больше нравиться, ближе и доступнее.
А) Ведь только такой человек, как Левитан, может видеть и понимать природу. Нарушение
синтаксической нормы неверный порядок слов.
Б) Участники обсуждения подтверждали свои предложения примерами.
Ошибка в управлении.
В) Стихотворение в переводе теряет свою красоту.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота.
Г) Здесь каждый может заниматься тем, что ему ближе и доступнее.
Нарушен порядок слов. 2. Определите , какое изобразительновыразительное средство представлено в предложении.
Приведите собственный пример.
Шли три студента: один в институт, другой домой, а третий в пальто.
Это ЗЕВГМА, смешение разных значений слова.
ЛИТЕРАТУРА
5 КЛАСС
1. Отметьте верные равенства:
А) Столько лет рыбачил старик из «Сказки о золотой рыбке» = Сколько лет лежал на печи
Илья Муромец;
Б)Столько было сыновей у царя Дадона = Сколько раз закидывал старик невод в день,
когда поймал золотую рыбку;
В)Столько богатырей живет в тереме с Царевной = Сколько длится пир царя Дадона и
Шамаханской царицы;
Г) Столько просьб было у царя Дадона к звездочёту = Сколько дней царь Салтан сватался к
будущей жене.
6 КЛАСС
1. Герою какого произведения принадлежат эти слова?
«…я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими
руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но,
когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в
состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит
заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей
хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везёт, тогда все поймут, как
это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье,
прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим значит владеть всем».
А) «Куст сирени»; Б) «Алые паруса»; В) «В прекрасном и яростном мире».
7 КЛАСС
1. Отметьте пункты, где верно сопоставлены произведения и их начальные строки:
А) «Конь с розовой гривой»: На старой телеге ехал старый человек. Буланый иноходец тоже
был старым конём, очень старым…
Б) «Ангелочек»: Временами Сашке хотелось перестать делать то, что называется жизнью:
не умываться по утрам холодной водой, в которой плавают тоненькие пластинки льда, не
ходить в гимназию, не слушать там, как все его ругают, и не испытывать боли в пояснице и
во всём теле, когда мать ставит его на целый вечер на колени.
В) «Юшка»: Давно, в старинное время, жил у нас на улице старый на вид человек. Он
работал в кузнице при большой московской дороге; он работал подручным помощником у
главного кузнеца, потому что он плохо видел глазами и в руках у него мало было силы.
Г) «Тихое утро»: Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские
ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними. 8 КЛАСС
1.Из какого произведения русской литературы взят данный эпиграф?
«Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»
А)М.Ю.Лермонтов «Мцыри» Б)А.С.Пушкин «Выстрел» В)А.И.Куприн «Поединок»
9 КЛАСС
1.Сайт arzamas.academy составил юмористический учебник «Как написать русскую литературу:
14 инструкций», представляющий собой подборку советов классиков. Отметьте верные пары
«писательсовет»:
А)Н.А.Некрасов «Дайте голос крестьянам. Записывайте яркие просторечные и диалектные
словечки, но не перебарщивайте с ними в финальном тексте. Речь крестьян должна быть понятна
читателю, отретуширована и в целом приведена к современной литературной норме. Не делайте
из чужой устной речи витиеватый сказ, вы не Лесков. Смягчайте общее впечатление от
разговорности языка лиризмом вашего собственного голоса для этого есть лирические
отступления».
Б)А.С.Грибоедов «Продолжайте экспериментировать: пусть в вашей пьесе будет не один
конфликт, а два. Вы прочли достаточно пьес европейского классицизма(Мольера, Мариво,
Шеридана, Бомарше), чтобы не следовать его законам слепо. Допустим, единство времени и
место еще можно соблюсти, но с действием поэкспериментируйте: попытайтесь создать
динамику сюжета за счёт двух связанных между собой конфликтов(условно говоря,
«любовного» и «общественного»)».
В)М.Ю.Лермонтов «Пишите авторские примечания. Опыт Байрона и Томаса Мура, да и ваш
собственный показывает их большие возможности. В сносках можно поместить то, чему не
достало места в лирических отступлениях, процитировать важные чужие стихи, раскрыть
некоторые биографические намеки и, наконец, полемизировать с критиками – в прозе, а не в
стихах».
Г)Н.В.Гоголь «Чаще отклоняйтесь от основной сюжетной линии. Невозмутимо делайте паузу
посреди предложения и приплетайте чтонибудь вовсе несуразное – совершенно обыкновенного
взрослого поросёнка, выскакивающего из ворот частного дома, к примеру».
Д)А.С.Пушкин «Сделайте героя одновременно и интеллектуальнопритягательным, и цинично
ужасным. Наделите его склонностью к самоанализу и рефлексии(чем беспощаднее они будут,
тем эффективнее), умением прозревать женское сердце, шерлокхолмсовской дедукцией и
способностью просчитывать наперед чужие поступки. Пусть, несмотря на все похождения, он
сохранит память об «одной женщине, которую любил в старину», и чувство к ней». 10 КЛАСС
1. О ком из писателей идет речь?
«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный
нос, толстые губы — вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно — это тёмно
серые с синеватым отливом глаза — большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз:
какоето жгучее, и при том ласкающее, приятное». (По воспоминаниям Л. П. Никольской).
Об А.С.Пушкине
11 КЛАСС
1. К пьесам какого русского драматурга создан словарь Н.С. Ашукина и С.И. Ожегова,
включающий следующие статьи: великатный – деликатный; нешто – ничего; елестричество –
электричество; фриштыкать – завтракать; ханжа – притворно – добродетельный человек,
лицемер.
А.Н. Островский
Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Интеллектуальный марафон (русский язык и литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.