Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."
Оценка 4.8

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
естествознание
Детсад—4 кл
16.12.2019
Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."
Интерактивная беседа_Над нами небо голубое....docx

Интерактивная беседа «Над нами небо голубое…»

Целевая аудитория: учащиеся 1-4 классов.

Цели: развитие познавательного интереса, формирование умений устанавливать причинно-следственные связи для дальнейшего формирования научно-материалистического мировоззрения.

Данная беседа предусматривает особую активность учащихся в специально созданной ситуации, при которой  они охотно задают педагогу вопросы, тем самым  как бы направляя ход беседы.

Чтобы активизировать внимание и заинтересованность в происходящем, можно предложить ребятам поэтапно прослушать небольшое стихотворение И. Брагина и, используя прозвучавшие в нем подсказки, попытаться самостоятельно сформулировать вопросы.

Льется с неба синий свет,                  

И конца у неба нет…

Отчего оно такое?

Кто мне сможет дать ответ?

Вопрос. Почему небо голубое?

                                            Вы откуда, облака?

                                            Из какого далека?

                                           Может, вы из белой ваты

                                           Или вроде молока?

Вопрос. Как образуются облака и из чего они состоят?

Торопливый дождь косой

Скачет по полю босой,

Солнце небо разделило

Разноцветной полосой.

Вопрос. Что за полоса и может ли она, на самом деле, разделить небо пополам?

Два села – как берега,

А над ними – мост-дуга.

Почему ступить не может

На дугу ни чья нога?

Вопрос. Что такое радуга, почему она возникает и кто ее раскрасил?

  Где ложится ветер спать?

Можно ль молнию поймать?

До чего же интересно

Все на свете узнавать!

Вопрос. Что такое ветер и почему он может дуть в разных направлениях?

Вопрос. Что такое гром и молния? Что страшнее и опаснее и почему?

Рекомендуемые вопросы, на которые целесообразно дополнительно ответить во время беседы:

·                     Для чего проветривают комнату?

·                     Почему идет дождь, снег, град?

Обязательно обратить внимание учащихся на значение атмосферы для жизни нашей планеты и на последствия ее загрязнения. 

Дополнительный материал, который можно использовать во время беседы.

Загрязнение атмосферного воздуха является серьезной проблемой для жителей городов, так как это отрицательно сказывается на здоровье человека, на состоянии животных и растений. В большинстве городов мира, да и нашей страны,  воздух очень загрязнен. Ежегодно на голову горожан выпадает до ста килограммов загрязнителей. Это твердые частицы (пыль, зола, сажа), аэрозоли, выхлопные газы, пары, дым и другие. Многие вещества вступают в атмосфере в реакцию между собой, образуя новые, часто еще более токсичные соединения.

Среди веществ, вызывающих химическое загрязнение городского воздуха, наиболее  распространены оксиды азота, серы, угарный газ, углеводороды, тяжелые металлы.

         Физическое загрязнение атмосферы происходит от влияния электромагнитных полей и шума; тепловых, радиоактивных и других видов излучений.

Наиболее грозный предвестник возможной глобальной экологической катастрофы – изменение состава атмосферы. Оно сопровождается парниковым эффектом и увеличением размера озоновых дыр. 

Парниковый эффект вызывается увеличением содержания в атмосфере углекислого газа, который в планетарном масштабе играет роль стеклянного колпака. Световая энергия проникает сквозь атмосферу, поглощается поверхностью Земли и превращается в тепловую энергию в виде инфракрасного излучения. Это тепловое излучение поглощается углекислым газом. Естественно, газ нагревается, нагревая поверхность Земли в целом, что может привести к глобальному потеплению.

Ситуацию усугубляют такие газы, как метан, оксиды азота, хлорфторуглероды, «вырабатываемые» человечеством. «Они поглощают инфракрасное (тепловое) излучение в сотни раз сильнее углекислого газа. К счастью, их содержание в воздухе значительно ниже. В течение последних ста лет человек добавил в атмосферу  более  400 млрд. тонн углекислого газа. Если не принимать меры, то к 2050 году концентрация углекислого газа в атмосфере удвоится.

Наисерьёзнейшей проблемой является сокращение озонового слоя, находящегося на высоте 15 – 25 км (его условная толщина 3 мм при нормальных условиях). Только за 80-е годы 20 века суммарное содержание атмосферного озона уменьшилось на 3%, а это ведёт к увеличению солнечного ультрафиолетового излучения, что представляет особую опасность для всего живого.

Что же происходит в атмосфере с озоном? «При попадании в атмосферу хлорсодержащих соединений они диссоциируют (распадаются)  с образованием атомов хлора, которые реагируют с озоном» (В.В. Загорский, 2003. стр. 153).

Еще в 1987 году 36 государств подписали Монреальский протокол о снижении производства фреонов – как самых опасных разрушителей озона.

                  Справка :

 « При старте американского космического челнока «Шатл» срабатывают твёрдотопливные ускорители. Они поднимают челнок до высоты 40 км, сжигая 987 тонн твёрдого ракетного топлива, содержащего примерно 70% перхлората аммония. При одном старте «Шатла» в атмосферу попадает около 200 тонн хлора, при распылении же одного баллончика с фреоном – всего 30 грамм. Чтобы вызвать такое же разрушение озонового слоя, как при одном старте «Шатла», необходимо распылить 7 200 000 баллончиков (т. е. более 7 млн )» (В.В. Загорский, 2003. стр. 153).

По мнению В.В. Загорского (стр. 154) «фреон-12» (М = 121) в четыре раза тяжелее воздуха, поэтому в качестве «отравителя» озонового слоя он мало эффективен – ведь тяжелым молекулам ещё нужно подняться на большую высоту. Совсем другое дело хлороводород, вырывающийся из твёрдотопливных ускорителей «Шатла». Половина твёрдого топлива сгорает в самом озоновом слое и выше него, что обеспечивает более сильное разрушение озона. Кроме этого, выделяющийся оксид алюминия способен сам катализировать (ускорять) распад озона.

                    Справка :

1.               Созданный в нашей стране многоразовый космический корабль «Буран» и его ракета-носитель «Энергия» более экологичны, т.к. в качестве топлива используют керосин и жидкий водород.

2.               Несмотря на очевидность, Монреальский протокол 1987 года не учитывает твердотопливные ускорители «Шатлов» как источники активного хлора – сильнейшего разрушителя озона.

Таким образом, к уничтожению озонового слоя ведут не столько фреоновые баллончики и установки, сколько авиационная и космическая техника, использующая твердотопливные ускорители, и, конечно,  сведение лесов.

В процессе интерактивной беседы  очень хорошо использовать презентации и видеофильмы  о различных явлениях атмосферы, а также  об экологических проблемах загрязнения воздушной оболочки Земли.

 

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."

Интерактивная беседа "Над нами небо голубое..."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.12.2019