Гончарное производство каргопольской игрушки берет начало в городе Каргополе Архангельской области. Когда работы в полях прекращались, местные мастера занимались изготовлением посуды из красной глины: они делали горшки, глиняную посуду. Каргопольская глиняная посуда была очень качественной, пользовалась большим спросом. Из остатков глины в свободное время гончары лепили свистульки, фигурки, людей и животных для своих детей. Первые игрушки украшали тем, что было под рукой - золой, сажей и известью. Дети, которые проявляли художественные способности, тоже становились подмастерьями – они занимались подготовкой глины, им доверяли побелку и сушку гончарных изделий.
Глиняные игрушки Каргополя внешне были достаточно грубыми и очень простыми по технике лепки. У фигурок отсутствовали тщательно проработанные мелкие детали, сами тела и лица были плоскими. Традиционно каргопольскую игрушку сперва полностью покрывали белилами, а затем росписью. Глаза и рот обозначались еще на этапе лепки, затем глаза изображались черным, а рот красным у мужчин, и у женщин. Нос выполнялся щипком. Фигурки мужчин чаще были бородатыми – борода лепилась сразу вместе с головой, а в росписи она обозначалась черными штрихами. Игрушки, изображающие женщин, мастера наряжали в нарядные платья и платки, а мужчины носили шляпы. Фигурки обязательно украшали узором - в качестве декора на одежде у людей, а на фигурки животных орнамент наносился на рога или тело. В росписи сочетались овалы, круги, кресты, пятна, напоминающие древние орнаментальные мотивы.
Традиционную каргопольскую игрушку создавали из небольшого цельного куска красной глины. Мелкие налепные детали были большой редкостью и практически не использовались. Сперва мастер тщательно проминал глину руками, выбирал из нее комки, мелкие камни, чтобы поверхность фигурки была гладкой, а камешки не испортили фигурку при обжиге. Лепили фигурку частями: сперва торс с головой, затем ноги или юбку-колокол, руки, головной убор. Торс соединяли с юбкой, две руки-колбаски сдавливали, сгибали калачиком, и присоединяли к торсу. В последнюю очередь лепили головной убор – шляпу или кокошник. Затем добавляли более мелкие детали – это могли быть предметы, которые глиняные человечки держат в руках. Слепленную глиняную игрушку оглаживали мокрыми руками, чтобы убрать все неровности и придать конечную форму. Следующим этапом фигурки просушивали, а затем обжигали в специальной печи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.