Интерактивная технология «Круги Луллия»
Оценка 5

Интерактивная технология «Круги Луллия»

Оценка 5
docx
18.02.2024
Интерактивная технология «Круги Луллия»
Интерактивная технология «Круги Луллия».docx

Интерактивная технология «Круги Луллия»  как эффективное средство в коррекционной работе с детьми РЕКЛАМА • SOLOWAY Авторы: Адрова Вера Михайловна, Крюкова Наталья Александровна, Новичкова Инна Александровна Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г. Дата публикации: 17.03.2021 Статья просмотрена: 649 раз Скачать электронную версию Скачать Спецвыпуск Методическая копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Волжского (pdf) Библиографическое описание: Адрова, В. М. Интерактивная технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми / В. М. Адрова, Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/353/77537/ (дата обращения: 08.02.2024). РЕКЛАМА • 16+  В последние годы в детских садах возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость, проблемы с речью. Система коррекционных учреждений не может удовлетворить всех потребностей детей с различными проблемами в развитии. Невозможность реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т. е. внедрению детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольных учреждений общеразвивающего вида. Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей.Таким образом, возникает потребность в создании системы сопровождения ребёнка с ОВЗ. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникационные средстваи традиционными наглядными средствами их сложно удивить. Поэтому педагог ищет интересные детям и, в то же время, несложные способы развития ребёнка. На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи. В XII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. Круги Луллия прочно заняли свое место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том числе с ОВЗ. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Работая учителем-логопедом с детьми старшего дошкольного возраста, я использую их для решения следующих задач: – развивать фонематические процессы; – уточнять и активизировать словарный запас; – совершенствовать слоговую структуру слова; – автоматизировать звуки речи; – формировать структуру предложений; – совершенствовать развитие связной речи. Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.Работа с «Речевыми кругами» ведётся: – на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях; – на занятиях по развитию речи; – игровой деятельности вне занятий; – в самостоятельной деятельности детей. Можно выделить этапы участия логопеда (воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»: – логопед (воспитатель) непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно; – логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи; – логопед (воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы. – логопед (воспитатель) осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи. Работа проводится во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей. Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном отрезке времени у конкретных детей. Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем. Вырезанные из картона (дерева) круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Скрепить круги в центре.Прикрепить сверху стрелку.( Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга). В каждый сектор помещается картинка. На первом кольце располагаются карточки с изображением предметов. На втором кольце расположены карточки с изображением других предметов с таким же количеством слогов. На третьем круге — фишки, указывающие количество слогов на карточках. Раскрутить стрелку, она указывает на изображение на первом круге. Назвать его. Подобрать карточки с таким же количеством слогов на втором круге. Назвать предмет, посчитать слоги. К каждой паре карточек подобрать соответствующий сектор с фишками на 3 круге. Система игровых упражнений для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия Закрепление произношения поставленных звуков в речи - На одном круге символ звука (например змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком Колесо крути, слова со звуком Ш произноси. - На одном круге предметные картинки с автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком (живые предметы) «Называй предметы парами т. о., чтобы у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например : кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На шкафу нарисована кошка.) - На кругах предметные картинки с дифференцируемой парой звуков «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон — снежинка (Слон поймал снежинку.) Развитие фонематических процессов - На одном круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки, начинающиеся на гласные, твердые — мягкие согласные. «Объедини картинки с символами первых звуков». - На кругах предметные картинки «Объедини картинки с одинаковыми первыми звуками» - На обоих кругах предметные картинки — паронимы «Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки — рожки, колобок — коробок, мишка — миска и т. д. - На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом — предметные картинки «Объедини картинки с подходящими схемами» Совершенствование слоговой структуры слова - На одном круге разное количество точек, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки «Объедини количество точек со словом с таким же количеством слогов». - На обоих кругах предметные картинки «Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка — ча-сы, са-мо-вар — мо-ло-ток. «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: шап-ка — ча-сы. Шапку надел на часы. - На одном круге схемы нахождения звука в слове, на другом — предметные картинки «Прочитай получившееся слово» Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово». Например: КА, ША — КАША, РО, ЗА — РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом» Формирование лексико-грамматических категорий - На одном круге разные цифры, на 2-ом цвет и на 3-ем — предметные картинки «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: 8 — розовый — лампа (8 розовых ламп.) На одном круге схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы По мнению авторов статьи, круги Луллия являются эффективным средством в решении коррекционных задач.У детей на конец учебного года проявился интерес к использованию данного пособия в самостоятельной деятельности. Практическая значимость его очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей — логопедов. Литература: Железнова С. В., Фалькова Т. А. «К вопросу об организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении». г. Ульяновск, 2001 г. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого мышления воображения и речи дошкольников. — Ульяновск, 2003. Сидорчук Т. Я познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск, 2003. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия». — М.; АРКТИ, 2011 г. Основные термины (генерируются автоматически): круг, картинка, ребенок, автоматизируемый звук, игра, круг схемы нахождения звука, ограниченная возможность здоровья, получившееся слово, связная речь, слоговая структура слова.



 

Интерактивная технология «Круги

Интерактивная технология «Круги

В XII веке французский монах Раймонд

В XII веке французский монах Раймонд

Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне

Пособие представляет собой круги, закреплённые на картоне

Например: шап-ка — ча-сы, са-мо-вар — мо-ло-ток

Например: шап-ка — ча-сы, са-мо-вар — мо-ло-ток
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2024