Интерактивная
технология «Круги Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с
детьми РЕКЛАМА • SOLOWAY Авторы: Адрова Вера Михайловна, Крюкова Наталья
Александровна, Новичкова Инна Александровна Рубрика: Спецвыпуск Опубликовано в
Молодой учёный №11 (353) март 2021 г. Дата публикации: 17.03.2021 Статья
просмотрена: 649 раз Скачать электронную версию Скачать Спецвыпуск Методическая
копилка педагогов дошкольных образовательных учреждений г. Волжского (pdf)
Библиографическое описание: Адрова, В. М. Интерактивная технология «Круги
Луллия» как эффективное средство в коррекционной работе с детьми / В. М.
Адрова, Н. А. Крюкова, И. А. Новичкова. — Текст : непосредственный // Молодой
ученый. — 2021. — № 11.1 (353.1). — С. 1-3. — URL:
https://moluch.ru/archive/353/77537/ (дата обращения: 08.02.2024). РЕКЛАМА •
16+ В последние годы в детских садах возросло количество детей с
ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями
здоровья имеют свою специфику развития. У многих из них встречаются трудности
всех видов восприятия и внимания, повышенная эмоциональная истощаемость,
проблемы с речью. Система коррекционных учреждений не может удовлетворить всех
потребностей детей с различными проблемами в развитии. Невозможность
реализовать потребности данной группы детей через сеть специализированных
учреждений привела к необходимости введения инклюзивного образования, т. е.
внедрению детей с особыми образовательными потребностями в систему дошкольных
учреждений общеразвивающего вида. Для успешности воспитания и обучения детей с
ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых
образовательных потребностей.Таким образом, возникает потребность в создании
системы сопровождения ребёнка с ОВЗ. В системе образования детей дошкольного
возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают
информационно-коммуникационные средстваи традиционными наглядными средствами их
сложно удивить. Поэтому педагог ищет интересные детям и, в то же время, несложные
способы развития ребёнка. На сегодняшний день существует множество методик,
технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития речи у
детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников
является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды
способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать
в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность
дошкольников — игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной
стороны речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой — сама игра
совершенствуется под влиянием и обогащением речи. В XII веке французский монах
Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее
можно прекрасно использовать как средство развития речи у детей. «Кольца
Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции
позволяет применять ее даже в детском саду. Круги Луллия прочно заняли свое
место в педагогике. На сегодняшний день они являются универсальным
дидактическим средством, формирующим мыслительные процессы у детей. Их можно
многопланово использовать при решении задач развития речи у дошкольников, в том
числе с ОВЗ. Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать
интерес к изучаемому материалу. Работая учителем-логопедом с детьми старшего
дошкольного возраста, я использую их для решения следующих задач: – развивать
фонематические процессы; – уточнять и активизировать словарный запас; –
совершенствовать слоговую структуру слова; – автоматизировать звуки речи; –
формировать структуру предложений; – совершенствовать развитие связной речи.
Данное игровое пособие может использоваться при закреплении артикуляционных
упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития
лексико-грамматических категорий и связной речи.Работа с «Речевыми кругами»
ведётся: – на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях; – на
занятиях по развитию речи; – игровой деятельности вне занятий; – в
самостоятельной деятельности детей. Можно выделить этапы участия логопеда
(воспитателя) в играх с «Речевыми кругами»: – логопед (воспитатель)
непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее
развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно; –
логопед (воспитатель) косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя
в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают
очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи; – логопед
(воспитатель) осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой
деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру,
сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в
ходе коррекционной логопедической работы. – логопед (воспитатель) осуществляет
обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой
активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения
навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи. Работа проводится
во всех блоках образовательного процесса: на коррекционных занятиях, в
индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной игровой деятельности детей.
Планирование той или иной игры осуществляется в зависимости от коррекционных
задач, реализуемых на данный момент, и проблем, возникающих на определенном
отрезке времени у конкретных детей. Пособие представляет собой круги,
закреплённые на картоне. Принцип изготовления игры заключается в следующем.
Вырезанные из картона (дерева) круги разбиваются на 4, 6, 8 секторов. Скрепить
круги в центре.Прикрепить сверху стрелку.( Круги и стрелка свободно двигаются
независимо друг от друга). В каждый сектор помещается картинка. На первом
кольце располагаются карточки с изображением предметов. На втором кольце
расположены карточки с изображением других предметов с таким же количеством
слогов. На третьем круге — фишки, указывающие количество слогов на карточках.
Раскрутить стрелку, она указывает на изображение на первом круге. Назвать его.
Подобрать карточки с таким же количеством слогов на втором круге. Назвать
предмет, посчитать слоги. К каждой паре карточек подобрать соответствующий
сектор с фишками на 3 круге. Система игровых упражнений для индивидуальных и
подгрупповых логопедических занятий с использованием кругов Луллия Закрепление
произношения поставленных звуков в речи - На одном круге символ звука (например
змея), на другом — предметные картинки с автоматизируемым звуком Колесо крути,
слова со звуком Ш произноси. - На одном круге предметные картинки с
автоматизируемым звуком (неживые предметы), на другом — предметные картинки с
автоматизируемым звуком (живые предметы) «Называй предметы парами т. о., чтобы
у живого предмета в паре был неживой предмет» «Придумай предложение с
получившейся парой слов». Например : кошка, шкаф (Кошка спряталась под шкаф. На
шкафу нарисована кошка.) - На кругах предметные картинки с дифференцируемой
парой звуков «Придумай предложение с получившейся парой слов». Например: слон —
снежинка (Слон поймал снежинку.) Развитие фонематических процессов - На одном
круге синие, зеленые, красные круги, на другом — предметные картинки,
начинающиеся на гласные, твердые — мягкие согласные. «Объедини картинки с
символами первых звуков». - На кругах предметные картинки «Объедини картинки с
одинаковыми первыми звуками» - На обоих кругах предметные картинки — паронимы
«Объедини картинки, сходные по звучанию» Например: ложки — рожки, колобок —
коробок, мишка — миска и т. д. - На одном круге схемы нахождения звука в слове,
на другом — предметные картинки «Объедини картинки с подходящими схемами»
Совершенствование слоговой структуры слова - На одном круге разное количество
точек, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки «Объедини количество точек со
словом с таким же количеством слогов». - На обоих кругах предметные картинки
«Объедини картинки с одинаковым количеством слогов». Например: шап-ка — ча-сы,
са-мо-вар — мо-ло-ток. «Придумай предложение с получившейся парой слов».
Например: шап-ка — ча-сы. Шапку надел на часы. - На одном круге схемы нахождения
звука в слове, на другом — предметные картинки «Прочитай получившееся слово»
Например: МА, ПА- МАПА, ЛО, ТА- ЛОТА «Сложи названное мной слово». Например:
КА, ША — КАША, РО, ЗА — РОЗА. «Придумай предложение с получившимся словом»
Формирование лексико-грамматических категорий - На одном круге разные цифры, на
2-ом цвет и на 3-ем — предметные картинки «Придумай предложение с получившейся
парой слов». Например: 8 — розовый — лампа (8 розовых ламп.) На одном круге
схемы предлогов, на 2-ом и 3-ем — предметные картинки «Придумай предложение с
получившейся парой слов». Например: Буратино выглядывает из-за берёзы По мнению
авторов статьи, круги Луллия являются эффективным средством в решении
коррекционных задач.У детей на конец учебного года проявился интерес к использованию
данного пособия в самостоятельной деятельности. Практическая значимость его
очевидна и заслуживает внимания воспитателей логопедических групп и учителей —
логопедов. Литература: Железнова С. В., Фалькова Т. А. «К вопросу об
организации развивающей предметной среды в дошкольном учреждении». г.
Ульяновск, 2001 г. Лелюх С., Сидорчук Т., Хоменко Н. Развитие творческого
мышления воображения и речи дошкольников. — Ульяновск, 2003. Сидорчук Т. Я
познаю мир. Методический комплекс для работы с дошкольниками. — Ульяновск,
2003. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия».
— М.; АРКТИ, 2011 г. Основные термины (генерируются автоматически): круг,
картинка, ребенок, автоматизируемый звук, игра, круг схемы нахождения звука,
ограниченная возможность здоровья, получившееся слово, связная речь, слоговая
структура слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.