Интерактивная тетрадь как средство проектной деятельности
в начальной школе
Куликовская Татьяна Геннадьевна
Уважаемые коллеги, позвольте представить Вашему вниманию мастер – класс на тему: «Интерактивная тетрадь как средство проектной деятельности в начальной школе», который является логическим продолжением методического семинара «Формирование коммуникативных навыков младших школьников через организацию проектной деятельности в рамках возможностей методического продукта - рабочая тетрадь «Моё Оренбуржье».
Для проведения мастер класса мне понадобится фокус группа из 7 человек, перед вами на столах лежат материалы для создания интерактивной тетради: заготовка папки, конверт с информационным материалом, инструменты для работы. Ваша задача оформить материал и представить свой проект в виде тетради, также подготовить ответы на вопросы.
Успешное решение задач повышения конкурентоспособности российского образования, поставленных президентом РФ в майских указах от 07.05.2018 года, предполагает формирование у подавляющего большинства обучающихся коммуникации, креативности, кооперации, критического мышления.
Работа с интерактивными тетрадями позволяют выполнить проект, изучать любой школьный предмет весело и увлекательно.
Интерактивная тетрадь - это самодельная тетрадь с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, текстов, диаграмм и графиков в любой форме по теме. Это тетрадь, которую обучающийся собирает сам, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы.
Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:
- компактная организации информации по изучаемой теме;
- визуализация теоретического материала;
- структурирование сложной информации;
- детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
- многократное повторение и закрепление материала, учитывая различные способы восприятия информации детьми (аудиалы, визуалы, кинестеты и дискреты (опираются на логику – суть и взаимосвязи).
- развитие познавательного интереса и творческого мышления.
Когда можно использовать эти тетради?
- в проектной деятельности;
- для введения нового материала;
- для отработки материала;
- для повторение темы;
- как демонстрационный материал.
Отличие с рабочей тетрадью в том, что здесь детям интересно открывать, достать, смотреть, находить и самим что-то заполнять. Так же могут вернуться и поиграть с кем-то.
Плюсами интерактивной тетради является:
1. Развитие мелкой моторики.
Шаблоны вырезания готовится учителем заранее и совместно с детьми на уроках технологии вырезаются. Тем самым дети осознают, что для любой работы нужно готовится заранее.
2. Использование разных форм организации деятельности обучающихся
Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща. С точки зрения социализации ребенка в обществе, важной формой работы является взаимодействие в малой группе, когда 3–5 учеников работают над одной тетрадью. Здесь, с одной стороны, каждый должен понимать свою значимость, а с другой нельзя допускать, чтобы кто-то остался без определенного задания, думая, что всю работу сделает за него кто-то другой.
Учитель выступает не в роли источника информации, а в роли консультанта.
2. Совместная работа с родителями.
Интерактивная тетрадь хороша и тем, что к его созданию можно привлечь родителей. (живое общение, которого много не бывает, родительский пример мотивирует на успешное обучение).
3. Ручная работа.
Каждая тетрадь уникальна, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.
4. Развивающие задания.
Работая, казалось бы, над одной темой, одним заданием, ребята из разных пар и групп очень часто по-разному находят решения поставленных перед ними проблем. Когда созданное «сокровище» демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.
Одним из минусов данной работы является время, необходимое на
создание интерактивной тетради. Одного урока или вне учебного занятия будет
недостаточно, тем более, учитывая тот факт, что перед созданием конечного
продукта, необходимо тщательно продумать его структуру и найти нужную
информацию.
Большую часть работы (планирование и поиск информации) можно
осуществлять дома и на внеурочных занятиях. Конечное же создание интерактивной
тетради необходимо осуществлять в рамках учебного занятия, чтобы было видно
работу каждого члена группы, ребёнка в отдельности, чтобы у одноклассников была
возможность поделиться друг с другом своими открытиями.
Необходимо отметить,
что применение интерактивной тетради на уроке и во внеурочной деятельности
возможно не на каждом типе учебного занятия по ряду причин. Данная техника
обучения подходит для урока систематизации знаний, когда обучающиеся в
определенной степени владеют информацией по заданной теме, но
создавая тетрадь, им приходится детализировать информацию по центральной теме,
креативно подходить к оформлению и объяснению как уже изученного, так и нового
материала.
Также от учителя, как от старшего наставника и помощника, требуется
дополнительная подготовка к предстоящему уроку, ведь у учеников будут вопросы, у
них будет информация, которую он, возможно, не знает и к этому нужно быть
готовым, нужно правильно относиться к ситуации, когда ученик знает что-то, чего
не знает учитель.
В этой ситуации учитель четко должен помнить и объяснять своим ученикам, что учитель в рамках современного образования в первую очередь не источник знания, а опытный проводник к поиску, восприятию и усвоению знаний.
Интерактивная тетрадь — это
конкретный аспект большой темы, поэтому при правильном построении работы,
учитель за период обучения своему предмету может создать с классом или группой
целую серию на одну тему, которая будет более полно отображать проблемы,
связанные с данной темой.
Итак, фокус-группа, вы готовы? Мы даем им слово для презентации своей работы…
- по какой теме Вы работали?
- с какой сложностью вы столкнулись при выполнении данной работы, что вам показалось наиболее интересной?
- сможете ли вы применять интерактивную тетрадь на своих уроках?
Итак, вы видите, что каждая интерактивная тетрадь уникальна, несмотря на одну и ту же тему.
Создание интерактивной тетради решает ряд задач, формируя не только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации. Еще интерактивная тетрадь воспринимается учащимися как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
Интерактивная тетрадь – это полет фантазии, который может дать непредсказуемые положительные результаты.
Спасибо за внимание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.