Департамент образования Мэрии г.Грозного
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15» г. Грозного
РАССМОТРЕНА: на заседании методического совета Протокол № _______ от «____» ____ 2024 г. |
СОГЛАСОВАНА: на заседании педагогического совета Протокол № _______ «____» ____ 2024 г. |
УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ №15» г. Грозного _________/ Ш.Р. Авайсов / Приказ № _______ от «____» ____ 2024 г.
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Юный шахматист»
Направленность: физкультурно- спортивное
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 12-15 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель:
Джабраилова Разита Зайнутдиновна
педагог дополнительного образования
г. Грозный 2024 г.
Программа прошла внутреннюю экспертизу и рекомендована к реализации в МБОУ «СОШ № 15».
Экспертное заключение (рецензия) №____ от «____» __________2024г.
Эксперт Джабраилова Р.З. заместитель директора по УР
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Нормативная правовая база к разработке дополнительных общеобразовательных программ
1.2. Направленность программы
1.3. Уровень освоения программы
1.4. Актуальность программы
1.5. Отличительные особенности.
1.6. Цель и задачи программы.
1.7. Сроки реализации и объем программы.
1.8. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
1.9. Категория учащихся.
1.10. Планируемые результаты освоения программы.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный план
2.2. Содержание учебного плана
2.3. Календарный- учебный график.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Раздел 4. Комплекс организационно-педагогических условий реализации программы.
4.1. Материально-техническое обеспечение программы.
4.2. Кадровое обеспечение программы.
4.3. Учебно-методическое обеспечение.
4.4. Список литературы.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
1.1. Нормативно – правовые основы разработки дополнительных общеобразовательных программ.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный шахматист» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения от 27.07. 2022г. № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
- Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030г.»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБОУ «СОШ №15» г. Грозного».
1.2. Направленность дополнительной общеразвивающей программы - физкультурно-спортивная.
Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера
1.3. Уровень освоения программы – стартовый. На данном этапе у обучающихся формируется интерес, устойчивая мотивация к выбранному виду деятельности, расширяется спектр специализированных знаний для дальнейшего самоопределения, развития личностных компетенций: ценностно смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, информационных, коммуникативных.
1.4. Актуальность программы обусловлена потребностями детей и их родителей (законных представителей), вызванные современными требованиями модернизации системы образования. В современном информационном пространстве, в котором живет ребенок, систематические занятия шахматами позволяют ему успешно овладевать знаниями, выбирать методы, средства и материалы для достижения поставленных целей. Стратегические модели и концепции, усваиваемые игроками в процессе обучения игре в шахматы, имеют не абстрактное, а прямое применение в таких областях, как бизнес, экономика и управление.
Тем самым программа отвечает социальному и образовательному заказу семьи, заинтересованной в раскрытии и развитии потенциальных возможностей ребенка и использовании приобретенных знаний, умений и навыков в личностном самоопределении.
1.5. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы является:
- поэтапное освоение учащимися предлагаемого курса, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям;
- методика индивидуального подхода к каждому учащемуся при помощи подбора заданий разного уровня сложности.
Индивидуальный подход базируется на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания педагогом “ситуации успеха” для каждого учащегося, таким образом данная методика повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии.
1.6. Цель и задачи программы.
Цель программы - развитие личности ребёнка, интеллектуальных способностей и логического мышления, через овладение навыками шахматной игры.
Задачи программы:
Обучающие:
- познакомить с элементарными понятиями шахматной игры;
- помочь овладеть приёмами тактики и стратегии шахматной игры;
- обучить решать комбинации на разные темы.
Развивающие:
- развить фантазию, логическое и аналитическое мышление, память,
внимательность, усидчивость;
- развить интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров.
Воспитательные:
- воспитать уважительное
отношение к партнёру, самодисциплину, умение владеть собой и добиваться цели;
- сформировать правильное поведение во время игры;
- воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи.
1.7. Сроки реализации и объем программы.
Срок реализации программы – 1 год. Объем программы – 144 часа.
1.8. Формы обучения и организации образовательной деятельности, режим занятий.
Форма обучения: очная. Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы – 20 человек.
Занятия проходят в игровой атмосфере. Занятия разделены на две части:
- в первой части учащимся преподается теория, они учатся стратегическим и тактическим приемам, построению плана, правильной оценке позиции, пробуют ставить ловушки и избегать их;
- вторая часть занятия посвящена игре, где учащиеся применяют на практике полученные знания путем решения дидактических задач и игр, соревнований, турниров и т.д.
Все применяемые формы работы с детьми можно систематизировать следующем образом:
- практическая игра;
- решение шахматных задач, комбинаций и этюдов;
- дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- теоретические занятия;
- шахматные игры;
- участие в мини турнирах.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия 40 минут, перерыв – 10 минут.
1.9. Категория учащихся. Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 15 лет. Зачисление в группы осуществляется по желанию ребенка и заявлению его родителей (законных представителей). Учет возрастных особенностей учащихся, занимающихся по программе, является одним из главных педагогических принципов. Дети в этом возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу, аргументировано доказывать свое мнение. Данному возрасту обычно соответствует ярко выраженный максимализм в принятии или не принятии каких-либо точек зрения, в принятии решений, в выражении самостоятельности. Численный состав обучающихся в группе 20 детей.
1.10. Планируемые результаты освоения программы.
Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
- историю шахмат и выдающихся шахматистов;
- правила игры в шахматы;
- простейшие схемы достижения матовых ситуаций;
- тактику и стратегию ведения шахматного поединка;
- технику расчета;
- название шахматных фигур, их расстановку и ходы;
- «Стоимость» каждой фигуры. Последовательность включения в игру шахматных фигур;
- принципы игры в дебюте. Схемы простейших шахматных комбинаций;
- рекомендации игры в миттельшпиле.
Обучающийся будет уметь:
- делать ходы шахматными фигурами;
- осуществлять взятие шахматных фигур противника, осуществлять «шах», «мат», «пат» и защищаться от них;
- делать рокировку;
- ставить мат путём осуществления шахматных комбинаций;
- ставить мат в два, три хода;
- выполнять комбинации на достижение численного перевеса;
- ставить мат легкими фигурами.
Метапредметные результаты
- сформировано умение строить простые логические рассуждения, выработана способность к небольшому анализу своих действий;
- сформированы способности действовать в уме.
Личностные результаты
- сформированы коммуникативные компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- сформирован устойчивый интерес к игре в шахматы;
- развиты психические процессы: мышление, воображение, память, воля, абстрактно логическое мышление, интеллект.
Раздел 2. Содержание программы.
2.1. Учебный (тематический) план
№ п/п |
Наименование темы |
Количество часов |
Формы аттестации и контроля |
||
Теория |
Практика |
Всего |
|||
1. |
Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. |
2 |
- |
2 |
Беседа |
2. |
Основы стратегии |
4 |
10 |
14 |
Устный опрос. Наблюдение |
3. |
Дебют |
|
|
||
а) |
Открытые дебюты |
4 |
8 |
12 |
Блиц-турнир |
б) |
Полуоткрытые дебюты |
4 |
8 |
12 |
Мини-турнир |
в) |
Закрытые дебюты |
4 |
8 |
12 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
4. |
Эндшпиль |
2 |
10 |
12 |
Мини соревнования |
5. |
Ладейный эндшпиль |
2 |
10 |
12 |
Наблюдение. Игры |
6.
|
Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал |
2 |
12 |
14 |
Устный опрос. |
7. |
Разбор матчей сильнейших шахматистов мира |
12 |
- |
12 |
Беседа |
8. |
Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий |
- |
30 |
30 |
Устный опрос. Наблюдение |
9. |
Конкурс решения задач и этюдов |
- |
10 |
10 |
Наблюдение |
10. |
Итоговое занятие. Тест. |
- |
2 |
2 |
Тестирование. |
|
ИТОГО: |
36 |
108 |
144 |
|
2.2. Содержание учебного плана
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности
Теория: знакомство с обучаемыми. Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в шахматы, содержание и режим занятий; инструктаж по технике безопасности (правила техники безопасности, правила противопожарной безопасности, правила дорожного движения, правила поведения в чрезвычайных ситуациях).
2. Основы стратегии
Теория: на занятиях по основам стратегии занимающиеся знакомятся с различными приемами шахматной игры, учатся строить план в шахматной партии, преодолевать возникшие в партии трудности.
Практика:
- комбинации с большим количеством жертв (разбор примеров);
- красота шахматных партий;
- тренировка техники расчета вариантов, общие положения;
- выработка шахматного стиля. Что такое шахматный стиль? Демонстрация партий мастеров различных стилей;
- зарождение учения о позиционной игре. Филидор о роли пешечной структуры в шахматной партии;
- причины возникновения комбинаций;
- основные положения теории Стейница;
- слабые поля в лагере противника. Слабость комплекса полей. Пешечные слабости. Сдвоенные пешки. Открытая линия. Вторжение на 7-ю горизонталь;
- атака. Накопление мелких преимуществ. Связь между различными стадиями партии;
- методы борьбы против гамбитов. Позиционные жертвы. Изолированные пешки в центре доски. Висящая пешка. Карлсбадская структура. Закрытый центр. Блокада.
3. Дебют
Теория: на занятиях по теории дебюта учащиеся знакомятся с правилами ведения игры в начале шахматной партии. Дебютная теория. Три принципа игры в дебюте: центр, мобилизация, безопасность. Дебютные ловушки и их роль в шахматной партии. Миниатюры. Проблема шахматного центра с точки зрения теории Стейница и гипермодернистов.
Практика:
А) Гамбиты как средство обострения борьбы с самого начала партии.
Королевский гамбит.
Гамбит Эванса.
Защита Стейница в испанской партии.
Защита Филидора.
Б) Закрытые дебюты, ферзевый гамбит.
Дебют Нимцовича.
Дебют Рети.
В) Защита Алехина - один из дебютов гипермодернизма.
Система Полугаевского в сицилианской защите.
Игра в тематических турнирах. Решение задач по тактике.
4. Эндшпиль
Теория: уметь играть конец – значит уметь играть в шахматы! Юные шахматисты обязаны знать «таблицу умножения» шахмат. На занятиях изучаются все виды простейших шахматных окончаний: пешечные, слоновые, коневые, ферзевые.
Эндшпильная техника. Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
Окончания с проходными пешками. Лучшее пешечное расположение. Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. Многопешечные ладейные окончания. Линейный мат. Мат королем и ферзем. Мат королем и ладьей. Правило квадрата. Проведение пешки в ферзя.
Практика: разбор сыгранных партий учащихся. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной технике. Зачеты по тактике и технике эндшпиля.
5. Ладейный Эндшпиль
Теория: Чаще всего до конца партии «доживают» ладьи. По этому основное внимания в обучении необходимо уделять изучению ладейных окончаний. Учащиеся обязаны научиться строить «мосты», перекрываться этими сильными шахматными фигурами.
Общие принципы игры в сложных окончаниях. Активность короля. Переход к типовым позициям как один из методов реализации перевеса.
Ладейные окончания - общие принципы ведения борьбы. Ладья против пешки. Ладья с пешкой против ладьи. Многопешечные ладейные окончания. Мат королем и ладьей.
Практика: игра на турнире. Разбор сыгранных партий учащихся. Сдача зачетов по тактике и эндшпильной ладейной технике.
6. Борьба при необычном соотношении сил и компенсации за материал
Теория: на этих занятиях учащиеся знакомятся с различными приемами шахматной борьбы на разных стадиях партии, решают шахматные задачи и этюды.
А. Нимцович, его роль в развитии и обосновании идей гипермодернизма.
Критика некоторых положений З. Тарраша.
Практика: решение сложных позиций с большим числом разветвлений.
Конкурс решения задач. Конкурс решения комбинаций. Основы комбинационной и позиционной игры. Элементы шахматной тактики и их роль в игре. Двойной удар. Открытое нападение. Связка. Двойной шах. Решение задач на тактику и мат в два хода с помощью двойного шаха. Классификация комбинационных тактических приемов. Комбинация и ее роль в шахматной партии; примеры. Мотив комбинации (примеры). Геометрические мотивы. Использование неудачного положения фигуры. Использование ослабленного положения короля. Десперадо. Отвлечение. Завлечение. Перекрытие. Рентген. Мат по последней горизонтали. Спертый мат.
7. Разбор матчей сильнейших шахматистов мира
Теория: история и теория шахматной игры.
Любой культурный человек обязан знать историю шахматной игры. Дети должны познакомиться с матчами ведущих шахматистов мира, чемпионов. Это не только просмотр шахматных партий, но и знакомство с творчеством чемпионов, их биографией, их борьбой за шахматный трон.
8. Игровые занятия. Разбор и анализ сыгранных партий
Практика: участие в соревнованиях и турнирах.
Партии, сыгранные на турнирах, юный спортсмен обязан сначала проанализировать дома самостоятельно, а потом отчитаться перед тренером о проделанной работе. Для лучшей подготовки к соревнованиям спортсмен играет тренировочные партии, участвует в различных тематических турнирах. Игра на турнире.
9. Конкурс решения задач и этюдов
Практика: для развития комбинационного зрения шахматиста хорошо участвовать в конкурсах решения задач и этюдов. Зачеты по тактике и технике эндшпиля. Дерево перебора. Решение задач на мат.
10. Итоговое занятие
Практика: итоговое закрепление изученного материала; тестирование.
Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы.
Входной контроль проводится в первые дни обучения для выявления исходного уровня подготовки обучающихся, чтобы скорректировать учебно-тематический план, определить направление и формы работы (метод: собеседование).
Текущий контроль проводится с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала и уровня их подготовленности к занятиям. Проводится в форме педагогического наблюдения, опроса, блиц-турнира, тестирования.
Промежуточная аттестация- проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации обучающихся на дальнейшее самостоятельное обучение. Проводится в форме шахматного турнира, тестирования.
Критерии оценки шахматных турниров:
- знание истории шахматной игры – максимальное количество баллов – 2;
- правильное расположение шахматной доски – максимальное количество баллов – 2;
- знание названий шахматных фигур - максимальное количество баллов – 2;
- расположение шахматных фигур и пешек на шахматной доске - максимальное количество баллов – 2.
- действия с шахматными фигурами и пешкой– максимальное количество баллов – 2.
Общее максимальное количество баллов – 10.
Оценочные материалы
Виды контроля
|
Цель организации контроля |
Оценочные материалы
|
Вводный контроль |
Выявление уровня познавательных интересов |
Собеседование
|
Текущий контроль |
Проверка усвоения материала по изучаемым темам, проверка - повторение пройденного материала |
Педагогическое наблюдение. Опрос. Блицтурнир. Тестирование. Текущий. |
Итоговый контроль |
Контроль знаний и умений учащихся по программному материалу. |
Шахматный турнир. Тестирование |
Критерии достижения результатов обучающихся
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень — обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень — у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень — у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; обучающийся испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
Раздел 4. Комплекс организационно-педагогических условий
реализации программы
4.1. Материально-техническое обеспечение программы.
Помещение: учебный кабинет №42, рассчитанный на учебную группу 15 учащихся.
- демонстрационная шахматная доска-1шт;
- шахматные наборы для занятий-10 шт;
- часы шахматные-3 шт.
Технические средства обучения:
- компьютер 1шт;
- Интерактивная доска 1шт;
- Принтер -1шт;
- Программное обеспечение- MS Windows, Power Point и др.
4.2. Кадровое обеспечение программы.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим образование, соответствующее профстандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых.
4.3. Учебно - методическое обеспечение
Название учебной темы |
Форма занятий |
Название и форма методического материала |
Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса |
Вводное занятие. ТБ. История шахмат. Название фигур. |
Групповая. Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Инструкции по ТБ. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Шахматные_фигуры |
Словесный Наглядный
|
Первоначальные понятия |
Групповая. Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме. - https://chess-boom.online/nazvanie-figur-v-shahmatah/
|
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Правила шахматной игры. |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме https://www.kombinashki.ru/debyuty.php |
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Об особенностях шахматной игры. Борьбы. Шахматном спорт. |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
- Тематическая разработка по теме https://www.kombinashki.ru/debyuty2.php |
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Ловушки в начале партии. |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме https://chessmatenok.ru/shahmatnye-lovushki/ |
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Правила шахматной игры. |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
- Тематическая разработка по теме https://www.chessday.ru/blog/39-pravila-shahmat |
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Тактика и комбинация |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме - https://chess-boom.online/nichya-v-shahmatah/
|
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Дебюты в игре шахматы |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме https://chess-boom.online/nichya-v-shahmatah/
|
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Шахматные окончания. |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме https://www.chessday.ru/blog/39-pravila-shahmat
|
Словесный Наглядный Практический Игровой |
Учебные игры по шахматам. |
Групповая, Теоретическая подготовка. Практическая работа. |
Тематическая разработка по теме https://www.chess.com/ru/learn
|
Словесный Наглядный Практический Игровой |
4.4 Список литературы.
Список литературы для педагога.
1. Авербах, Ю. Школа середины игры / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терра-спорт», 2008.
2. Авербах, Ю. Школа эндшпиля / Ю.Авербах. - М.: Издательство «Терраспорт», 2009.
3. Арчаков, В.М. Изобразительные шахматные задачи и этюды Киев: Издательство «Радяньска школа», 2000.
4. Белявский, А., Михальчишин, А. Интуиция/ Издательство «Рипол классик», 2003.
5. Богданович, Г. Программа подготовки шахматистов-разрядников 1 разряд – КМС. Издательство «Russian chess house», 2005.
6. Болеславский, М., Болеславский, Л. 1000 вопросов шахматиста. «Астрель», 2010.
7. Бондаревский, И.З. Комбинации в миттельшпиле И.З.Бондаревсикй. – Ростов на Дону: Издательство «Феникс», 2009.
8. Бондарь, Л.А., Лившиц, З.Б., Любоштц, А.И. Шахматные семестры - Минск: «Высшая школа», 2015.
9. Ботвинник, М.М., Эстрин Я.Б. Защита Грюнфельда / М.М.Ботвиник, Я.Б.Эстрин. - М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2008.
Список литературы для учащихся и родителей.
1. Брикхилл П., Беркер Р. Убийцы Королей – М.: ООО «Издательство АСТ», 2014 – 592 с.)
2.Вильсон Х. Линкоры в бою 2018г. - М.: Изографус, Нижегородское Книжное Издательство, ЭКСМОПресс, 2017. - 432 с.
3. Панченко, А.Н. Теория и практика шахматных окончаний [Текст] / А.Н.Панченко. - Йошкар-Ола: 1997.
4. Пожарский, В. Шахматный учебник на практике [Текст] / В.Пожарский. - Ростов на Дону: «Феникс», 2015.
5. Хенкие, В. 1000 матовых комбинаций [Текст] / В.Хенкие. – М.: «АСТ», 2012. 6. Хенкин, В., Шахматы для начинающих [Текст] / М.: В.Хенкин. – «Астрель АСТ», 2012.
Электронные ресурсы:
1. https://www.chess.com/ru/learn/ru/learn;
2. cherkalet.ru – Шахматный ДТДиМ "Восточный";
3. https://www.chess.com/ru/learn - сайт шахматистов
Приложение 1
2.3 Календарно- учебный график кружка «Юный шахматист» 1-2 группы
на 2024 – 2025 учебный год
№ п/п |
Дата планируемого проведения занятия |
Дата фактического проведения занятия |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
09.09.2024 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Инструктаж по технике безопасности Изучение фигур |
Каб. № 42 |
Беседа |
2 |
12.09 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Изучение фигур и способов их передвижения |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
3 |
16.09 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Изучение фигур и способов их передвижения |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
4 |
19.09 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Изучение фигур и способов их взятия |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
5 |
23.09 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Изучение фигур и способов их взятия. Закрепление. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
6 |
26.09 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Изучение сложных правил: шах, взятие на проходе, рокировка, превращение пешки в ферзя |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
7 |
30.09 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Изучение сложных правил: шах, взятие на проходе, рокировка, превращение пешки в ферзя. Закрепление |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
8 |
03.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Изучение сложных правил: шах, взятие на проходе, рокировка, превращение пешки в ферзя. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
9 |
07.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Цель игры – мат. Понятие и практическая реализация |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
10 |
10.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Примеры возможных матов. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
11 |
14.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Шахматная позиция и начальная расстановка фигур. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
12 |
17.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Шахматная нотация. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
13 |
21.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Элементарные маты. Мат ферзем одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Беседа |
14 |
24.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Элементарные маты. Мат ладьей одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
15 |
28.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Элементарные маты. Мат двумя ладьями одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
16 |
31.10 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Элементарные маты. Мат двумя слонами одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
17 |
07.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Пат. Понятие и практические примеры. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
18 |
11.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Стадии шахматной партии. Дебют. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
19 |
14.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Основные принципы разыгрывания дебюта. Принципы развития фигур.
|
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
20 |
18.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Основные принципы разыгрывания дебюта. Принципы развития фигур.
|
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
21 |
21.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Основы дебютной стратегии. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
22 |
25.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Открытые дебюты. Основы |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
23 |
28.11 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Открытые дебюты. Итальянская партия. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
24 |
02.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Открытые дебюты. Испанская партия. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
25 |
05.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Закрытые дебюты. Основы. |
Каб. № 42 |
Беседа |
26 |
09.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Закрытые дебюты. Ферзевый гамбит |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
27 |
12.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Закрытые дебюты. Славянская защита |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
28 |
16.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Полуоткрытые дебюты. Основы. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
29 |
19.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Полуоткрытые дебюты. Сицилианская защита. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
30 |
23.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Полуоткрытые дебюты. Французская защита. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
31 |
26.12 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение. |
2 |
Гамбиты как способ активной борьбы за перевес в дебюте. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
32 |
09.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Гамбиты. Королевский гамбит. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
33 |
13.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Гамбиты. Гамбит Эванса. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
34 |
16.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Стадии шахматной партии. Эндшпиль. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
35 |
20.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Пешечный эндшпиль. Основные правила и принципы разыгрывания. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
36 |
23.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Пешечный эндшпиль. Правило квадрата, ключевые поля. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
37 |
27.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Пешечный эндшпиль. Король с пешкой против короля. |
Каб. № 42 |
Беседа |
38 |
30.01 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Ладейный эндшпиль. Основные правила и принципы разыгрывания. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
39 |
03.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Ладейный эндшпиль. Ладья с пешкой против ладьи. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
40 |
06.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Этюды как метод развития творческого мышления шахматиста. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
41 |
10.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Нестандартные эндшпиля: ферзь против ладьи, ладья против коня. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
42 |
13.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Стейниц, Ласкер. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
43 |
17.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Капабланка, Алехин. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
44 |
20.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00
2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Ботвинник, Таль. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
45 |
24.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Карпов, Каспаров. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
46 |
27.02 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Ничья. Примеры позиционной ничьей. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
47 |
03.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Тактика и стратегия. Взаимосвязь. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
48 |
06.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Тактика: комбинационные приемы. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
49 |
10.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Тактика. Связка и вилки. |
Каб. № 42 |
Беседа |
50 |
13.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Тактика. Жертва, завлечения. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
51 |
17.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Тактика. Двойной удар, вскрытый шах, открытое нападение. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
52 |
20.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Тактика. Перегрузка, промежуточный ход. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
53 |
24.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Тактика. Контратака. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
54 |
27.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Основы стратегии и план. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
55 |
31.03 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
План как основа мышления шахматиста. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
56 |
03.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Основные принципы шахматной стратегии. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
57 |
07.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Стратегия. Понятие центра и флангов. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
58 |
10.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Стратегия. Типы центров: открытый, закрытый, фиксированный. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
59 |
14.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Стратегия. Пешечная структура как фундамент стратегии. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
60 |
17.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Стратегия. Взаимодействие фигур и принцип быстрейшего развития. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
61 |
21.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Стратегия. Борьба за поля и атак слабых пунктов. |
Каб. № 42 |
Беседа |
62 |
24.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Стадии шахматной партии. Миттельшпиль. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
63 |
28.04 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Миттельшпиль. Связь стратегии и тактики. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
64 |
05.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Миттельшпиль. Взаимосвязь с дебютом. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
65 |
12.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Миттельшпиль. Взаимосвязь с эндшпилем. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
66 |
15.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Миттельшпиль. Сложные комбинации. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
67 |
19.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Миттельшпиль. Стратегические планы на основе дебюта. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
68 |
22.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Миттельшпиль. Стратегические планы и их связь с пешечной структурой. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
69 |
26.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Этические аспекты игры: уважение к сопернику, воспитание боевого духа игрока, воля к победе. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
70 |
29.05 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Человек и компьютер. Современный этап. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
71 |
02.06 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Проверочная работа. Наблюдение. |
2 |
Контрольная работа
|
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
72 |
05.06 |
|
1 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 2 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Шахматный турнир. |
2 |
Итоговое занятие.
|
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
Календарный- учебный график кружка «Юный шахматист» 3-4 группы
на 2024 – 2025 учебный год
№ п/п |
Дата планируемого проведения занятия |
Дата фактического проведения занятия |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
10.09.2024 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Инструктаж по технике безопасности Изучение фигур |
Каб. № 42 |
Беседа |
2 |
13.09 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Изучение фигур и способов их передвижения |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
3 |
17.09 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Изучение фигур и способов их передвижения |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
4 |
20.09 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Изучение фигур и способов их взятия |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
5 |
24.09 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Изучение фигур и способов их взятия. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
6 |
27.09 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Изучение сложных правил: шах, взятие на проходе, рокировка, превращение пешки в ферзя |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
7 |
01.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Изучение сложных правил: шах, взятие на проходе, рокировка, превращение пешки в ферзя |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
8 |
04.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Изучение сложных правил: шах, взятие на проходе, рокировка, превращение пешки в ферзя. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
9 |
08.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Цель игры – мат. Понятие и практическая реализация |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
10 |
11.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Примеры возможных матов. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
11 |
15.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Шахматная позиция и начальная расстановка фигур. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
12 |
18.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Шахматная нотация. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
13 |
22.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Элементарные маты. Мат ферзем одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Беседа |
14 |
25.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Элементарные маты. Мат ладьей одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
15 |
29.10 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Элементарные маты. Мат двумя ладьями одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
16 |
01.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Элементарные маты. Мат двумя слонами одинокому королю. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
17 |
05.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Пат. Понятие и практические примеры. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
18 |
08.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Стадии шахматной партии. Дебют. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
19 |
12.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Основные принципы разыгрывания дебюта. Принципы развития фигур.
|
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
20 |
15.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Основные принципы разыгрывания дебюта. Принципы развития фигур.
|
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
21 |
19.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Основы дебютной стратегии. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
22 |
22.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Открытые дебюты. Основы |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
23 |
26.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Открытые дебюты. Итальянская партия. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
24 |
29.11 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Открытые дебюты. Испанская партия. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
25 |
03.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Закрытые дебюты. Основы. |
Каб. № 42 |
Беседа |
26 |
06.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Закрытые дебюты. Ферзевый гамбит |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
27 |
10.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Закрытые дебюты. Славянская защита |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
28 |
13.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Полуоткрытые дебюты. Основы. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
29 |
17.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Полуоткрытые дебюты. Сицилианская защита. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
30 |
20.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Полуоткрытые дебюты. Французская защита. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
31 |
24.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Гамбиты как способ активной борьбы за перевес в дебюте. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
32 |
27.12 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Гамбиты. Королевский гамбит. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
33 |
10.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Гамбиты. Гамбит Эванса. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
34 |
14.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Стадии шахматной партии. Эндшпиль. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
35 |
17.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Пешечный эндшпиль. Основные правила и принципы разыгрывания. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
36 |
21.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Пешечный эндшпиль. Правило квадрата, ключевые поля. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
37 |
24.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Пешечный эндшпиль. Король с пешкой против короля. |
Каб. № 42 |
Беседа |
38 |
28.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Ладейный эндшпиль. Основные правила и принципы разыгрывания. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
39 |
31.01 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Ладейный эндшпиль. Ладья с пешкой против ладьи. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
40 |
04.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Этюды как метод развития творческого мышления шахматиста. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
41 |
07.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Нестандартные эндшпиля: ферзь против ладьи, ладья против коня. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
42 |
11.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Стейниц, Ласкер. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
43 |
14.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Капабланка, Алехин. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
44 |
18.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Ботвинник, Таль. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
45 |
21.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Партии чемпионов мира как образец шахматной игры. Карпов, Каспаров. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
46 |
25.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Ничья. Примеры позиционной ничьей. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
47 |
28.02 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Тактика и стратегия. Взаимосвязь. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
48 |
04.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Тактика: комбинационные приемы. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
49 |
07.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Тактика. Связка и вилки. |
Каб. № 42 |
Беседа |
50 |
11.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Тактика. Жертва, завлечения. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
51 |
18.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Тактика. Двойной удар, вскрытый шах, открытое нападение. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
52 |
21.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Тактика. Перегрузка, промежуточный ход. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
53 |
25.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Тактика. Контратака. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
54 |
28.03 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Основы стратегии и план. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
55 |
01.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
План как основа мышления шахматиста. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
56 |
04.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Основные принципы шахматной стратегии. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
57 |
08.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Стратегия. Понятие центра и флангов. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
58 |
11.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Стратегия. Типы центров: открытый, закрытый, фиксированный. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
59 |
15.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Стратегия. Пешечная структура как фундамент стратегии. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
60 |
18.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Стратегия. Взаимодействие фигур и принцип быстрейшего развития. |
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
61 |
22.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация |
2 |
Стратегия. Борьба за поля и атак слабых пунктов. |
Каб. № 42 |
Беседа |
62 |
25.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Теоретические занятия |
2 |
Стадии шахматной партии. Миттельшпиль. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. Наблюдение |
63 |
29.04 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Наблюдение |
2 |
Миттельшпиль. Связь стратегии и тактики. |
Каб. № 42 |
Наблюдение |
64 |
06.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Занятие-игра |
2 |
Миттельшпиль. Взаимосвязь с дебютом. |
Каб. № 42 |
Блиц-турнир |
65 |
13.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций |
2 |
Миттельшпиль. Взаимосвязь с эндшпилем. |
Каб. № 42 |
Мини-турнир |
66 |
16.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Беседа. Демонстрация. Игра |
2 |
Миттельшпиль. Сложные комбинации. |
Каб. № 42 |
Беседа, выявление уровня теоретических знаний |
67 |
20.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Демонстрация, игра |
2 |
Миттельшпиль. Стратегические планы на основе дебюта. |
Каб. № 42 |
Мини соревнования |
68 |
23.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Смотр знаний, умений и навыков |
2 |
Миттельшпиль. Стратегические планы и их связь с пешечной структурой. |
Каб. № 42 |
Наблюдение. Игры |
69 |
27.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов |
2 |
Этические аспекты игры: уважение к сопернику, воспитание боевого духа игрока, воля к победе. |
Каб. № 42 |
Устный опрос. |
70 |
30.05 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Практическая игра. Шахматные игры |
2 |
Человек и компьютер. Современный этап. |
Каб. № 42 |
Мини партии. Игры |
71 |
03.06 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Проверочная работа. Наблюдение. |
2 |
Контрольная работа
|
Каб. № 42 |
Карточки с тестами. |
72 |
06.06 |
|
3 группа 14.30 – 15.10 15.20 – 16.00 4 группа 16.10 – 16.50 17.00 – 17.40 |
Шахматный турнир. |
2 |
Итоговое занятие.
|
Каб. № 42 |
Наблюдение. |
Приложение 2
Вариант 1
Ф.И.О. обучающегося _
«Шах» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
«Мат» - это…:
- это нападение на любую фигуру;
- это нападение на короля;
- это нападение на короля, от которого нет спасения.
«Пат» - это:
- это нападение на короля, от которого нет спасения;
- это положение в шахматной партии, при котором сторона, имеющая право хода, не может им воспользоваться;
- это нападение на короля.
«Вилка» - это…:
- это двойной удар любой из фигур;
- это двойной удар, который делает конь или пешка;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура.
5. Умение определить, когда партия закончилась выигрышем белых. Выбрать тот ответ, который доказывает, что партия закончилась выигрышем белых:
- 1-0;
- ½-½;
-0-1.
1. Умение ходить фигурами.
Показать ход той или иной фигуры на доске из положения, которое поставил педагог.
Учащимся предлагается простая позиция на доске, где они должны выяснить, можно ли убить какую-нибудь фигуру соперника или нет, например, может ли белая ладья убить слона?:
![]() |
![]() |
4. Умение ставить «мат». Мат в 1 ход:
![]() |
Определить шах или мат на доске.
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень.
Приложение 2.
Ф.И.О. обучающегося _
«Правило квадрата пешки» - это…:
- если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в этот квадрат, то пешка задерживается;
- если король сильнейшей стороны находится в квадрате пешки или при своём ходе вступает в этот квадрат, то пешка превращается в ферзя.
«Оппозиция» - это…:
- это противостояние королей на нечетное количество клеточек;
- - это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура.
Определить дебют по классификации дебютов (открытый, полуоткрытый, закрытый):
1. Открытый дебют
2. Полуоткрытый дебют
3. Закрытый дебют
1. D4 E5
1. Открытый дебют
2. Полуоткрытый дебют
3. Закрытый дебют
1. E4 E6
1. Открытый дебют
2. Полуоткрытый дебют
3. Закрытый дебют
«Дебют» - это…:
- это середина шахматной партии;
- это начало шахматной партии;
- это конец шахматной партии.
«Пешечный прорыв» - это…:
- это тактический приём с целью образовать проходную пешку с помощью жертвы одной или несколько пешек;
- это нападение дальнобойной фигуры на неприятельскую фигуру или пешку, за которой спрятана другая фигура;
- это домик для короля.
1. Умение пользоваться «правилом квадрата».
![]() |
![]() |
Разыграть один из вариантов дебюта 4 коней и записать на листочке.
![]() |
![]() |
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень.
Промежуточная аттестация обучающихся Теоретические задания.
Ф.И.О. обучающегося _
Первый российский чемпион мира по шахматам?
а) Алёхин; б) Карпов;
в) Крамник; г) Смыслов.
Учащимся предлагается из 3 вариантов ответа выбрать правильное определение «дебюта»:
- это середина шахматной партии;
- это начало шахматной партии;
- это конец шахматной партии.
Учащимся предлагается из 3 вариантов ответа выбрать правильное определение «отдаленная проходная пешка»:
- это проходная пешка, расположенная на противоположной стороне доски от других пешек;
- это пешка, у которой на пути и на соседних вертикалях нет вражеских пешек;
- это пешка, которая через ход станет ферзем.
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать тот, в котором раскрывается правило «блуждающего квадрата»:
- если блуждающий квадрат достиг края доски, то одна из пешек проходит в ферзи;
- если блуждающий квадрат достиг края доски, то король слабейшей стороны останавливает все пешки.
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «минированные поля»:
- это поля, попадание на которые неизбежно приводит к цугцвангу;
- это поля, на которые не может встать король
1. Умение решать задачи на мат в 2 хода.
![]() |
![]() |
![]() |
Ребенку предлагается разыграть дебют «Сицилианская защита».
Учащимся предлагается оценить позицию и определить, чем закончится партия, разыграв позицию:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов.
8-10 баллов – высокий уровень; 5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень.
Ф.И.О. обучающегося _
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «блуждающий квадрат»:
- это борьба короля в пешечных окончаниях против двух разрозненных пешек,
- это борьба короля против связанных пешек.
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «зигзаг короля»:
- это путь короля по ломанной линии с целью предотвращения атаки на него от превращенной пешки соперника;
- это маневр короля, ведущий к потере темпов.
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «крепость»:
- это разновидность позиционной ничьей, где слабейшая сторона спасается путём создания неприступной позиции, куда не могут проникнуть фигуры соперника;
- это неприступная позиция, благодаря которой слабейшая сторона умудряется выиграть.
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «позиция Лусены»:
- это одна из начальных позиций в ладейных окончаниях, так называемое «построение моста»;
- это пешечное окончание, названная в честь Луиса Лусены.
Учащимся предлагается из 2 вариантов ответа выбрать то, которое соответствует определению «коневая оппозиция в эндшпиле»:
- это умение поставить короля в определенных позиций для защиты, а иногда и для победы;
- это расположение короля в коневых окончаниях.
1. Умение применять сложные тактические удары на практике.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Учащимся предлагается решить диаграмму:
За одно правильное решение 1 балл. Всего 10 баллов. 8-10 баллов – высокий уровень;
5-7 баллов – средний уровень; 0-4 балла – низкий уровень.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.