Мастер -класс "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения"

  • Руководства для учителя
  • pdf
  • 22.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся навыков функционального чтения.
Иконка файла материала Мастер-класс Педсовет..pdf

Мастер –класс  "ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ как планируемый результат обучения"

Цель: мотивация педагогов к применению в своей деятельности приёмов, направленных на формирование у обучающихся навыков функционального чтения.

Все задания будем выполнять с использованием платформы learningapps. (LearningApps – онлайн-сервис, позволяющий создавать интерактивные упражнениядля отработки и проверки знаний). 

1. Приём «Облако слов»  

1.   Облако слов 

Напишите свои ожидания по теме мастер-класса, для оформления можете выбрать цвет фона, цвет текста и форму облака. 

При желании облако можно сохранить или вставить в свой сайт. 

Например: Как    формировать       навык         смыслового         чтения;       как совершенствовать технику чтения; методы и приёмы работы по развитию функционального чтения. 

2.   Актуализация темы. 

 

Ссылка 2. Восстановите высказывание

 

 «МЫ ПОНИМАЕМ НЕ ТЕКСТ, А МИР, СТОЯЩИЙ ЗА ТЕКСТОМ»

Высказывание российского психолога, лингвиста Алексея Алексеевича Леонтьева, который большое внимание уделял проблемам развития смыслового чтения. Мы отрабатываем один из приёмов «Преобразование и интерпретация текста».

 Задача – научить ребенка воспринимать все виды информации, заложенной в тексте: 

              концептуальную (система взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»);

              фактуальную (факты, событие, место, время, портрет героя, предыстория, эпилог); 

              подтекстовую (детали, художественные средства, порядок слов, монтаж предложений, интонация); 

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».

 Составьте определение, опираясь на понятия: 

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Функциональность - набор возможностей (функций), которые предоставляет данная система или устройство. 

Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. 

Человек, который видит в тексте только то, о чём говорится в явном виде, и не умеет выделить главное в прочитанном, кратко изложить содержание текста, составить схему, план или таблицу, не может считаться грамотным. Функциональная грамотность подразумевает овладение некоторыми компетенциями. 

Компетентность – это способность обучающегося выполнять определенный вид деятельности,

 а компетенция – требование государства, социума, заказчика к способности обучающегося выполнять определенный вид деятельности. 

Компетенции, связанные с функциональной грамотностью: 

1.   Способность выбирать и использовать различные технологии. 

2.   Способность видеть проблемы и искать пути их решения. 

3.   Способность учиться всю жизнь. 

Ключевые компетенции создают предпосылки для формирования ценностей и мотивов,     а   также  для развития   социальных и поведенческих  норм  жизнедеятельности человека;  служат  основанием   для

определения    ожидаемых   результатов   по каждой  образовательной    области.

    К ключевым компетенциям относятся:

•информационная компетенция;

•коммуникативная компетенция;

•компетенция разрешения проблем ;

Предметные компетенции - знаниевые !!!

Компоненты функциональной грамотности Пройти по ссылке и правильно соединить 

(знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; 

умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;  готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.)

 

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

 

Функциональная грамотность: 

1.   является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма; 

2.   направлена на решение бытовых проблем; 

3.   обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации; 

4.   связана с решением стандартных, стереотипных задач; 

5.   используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения. 

В зависимости от решения разнообразных жизненных задач различают различные виды функциональной грамотности: 

1.   Общая. 

2.   Информационная 

3.   Коммуникативная. 

4.   Компьютерная. 

5.   Правовая и общественно-политическая. 

6.   Бытовая. 

7.   Грамотность поведения в ЧС. 

8.   Грамотность при овладении иностранными языками. 

Для ознакомления с индикаторами функциональной грамотности, подберите умения, которые, на ваш взгляд, соответствуют определенному индикатору.  

 

3. Компоненты функциональной грамотности 

3.   Функциональное чтение как один из важнейших путей развития каждого вида функциональной грамотности. Развитие навыков грамотного чтения – главная задача школы. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.» (А.А. Леонтьев). 

Цель функционального чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. Оно строится на приемах просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц). Формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием сплошных и несплошных текстов. Сплошные тексты – художественные и нехудожественные – бывают трех типов – повествование, рассуждение и описание. Что же относится к несплошным текстам?

 Ссылка 

4.   Виды несплошного текста 

Процесс обучения функциональному чтению состоит из последовательных действий, расположите их в нужной последовательности

 

5.   Этапы формирования навыков функционального чтения

 

Мы отработали один из приёмов «Восстановление последовательности процессов, событий» Для формирования функционального чтения предлагаются различные задания, которые можно посмотреть по 

 

 

6.   Типология заданий на функциональную грамотность 

 

Таким образом, мы видим, что формирование читательских умений проходит в несколько этапов. 

Распределите планируемые метапредметные и предметные результаты по уровням сформированности функционального чтения. 

 

 

7.   Уровни сформированности функционального чтения 

 

4. Работа по определению существенного признака 

Рассмотрите несколько заданий, направленные на формирование функционального чтения.

 Попробуйте определить, какое именно умение отрабатывается в данном задании. Перейдите по QR КОД

 

 

8. Задание 1 5. Практическое задание. На основе этого рекламного буклета попробуйте придумать свои задания на формирование функционального чтения.

 

 

 

 

 

Подведение итогов. Итак, выполнив задания мастер-класса и давайте еще раз попробуем определить ключевые понятия темы.

 

 Ссылка 9. Итоговое задание.

  

 

 Рефлексия Вернемся опять к облаку слов. Какие бы из них Вы изменили? Изменили бы цветовую гамму облака? Изменили бы форму облака? Почему? 

 

18 способов использования облака слов в учебной работе.