Возраст учащихся: 13-15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Турсумбаева Лия Шарифовна, педагог дополнительного образования
Оренбург
|
|
Стр. |
|
I. |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
3 |
|
1. |
Пояснительная записка |
3 |
|
|
1.1. |
Направленность программы |
3 |
|
1.2. |
Уровень освоения программы |
3 |
|
1.3. |
Нормативные документы |
3 |
|
1.4. |
Актуальность программы |
5 |
|
1.5. |
Педагогическая целесообразность программы |
5 |
|
1.6. |
Отличительные особенности программы |
5 |
|
1.7. |
Адресат программы |
6 |
|
1.8. |
Объем и сроки освоения программы |
6 |
|
1.9. |
Форма обучения |
6 |
|
1.10. |
Формы организации образовательного процесса |
6 |
|
1.11 |
Режим занятий |
6 |
2. |
Цель и задачи программы |
7 |
|
3. |
Содержание программы |
9 |
|
|
3.1. |
Учебный план первого года обучения |
9 |
|
3.2. |
Учебный план второго года обучения |
12 |
|
3.3. |
Содержание учебного плана первого года обучения |
12 |
|
3.4. |
Содержание учебного плана второго года обучения |
15 |
4. |
Планируемые результаты |
19 |
|
II. |
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
21 |
|
|
Календарный учебный график первого года обучения |
21 |
|
|
Календарный учебный график второго года обучения |
23 |
|
|
Условия реализации программы |
25 |
|
|
Формы аттестации/контроля |
25 |
|
|
Оценочные материалы |
26 |
|
|
Методические материалы |
26 |
|
|
Воспитательная деятельность |
27 |
|
|
Список литературы |
30 |
|
|
Приложение |
31 |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы социального проектирования» (ДООП) реализуется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.
ДООП «Основы социального проектирования» имеет социальногуманитарную направленность, которая позволит учащимся успешно социализироваться в обществе. Приоритетом данной направленности является формирование собственного мировоззрения, навыков общения и реалистичной «Я – концепции» (социальное и эмоциональное развитие), установление новых способов взаимодействия с социумом.
ДООП «Основы социального проектирования» предоставляет возможность учащимся освоить содержательный материал в доступной форме на стартовом и базовом уровнях.
Содержание программного материала направлено на формирование ключевых компетентностей обучающихся, посредством проектной деятельности, которая предоставляет возможность самостоятельно выстроить алгоритм разработки и реализации проекта, что соответствует базовому уровню сложности.
ДООП «Основы социального проектирования» разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
− Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.);
− Национальным проектом «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10);
− Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10).
− Федеральным проектом «Патриотическое воспитание» Национального проекта «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018 г. протокол № 10)
− Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р) (ред. от 15.05.2023 г. № 1230-р);
− Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года
(распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (от 03.09.2019 г. № 467) (ред. от 21.04.2023 г.);
− Приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (от 27.07.2022 г. № 629);
− Постановлением Правительства Оренбургской области «О реализации мероприятий по внедрению целевой модели развития системы дополнительного образования детей Оренбургской области» (от 04.07.2019 г. № 485 - пп);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (от 28.09.2020 г. № 28);
− Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (от 28.01.2021 г. № 2) (разд.VI. «Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
− Письмом Министерства просвещения России от 31.01.2022 г. № ДГ245/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
− Рабочей концепции одаренности. Министерство образования РФ, Федеральная целевая программа «Одаренные дети», 2003 г.;
− Уставом Государственного автономного учреждения дополнительного образования «Оренбургский областной Дворец творчества детей и молодёжи им. В.П. Поляничко» (утв. МО Оренбургской области от 27.05.2020 г. № 01-
21/769);
В современных концепциях воспитания подчеркивается важность социальной активности, творческой инициативы учащихся и развития личностного потенциала. Одним из основных инструментов реализации потенциала учащегося является социальное проектирование. Деятельность подростков в социальном проектировании направлена на конструктивное решение актуальной социальной проблемы.
Современная социальная ситуация выражается в приобретении подрастающим поколением нового личностного опыта, общих представлений о тенденциях развития общества, а также самостоятельности при взаимодействии с представителями органов власти, общественными организациями, социальными партнерами. Приоритетным направлением при этом выступает создание и реализация социальных проектов с целью выявления механизмов и путей развития личностного потенциала учащихся.
1.5. Педагогическая целесообразность ДООП «Основы социального проектирования» обусловлена возрастными возможностями старшего подросткового (13-15 лет) возраста, которые связаны с приобретением личностных новообразований и ценностей в условиях социума. Именно в этом возрасте появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
Данная программа, посредством взаимодействия учащихся с педагогами и сверстниками, будет способствовать раскрытию потенциала обучающихся в процессе проектной деятельности, раскрытию организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других личностных качеств, связанных с взаимоотношениями людей, в том числе, умением налаживать деловые контакты и распределять обязанности.
В настоящее время существует немало программ по социальному проектированию, которые в своем большинстве реализуются на базе школ, где материалы программ тесно связаны с учебными предметами. Так, например, в программе Н.Р. Бурмасова «Социальное проектирование. Новое время» особое внимание уделяется реализации социальных проектов в сфере социальной работы, в программе Л.М. Чуяшова «Социальное проектирование: дорогою добра» – формированию ключевых компетентностей учащихся с помощью работы над социальным проектом. Отличительные особенности ДООП «Основы социального проектирования» от уже существующих программ:
− учебный материал включает конкретные примеры из практики отдельных школ, фирм, организаций, учреждений Оренбургской области (региональный компонент) и Российской Федерации;
− теоретический материал отражает комплексное изучение социального проектирования, предоставляет возможность учащимся самостоятельной деятельности путем «проб и ошибок»;
− на практических занятиях используются разнообразные формы работы:
проектный офис, работа с чек-листами, составление пазлов, групповая динамика.
1.7. Адресат программы. Обучающиеся 13-15 лет образовательных организаций Оренбургской области.
Благоприятным периодом для воспитания и развития лидерских качеств у учащихся является старший подростковый (13-15 лет) возраст, который связан с приобретением личностных новообразований в условиях социума. В подростковом возрасте актуализируется процесс самосознания, который проявляется в качестве противоречивого положения своей личности в социуме, изменения структуры социальных ролей и уровня притязаний.
ДООП «Основы социального проектирования» реализуется в объеме 36 часов.
Срок освоения программы 1 год.
1.9. Форма обучения: заочная с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
1.10. Формы организации образовательного процесса.
Основные виды занятий:
− индивидуальные или групповые занятия в дистанционном режиме: лекционные и практические online-занятия (самостоятельная работа, консультирование, творческие задания, разработка проектов и презентаций, КТД, социальные акции, конкурсы, игры и упражнения, smart-целеполагание, практикумы, кейсы) с применением ИКТ-технологий;
− аудиторные занятия в каникулярный период два раза в год (лекции, тренинги, дискуссии, ролевые и деловые игры, практические и творческие занятия).
1.11. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу.
Цель: формирование социально-активной личности учащегося средствами социального проектирования.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать готовность к командной работе в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - воспитывать мотивацию к активному участию в жизни общества.
Развивающие:
- развивать навыки использования преимуществ командной проектной работы при решении конкретной практической проблемы, умение обосновать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленных задач;
- развивать умение планировать и организовывать свою деятельность;
- развивать навыки постановки цели и представления результатов своей деятельности;
- развивать интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знаний, полученных в ходе подготовки и реализации проекта.
Образовательные:
- знакомить с основными понятиями: «социальное проектирование», «социальное исследование», «социальная проблема», «бюджет проекта», «паспорт проекта»;
- знакомить с методикой работы над социальным проектом;
- знакомить с технологией проведения мини-исследования;
- знакомить со способами извлечения, интерпретации и оперирования информацией из различных источников;
- учить свободному использованию информационно-справочных систем в электронной форме с соблюдением правил безопасности.
3.1. Учебный план
№ |
Тема |
Дистанционное обучение |
Формы аттестации/ контроля |
||
|
|
|
|
||
1 |
Вводное занятие. |
1 |
- |
1 |
Рефлексия |
2 |
Проект и проектная деятельность |
0,5 |
0,5 |
1 |
Рефлексия |
3 |
Социальное проектирование в жизни общества |
0,5 |
0,5 |
1 |
Опрос, диагностика |
4 |
Типология социальных проектов |
0,5 |
0,5 |
1 |
Самостоятельная работа |
5 |
Направления и сферы социального проектирования |
0,5 |
0,5 |
1 |
Групповая динамика |
6 |
Основные требования к проекту |
0,5 |
0,5 |
1 |
Опрос |
7 |
Структура проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Самостоятельная работа |
8 |
Идея социального проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Беседа, рефлексия |
9 |
Социальное исследование |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
10 |
Социальная проблема |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
11 |
Групповые консультации |
- |
1 |
1 |
Творческая работа |
12 |
Сбор и анализ информации |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
13 |
Социальная проба «Интервью» |
- |
1 |
1 |
Творческая работа |
14 |
Цель и задачи социального проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Самостоятельная работа |
15 |
Коммуникационное продвижение проекта |
1 |
- |
1 |
Практическая работа |
16 |
Социальные сети для социальных проектов. Безопасность в сети интернет |
0,5 |
0,5 |
1 |
Самостоятельная работа |
17 |
Команда проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Рефлексия |
18 |
Планирование проектной деятельности |
0,5 |
0,5 |
1 |
Самостоятельная работа |
19 |
Групповые консультации |
- |
1 |
1 |
Наблюдение |
20 |
Бюджет проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Опрос |
21 |
Смета проекта |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
22 |
Фандрайзинг в социальном проектировании |
0,5 |
0,5 |
1 |
Опрос, рефлексия |
23 |
«Багаж» фандрайзера |
0,5 |
0,5 |
1 |
Практическая работа |
24 |
Качественные результаты проекта |
- |
1 |
1 |
Групповая динамика |
25 |
Количественные результаты проекта |
- |
1 |
1 |
Групповая динамика |
26 |
Критерии оценивания социальных проектов |
- |
1 |
1 |
Деловая игра, рефлексия |
27 |
Групповые консультации |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
28 |
Паспорт проекта |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
29 |
Этапы подготовки к защите проекта |
1 |
- |
1 |
Беседа |
30 |
Цифровые ресурсы для создания презентации проекта |
1 |
- |
1 |
Опрос |
31 |
Скрайбинг, как инструмент визуализации проектных идей |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
32 |
Технология Печа-куча в проектной деятельности |
0,5 |
0,5 |
1 |
Творческая работа |
33 |
Защита социального проекта 1-й микрогруппы |
- |
1 |
1 |
Защита проекта, рефлексия |
34 |
Защита социального проекта 2-й микрогруппы |
- |
1 |
1 |
Защита проекта, рефлексия |
35 |
Оценка результативности проекта |
- |
1 |
1 |
Практическая работа |
36 |
Итоговое занятие |
- |
1 |
1 |
Проблемный диалог |
|
Всего: |
13,5 |
22,5 |
36 |
|
3.2. Содержание учебного плана
Теория. Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике безопасности. Краткий обзор курса «Основы социального проектирования». Обзор литературных и интернет - источников.
Теория. Знакомство с понятиями «Проект», «Проектирование», «Социальный проект». Отличительные особенности социального проектирования.
Практика. Игра по аналогии «Съедобное - несъедобное» (проект - не проект). Рефлексия.
Теория. Профессии, в которых определяющей является проектная деятельность. Жизнь отдельного человека, как его собственный проект.
Практика. Входная диагностика на определение уровня знаний в области социального проектирования.
Теория. Характеристика видов проектов по длительности, по масштабу, по уровню (географии).
Практика. Работа по чек-листам на определение типов проектов.
Теория. Сферы жизни общества, в которых используется тот или иной вид социального проектирования. Индивидуальные знания и увлечения проектировщиков, как основа для определения направления проектной деятельности. Знакомство с национальными проектами.
Практика. Групповая работа по определению сфер жизни общества, к которым относятся национальные проекты.
Теория. Характеристики проекта. Требования, предъявляемые к проекту.
Практика. Групповая динамика: определение по чек-листам является ли предложенная деятельность настоящим проектом.
Теория. Этапы проектного цикла, их последовательность. Особенности работы над каждым этапом. Взаимосвязь и последовательность этапов проектирования.
Практика. Упражнение по сбору пазлов полного проектного цикла.
Теория. Знакомство с методикой «Воронка идей». Потребности людей как исходный посыл для создания проекта.
Практика. Упражнение в группах по определению верных формулировок, характеризующих проектную идею.
Теория. Определение и методика проведения социологического опроса, разновидности форм его проведения в онлайн и оффлайн форматах. Открытые и закрытые опросы.
Практика. Работа в микрогруппах по составлению разных видов и форм опросников для социологического исследования.
Практика. Практическая работа «Формулировка проблемы проектов по заданной формуле. Формула проблемы, источники доказательства актуальности проблемы, основа описания актуальности проблемы. Определение целевой аудитории.
Практика. Консультация по выбору идеи проекта и проблемы для решения. Совместное обсуждение предложенных проблем.
Практика. Практическая работа. Обзор основных групп источников информации. Анализ полученной информации. Способы оформления и представления полученных данных.
Практика. Фокус-группа «Интервьюирование». Знакомство с понятием и методикой социальной пробы. Подготовка и проведение интервью.
Теория. Правила постановки цели, система «Смарт». Дерево целей. Примеры удачных и неудачных формулировок целей. Задачи проектной работы. Отличие задач от цели. Задачи как отражение этапов предстоящей работы. Примеры удачных и неудачных задач социальных проектов.
Практика. Самостоятельная работа «Построение дерева целей»
Теория. Стратегия и аудитория. Что такое PR? Кому рассказывать о проекте, алгоритм PR, информационные продукты. Оффлайн и онлайнинструменты работы со СМИ.
Теория. Социальные сети, «Умная лента», группа, сообщество, страница, аккаунт, полезный контент, анонс, безопасное поведение, интернет-этикет, виды визуального контента.
Практика. Оформление и наполнение группы проекта.
Теория. Команда, как ресурс № 1 в проектной деятельности. Формирование команды. Мотиваторы и демативаторы командной работы.
Характеристики настоящей команды
Практика. Упражнения на командообразование.
Теория. Планирование проектного времени. Сроки выполнения, продолжительность работ, ключевые даты. Календарные планы. Диаграмма
Ганта.
Практика. Самостоятельная работа «Графическое оформление планирования».
Практика. Консультации для учащихся по возникающим затруднениям, вопросам в ходе подготовки и планирования работы над проектом.
Теория. Бюджет. Доходы и расходы. Ресурсы. Виды ресурсов. Перевод всех видов ресурсов в денежный эквивалент.
Практика. Практическая работа по распределению ресурсов.
Теория. Смета проекта. Статьи расходов. Требования к оформлению сметы.
Практика. Творческая работа «Составление сметы проекта».
Теория. Определения «Фандрайзинг». Значение фандрайзинговой деятельности в социальном проектировании. Источники фандрайзинга. Цель фандрайзинга. Почему люди помогают?
Практика. Составление ментальной карты «Портрет нашего партнера»
Теория. «Багаж» фандрайзера. Подготовка к визиту потенциального партнера. Три золотых правила фандрайзера. Работа после получения помощи.
Практика. Практическая работа: составление текста обращения к партнеру.
Практика. Самостоятельная работа с применением методики «Перевернутый класс». Определение качественных результатов социального проекта. Примеры описания качественных результатов, их характеристика.
Практика. Самостоятельная работа с применением методики «Перевернутый класс». Определение качественных результатов социального проекта. Разница между качественными и количественными результатами.
Варианты представления количественных результатов.
Практика. Деловая игра «Я – эксперт», в ходе которой учащиеся по чеклистам оценивают готовые проекты. Проработанность проблемы социального проекта, креативность, согласованность и логика проекта. На что обращает внимание жюри в конкурсах социальных проектов. Особенности оценивания на примере проектов участников Областного конкурса детских социальных проектов и Всероссийской акции «Я – гражданин России».
Практика. Консультации для учащихся по возникающим затруднениям, вопросам в ходе работы над проектом.
Теория. Паспорт социального проекта. Возможные варианты оформления паспорта проекта. Требования к оформлению паспорта проекта.
Практика. Практическая работа: разбор готового паспорта социального проекта.
Теория. Правила подготовки публичного выступления. Основные этапы подготовки презентации социального проекта. Возможные риски при выступлении и их предотвращение. Лайфхаки для успешной защиты проекта.
Теория. Обзор и характеристика цифровых сервисов и проектов для создания презентации проекта, облачные сервисы и их безопасное использование.
Тема 31 «Скрайбинг как инструмент визуализации проектных идей» Теория. Авторы и история возникновения технологии скрайбинга. Области применения скрайб-презентации. Особенности, плюсы и минусы технологии. Сервисы для создания скрайбинговой презентации.
Практика. Творческая работа: подготовка презентации проекта с использованием технологии «Скрайбинг».
Теория. Авторы и история возникновения технологии «Печа-куча». Кем и для чего используется данная технология. Особенности, плюсы и минусы технологии. Правила защиты по технологии печа-куча.
Практика. Творческая работа: подготовка презентации проекта по технологии печа-куча.
Практика. Презентация и защита готовых проектов учащимися 1-й микрогруппы, 2-я микрогруппа выступает в качестве экспертов.
Практика. Презентация и защита готовых проектов учащимися 2-й микрогруппы, 1-я микрогруппа выступает в качестве экспертов.
Практика. Самостоятельная работа с применением методики «Перевернутый класс» Анализ проделанной работы. Анализ рисков и работа по их устранению. Факторы, влияющие на успех проекта. Дальнейшие перспективы развития проектов.
Практика. Проблемный диалог по изученным темам первого года обучения. Инструктаж по технике безопасности поведения в период летних каникул.
4. Планируемые результаты Личностные результаты:
- сформирована готовность к командной работе в рамках реализуемого проекта или исследования, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - воспитана мотивация к активному участию в жизни общества.
Метапредметные результаты:
- сформированы навыки использования преимуществ командной проектной работы при решении конкретной практической проблемы, умение обосновать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленных задач;
- сформировано умение планировать и организовывать свою
деятельность;
- сформирован навык постановки цели и представления результатов своей деятельности.
- приобретен интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения знания, полученного в ходе подготовки и реализации проекта.
Предметные результаты:
- усвоены основные понятия: «социальное проектирование», «социальное исследование», «социальная проблема», «бюджет проекта», «паспорт проекта»;
- освоена методика работы над социальным проектом;
- освоена технология проведения мини-исследования;
- сформированы навыки извлечения, интерпретации и оперирования информацией из различных источников,
- сформировано умение свободного использования информационносправочных систем в электронной форме с соблюдением правил безопасности.
№ п/п |
Дата |
Время |
Тема занятия |
Колво часов |
Форма занятия |
Мест о прове дения |
Форма контроля
|
Межсессионный период |
|||||||
1 |
|
|
Вводное занятие |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
2 |
|
|
Проект и проектная деятельность |
1 |
групповое онлайн |
|
Опрос, диагностика |
3 |
|
|
Социальное проектирование в жизни общества |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
4 |
|
|
Типология социальных проектов |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
5 |
|
|
Направления и сферы социального проектирования |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
6 |
|
|
Основные требования к проекту |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
7 |
|
|
Структура проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Беседа |
8 |
|
|
Идея социального проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
9 |
|
|
Социальное исследование |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
10 |
|
|
Социальная проблема |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
11 |
|
|
Групповые консультации |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
12 |
|
|
Сбор и анализ информации |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
13 |
|
|
Социальная проба «Интервью» |
1 |
групповое онлайн |
|
Творческая работа |
14 |
|
|
Цель и задачи социального проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Самостоятель ная работа |
15 |
|
|
Коммуникационное продвижение проекта. |
1 |
групповое онлайн |
|
Практическая работа |
16 |
|
|
Социальные сети для социальных проектов. Безопасность в сети интернет |
1 |
групповое онлайн |
|
Самостоятель ная работа |
17 |
|
|
Команда проекта |
1 |
групповое онлайн |
|
Рефлексия |
18 |
|
|
Планирование проектной деятельности |
1 |
групповое онлайн |
|
Самостоятель ная работа |
№ п/п |
Дата |
Время |
Тема занятия |
Колво часов |
Форма занятия |
Мест о прове дения |
Форма контроля
|
19 |
|
|
Групповые консультации |
1 |
|
|
Наблюдение |
20 |
|
|
Бюджет проекта |
1 |
|
|
Опрос |
21 |
|
|
Смета проекта |
1 |
|
|
Творческая работа |
22 |
|
|
Фандрайзинг в социальном проектировании |
1 |
|
|
Опрос, рефлексия |
23 |
|
|
«Багаж» фандрайзера |
1 |
|
|
Практическая работа |
24 |
|
|
Качественные результаты проекта |
1 |
|
|
Групповая динамика |
25 |
|
|
Количественные результаты проекта |
1 |
|
|
Групповая динамика |
26 |
|
|
Критерии оценивания социальных проектов |
1 |
|
|
Деловая игра, рефлексия |
27 |
|
|
Групповые консультации |
1 |
|
|
Творческая работа |
28 |
|
|
Паспорт проекта |
1 |
|
|
Практическая работа |
29 |
|
|
Этапы подготовки к защите проекта |
1 |
|
|
Беседа |
30 |
|
|
Цифровые ресурсы для создания презентации проекта |
1 |
|
|
Опрос |
31 |
|
|
Скрайбинг, как инструмент визуализации проектных идей |
1 |
|
|
Творческая работа |
32 |
|
|
Технология Печа-куча в проектной деятельности |
1 |
|
|
Творческая работа |
33 |
|
|
Защита социального проекта 1-й микрогруппы |
1 |
|
|
Защита проекта, рефлексия |
34 |
|
|
Защита социального проекта 2-й микрогруппы |
1 |
|
|
Защита проекта, рефлексия |
35 |
|
|
Оценка результативности проекта |
1 |
|
|
Практическая работа |
36 |
|
|
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
Проблемный диалог |
Итого |
36 |
|
Успешность реализации программы во многом зависит от условий - материально-технической базы, которая соответствует требованиям и нормам СанПиНа и правилам техники безопасности. Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходимо: звуковая аппаратура для проведения обучающих мероприятий, Интернет-ресурс, персональный компьютер; для обучающихся: мобильное устройство или компьютер с выходом в интернет и возможностью использования средств видео-конференцсвязи, аккаунт ВК, для связи с педагогами по учебным вопросам.
Реализация программы предполагает использование интернетисточников, электронных дидактических материалов и цифровых образовательных ресурсов. Информационные материалы подбираются в соответствии с целью и задачами каждого раздела и темы программы, отдельного занятия, возрастных и психологических особенностей обучающихся.
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий профессиональными компетенциями в предметной области, знающий специфику дополнительного образования, имеющий практические навыки в сфере организации социального проектирования.
Важным элементом образовательного процесса является систематический контроль: входная, промежуточная и итоговая аттестации, текущий контроль.
Текущий контроль осуществляется регулярно в течение каждого занятия в форме наблюдения, опроса, бесед, тестирования, практической и самостоятельной работы.
Входная диагностика определяет уровень имеющихся знаний при поступлении детей на обучение, осуществляется в начале года в виде онлайнтестирования, а также в каждой группе определяется уровень мотивации.
Итоговое оценивание по результатам освоения ДООП представляет форму оценки степени и уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Основы социального проектирования» в виде онлайн-тестирования, а также диагностика способностей к проектированию.
В начале учебного года:
- определение уровня знаний в области социально-проектной деятельности «Входная диагностика»;
- диагностика реализации потребностей в саморазвитии (Н.П. Фетискин).
По окончании 2 года обучения:
- определение уровня освоения пройденного программного материала
«Аттестация по итогам освоения ДООП»;
- диагностика способностей к проектированию (А.И. Савенков).
При работе по программе используются следующие методические материалы:
https://ya-grajdanin.ru/exponents
http://docplayer.ru/28814769-Socialnoe-proektirovanie-metodicheskie-
ukazaniya-po-izucheniyu-kursa-i-plany-seminarskih-zanyatiy.html https://www.lomonosov.online https://infopedia.su/8xae80.html
Основная форма организации образовательного процесса – дистанционное обучение. Занятие выстраивается в логической последовательности подачи материала, что способствует его восприятию, осмыслению, запоминанию и применению учащимися в практической деятельности.
Теоретическая часть занятия предусматривает устную подачу материала (рассказ, беседа, объяснение), практическая часть включает в себя выполнение практических заданий.
Образовательный процесс по программе «Основы социального проектирования» предусматривает групповые формы работы, которые стимулируют согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим методом обучения. Данный метод – это совокупность приемов и способов, с помощью которых учащиеся без непосредственного участия педагога закрепляют ранее приобретенные знания, навыки и умения, а также овладевают новыми.
При работе по программе «Основы социального проектирования» педагогом используются такие формы педагогической деятельности, использование которых способствует развитию личностных качеств учащихся и раскрытию их творческого потенциала.
Ролевые игры позволяют обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» жизненной и профессиональной ситуации.
Проектная деятельность предполагает творческую самостоятельную работу учащихся по разработке собственного продукта с последующей презентацией результатов и защитой проекта.
Защита творческих работ – это самостоятельная работа учащихся, которая может выполняться индивидуально и группой.
Встреча с интересными людьми дает возможность учащимся стать равноправными участниками воспитательно-образовательного процесса; демонстрировать глубину и разнообразие интересов каждого человека; развивать монологическую и диалогическую речь.
Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Без передачи общественно-исторического опыта от одного поколения другому, без вовлечения молодежи в социальные и производственные отношения невозможно развитие общества, сохранение и обогащение его культуры, существование человеческой цивилизации.
Воспитательная работа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности и в соответствии с программой воспитания.
Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы, утверждаемом ежегодно на предстоящий год с учетом направлений воспитательной работы.
Цель воспитательной программы: воспитание социально-компетентной личности, представляющей собой человека, не только правильно понимающего и адекватно оценивающего свои связи и характер взаимодействия с другими людьми, но и умеющего строить с ними добрососедские и бесконфликтные взаимоотношения, предотвращать проявления напряженности, непонимания в обществе.
Целевые ориентиры: готовность к защите Российского Отечества; осознанный опыт выполнения гражданских обязанностей; гражданское участие в жизни своего поселения; неприятие дискриминации, экстремизма, терроризма, коррупции; национальное, этнокультурное самосознание; ценностное отношение к отечественной культуре; уважение к старшим, людям труда, педагогам, сверстникам; способность к командной деятельности; готовность к анализу и представлению своей нравственной позиции; воли, настойчивости, последовательности, принципиальности, готовность к компромиссам в совместной деятельности; опыт социально значимой деятельности.
Задачи:
- формировать гражданственность, патриотизм и национальное самосознание на основе традиционных ценностей;
- подготовить к самостоятельной жизни и труду;
- формировать нравственную, эстетическую и экологическую культуру;
- создать условия для социализации и саморазвития личности учащегося.
В воспитательной работе используются методы убеждений, упражнений, оценки и самооценки.
Методы убеждений – методы, с помощью которых формируются взгляды (представления, понятия) учащихся и осуществляется оперативный обмен информацией в педагогической системе между ее членами (повествование, диалог, диспут, инструктаж, развернутый рассказ).
Методы упражнений – методы, с помощью которых организуется деятельность учащихся, и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, различного вида задания, метод примера, показ образцов, педагогическое требование).
Методы оценки и самооценки – методы, с помощью которых стимулируются самооценки и оказывается помощь учащимся в саморегуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспитании, а также оцениваются поступки учащихся (соревнование, поощрение, ситуация доверия, замечание, контроль и самоконтроль, критика и самокритика).
Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Диспут – специально организованное представление в ходе, которого происходит демонстративное столкновение мнений по какому-либо вопросу (проблеме).
Дискуссия (в том числе совещание, планерка, собрание коллектива) – специально организованный обмен мнениями по какому-либо вопросу (проблеме) для получения информационного продукта в виде решения. Кларин М.В. предлагает различать следующие разновидности дискуссии: круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты, судебное заседание.
Защита проектов – представление, в ходе которого участники или группы демонстрируют какие-либо проекты.
Ситуационно-ролевая игра – это специально организованное соревнование в решении задач взаимодействия и в имитации предметных действий участников, исполняющих строго заданные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.
Викторина – это игра, целью которой является развитие познавательной сферы воспитанников.
Интеллектуальная игра – это реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения и развития обучающихся, которая основывается на применении участниками игры своего интеллекта, эрудиции, умение нестандартно мыслить, применять знания, полученные на занятиях и добытые самостоятельно, в необычной для обучающихся ситуации.
Ожидаемые результаты: осознана российская гражданская идентичность, сформирован патриотизм и национальное самосознание на основе традиционных ценностей; подготовлены к самостоятельной жизни и труду; сформирована нравственная, эстетическая и экологическая культура; созданы условия для социализации и саморазвития личности учащегося.
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Форма проведения |
Направление деятельности |
Срок проведения |
Участники мероприятия |
1. |
«Социальное исследование в проектной деятельности» |
Социологический опрос |
Ценности научного познания |
Октябрь |
Обучающиеся творческого объединения |
2. |
«Встреча с представителем органа власти (специалистом в области молодежной политики)» |
Диалог |
Гражданское воспитание |
Март |
Обучающиеся творческого объединения |
3. |
«Открытие областной профильной смены «Я – гражданин России» |
Торжественная линейка |
Патриотическое воспитание |
Июнь |
Обучающиеся творческого объединения участники летней смены |
1. Алешин, Я.Л. Социально-педагогическое проектирование процессов воспитания и обучения в общеобразовательной организации / Я.Л. Алешин, Е.Л. Бессараб // Педагогическое образование и наука. – 2019. – № 4. – С.57-62. 2. Бачков, Р.А. Методические рекомендации «Социальные проекты: разработка, реализация и оценка (оценивание)» подготовлено в рамках социального значимого проекта «Региональный ресурсный центр общественной инициативы «Содействие+». – Ставрополь, 2018 г. – 97 с.
3. Безносюк, Е.В. Специфика социально-педагогического
проектирования / Е.В. Безносюк, К.В. Шкуратько // Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – Грозный, 2019. – С. 572-577.
4. Белозерских, О.М. Методические рекомендации «Разрабатываем социальный проект. Технология разработки социального проекта. Основные требования к проекту и его оформлению» / Рефтенский СУВУ// - 2016
5. Близнецова, Е.В. Методическое пособие «21 шаг социального проектирования». – г. Добрянка: МБУ ДПО «МБЦ», 2017. – 29 с.
6. Старкова, В.Е. Социальное проектирование как средство социализации школьников [Электронный ресурс] /В.Е. Старкова, В.К. Довгяло//
Вестник ПГГПУ. –2015. - Режим
доступа:https://cуberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvosotsializatsii-shkolnikov
7. Турсумбаева, Л.Ш. Практическое применение современных технологий обучения при проведении занятий по социальному проектированию / Л.Ш. Турсумбаева// Внешкольник Оренбуржья – 2022 - № 3. – С.31-33
8. Шнайдер, А.В. Детское социальное проектирование в современной школе как способ воспитания гражданина / А.В. Шнайдер // Внешкольник Оренбуржья. – 2020. – № 2. – С.17-19.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.