МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей начальных классов Протокол №1 от 30.08.2024 г. ________________________ Ю.А. Бобырева
|
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол №1 от 30.08.2024 г. |
УТВЕРЖДЕНО Директором МОУ ЦД "ЖЕМЧУЖИНКА" ________________________ А.А. Кузнецова Приказ №088-5/О от 30.08.2024г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Школа занимательных наук»
для обучающихся 2 «А» класса
г. о. Клин, Московская область 2024
Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Школа занимательных наук», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по «Школе занимательных наук»
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Школе занимательных наук» должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Школы занимательных наук» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Цель курса:
расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
- воспитание культуры обращения с книгой;
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
- развивать смекалку и сообразительность;
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Сроки освоения примерной программы: 4 года, занятия проводятся один раз в неделю. Общее количество часов – 135, из них: в 1 классе – 33 часа, во 2–4 классах – по 34 часа.
Формы проведения: Формы проведения: беседы, развивающие игры, театрализация, творческие задания, викторины, олимпиады.
Содержание курса внеурочной деятельности «Школа занимательных наук»
Программа внеурочной деятельности «Школа занимательных наук» для обучающихся 14 классов представлен четырьмя блоками.
1 блок предназначен для реализации в 1ых классах начальной школы: «Путешествия по Стране Слов» (33 ч.)
2 блок предназначен для реализации в 2ых классах начальной школы: «Секреты орфографии» (34 ч.)
3 блок предназначен для реализации в 3ых классах начальной школы: «Занимательное словообразование» (34 ч.)
4 блок предназначен для реализации в 4ых классах начальной школы: «Занимательная лингвистика» (34 ч.)
2 класс.
Тема 1. Как обходились без письма?
Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».
Тема 2. Древние письмена.
Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы «священные знаки.
Тема 3. Как возникла наша письменность?
Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».
Тема 4. Меня зовут Фонема.
Звукисмыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б. Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».
Тема 5. Для всех ли фонем есть буквы?
Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б. Заходера «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.
Тема 6. «Ошибкоопасные» места.
«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де СентЭкзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.
Тема 7. Тайны фонемы.
Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки «запоминалки».
Тема 8. Опасные согласные.
Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».
Тема 9. На сцене гласные.
Добрый «волшебник» ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!
Тема 10. «Фонемы повелевают буквами».
Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.
Тема 11. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.
Игры со словами с сочетаниями жищи, чущу, чаща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.
Тема 12. Правила о непроизносимых согласных.
Песенки «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.
Тема 13. Волшебное средство – «самоинструкция».
Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.
Тема14. Память и грамотность.
Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.
Тема 15. Строительная работа морфем.
«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.
Тема 16. Где же хранятся слова?
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.
Тема 17. Поговорим обо всех приставках сразу.
Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с. Самые трудные (пре и при). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.
Тема 18. Слова – «родственники».
Правильные корни и корниуродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.
Тема 19. Кто командует корнями?
Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.
Тема 20. «Не лезьте за словом в карман!»
Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.
Тема 21. «Пересаженные» корни.
Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.
Тема 22. Итоговое занятие. Олимпиада.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школа занимательных наук»
Личностные результаты:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
- учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем учебного предмета |
Количество часов |
|
|
«Секреты орфографии» |
||||
1 |
Как обходились без письма? |
1 |
|
|
2 |
Древние письмена. |
1 |
|
|
3 |
Как возникла наша письменность? |
1 |
|
|
4-5 |
Меня зовут Фонема. |
2 |
|
|
6-8 |
Для всех ли фонем есть буквы? |
2 |
|
|
9 |
«Ошибкоопасные» места |
1 |
|
|
10 |
Тайны фонемы |
1 |
|
|
11-12 |
Опасные согласные |
2 |
|
|
13 |
На сцене гласные |
1 |
|
|
14 |
«Фонемы повелевают буквами» |
1 |
|
|
15 |
Когда ь пишется, а когда не пишется? |
1 |
|
|
16 |
Ваши старые знакомые |
1 |
|
|
17-18 |
Правила о непроизносимых согласных |
2 |
|
|
19-20 |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
2 |
|
|
21 |
Строительная работа морфем |
1 |
|
|
22-23 |
Где же хранятся слова? |
2 |
|
|
24-25 |
Поговорим о всех приставках сразу |
2 |
|
|
26-27 |
Слова – «родственники» |
2 |
|
|
28-30 |
Кто командует корнями? |
3 |
|
|
31-32 |
«Не лезьте за словом в карман!» |
2 |
|
|
33 |
«Пересаженные» корни |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Общее количество часов по программе |
34ч |
|||
Поурочное планирование
№ п/п |
Наименование разделов и тем учебного предмета |
Количество часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
1. |
Как обходились без письма? |
1 |
03.09.2024 |
|
2. |
Древние письмена. |
1 |
10.09.2024 |
|
3. |
Как возникла наша письменность? |
1 |
17.09.2024 |
|
4. |
Меня зовут Фонема. |
1 |
24.09.2024 |
|
5. |
Меня зовут Фонема. |
1 |
01.10.2024 |
|
6. |
Для всех ли фонем есть буквы? |
1 |
15.10.2024 |
|
7. |
Для всех ли фонем есть буквы? |
1 |
22.10.2024 |
|
8. |
«Ошибкоопасные» места |
1 |
29.10.2024 |
|
9. |
Тайны фонемы |
1 |
05.11.2024 |
|
10. |
Опасные согласные |
1 |
12.11.2024 |
|
11. |
Опасные согласные |
1 |
26.11.2024 |
|
12. |
На сцене гласные |
1 |
03.12.2024 |
|
13. |
«Фонемы повелевают буквами» |
1 |
10.12.2024 |
|
14. |
Когда ь пишется, а когда не пишется? |
1 |
17.12.2024 |
|
15. |
Ваши старые знакомые |
1 |
24.12.2024 |
|
16. |
Правила о непроизносимых согласных |
1 |
14.01.2025 |
|
17. |
Правила о непроизносимых согласных |
1 |
21.01.2025 |
|
18. |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
1 |
28.01.2025 |
|
19. |
Волшебное средство – «самоинструкция» |
1 |
04.02.2025 |
|
20. |
Строительная работа морфем |
1 |
11.02.2025 |
|
21. |
Где же хранятся слова? |
1 |
25.02.2025 |
|
22. |
Где же хранятся слова? |
1 |
04.03.2025 |
|
23. |
Поговорим о всех приставках сразу |
1 |
11.03.2025 |
|
24. |
Поговорим о всех приставках сразу |
1 |
18.03.2025 |
|
25. |
Слова – «родственники» |
1 |
25.03.2025 |
|
26. |
Слова – «родственники» |
1 |
01.04.2025 |
|
27. |
Кто командует корнями? |
1 |
15.04.2025 |
|
28. |
Кто командует корнями? |
1 |
22.04.2025 |
|
29. |
Кто командует корнями? |
1 |
29.04.2025 |
|
30. |
«Не лезьте за словом в карман!» |
1 |
06.05.2025 |
|
31. |
«Не лезьте за словом в карман!» |
1 |
13.05.2025 |
|
32. |
«Пересаженные» корни |
1 |
20.05.2025 |
|
33. |
«Пересаженные» корни |
1 |
27.05.2025 |
|
34. |
Итоговое занятие |
1 |
03.06.2025 |
|
Общее количество часов по программе |
34часа |
|
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт интернет-проекта «Копилка уроков http://nsportal.ru
https://uchi.ru
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.