Образовательная программа наставничества по моделям «Учитель – Ученик» и «Учитель – Учитель»

  • Образовательные программы
  • docx
  • 27.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа основана на синтезе двух взаимодополняющих моделей наставничества: «Учитель – Учитель» (ориентирована на развитие профессиональных компетенций и преодоление дефицитов) и «Учитель – Ученик» (ориентирована на повышение мотивации и академических успехов обучающихся). Интеграция этих моделей позволяет рассматривать процесс профессионального развития учителя не только с точки зрения его личного роста, но и с позиции его влияния на образовательную среду и конечного субъекта педагогической деятельности – ученика
Иконка файла материала Образовательная программа наставничества по моделям Учитель-Учитель и Учитель-Ученик .docx

Образовательная программа наставничества по моделям

«Учитель – Ученик» и «Учитель – Учитель»

 

Тема: «Реализация проекта наставничества по моделям «Учитель – Ученик» и «Учитель – Учитель» через работу над методической темой в рамках индивидуальной модели профессионального развития»

1.  Вводно-концептуальный и теоретический раздел

1.1. Актуальность и методологическое обоснование программы

Современный этап развития системы образования характеризуется динамичностью требований, предъявляемых к педагогическим кадрам, обусловленных внедрением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и необходимостью обеспечения высокого качества образовательных результатов. В данных условиях наставничество выступает не просто как форма передачи опыта, а как стратегический механизм ускоренного профессионального становления молодых специалистов (модель «Учитель – Учитель») и повышения эффективности педагогической деятельности в целом.

Программа основана на синтезе двух взаимодополняющих моделей

наставничества: «Учитель – Учитель» (ориентирована на развитие профессиональных компетенций и преодоление дефицитов) и «Учитель – Ученик» (ориентирована на повышение мотивации и академических успехов обучающихся). Интеграция этих моделей позволяет рассматривать процесс профессионального развития учителя не только с точки зрения его личного роста, но и с позиции его влияния на образовательную среду и конечного субъекта педагогической деятельности – ученика.

Центральным элементом данной программы является индивидуальная модель профессионального развития, которая реализуется через фокусирование деятельности наставника и наставляемого на конкретной методической теме. Выбор методической темы обусловлен необходимостью перехода от абстрактного изучения теории к прикладному исследованию и внедрению конкретных педагогических технологий, направленных на решение актуальных проблем образовательного процесса. Такой подход обеспечивает целенаправленность, измеримость и практическую ценность наставнической работы, переводя её из формата эпизодических консультаций в формат системного проектного взаимодействия.

1.2. Цель, задачи и принципы реализации программы

Цель программы: Формирование устойчивой системы профессионального развития педагогических кадров через реализацию проекта наставничества, основанного на разработке, апробации и внедрении инновационных методических решений, соответствующих индивидуальным профессиональным потребностям наставляемых. Задачи программы:

       Обеспечить планомерное сопровождение молодого специалиста (или учителя, осваивающего новую методику) в процессе адаптации и повышения квалификации в рамках модели «Учитель – Учитель».

       Определить и структурировать индивидуальный профессиональный маршрут (ИПМ) наставляемого, центрированный вокруг конкретной, актуальной методической темы.

       Разработать комплекс инструментария для диагностики профессиональных дефицитов и мониторинга прогресса наставляемого.

       Организовать цикл практических занятий (взаимопосещение уроков, мастер-классы, коучинг-сессии), направленных на освоение теоретического материала и его последующую практическую апробацию.

       Создать условия для рефлексивной практики и аналитического обобщения результатов работы, наставляемого над методической темой.

       Продемонстрировать прямую корреляцию между повышением методической компетентности учителя (модель «Учитель – Учитель») и улучшением образовательных результатов обучающихся (модель «Учитель – Ученик»).

Принципы реализации:

1.      Принцип добровольности и осознанного выбора: Участие в программе должно быть мотивированным, а выбор методической темы — личным и профессионально значимым.

2.      Принцип системности и цикличности: Наставничество реализуется как последовательный процесс, включающий диагностику, планирование, реализацию и рефлексию, а не как разрозненные мероприятия.

3.      Принцип практико-ориентированности: Приоритет отдается тем формам работы, которые напрямую связаны с ежедневной педагогической практикой и способствуют достижению конкретных методических результатов.

4.      Принцип субъектности: Наставляемый рассматривается как активный субъект собственного развития, а не как пассивный объект обучения, что предполагает его ответственность за результаты.

2.      Структура и содержание моделей наставничества

2.1.  Интеграция моделей «Учитель – Ученик» и «Учитель – Учитель»

Наставнический проект, реализуемый через работу над методической темой, использует двухконтурную систему:

1.      Внешний контур (Модель «Учитель – Учитель»): Основной фокус программы. Наставник (более опытный педагог) оказывает методическую и психолого-педагогическую поддержку Наставляемому (молодому специалисту или коллеге с потребностью в развитии). Предмет взаимодействия – методическая тема, выбранная для индивидуального развития.

2.      Ключевой результат: Повышение профессиональной компетентности наставляемого и создание нового методического продукта (программы, сценария, комплекса заданий).

3.      Внутренний контур (Модель «Учитель – Ученик»): служит полигоном для апробации и критерием эффективности. Наставляемый применяет освоенные методики, инструменты и технологии в работе со своими обучающимися.

o    Ключевой результат: Демонстрация положительной динамики в образовательных результатах и уровне мотивации учеников, подтверждающая эффективность освоенной методической темы.

Таким образом, методическая тема становится связующим звеном: наставник помогает учителю освоить, например, технологию формирующего оценивания (Учитель-Учитель), а учитель затем применяет эту технологию для повышения учебной самостоятельности учеников (Учитель-Ученик).

2.2.  Модель «Учитель – Учитель» как основа профессионального роста

Данная модель реализуется в рамках индивидуального плана профессионального развития (ИППР)наставляемого, который полностью координируется с выбранной методической темой. Процесс наставничества в этой модели носит строго структурированный и циклический характер.

Функциональные роли субъектов:

       Наставник (Педагог-Эксперт): осуществляет диагностику потребностей наставляемого, помогает в выборе и детализации методической темы, разрабатывает индивидуальные задачи, предоставляет доступ к передовому педагогическому опыту, проводит анализ и рефлексию уроков наставляемого, выступает в качестве методического консультанта.

       Наставляемый (Педагог-Исследователь): самостоятельно изучает теоретический материал по выбранной методической теме, активно участвует в практических занятиях, фиксирует результаты апробации новых методов, ведет дневник рефлексии, демонстрирует открытость к обратной связи и готовность к внедрению изменений в практику.

Требования к методической теме:

Методическая тема должна отвечать принципам актуальности, диагностируемости и практической применимости. Она формулируется исходя из выявленных профессиональных дефицитов или стратегических задач образовательной организации.

       Примеры формулировок: «Развитие навыков функционального чтения на уроках окружающего мира через использование технологии критического мышления» или «Повышение учебной мотивации обучающихся 4 класса с использованием элементов геймификации на уроках математики».

3.      Организационно-содержательный модуль: Проектная реализация наставничества

Реализация проекта наставничества осуществляется в три последовательных этапа, каждый из которых завершается промежуточным контролем и рефлексией.

3.1.  Этап I: Диагностико-установочный (Сентябрь – Октябрь)

Цель: Определение уровня профессиональной компетентности наставляемого, выявление дефицитов и формулирование методической темы проекта.

Содержание деятельности:

1.      Первичная диагностика и анализ дефицитов:

o    Наставник проводит анкетирование и собеседование с наставляемым для оценки его знаний и навыков в области педагогики, методики и психологии.

o    Проводится анализ педагогической документации (рабочие программы, КТП, планы уроков) и посещение первых уроков наставляемого с целью выявления практических затруднений.

2.      Выбор и детализация методической темы:

o    Наставник и наставляемый совместно формулируют методическую тему, исходя из выявленных дефицитов и потребностей (на 60-70% выбор определяется наставляемым для обеспечения субъектности).

3.      Разработка Индивидуального плана профессионального развития (ИППР):

o    ИППР оформляется в виде дорожной карты, где методическая тема разбивается на конкретные, измеримые задачи (SMART-критерии).

o     Определяются формы наставнической работы (консультации, коучинг, совместная разработка, посещение уроков наставника) и временные рамки их реализации.

4.      Разработка диагностического инструментария для модели «Учитель – Ученик»:

5.      Определение стартовых показателей (уровень знаний, мотивации, метапредметных результатов) обучающихся, с которыми будет работать наставляемый, для последующей фиксации динамики.

Ожидаемый результат этапа: Утвержденный и детализированный ИППР, включающий четкую методическую тему и стартовые диагностические данные.

3.2. Этап II: Основной, Продуктивно-апробационный (Ноябрь – Апрель)

Цель: Активное освоение и практическая апробация наставляемым новых методических решений в рамках выбранной темы с последующим формированием методического продукта.

Содержание деятельности:

1.      Теоретическое погружение: Наставник организует изучение наставляемым ключевой литературы, нормативных документов и передового опыта по методической теме.

2.      Совместная разработка методического продукта: Наставник и наставляемый работают над созданием конкретного методического материала (например, банка дифференцированных заданий, алгоритма организации проектной деятельности, сценариев уроков с использованием новых технологий). Эта работа происходит в формате совместного проектирования.

3.      Апробация и мониторинг (Модель «Учитель – Ученик»):

·         Наставляемый регулярно внедряет разработанные методики в свою практику.

·         Наставник регулярно посещает уроки наставляемого (не менее 1 раза в месяц), проводя анализ, сфокусированный исключительно на апробируемой методической теме.

·         После каждого посещения проводится рефлексивная беседа с предоставлением конструктивной и развивающей обратной связи (техника «плюс-минус-перспектива»).

4.      Обмен опытом: Организация посещения наставляемым уроков наставника (или других опытных коллег) с целью наблюдения за эффективным применением методик, аналогичных выбранной теме.

5.      Ведение Дневника рефлексии: Наставляемый ежедневно фиксирует успехи, трудности, корректировки и личные выводы, связанные с работой над методической темой и ее влиянием на учеников.

Ожидаемый результат этапа: Накопленный эмпирический материал (планы уроков, аналитические справки, данные об успеваемости учеников), полностью апробированный методический продукт и зафиксированная положительная динамика в модели «Учитель – Ученик».

3.3. Этап III: Аналитико-рефлексивный и презентационный (Май)

Цель: Анализ достигнутых результатов, оценка эффективности наставничества и публичная презентация методического опыта.

Содержание деятельности:

1. Итоговая диагностика и оценка динамики:

o    Наставник и наставляемый проводят повторный анализ профессиональных компетенций наставляемого.

o    Проводится итоговый замер образовательных результатов (знаний, умений, мотивации) обучающихся (Модель «Учитель – Ученик») и сравнение их со стартовыми данными.

2.      Подготовка аналитического отчета: Наставляемый составляет отчет, включающий: описание методической темы, обоснование актуальности, ход апробации, анализ полученных результатов (с доказательством эффективности через динамику учеников) и самооценку профессионального роста.

3.      Обобщение и распространение опыта (Презентация):

·         Наставляемый выступает на методическом объединении (или педагогическом совете) с докладом о результатах работы над методической темой, представляя свой методический продукт.

·         Наставник составляет заключение о достижении целей наставнического проекта.

4. Планирование постнаставнического развития: Обсуждение дальнейших направлений самостоятельного профессионального роста наставляемого.

Ожидаемый результат этапа: Публичная защита результатов работы над методической темой, положительное заключение наставника, сформулированные рекомендации для дальнейшего саморазвития.

4.  Методическое обеспечение и критерии эффективности

4.1.  Инструментарий наставнической деятельности

Эффективность программы напрямую зависит от используемого инструментария, который должен быть стандартизирован и применим к оценке как методической деятельности учителя, так и динамики ученика.

1.      Карта профессиональных дефицитов (для Этапа I): Диагностический опросник, включающий самооценку наставляемого по ключевым направлениям (предметная, методическая, психолого-педагогическая, коммуникативная компетентности), а также оценку наставником по тем же критериям.

2.      Протокол посещения и анализа урока: Структурированный бланк, сфокусированный не на критике, а на анализе внедрения элементов выбранной методической темы. Содержит блоки: «Наблюдаемые методические приемы», «Реакция обучающихся (динамика Учитель-Ученик)», «Конструктивные предложения».

3.      Шкала оценки методического продукта (для Этапа III): Набор критериев для оценки качества созданного наставляемым методического продукта (актуальность, научность, практическая применимость, логичность структуры, соответствие ФГОС).

4.      Дневник рефлексии наставляемого: Ведется в свободной форме, но с обязательными рубриками: «Цель дня/урока», «Что удалось реализовать из методической темы», «Ключевые трудности», «Вопросы к наставнику», «Влияние на учеников (Модель Учитель-Ученик)».

4.2.  Система мониторинга и критерии оценки эффективности программы

Оценка эффективности наставнического проекта осуществляется по двум основным группам критериев, отражающих результаты в обеих моделях наставничества.

Группа 1: Критерии профессионального роста (Модель «Учитель – Учитель»)

Критерий

Показатели оценки

Усвоение методической темы

Демонстрация глубоких теоретических знаний по выбранной теме в итоговом собеседовании или отчете.

Изменение практики

Фиксация наставником стойкого, положительного изменения в структуре и содержании уроков наставляемого, соответствующего целям методической темы

Продуктивность

Наличие разработанного, апробированного и готового к распространению методического продукта (соответствующего критериям Шкалы оценки)

Рефлексивность

Качество ведения Дневника рефлексии, способность наставляемого к самоанализу и коррекции своей деятельности.

 

Группа 2: Критерии образовательной результативности (Модель «Учитель – Ученик»)

Критерий

Показатели оценки

Академическая динамика

Положительная динамика успеваемости и качества знаний обучающихся (по сравнению со стартовым срезом) по тем разделам, где применялась новая методика

Метапредметная динамика

Повышение уровня сформированности УУД (например, рост навыков самоконтроля, планирования, функционального чтения) у обучающихся, зафиксированное через специальные методики

Мотивационная динамика

Рост учебной мотивации и вовлеченности обучающихся в процесс обучения (по данным анкетирования или социометрии).

 

Программа считается эффективной, если наставляемый демонстрирует устойчивый прогресс по трём и более показателям в Группе 1 и явно выраженную положительную динамику по двум и более показателям в Группе 2.

5.  Прогностическая оценка результатов и устойчивость программы

Реализация данной программы наставничества в рамках индивидуальной модели профессионального развития имеет высокую прогностическую ценность, обеспечивая не только «выращивание» нового поколения компетентных педагогов, но и формирование культуры методического лидерства в образовательной организации.

5.1. Долгосрочные эффекты и риски

Долгосрочные эффекты:

1.      Повышение качества кадрового потенциала: Программа обеспечивает не только адаптацию, но и активное развитие ключевых компетенций, что снижает текучесть кадров среди молодых специалистов и повышает их профессиональную лояльность.

2.      Институционализация передового опыта: Методические продукты, созданные наставляемыми в рамках проекта, пополняют банк методического обеспечения организации и могут быть интегрированы в работу других педагогов, что способствует горизонтальному распространению знаний.

3.      Формирование исследовательской позиции: Работа над методической темой формирует у наставляемого привычку к педагогическому исследованию (Action Research), что является основой для дальнейшей инновационной деятельности и участия в профессиональных конкурсах.

4.      Улучшение образовательного климата: Успешная реализация модели «Учитель – Ученик» за счет повышения профессионализма учителя приводит к более индивидуализированному подходу к обучению, что положительно сказывается на академических результатах и снижении уровня учебного стресса у обучающихся.

Проектные риски и механизмы их митигации:

Риск

Причина возникновения

Механизм митигации (предотвращения)

Формализм

Недооценка значения методической темы; выполнение работы «для отчета».

Обязательное условие – публичная защита и использование методического продукта в работе других коллег.

Конфликт ролей

Наставник одновременно выступает как помощник и как контролер, что может вызвать сопротивление

Строгое разграничение форматов: коучинг-сессии (безоценочность) и анализ урока (критерии). Наставник – союзник, а не инспектор

Перегрузка

Высокая трудоемкость работы над полноценной методической темой

Четкое планирование, декомпозиция задач в ИППР; использование тьюторских часов наставника в качестве «методического ресурса».

 

5.2. Устойчивость программы и масштабирование

Устойчивость программы обеспечивается её интеграцией в общую систему методической работы образовательной организации. В дальнейшем успешно реализованная модель «Учитель – Учитель» может стать основой для создания школы молодого педагога или методического коворкинга.

После успешного завершения проекта, наставляемый, достигший высокого уровня компетентности и создавший ценный методический продукт, может сам выступить в роли Наставника-Соисполнителя для следующего цикла, что обеспечит мультипликативный эффект и саморазвитие системы наставничества в целом.

Таким образом, программа переходит от индивидуальной модели развития к коллективной ответственности за профессиональное совершенствование.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также