Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Тайшетский промышленно – технологический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
профессиональных проб
«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».
по профессии «Мастер слесарных работ»
для учащихся общеобразовательных школ 8-9 классов
на базе ГБПОУ ИО ТПТТ
2025
Рабочая программа профессиональных проб разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и рабочих программ профессиональных модулей: ПМ.01. «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента» по профессии среднего профессионального образования (далее СПО) подготовки квалифицированных рабочих, служащих 15.01.35 Мастер слесарных работ и предназначена для первоначального самоопределения обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно-технологический техникум».
Разработчик:
Батура Е.Ю., мастер производственного обучения ГБПОУ «Тайшетского промышленно-технологического техникума».
Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии профессионального цикла протокол № _______ от __________________
Председатель комиссии ______________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
|
1. Пояснительная записка
|
4 |
|
2. Паспорт программы
|
7 |
|
2.1 Учебный план
|
7 |
|
2.1.1 Профессиональная проба «Специфика профессиональной деятельности. Знакомство с основными видами слесарных работ»
|
8 |
|
2.1.2 Профессиональная проба «Подготовка инструмента и материала к работе»
|
9 |
|
2.1.3 Профессиональная проба «Техника выполнения опиливания металла»
|
10 |
|
Приложения
|
11 |
1. Пояснительная записка
Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.
Профессиональная проба рассматривается как средство активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и способностей обучаться по определенному направлению образования.
Пробы направлены на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемых за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. Профессиональная проба - это специально организованная деятельность, позволяющая соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку; приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.
Профессиональная проба направлена на:
- повышение ценности предметных знаний;
- развитие профессионально значимых качеств;
- корректировку профессиональных намерений.
Профессиональная проба помогает узнать будущую профессию в деталях, определяя самостоятельно или с помощью специалиста все ее «плюсы» и «минусы».
Вид профессиональной пробы: профориентационная (самоопределение и выбор профессии).
Программа проведения профессиональных проб предназначена для школьников 8-9 классов для привлечения их внимания к профессии Мастер слесарных работ и их профессионального самоопределения в будущем.
При проведении профессиональных проб используются технологии рациональной обработки металла, различные приемы при выполнении операций по слесарной обработке деталей, профессиональное оборудование и инвентарь.
Программа проведения профессиональных проб дает возможность школьникам приобрести новые знания, умения и профессиональные навыки, способствует осознанному выбору того или иного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные пробы по профессии Мастер слесарных работ проводятся на базе ГБПОУ ИО ТПТТ в слесарной мастерской.
Программа проведения профессиональных
проб предусматривает выполнение необходимых требований согласно ФГОС СПО
по профессии Мастер слесарных работ
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016
г. N 1576).
Цель:
Формирование устойчивого интереса к профессии Мастер слесарных работ и оказание помощи в осознанном выборе учащимися школ профессии в будущем, приобретая соответствующие навыки посредством профессиональных проб.
Задачи:
- знакомство с профессией;
- содействие формированию допрофессиональных знаний;
- рефлексия учащимися школ приобретенных знаний и опыта;
- создание условий для реализации учебно - трудовой деятельности.
Планируемый результат:
По итогам выполнения профессиональных проб школьники должны знать:
- содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;
- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;
- технологию выполнения профессиональной пробы согласно требованиям ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ, критерии оценки качества выполнения практических задний согласно Worldskilss.
- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;
-инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.
Должны уметь:
- выполнять простейшие операции согласно требованиям ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ; критерии оценки качества выполнения практических задний согласно Worldskilss.; пользоваться инструментом, материалом, документацией;
- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;
- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;
- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными компетенциями.
Критерии оценки:
- соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены;
- способность проявлять рациональное мышление, решать производственные ситуации согласно ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ, ТОП- 50; Worldskills по компетенции Слесарное дело;
- умение работать по образцу и согласно пошаговой инструкции;
- соблюдение технологии слесарной обработки металла, мер техники безопасности.
2. Паспорт программы
2.1. Учебный план программы проведения профессиональных проб
Категория – учащиеся 8-9 классов
Срок обучения – 6 часов
|
№ п/п |
Наименование профессиональных проб |
Класс |
Всего часов |
В том числе |
|
|
лекции |
практические занятия |
||||
|
1. |
Профессиональная проба «Специфика профессиональной деятельности. Знакомство с основными видами слесарных работ» |
8-9 |
1 |
1 |
- |
|
2. |
Профессиональная проба «Подготовка инструмента и материала к работе» |
8-9 |
1 |
- |
1 |
|
3. |
Профессиональная проба «Техника выполнения опиливания металла»
|
8-9 |
4 |
- |
4 |
|
ИТОГО: |
6 |
1 |
5 |
||
2.1.1. Профессиональная проба «Специфика профессиональной деятельности. Знакомство с основными видами слесарных работ»
Задача: познакомиться с конкретными видами профессиональной деятельности, характеристикой и содержанием труда мастера слесарных работ. Познакомиться с правилами ТБ до начала работы, во время работы и по окончании работы, организацией рабочего места.
По итогам профессиональной пробы школьники должны:
Знать:
З1. Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в слесарной мастерской.
З2. Особенности организации рабочего места при выполнении слесарных работ.
Уметь:
У1. Организовывать рабочее место и обеспечивать безопасность выполнения слесарной и механической обработки деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.
Содержание профессиональной пробы
Общие сведения о профессии Мастер слесарных работ. Требования техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент.
Оборудование и материалы:
Напильник, верстак с тисками, штангенциркуль чертилка, метчик, угольник, заготовки: отрезки металла, молоток слесарный и т.д.
Литература:
Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.: ИНФРА, 2016 г. – 528 с.
Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: - М.: Форум-Инфра, 2015 г. – 336 с.
Чумаченко, Ю.Т., Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва: КноРус, 2022. — 293 с.
Интернет-ресурсы
https://mash-xxl.info/info/637657/ – Оборудование рабочего места слесаря.
https://studopedia.net/6_115176_tehnika-bezopasnosti-pri-vipolnenii-slesarnih-rabot.html – Техника безопасности при выполнении слесарных работ.
2.1.2 Профессиональная проба «Подготовка инструмента и материала к работе»
Задача: познакомиться с правилами ТБ при слесарных работах. Выполнить выбор инструмента к основным слесарным работам, подготовку его и заготовки к работе.
По итогам профессиональной пробы школьники должны:
Знать:
З1. Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в слесарной мастерской.
З2. Правила подготовки инструментов, материалов, оборудования к работе.
Уметь:
У1. Выполнять типовые слесарные операции при помощи ручного и механизированного инструмента.
Содержание профессиональной пробы
Требования техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент. Правила подготовки инструмента и заготовки к работе.
Оборудование и материалы:
Напильник, верстак с тисками, штангенциркуль чертилка, метчик, угольник, заготовки: отрезки металла, молоток слесарный и т.д.
Литература:
Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.: ИНФРА, 2016 г. – 528 с.
Карпицкий, В.Р. К. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие / В.В. Карпицкий.- 2-е изд. - Минск: Новое знание; М. ИНФРА-М, 2012.
Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей механосборочных работ: учеб. пособие проф. образования . — 3-е издание, Издательский центр «Академия», 2016.
Чумаченко, Ю.Т., Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва: КноРус, 2022. — 293 с.
2.1.3 Профессиональная проба «Техника выполнения опиливания металла»
Задача: познакомиться с правилами ТБ при слесарных работах, техникой организации рабочего места слесаря, выполнение операции «Опиливание металла». Выполнить подбор инструмента.
По итогам профессиональной пробы школьники должны:
Знать:
З1.Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в слесарной мастерской.
З2. Правила использования и применения инструментов, материалов, оборудования при опиливании металла.
Уметь:
У1. Выполнять опиливание металла, согласно технологии.
Содержание профессиональной пробы
Требования техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Техника выполнения опиливания металла. Выбор слесарного инструмента.
Оборудование и материалы:
Напильник, верстак с тисками, чертилка, угольник, заготовки: отрезки металла.
Литература:
Богданов В.К. Опиливание металла: методические указания к лабораторной работе /В.К. Богданов – Оренбург: – ИПК ГОУ ОГУ, 2007.
Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.: ИНФРА, 2016 г. – 528 с.
Карпицкий, В.Р. К. Общий курс слесарного дела : учеб. пособие / В.В. Карпицкий.- 2-е изд. - Минск: Новое знание; М. ИНФРА-М, 2012.
Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей механосборочных работ: учеб. пособие проф. образования . — 3-е издание, Издательский центр «Академия», 2016.
Чумаченко, Ю.Т., Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва: КноРус, 2022. — 293 с.
Интернет-ресурсы
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4943542&lfrom=329574480&ffile=1 – Опиливание и разрезание металла.
Приложение 1
АНКЕТА
профессионального самоопределения
Внимательно прочитайте вопросы и отметьте соответствующий вариант ответа.
|
1. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?
|
продолжить обучение в вузе продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище работать пока не знаю другое (что именно?) |
|
2. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания девятого класса? |
продолжить обучение в профильном 10-11-м классах школы продолжить обучение в гимназии при вузе продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище учиться в вечерней школе пока не знаю другое (что именно?) |
|
3. Если вам представится возможность выбора профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали? |
технико-технологический (информатика) физико-математический гуманитарный биологический художественный социально-экономико-правовой затрудняюсь ответить |
|
4. С какой областью деятельности вы связываете свою будущую профессию? |
информационные техника и технологии техника, производство медицина строительство транспорт торговля сервис, обслуживание населения, услуги экономика, организация и управление армия право, юриспруденция, милиция психология искусство литература, история другое (что именно?) пока не знаю |
|
5. Можете ли вы назвать конкретные профессии, которые представляют для вас интерес?
|
да (какие именно?) нет |
|
6. Какими, по вашему мнению, основными качествами должны обладать специалисты этих профессий? |
|
|
7. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии? |
соответствующий вашим личностным особенностям и способностям характер работы благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, рабочий график и др.) возможность постоянного повышения квалификации возможность профессионального роста, успешной карьеры востребованность на рынке труда престижность профессии достойный уровень оплаты труда ничего, просто нравится такая профессия затрудняюсь ответить
|
|
8. Назовите пять учебных заведений профессионального образования (училища, колледжи, техникумы, институты, университеты, академии), имеющиеся в вашем городе
|
|
|
9. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?
|
да нет
|
|
10.Назовите источники ваших знаний о профессиях и выборе профессии
|
|
|
11. Выполняли ли вы тесты на выявление своих способностей к какой-либо профессии?
|
да (где проходило тестирование?) нет
|
|
12. Вы можете назвать учебное заведение, в котором бы вы хотели учиться по окончании школы?
|
да (какое именно?) нет
|
|
13. Какой информации о выборе профессии и получении профессионального образования вам не хватает? |
|
Приложение 2
АНКЕТА
участника профессиональной пробы
1. Данные о заполнителе:
ФИО ___________________________________________________________
Школа ____________________________________________________Класс__________
2.Нравится ли Вам профессия Слесарь? Чем? ________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете свои возможности в этой профессии? Все ли получилось? __________
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
4. Хотели бы Вы профессионально владеть профессией Слесарь? __________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Ваши замечания и предложения по проведению профессиональной пробы:
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
6. Считаете ли Вы нужным проводить подобные профессиональные пробы
в дальнейшем? ____________________________________________________________________
7.Чему Вы хотели бы еще научиться? Какая профессия Вам нравится больше? _______________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Спасибо за участие в профессиональной пробе!
Приложение 3
Заявление
Я, учащийся ______ класса школы _________________________________________ ____________________________________________________________________________________
(фио)
согласен участвовать в проведении профессиональных проб на базе ГБПОУ ИО ТПТТ. Участие согласовано с родителями (законными представителями).
Дата:
Подпись:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.