РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессиональных проб «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Мастер слесарных работ» для учащихся общеобразовательных школ 8-9 классов

  • Образовательные программы
  • docx
  • 30.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа профессиональных проб предназначена для первоначального самоопределения обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ.
Иконка файла материала Рабочая программа профессиональных проб.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Тайшетский промышленно – технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

профессиональных проб

«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».

по профессии «Мастер слесарных работ»

для учащихся общеобразовательных школ 8-9 классов

на базе ГБПОУ ИО ТПТТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2025

 

Рабочая программа профессиональных проб разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) и рабочих программ профессиональных модулей: ПМ.01. «Слесарная обработка деталей, изготовление, сборка и ремонт приспособлений, режущего и измерительного инструмента» по профессии  среднего профессионального образования (далее СПО)  подготовки квалифицированных рабочих, служащих 15.01.35 Мастер слесарных работ и предназначена для первоначального самоопределения обучающихся 8-9 классов общеобразовательных школ.

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Тайшетский промышленно-технологический техникум».

 

 

Разработчик:

Батура Е.Ю., мастер производственного обучения ГБПОУ «Тайшетского промышленно-технологического техникума».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии профессионального цикла протокол № _______ от __________________

Председатель комиссии                                ______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.                  Пояснительная записка

 

4

2.                  Паспорт программы

 

7

2.1              Учебный план

 

7

2.1.1        Профессиональная проба «Специфика профессиональной деятельности. Знакомство с основными видами слесарных работ»

 

8

2.1.2        Профессиональная проба «Подготовка инструмента и материала к работе»

 

9

2.1.3        Профессиональная проба «Техника выполнения опиливания металла»

 

10

            Приложения

 

11

 

 

 

                       

           

 

 

 

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

 

Профпроба - это профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профильного образования и соответствующей ему профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору направления обучения и будущей профессии.

Профессиональная проба рассматривается как средство активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. В ходе выполнения профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств и способностей обучаться по определенному направлению образования.

Пробы направлены на развитие интересов, склонностей, способностей, качеств личности школьника, достигаемых за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности. Профессиональная проба - это специально организованная деятельность,  позволяющая соотнести свои индивидуальные возможности  с требованиями, предъявляемыми данной профессиональной деятельностью к человеку;  приобрести первоначальный опыт в определенной сфере деятельности.

Профессиональная проба направлена на:

- повышение ценности предметных знаний;

- развитие профессионально значимых качеств;

- корректировку профессиональных намерений.

 Профессиональная проба помогает  узнать  будущую профессию в деталях, определяя самостоятельно или с помощью специалиста  все ее «плюсы» и «минусы».

            Вид профессиональной пробы: профориентационная (самоопределение и выбор профессии).

         Программа проведения профессиональных проб  предназначена для школьников 8-9  классов для привлечения их внимания к профессии Мастер слесарных работ и их профессионального самоопределения в будущем.

        При проведении профессиональных проб используются технологии рациональной обработки металла, различные приемы при выполнении операций по слесарной обработке деталей, профессиональное оборудование и инвентарь.

Программа проведения профессиональных проб  дает возможность  школьникам приобрести новые  знания, умения и профессиональные навыки, способствует осознанному выбору того или иного вида  профессиональной деятельности.

Профессиональные пробы по профессии Мастер слесарных работ проводятся на базе  ГБПОУ ИО ТПТТ в слесарной мастерской.

 Программа проведения профессиональных проб предусматривает  выполнение    необходимых требований  согласно ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ
(утв. 
приказом Министерства образования и науки РФ от 9 декабря 2016 г. N 1576).

Цель:

Формирование устойчивого интереса к профессии Мастер слесарных работ и оказание помощи в  осознанном выборе  учащимися школ профессии в будущем, приобретая соответствующие навыки посредством профессиональных проб.

Задачи:

- знакомство с профессией;

- содействие формированию допрофессиональных знаний;

- рефлексия учащимися школ приобретенных знаний и опыта;

- создание условий для реализации учебно - трудовой деятельности.

Планируемый результат:

            По итогам выполнения профессиональных проб школьники должны знать:   

  - содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

 - общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

 - технологию выполнения профессиональной пробы согласно требованиям ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ,  критерии оценки качества выполнения практических задний согласно Worldskilss.

 - правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

 -инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Должны уметь:    

-           выполнять простейшие операции согласно требованиям ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ; критерии оценки качества выполнения практических задний согласно Worldskilss.; пользоваться инструментом, материалом, документацией;

- выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными компетенциями.

Критерии оценки:

- соблюдение техники безопасности, правил санитарии и личной гигиены;

- способность проявлять рациональное мышление, решать производственные ситуации согласно ФГОС СПО по профессии Мастер слесарных работ,  ТОП- 50; Worldskills по компетенции Слесарное дело; 

- умение работать по образцу и согласно пошаговой инструкции;

- соблюдение технологии слесарной обработки металла, мер техники безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        

 

 

 

 

2.      Паспорт программы

 

2.1.      Учебный план  программы проведения профессиональных проб 

Категория   – учащиеся 8-9 классов

Срок обучения –  6 часов

 

№ п/п

Наименование профессиональных проб

Класс

Всего часов

В том числе

лекции

практические занятия

1.

Профессиональная проба «Специфика профессиональной деятельности. Знакомство с основными видами слесарных работ»

8-9

1

1

-

2.

Профессиональная проба «Подготовка инструмента и материала к работе»

8-9

1

-

1

3.

Профессиональная проба «Техника выполнения опиливания металла»

 

8-9

4

-

4

ИТОГО:

6

1

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.1. Профессиональная проба «Специфика профессиональной деятельности. Знакомство с основными видами слесарных работ»

 

Задача: познакомиться с конкретными видами профессиональной деятельности, характеристикой и содержанием труда мастера слесарных работ. Познакомиться с правилами ТБ до начала работы, во время работы и по окончании работы, организацией рабочего места.

По итогам профессиональной пробы школьники должны:

 Знать:

З1. Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в слесарной мастерской.

З2. Особенности организации рабочего места при выполнении слесарных работ.

Уметь:

У1. Организовывать рабочее место и обеспечивать безопасность выполнения слесарной и механической обработки деталей приспособлений, режущего и измерительного инструмента.

 

Содержание профессиональной пробы

Общие сведения о профессии Мастер слесарных работ. Требования техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент.

Оборудование и материалы:

Напильник, верстак с тисками, штангенциркуль чертилка, метчик, угольник,  заготовки: отрезки металла, молоток слесарный и т.д.

Литература:

Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.: ИНФРА, 2016 г. – 528 с.

Скакун В.А. Организация  и  методика  профессионального  обучения: - М.: Форум-Инфра, 2015 г. – 336 с.

Чумаченко, Ю.Т., Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва: КноРус, 2022. — 293 с.

Интернет-ресурсы

https://mash-xxl.info/info/637657/ – Оборудование рабочего места слесаря.

https://studopedia.net/6_115176_tehnika-bezopasnosti-pri-vipolnenii-slesarnih-rabot.html – Техника безопасности при выполнении слесарных работ.

 

 

 

 

2.1.2    Профессиональная проба «Подготовка инструмента и материала к работе»

 

Задача: познакомиться с правилами ТБ при слесарных работах. Выполнить выбор инструмента к основным слесарным работам, подготовку его и заготовки к работе.

По итогам профессиональной пробы школьники должны:

 Знать:

            З1. Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в слесарной мастерской.

З2. Правила подготовки инструментов, материалов, оборудования к работе.

Уметь:

У1. Выполнять типовые слесарные операции при помощи ручного и механизированного инструмента.

 

Содержание профессиональной пробы

Требования техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Основной слесарный инструмент. Правила подготовки инструмента и заготовки к работе.

Оборудование и материалы:

Напильник, верстак с тисками, штангенциркуль чертилка, метчик, угольник, заготовки: отрезки металла, молоток слесарный и т.д.

Литература:

Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.: ИНФРА, 2016 г. – 528 с.

Карпицкий, В.Р. К. Общий курс слесарного дела: учеб. пособие / В.В. Карпицкий.- 2-е изд. - Минск: Новое знание; М. ИНФРА-М, 2012.

Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей механосборочных работ: учеб. пособие  проф. образования . — 3-е издание,  Издательский центр «Академия», 2016.

Чумаченко, Ю.Т., Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва: КноРус, 2022. — 293 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.3 Профессиональная проба «Техника выполнения опиливания металла»

 

Задача: познакомиться с правилами ТБ при слесарных работах, техникой организации рабочего места слесаря, выполнение операции «Опиливание металла». Выполнить подбор инструмента.

По итогам профессиональной пробы школьники должны:

Знать:

            З1.Основные правила безопасности труда, санитарии, гигиены при работе в слесарной мастерской.

З2.  Правила использования и применения инструментов, материалов, оборудования при опиливании металла.

Уметь:

У1. Выполнять опиливание металла, согласно технологии.

 

Содержание профессиональной пробы

Требования техники безопасности при работе в слесарной мастерской. Организация рабочего места в соответствии с технологическим процессом. Техника выполнения опиливания металла. Выбор слесарного инструмента.

Оборудование и материалы:

Напильник, верстак с тисками, чертилка, угольник, заготовки: отрезки металла.

Литература:

Богданов В.К. Опиливание металла: методические указания к лабораторной  работе /В.К. Богданов – Оренбург: – ИПК ГОУ ОГУ, 2007.

Долгих А.И. и др. Слесарные работы. – М.: ИНФРА, 2016 г. – 528 с.

Карпицкий, В.Р. К. Общий курс слесарного дела : учеб. пособие / В.В. Карпицкий.- 2-е изд. - Минск: Новое знание; М. ИНФРА-М, 2012.

Покровский Б.С. Производственное обучение слесарей механосборочных работ: учеб. пособие  проф. образования . — 3-е издание,  Издательский центр «Академия», 2016.

Чумаченко, Ю.Т., Материаловедение и слесарное дело: учебник / Ю.Т. Чумаченко, Г.В. Чумаченко. — Москва: КноРус, 2022. — 293 с.

Интернет-ресурсы

http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=4943542&lfrom=329574480&ffile=1 – Опиливание и разрезание металла.

 

 

 Приложение 1

 

 

АНКЕТА

профессионального самоопределения

            Внимательно прочитайте вопросы и отметьте соответствующий вариант ответа.

1. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

 

продолжить обучение в вузе

продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище

работать

пока не знаю

другое (что именно?)

2. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания девятого класса?

продолжить обучение в профильном 10-11-м классах школы

продолжить обучение в гимназии при вузе

продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище

учиться в вечерней школе

пока не знаю

другое (что именно?)

3. Если вам представится возможность выбора профильных 10-11-х классов, то какой профиль вы бы выбрали?

технико-технологический (информатика)

физико-математический

гуманитарный

биологический

художественный

социально-экономико-правовой

затрудняюсь ответить

4. С какой областью деятельности вы связываете свою будущую профессию?

информационные техника и технологии

техника, производство

медицина

строительство

транспорт

торговля

сервис, обслуживание населения, услуги

экономика, организация и управление

армия

право, юриспруденция, милиция

психология

искусство

литература, история

другое (что именно?)

пока не знаю

5. Можете ли вы назвать конкретные профессии, которые представляют для вас интерес?

 

да (какие именно?)

нет

6. Какими, по вашему мнению, основными качествами должны обладать специалисты этих профессий?

 

7. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии?

соответствующий вашим личностным особенностям и способностям характер работы

благоприятные условия работы (характеристики рабочего места, рабочий график и др.)

возможность постоянного повышения квалификации

возможность профессионального роста, успешной карьеры

востребованность на рынке труда

престижность профессии

достойный уровень оплаты труда

ничего, просто нравится такая профессия

затрудняюсь ответить

 

8. Назовите пять учебных заведений профессионального образования (училища, колледжи, техникумы, институты, университеты, академии), имеющиеся в вашем городе

 

 

9. Обсуждался ли в вашей семье вопрос о том, как выбирать профессию?

 

да

нет

 

10.Назовите источники ваших знаний о профессиях и выборе профессии

 

 

11. Выполняли ли вы тесты на выявление своих способностей к какой-либо профессии?

 

да (где проходило тестирование?)

нет

 

12. Вы можете назвать учебное заведение, в котором бы вы хотели учиться по окончании школы?

 

да (какое именно?)

нет

 

13. Какой информации о выборе профессии и получении профессионального образования вам не хватает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

АНКЕТА

участника профессиональной пробы

 

1. Данные о заполнителе:

ФИО ___________________________________________________________

Школа ____________________________________________________Класс__________

 

2.Нравится ли  Вам профессия Слесарь?  Чем? ________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

3. Как Вы оцениваете свои возможности в этой профессии?  Все ли  получилось? __________

_________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

4. Хотели бы Вы профессионально владеть профессией Слесарь? __________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Ваши замечания и предложения  по проведению профессиональной пробы:

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

6. Считаете ли Вы нужным проводить подобные профессиональные пробы

 в дальнейшем? ____________________________________________________________________

 

7.Чему Вы хотели бы еще научиться? Какая профессия Вам нравится больше? _______________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

 

 

Спасибо за участие в профессиональной пробе!

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Заявление

Я, учащийся ______ класса школы _________________________________________ ____________________________________________________________________________________

(фио)

согласен участвовать в проведении профессиональных проб на базе ГБПОУ ИО ТПТТ. Участие согласовано с родителями (законными представителями).

 

Дата:

Подпись:


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также