БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
инвариантная часть
основной профессиональной образовательной программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих
в соответствии с ФГОС СПО по профессии
09.01.04 НАЛАДЧИК АППАРАТНЫХ И ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ
базовой подготовки
г. Лангепас
2024 г.
СОГЛАСОВАНО ПЦК социально-экономического профиля Протокол №____от «_____» _____ Председатель _________В.И. Крылова |
ОДОБРЕНО Педагогическим советом Протокол №____ от «_____» ___________ 2024г.
|
|
|
Организация-разработчик:
Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский политехнический колледж»
Разработчик:
Лесникова Анна Фердаусовна, преподаватель, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 09.01.04 «Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем», утвержденным Приказом Минпросвещения России от 11.11.2020 № 965.
СОДЕРЖАНИЕ
Оглавление
|
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
7 |
3. условия РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ дисциплины |
11 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.05 ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Рабочая программа учебной дисциплины входит в состав программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом СПО по профессии Наладчик компьютерных систем.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании технического профиля при реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.
Учебная дисциплина ОГСЭ.05 «Основы финансовой грамотности» относится к дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла.
Содержание программы ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности направлено на достижение следующих целей:
- приобретение знаний о существующих в России финансовых институтах и финансовых продуктах, а также о способах получения информации об этих продуктах и институтах из различных источников;
- развитие умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств семьи, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг в процессе выбора;
- расширение представлений о таких способах повышения благосостояния, как инвестирование денежных средств, использование пенсионных фондов, создание собственного бизнеса.
Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
- демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации;
- демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- выполняющий трудовые функции и демонстрирующий профессиональные навыки в профессиональной деятельности;
- проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается;
метапредметных:
- анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;
- применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;
- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;
- грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;
- анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
- оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;
- использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты;
- определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;
- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;
- применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом;
- применять полученные знания страхования в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;
- применять знания о депозите, управления рисками при депозите; кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита;
- определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию;
предметных:
- экономические явления и процессы общественной жизни;
- структуру семейного бюджета и экономику семьи;
- депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане;
- рассчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания;
- пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений; - виды ценных бумаг;
- сферы применения различных форм денег;
- основные элементы банковской системы;
- виды платежных средств;
- страхование и его виды;
- налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация);
- правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг;
- признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен овладеть общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности различных жизненных ситуациях.
ПК 1.1. Проводить инвентаризацию и вести учет технических и программных средств инфокоммуникационных систем с использованием специализированных программ.
ПК 1.2. Выполнять контроль наличия запасов, выполнения своевременного ремонта и наличия сервисных контрактов на обслуживание инфокоммуникационных систем.
ПК 1.3. Представлять отчетность по конфигурации программного и аппаратного обеспечения инфокоммуникационной системы и ее составляющих.
ПК 1.4. Документировать базовую конфигурацию устройств и программного обеспечения для контроля в ходе эксплуатации, слежения за производительностью, а также защиты от несанкционированного доступа.
1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины
Учебная нагрузка обучающегося: |
36 |
часов |
включая: |
|
|
объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем |
34 |
часа |
самостоятельной работы |
2 |
часа |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы |
Объем часов |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
36 |
Самостоятельная работа |
2 |
Объем образовательной программы |
34 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
18 |
лабораторные занятия (если предусмотрено) |
12 |
практические занятия (если предусмотрено) |
- |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) |
- |
контрольная работа |
- |
консультации |
2 |
Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцирован-ного зачета |
2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем часов |
Осваиваемые элементы компетенций |
1 |
2 |
3 |
4 |
Тема 1. Личное финансовое планирование |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4
|
Человеческий капитал |
2 |
||
Способы принятия решений в ограниченности ресурсов |
|||
Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет, его структура, способы составления и планирова |
|||
Личный финансовый план: финансовые цели, стратегии и способы их достижения |
|||
Лабораторные занятия |
1 |
||
Кейс на тему «Покупка загородного участка с домом для летнего отдыха». Составление семейного бюджета и оценка его баланса. Составление личного финансового плана. |
1 |
||
Тема 2. Депозиты
|
Содержание учебногоматериала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4
|
Банки и банковские счета |
2 |
||
Влияние инфляции на стоимость активов |
|||
Анализ современного рынка банковских услуг |
|||
Договор банковского депозита, его структура. Управление рисками по депозиту |
|||
Лабораторные занятия |
2 |
||
Расчет доходов по депозитам с учетом различных условий по ним. Анализ возможных рисков и принятие решения по выбору депозита. Решение задач. Кейс на тему «Открытие депозита с учетомстрахового возмещения» |
2 |
||
Тема 3. Кредиты |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4
|
Основные принципы кредитования. Виды кредитов |
2 |
||
Стоимость кредита. Способы его погашения |
|||
Кредитные организации и кредитные правоотношения |
|||
Кредитная история. Невыплата кредита. Кредит как часть личного финансового плана |
|||
Лабораторные занятия |
2 |
||
Расчет стоимости кредита. Рассмотрение основных положений пратического примера и анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора. Решение задач. Рассмотрение кейса «Покупка автомобиля» |
2 |
||
Тема 4. Расчетно-кассовые операции |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Платежные средства: наличные деньги, платежные карты, чеки |
2 |
||
Операции с иностранной валютой |
|||
Электронные деньги |
|||
Особенности интернет-банкинга |
|||
Лабораторные занятия |
1 |
||
Решение задач по теме. Рассмотрение кейса «Мобильный банк и услуга «Автоплатеж» |
1 |
||
Тема 5. Страхование |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Страховые услуги. Договор страхования |
1 |
||
Виды личного страхования |
|||
Лабораторные занятия |
1 |
||
Решение задач по теме. Рассмотрение кейса «Страхование жизни» |
1 |
||
Тема 6. Инвестиции
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Способы инвестирования, инвестиции физических лиц и их условия |
2 |
||
Фондовый рынок и его инструменты |
|||
Формирование инвестиционного портфеля. Защита от инвестиционных рисков |
|||
Место инвестицийв личном финансовом плане |
|||
Лабораторные занятия |
1 |
||
Рассмторение кейса «Инвестиции в будущую пенсию». Работа в подгруппах. |
1 |
||
Тема 7. Пенсии
|
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Понятие и виды пенсий. Пенсионная система в Российской Федерации |
1 |
||
Формирование индивидуального пенсионного капитала. Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане |
|||
Лабораторные занятия |
1 |
||
Рассмторение кейса «Инвестиции в будущую пенсию». Анализ и сравнение формирования пенсионных накоплений в негосударственных пенсионных фондах (работа в подгруппах) |
1 |
||
Тема 8. Налоги
|
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Экономическая сущность налогов. Виды налогов для физических лиц |
2 |
||
Порядок применения налоговых льгот и налоговых вычетов |
|||
Лабораторные занятия |
2 |
||
Рассмторение кейса «Применение налоговых вычетов». Решение задач по теме |
2 |
||
Тема 9. Мошеннические действия на финансовом рынке и защита от них |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. Мошенничество с наличными деньгами. Мошенничество с инвестициями |
2 |
||
Мошенничество с банковскими картами |
|||
Мошенничество с кредитами |
|||
Правила личной финансовой безопасности |
|||
Лабораторные занятия |
1 |
||
Рассмторение кейса «Заманчивое предложение». Выявление признаков финансовой пирамиды. Выступление о финансовом мошенничестве. |
1 |
||
Тема 10. Создание собственного бизнеса |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01-03, ПК 1.1-1.4 |
Стартап: особенности и история возникновения |
2 |
||
Бизнес-идея и бизнес-план |
|||
Лабораторные занятия |
|
||
Самостоятельная работа Разработка бизнес-плана, защита презентации |
2 |
||
Консультации |
2 |
|
|
Промежуточная аттестация |
2 |
|
|
ИТОГО |
36 |
|
3.1. Требования к минимальному-материально-техническому обеспечению
Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет общеобразовательных дисциплин, оснащенный оборудованием: доской учебной, рабочим местом преподавателя, столами, стульями (по числу обучающихся), шкафами для хранения муляжей (инвентаря), раздаточного дидактического материала и др.; техническими средствами компьютером, средствами аудиовизуализации, мультимедийным проектором; наглядными пособиями (натуральными образцами продуктов, муляжами, плакатами, DVD фильмами, мультимедийными пособиями).
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные ФУМО, для использования в образовательном процессе. При формировании библиотечного фонда образовательной организацией выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список, может быть дополнен новыми изданиями.
В учебном процессе по дисциплине ОГСЭ.05 Основы финансовой грамотности используются активные методы обучения в сочетании с традиционными видами учебной работы (указать используемые методы обучения) с целью достижения запланированных результатов обучения и формирования соответствующих общих и профессиональных компетенций по профессии 09.01.04 Наладчик аппаратных и программных средств инфокоммуникационных систем, обеспечивающих реализации требований ФГОС СПО и работодателей.
В условиях реализации требований ФГОС СПО актуальными технологиями являются:
1. Информационно-коммуникационная технология
2. Технология развития критического мышления
3. Проектная технология
4. Технология развивающего обучения
5. Здоровье сберегающие технологии
6. Технология проблемного обучения
7. Игровые технологии
8. Модульная технология
9. Технология мастерских
10. Кейс-технология
11. Технология интегрированного обучения
12. Педагогика сотрудничества.
13. Технологии уровневой дифференциации
14. Групповые технологии.
15. Традиционные технологии (классно-урочная система)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Результаты обучения |
Критерии оценки |
Методы оценки |
личностные: - демонстрирующий умение эффективно взаимодействовать в команде, вести диалог, в том числе с использованием средств коммуникации; - демонстрирующий готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - выполняющий трудовые функции и демонстрирующий профессиональные навыки в профессиональной деятельности; - проявляющий доброжелательность к окружающим, деликатность, чувство такта и готовность оказать услугу каждому кто в ней нуждается |
|
наблюдение, тестирование, опрос |
метапредметные - экономические явления и процессы общественной жизни; - структуру семейного бюджета и экономику семьи; - депозит и кредит. Накопления и инфляция, роль депозита в личном финансовом плане, понятия о кредите, его виды, основные характеристики кредита, роль кредита в личном финансовом плане; - рассчетно-кассовые операции. Хранение, обмен и перевод денег, различные виды платежных средств, формы дистанционного банковского обслуживания; - пенсионное обеспечение: государственная пенсионная система, формирование личных пенсионных накоплений; - виды ценных бумаг; - сферы применения различных форм денег; - основные элементы банковской системы; - виды платежных средств; - страхование и его виды; - налоги (понятие, виды налогов, налоговые вычеты, налоговая декларация); - правовые нормы для защиты прав потребителей финансовых услуг; - признаки мошенничества на финансовом рынке в отношении физических лиц. |
- способность демонстри-ровать знания единой терминологии в области экономики и финансовой грамотности; - способность демонстри-ровать знания в области финансовых и банковских операций; - полнота ответов; - точность формулировок.
Не менее 75% правильных ответов |
Текущий контроль: - письменный/устный опрос; - тестирование; - оценка результатов внеаудиторной (самостоятельной) работы (докладов, рефератов, теорети-ческой части проектов, учебных исследований и т.д.)
Промежуточная аттестация В форме итоговой контрольной работы в виде: - письменных/ устных ответов, - тестирования.
|
предметные - анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации; - применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план; - грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина; - анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.); - оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов; - использовать приобретенные знания для выполнения практических заданий, основанных на ситуациях, связанных с покупкой и продажей валюты; - определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс; - применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения; - применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом; - применять полученные знания страхования в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности; - применять знания о депозите, управления рисками при депозите; кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита; - определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию; - решать практические финансовые задачи, анализировать и интерпретировать их. |
- способность анализи-ровать и решать финансовые задачи, связанные с определени-ем финансовых рисков предприятия, налогообложению, страхованию производственные процессы и системы; - проявление способ-ностей планировать деятельность личностною и производственную, рассматривая различные альтернативные варианты достижения финансовых целей; - способность оформлять и заполнять основные финансовые документы личного и производствен-ного характера - способность решения практических финансо-вых задач; - выполнение самоана-лиза производственной деятельности и оценивание полученных результатов;
|
Текущий контроль: - защита отчетов по практическим/ лабо-раторным занятиям; - оценка заданий для внеаудиторной (самостоятельной) работы; - экспертная оценка демонстрируемых умений, выполняе- мых действий в про- цессе практических /лабораторных занятий; Промежуточная аттестация: - экспертная оценка выполнения практи-ческих заданий на зачете/экзамене |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) |
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
|
балл (отметка) |
вербальный аналог |
|
91 ÷ 100 |
5 |
отлично |
66 ÷ 90 |
4 |
хорошо |
51 ÷ 65 |
3 |
удовлетворительно |
менее 50 |
2 |
не удовлетворительно |
Рецензенты:
_________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
_________________________________________________________________________
Ф.И.О., должность
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Дополнения и изменения в рабочую программу учебной дисциплины (модуля)
______________________________________________________________________
(наименование рабочей программы учебной дисциплины или модуля)
по специальности (профессии)______________________________________________
(наименование специальности (профессии)
на _______________ учебный год
В рабочую программу учебной дисциплины (модуля) внесены следующие изменения:
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Дополнения и изменения рассмотрены на заседании ПЦК ________________________________________________________________________
(наименование ПЦК)
Протокол № _________ от «____» ______________ 20____ г.
Председатель ПЦК _______________ /__________________/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.