МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ
«ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА »
Хамидулина Альмира Идрисовна ,
г. Томск, МБОУ прогимназия «Кристина»,
учитель начальных классов, e-mail almirahamidulina@yandex.ru
Аннотация: В статье представлена краткая характеристика авторской методической разработки по теме «Интерактивные методы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий и развития речи младших школьников на уроках русского языка»
Ключевые слова: педагогический опыт, статья, методическая разработка, типы уроков диспут, деловая игра, кейс, современные технологии.
Обучение младших школьников предполагает комплексную реализацию обучающей (практической), развивающей и воспитательной целей.
Развитие процесса обучения невозможно без организации полноценной познавательной деятельности. Всем известно, что главной движущей силой учебной деятельности является интерес. Очень важно зажечь искорку интереса в глазах школьников, сделать процесс обучения посильным и радостным. Добиться этого позволяет творческий поиск новых путей в обучении.
Уроки русского языка и интегрированные уроки были разработаны и проведены мною в 4 Б классе МБОУ прогимназии «Кристина».
Актуальность внедрения интерактивных форм обучения обусловлена рядом причин. Каждый ученик старается реализовать свой потенциал не когда-то в будущей жизни, а в настоящем времени. Поэтому уже сегодня нужно помочь ему обрести уверенность в своих силах, в том числе в вопросах взаимодействия и общения с одноклассниками, установлении дружественных и деловых отношений, то есть постараться создать условия успеха. Также , использование интерактивных видов дает возможность углубить и расширить знания.
Безусловно, русский язык как никакой другой учебный предмет открыт для использования содержания из различных областей знаний. Поэтому одним из резервов повышения коммуникативных возможностей обучающихся при разработке и проведении всех уроков было рациональное применение межпредметных связей с общеобразовательными дисциплинами: литературой, окружающим миром.
Разрабатывая разные по форме уроки русского языка,в том числе интегрированные (литературное чтение, окружающий мир) я учитывала тот факт, что все виды работы по предмету должны иметь доступную и привлекательную форму, чтобы вызвать интерес обучающихся, желание работать практически, высказать свое мнение и быть полноценным участником образовательного процесса.
Выбор тем уроков по русскому языку и интегрированных уроков легко объяснить: в содержании программы по русскому языку в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века» выделен раздел «Развитие речи», который является неотъемлемой частью и уроков литературного чтения, и окружающего мира .
Интегрированный урок – диспут (литературное чтение + русский язык) «Текст. Н. Носов Федина задача»
Цель: создание условий для коммуникации и развития речи.
Задачи:
· формировать коммуникативные умения;
· оценивать поступки героев произведения;
· повторить орфограммы;
· воспитывать уважительное отношение к учебному труду
Интегрированный урок с применением элементов кейс-технологии (окружающий мир + русский язык) «Текст. Русское искусство XX века» Цель: создание условий для успешной работы с информацией и развития речи.
Задачи:
· Формировать умение работать с информацией; преобразовывать текст в таблицу
· Повторить орфограммы;
· Приобщать учащихся к культурно-историческому наследию России
Урок – деловая игра по русскому языку «Словосочетание»
Цель: создание условий для коммуникации и развития речи
Задачи:
· развивать творческие способности обучающихся;
· формировать умение применять полученные знания;
· воспитывать уважение к членам коллектива;
Урок по русскому языку «Сочинение по картине А. А. Пластова « Первый снег»
Цель: создание условий для подготовки учащихся к сочинению-описанию по картине.
Задачи:
· учить рассуждать, подтверждая своё мнение деталями картины;
· отбирать слова и употреблять их в речи;
· составлять план сочинения;
· развивать коммуникативные навыки через ведение диалога;
· воспитывать чувство прекрасного
Урок с использованием сингапурских технологий по русскому языку «Работа над ошибками»
Цель: формирование умения анализировать свою работу
Задачи:
· развивать умения исправлять речевые и орфографические ошибки;
· развивать логическое мышление, умение находить изученную орфограмму, подбирать проверочное слово;
· учить рассуждать
Сценарии всех пяти уроков разработаны на основе использования личностно-ориентированной технологии обучения, информационно-коммуникационной технологии, технологии сотрудничества.
Проведение уроков, разных по форме, способствует формированию познавательного интереса к предмету «Русский язык». Выбор содержания, методов и формы мероприятий обусловлен особенностями воспитания и обучения учащихся начальных классов и уровня подготовки. Разрабатывая сценарии, учитывался тот факт, что для многих обучающихся «стартовой площадкой» для саморазвития личности является познавательный интерес. Поэтому содержание и форма его подачи должны быть такими, чтобы ученик убедился в его интересности, личной или социальной полезности, значимости для учения, для самовыражения и самоутверждения, в необходимости участия в решении заданий.
За основу выбрана коммуникативная системно-деятельностная модель организации урока. Использованы метод диспута (спора), деловой игры, элементы кейс-технологии, а также сингапурские методы. Указанные методы позволяют «погрузить» младших школьников в деятельностное общение, открывается широкое поле для развития речи и коммуникации, что соответствует их возрастным особенностям и потребностям.
Для достижения цели очень важно было создание благоприятной психологической атмосферы во время всех уроков: спокойная обстановка, оформление доски, использование ярких презентаций, использование аудио сопровождения, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь. Все это способствовало развитию у обучающихся интереса к совместной творческой жизнедеятельности, потребности в сотворчестве и общении с одноклассниками.
Список литературы:
· К.Д.Ушинский. Собрание сочинений, М., 1974. OCR Biografia.Ru
· Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.