Интерактивные методы обучения
Оценка 5

Интерактивные методы обучения

Оценка 5
Домашнее обучение +9
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—11 кл
01.02.2017
Интерактивные методы обучения
Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Основные характеристики «интерактива». Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм интерактивного обучения русскому языку и литературе. Наиболее известные из них – «карусель», «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или оченОдной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» - это «взаимный», «act» - действовать. Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения. Основные характеристики «интерактива». Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. В настоящее время методистами и учителями-практиками разработано немало форм интерактивного обучения русскому языку и литературе. Наиболее известные из них – «карусель», «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очен
1. ИМО ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ А.ЖУМАБЕКОВА.docx
Использование интерактивных методов обучения на уроках русского языка Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна, учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа№ 68      Республика Казахстан, Город Астана.          Я активно начала внедрять преподавание элементов интерактивной методики: работу  в парах, в малых и больших группах, стала более терпимо относится к мнениям, которые  противоречили моим собственным.          Естественно, интерактивная методика преподавания требует от учителя пересмотра  очень многих привычных подходов. Так, например, казалось легким внедрение свободного  общения учеников в классе друг с другом. Но без взаимного уважения, без умения  прислушиваться друг к другу, без правильного общего руководства ведением урока ничего  путного не получится.          Поэтому приходилось потихоньку переучиваться самой и приучать к новым методам  paботы своих учеников. Очень аккуратно и настойчиво нужно проводить в классе идею  работы на основе общих правил поведения. Вскоре это приводит к более доверительным  отношениям в классе, ученики становятся на уроках более активными.          Если я раньше пыталась переубедить учеников, с которыми в чем­то была не согласна, то теперь этого не делаю, потому что считаю, что у каждого должно быть свое мнение по  вопросу. А если это мнение подкреплено вескими аргументами, то остается только  радоваться тому, что ученик научился выносить свое суждение по каким­то вопросам.          Что такое “методика интерактивного обучения”? От англ. “interact” – находиться во  взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в  составе меняющихся групп.          Мы называем преподавание и обучение интерактивным, если во время занятия между  учащимися, а также между учащимися и учителями наблюдается высокий уровень  взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким  образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо предложенное решение.          Пожалуй, наиболее важно здесь понять, что процесс решения проблемы становится  таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ, это связано с тем, что целью  интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие учащимся  навыков самостоятельного нахождения ответов.          Количественный состав группы не определяет качество учебы или взаимодействия.  Ключевая особенность метода “взаимодействие” состоит в том, что он представляет собой  Процесс Открытия, сущность которого заключается в овладении учащимися навыками  обучения через взаимодействие.          Для чего используется интерактивная методика?          Учителя, которые активно используют интерактивные методы, убеждены, что  наиболее успешно обучение может проходить именно в процессе взаимодействия. Они  считают, что так школьники учатся быстрее и запоминают лучше то, что узнали во время  дискуссии. Это происходит по следующим причинам:  ­учащиеся не только получают информацию, они также вынуждены дать логическое  объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным или, по  крайней мере, лучшим из имеющихся вариантов; ­учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, т.к. они знают, что нелогично построенные  заключения будут оспариваться; ­учащиеся во время решения проблемы используют свой и чужой опыт.           Такой общий фонд знания больше, чем знания любого отдельного ученика; учитель тоже может учиться, узнавая что­то новое от учеников.          Во многих классах часто бывает так, что только лучшие ученики отвечают на  вопросы, в то время как остальные молчат. Ученик должен в достаточной степени вам  доверять, чтобы добровольно вызваться отвечать перед классом, особенно, если вопрос  касается каких­либо фактов и существует вероятность неправильного ответа. Возможно,  вы сочтете целесообразным поначалу избегать взаимодействия с отдельными учениками,  пока они не привыкнут к вопросу “что вы думаете?” вместо традиционного “знаете ли вы?” Вместо этого сделайте основной упор на взаимодействие учащихся между собой.          Чтобы учащиеся охотнее высказывали свои мнения и идеи, учитель может  использовать следующие полезные приемы: 1) Bcегда благодарите их за высказанные мнения. 2) Не говорите, что вы считаете их ответ неверным, а вместо этого спросите лучше,  согласны ли с таким мнением другие учащиеся. Если окажется, что весь класс неправильно понял обсуждаемый вопрос, тогда вы можете объяснить им свою точку зрения. 3) Старайтесь выбирать пассивных учеников. Иногда некоторые учащиеся кажутся  пассивными, но у них могут быть очень оригинальные мысли или мнения, которые отличны  от других и побуждают класс посмотреть на вопрос под другим углом зрения. В интерактивной методике, как и в любой другой методике преподавания, существует  множество приемов, которые способствуют организации взаимодействия в группе. Эти  приемы можно классифицировать следующим образом: (Приложение 1)  Сходства/различия Ранжирование Поиск соответствий Рейтинг Классификация Обобщение Верно/неверно Правильно или требует изменений Преимущества и недостатки Выявление последствий Как вы думаете? Исследование и отчет Ролевая игра Мозговой штурм Дебаты          Существует также много других видов заданий, которые могут быть интерактивными, все зависит от творчества учителя.          Давайте сейчас мы с вами на примере приема Ранжирование, решим следующее  задание “Что важно для меня?” (Приложение 2)          Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый  остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка  воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5  вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее  важные.          При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений  и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.          Далее прием Поиск соответствий. При выполнении этого задания от учащихся  требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание  рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами.    Это хорошее задание для закрепления смысла понятий. Задание “Поиск соответствий” (Приложение 3)           Работая в парах, определите, у какого животного какой детеныш. Животное Детеныш 1. Собака 2. Овца 3. Лошадь 4. Корова А) Ягненок Б) Теленок В) Щенок Г) Жеребенок          Следующий прием Рейтинг. Подобно ранжирования, в этом задании oт учащихся  требуется рассмотреть ряд утверждений и критериев их рейтинга, представленных в виде  оценок. Они должны решить, какой рейтинг присвоить каждому утверждению. Ответы в  заданиях такого типа часто основаны, главным образом, на личном мнении и могут  вызывать много дискуссий. Они могут быть очень полезны для выяснения, насколько  хорошо учащиеся разобрались в данных вопросах, но, конечно, не применяются для оценки их знаний.          Задание “Сказки Пушкина” (Приложение 4) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Высказывания Сказки Пушкина легко читаются, легко заучиваются. Их любят и взрослые и дети. Сказки наполнены разными чудесами. В них всегда счастливый конец. Я тоже могу писать сказки. Я могу переводить сказки Пушкина на казахский язык. Сказки Пушкина пересказу не подлежат. Я люблю читать сказки Пушкина. Мое мнение            По приему Верно/Неверно.          При выполнении этого приема учащиеся внимательно рассматривают утверждения и  решают, верны они или нет. Это может быть хорошим способом закрепить старые понятия,  нацелить, учащихся на поиск нужных ответов в исходных документах и проверить их  понимание. В результате обычно возникает много дискуссий.  (Приложение 5) № 1. 2. 3. 4. 5. Утверждения Верно/Неверно А.С. Пушкин – великий русский писатель. Первые сказки А.С. Пушкину читала ею няня Арина Родионовна Сказка – это вымышленный рассказ “Сказка о рыбаке и рыбке” это народная сказка. Каждая сказка Пушкина носит поучительный характер            Правильно или требует изменений          При выполнении этого задания учащиеся рассматривают утверждения и решают,  являются ли они правильными. Если нет, то они должны переписать утверждение таким  образом, чтобы оно стало правильным.          Задание “Исправление ошибок” (Приложение 6)  У велосипеда две ноги. Коровы дают траву и кушают молоко. В нашей деревне есть библиотека, но нет милицейского участка.          Классификация. В этом задании учащимся предлагается классифицировать ряд  утверждений согласно критериям. При этом они намного больше узнают о значении  предложенных критериев.          Задание “Kaтегории” (Приложение 7) Столице/зеленая/гладить/земля/дружные/камень/петь/теплое/играть/веселый. Kатегории:  Имя существительное Имя прилагательное Глагол          Как вы думаетe?          При выполнении этого задания учащимся придется подумать о том, как, по их  мнению, должно быть и почему так должно быть. Вместо обыкновенной постановки  вопроса я зачастую представляю ряд мнений. После этого учащиеся пытаются решить,  какая из них ближе всего к их собственному. Цель такого типа задания – ознакомить  учащихся с различными точками зрения и проблемами, связанными с данной темой,  подводя их к тому, чтобы они вырабатывали собственное мнение. Задание “Чему учат сказки Пушкина?” (Приложение 8)          Чей ответ вы считаете наиболее правильным? Жанар: Сказки Пушкина учат нас доброте, чтобы мы в трудную минуту помогали друг  другу. Аскар: Я никогда не задумывался над этим. Просто читаю, чтобы ответить и получить  хорошую оценку. А какие воспитательные значения содержат сказки мне надо подумать. Айнура: Сказки Пушкина очень интересны. Они насыщены красивыми эпизодами чудес,  таких, как про Белочку, которая грызет золотые орешки, или Царевну лебедь,  обернувшуюся прекрасной девицей. Они учат нас глубокой фантазии, богатых  воображений, истинных чувств любви к ближнему. Эльвира: Мне кажется, что сказки Пушкина учат нас многому: любви к природе, к  животным, к ближним, чувства милосердия и доброты, отзывчивости и храбрости, а так же  они носят поучительный xapaктер, где, например, жадная старуха остается у своей  разбитой корыты, где Балда сумел обхитрить скупого попа и многому другому.          Из этого следует, что совершенно неверно утверждать, будто интерактивные методы  лучше, чем традиционные, и наоборот. Это равносильно тому, что кто­то сказал бы, будто  молоток является лучшим инструментом для постройки дома, чем пила! На практике за  45­минутный урок вы можете применить 5 или 6 различных методов.              Квалифицированный специалист, учитель или и плотник, знает, когда и как  применить разные инструменты, чтобы наиболее успешно справиться с поставленной  задачей. Технологии интерактивного обучения на уроках русского языка Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна, учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа№ 68      Республика Казахстан, Город Астана.          Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы  обучения. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка «interаct». «Inter» ­ это  «взаимный», «act» ­ действовать. Интерактивное обучение ­ диалоговое обучение, в ходе  которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика.          Цель интерактивного обучения ­ создание комфортных условий обучения, при  которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что  делает продуктивным сам образовательный процесс.          Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях  постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимообучении: учитель ­ ученик, ученик ­ ученик. При этом учитель и ученик ­  равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие  исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли  над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с  другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.           Основные характеристики «интерактива».            Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые  цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при  которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что  делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким  образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания,  они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и  думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного  материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен  знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере  доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое  знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие  формы кооперации и сотрудничества.          Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие  диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному  решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает  доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе  диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими  людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа,  применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и  различными источниками информации, используются творческие работы. В настоящее время методистами и учителями­практиками разработано немало форм  интерактивного обучения русскому языку и литературе. Наиболее известные из них –  «карусель», «большой круг», «вертушка», «аквариум», «мозговой штурм», «дебаты». Эти  формы эффективны в том случае, если на уроке обсуждается какая­либо проблема в  целом, о которой у школьников имеются первоначальные представления, полученные ранее на занятиях. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими.  Важно, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узкоплановых вопросов к широкой постановке проблемы          Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования  фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных  игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее  употребляемыми стали: ­ При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм»,  «Незаконченное предложение»; ­ При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один ­ вдвоем ­ все  вместе»), работа в малых группах, аквариум; ­ Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное  слушание»; ­ Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».          Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные  формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному  классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой  теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам  формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь;  формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные  возможности. При этом учебно­воспитательный процесс организуется так, что ученики  ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные  решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с  помощью различных средств; учатся сотрудничеству.          Технологии интерактивного обучения. 1. Работа в парах.          Можно использовать для достижения любой дидактической цели: усвоение,  закрепление, проверка знаний и т.д. Способствует развитию навыков общения, умения  высказываться, критического мышления, умение убеждать и вести дискуссию.          Алгоритм действия 1. Предложите ученикам задания, задайте вопрос. Дайте им 1­2 мин для продумывания  возможных ответов или решений. 2. Определите, кто из них будет выражать мысли первым и попросите обсудить свои идеи  друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения. 3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы,  обменивается своими идеями и аргументами со всем классом. 2. Ротационные (сменные) тройки.          Способствует активному обстоятельному анализу и обсуждению нового материала с  целью его осмысления, закрепления и усвоения.          Алгоритм действия 1.Разработать различные вопросы, чтобы помочь учащимся начать обсуждение нового или  разъяснение материала. 2. Разместите тройки так, чтобы каждая из них видела тройку слева и тройку справа.  Вместе все тройки должны образовывать круг. 3. Дайте каждой тройке открытый вопрос (одинаковый для всех). 4. После короткого обсуждения попросите участников рассчитаться от 0 до 2.          Ученики с номером 1 переходят к следующей тройке по часовой стрелке, а ученики с  номером 2 переходят через две тройки против часовой стрелки. Ученики с номером 0  остаются на месте и являются постоянными членами тройки. Результатом будет полностью новая тройка. 5. Вы можете двигать тройками столько раз, сколько у вас есть вопросов. 3. Карусель.          Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца:  внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо­это сидящие неподвижно ученики, а внутреннее  ­ ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за  несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. 4. Работа в малых группах. 5. Аквариум.          Технология Аквариум заключается в том, что несколько учеников разыгрывают  ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. 6. Незаконченное предложение.          (Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей .... 7. Мозговой штурм.          Технология «Мозговой штурм» ­ доказать, объяснить. Мозговой штурм ­ прекрасный  метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей.  Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 ­7 человек.          Основные пункты          Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу. Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он  должен поощрять количество, а не качество идей.          Правила мозгового штурма: 1. Никакой критики! 2. Заимствования других идей является нормальным явлением. 3. Желаемое ­ большое количество идей. 4. Оценка приходит позже.          Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они  написали свои идеи сначала индивидуально. 8. Броуновское движение.          Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью  сбора информации по предложенной теме. 9. Дерево решений.          Дерево решений ­ класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством  учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист  ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи. 10. Суд от своего имени. 11. Гражданские слушания. 12. Ролевая (деловая) игра. 13. Кейс­метод.          Кейс­метод (разбор ситуаций) ­ от англ. сase ­ случай ­ техника обучения,  использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать  ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее  из них. Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и  кресельные (вымышленные) кейсы.          Преимущества метода • Учащемуся легко соотносить получаемый теоретический багаж знаний с реальной  практической ситуацией. • Вносит в обучение элемент загадки, тайны. • Разбираемая гипотетическая ситуация не связана ни с каким личным риском ни для  одного из участников. 14. Метод пресс.          Используется при обсуждении спорных вопросов и при проведении упражнений, в  которых нужно занять и четко аргументировать определенную позицию по проблеме,  которая обсуждается. Метод обучает учеников производить и формулировать аргументы,  высказывать мнения по дискуссионному вопросу в отчетливой и сжатой форме, убеждать  других.          Алгоритм действия 1. Раздайте материалы, в которых указано 4 этапа метода ПРЕСС. ­ Начиная со слов ... я считаю, что ... ­ Начинайте со слов ... потому что ... ­ ... Например ... ­ Следовательно, ... таким образом ... 2. Объясните механизм этапов ПРЕСС ­ метода и дайте ответы на возможные вопросы  учеников. Приведите примеры к каждому из трех этапов. 3. Предложите желающим попробовать применить этот метод к любой проблеме на их  выбор. 4. Проверьте, понимают ли ученики механизм применения метода. Этапы можно  адаптировать, предлагая учащимся приводить несколько вариантов своих мыслей или  примеров. 5. Когда формула будет понятна всем учащимся, предложите им попробовать самим.  Примените данный метод на всех уроках, где нужна аргументация учениками своего  мнения. 15. Займи позицию.          Зачитывается какое­нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со  словом «ДА» или «НЕТ». Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. 16. Дискуссия. 17. Дебаты. 18. Технология «Микрофон»          Задача:  задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня  еще не звучал. Дети берут микрофон и спрашивают. Чаще используя те вопросы, которые  слышали на предыдущих уроках.          Учитель задает вопрос ­ ученики отвечают. 19. Игра «Реклама на телеканале» Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы. Мы ­ пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа. 20. Игра «Ключевой момент». Тест­проверка знаний (тестирование) 21.Игра «Исследователи»: исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т. п. 22. Прием « Свеча»          По кругу передается зажженная свеча, и учащиеся высказываются о разных аспектах  обучения. 23. Технология «Открытого пространства»          Технология «Открытое пространство» (Open Space) — это методика проведения конференций и встреч, которая позволяет индивидам и группам эффективно  взаимодействовать и принимать коллективные решения. Она очень проста и одновременно  очень мудра, основываясь на естественных законах взаимодействия между людьми.  Технология способна раскрыть знания, опыт и инновации в организации, которые трудно  обнаружить в менее открытых процессах. Изобретатель технологии ­ Харрисон Оуэн.         Чтобы лучше понять дух этой технологии, стоит познакомиться с ее принципами:         Четыре принципа 1.Все, кто пришли – это правильные люди (единственные, кто мог прийти). 2.Чтобы ни случилось ­ это единственное, что может произойти. 3.Когда бы это ни началось – это правильное время (напоминает людям, что процесс  творчества неуправляем). 4.Когда это закончится – тогда это закончится (поощряет людей продолжать разговор так  долго, как этого требует необходимость и присутствующая энергия. Занятие может  завершиться быстрее, чем предполагалось, но может идти и дольше отведенного времени). 24. Обучая­учусь          Используется при изучении блока информации или при обобщении и повторении  изученного. Использование этого метода дает общую картину понятий и фактов, которые  необходимо изучить на уроке, а также вызывает определенные вопросы и повышает интерес к обучению.          Алгоритм действия 1. Подготовьте карточки с фактами, касающиеся темы урока, по одной на каждого  ученика. 2. Раздайте по одной карточке для каждого ученика. 3. В течение нескольких минут ученики читают информацию на карточке. Проверьте,  понимают ли они прочитанное. 4. Предложите им ходить по классу и знакомить со своей информацией других  одноклассников. 5. Ученик может одновременно говорить только с одним лицом. Задача состоит в том,  чтобы поделиться своим фактом и получить информацию от другого ученика. В течение  отведенного времени нужно обеспечить общение каждого ученика с максимальным  количеством других для получения максимально полной информации. 6. После того, как учащиеся закончат это упражнение, предложите рассказать,  воспроизвести полученную информацию. Проанализируйте и обобщите полученные ими  знания. Ответы могут записываться на доске.          Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело  направить его для достижения поставленных учебных целей. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна, учитель русского языка и литературы КГУ «Средняя школа№ 68      Республика Казахстан, Город Астана. Аннотация          В статье рассматриваются основные виды интерактивных методов и приёмов  обучения. Автор раскрывает содержание понятия «интерактивные методы». Обобщается  практический опыт использования данных методов и приёмов на уроках русского языка и  литературы. Автор приходит к выводу, что интерактивные методы способствуют  активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению  учебного материала.  Знание только тогда знание, когда оно  приобретено  усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой             Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы  обучения. Под интерактивными методами обучения (от англ. inter ­ “между”; act –  “действие”) мы будем понимать систему правил организации продуктивного  взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых  игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Интерактивные методы: Игра Парные и групповые «Древо решений» «Мозговой штурм» «Общая дискуссия» Проекты Кейсы Лекции Семинары «Общий галдёж» Словесные ассоциации ПОПС­формула Ролевая игра.          Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить,  увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам. Например, знакомый  всем прием «Перевоплощение» можно использовать при изучении гоголевского  «Ревизора». Каждый участник игры выбирает роль для идентификации, имя которого  записывает на карточки и прячет в карман. Персонажи не должны повторятся. Задавая  косвенные вопросы, касающиеся мировоззрения, способа жизни и характера героя,  участники пытаются определить роли друг друга Пары и группы.  Как наиболее простой  способ организации интерактива, групповая работа позволяет:  ­ за короткий срок изучить и обсудить объемный материал;   ­ решать задачи дифференцированного и разноуровневого обучения в рамках урока; ­ активизировать процессы социализации школьников.             Вопросы и задания непременно должны быть проблемного, исследовательского,  развивающего и творческого характера разного уровня трудности и сложности.          «Древо решений».  Класс делится на 3 или 4 группы. Каждая группа обсуждает  вопрос и делает записи на своем «дереве» (лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.         «Мозговой штурм».  Это способ поощрения активности учеников и быстрого  генерирования идей. Может быть использован для решения конкретной проблемы или  поиска ответа на вопрос. Учащиеся класса делятся на группы и в течение 5­6 минут  проводят мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим  группам для фантазирования и генерирования идей ассоциацией. Эти вторичные идеи и  являются основой для решения содержательных проблем.           Общая дискуссия, дебаты. Учебной дискуссией называют целенаправленное,  коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями,  суждениями, мнениями в группе.           Запись на доске проблемного вопроса: «Кто оказался счастливее: блудный сын,  успевший вернуться к своему отцу, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?»           Процедура:  1 шаг. Класс делится на 2 группы. 2 шаг. Ученики одной группы обсуждают и записывают аргументы в пользу («за»)  положительного ответа на проблемный вопрос, записанный на доске, ученики второй  группы – в пользу отрицательного ответа («против»). 3 шаг. Ученики первой группы высказывают своё доказательство в пользу своей точки  зрения и выслушивают от учеников второй группы свое доказательство. Обсуждение  продолжается до тех пор,  пока стороны не высказали все свои аргументы и  контраргументы.          Проектная деятельность. Самостоятельное исследование различных тем,  проводимое учениками в течение некоторого времени.          Этапы работы над проектом:  1.Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей) 2. Подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор  информации).  3.Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации). 4. Подведение итогов.           ПОПС – формула:  П – позиция («Я считаю, что…») О – объяснение (или обоснование) («Потому что …») П – пример («Я могу это доказать это на примере …») С – следствие (или суждение) («Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…»).         При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и  литературе успешно применяются следующие приемы:          «Общий галдёж».  Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная  физкультминутка, возможность общения в парах или группах.        «Радуга». Например, стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» читается учеником.  Каждый ученик мысленно представляет цветовую гамму всех предметов, изображенных в  стихотворении, и по содержанию текста изображает их цветом, рисуя на листе белой  бумаги А­4 в форме дуги снизу вверх. После того, как все предметы получили цветовое  изображение, получается радуга.         Схема: Вижу, слышу, чувствую. Каждый ученик в тетради заполняет на листе белой  бумаги А­4 схему: вижу, слышу, чувствую по содержанию любого текста.         Прогнозирование содержания по названию произведения.  1 шаг. Каждый ученик обдумывает и кратко записывает содержание предполагаемого  текста, который носит название «Лошадиная фамилия». 2 шаг. Ученики объединяются в группы по три человека и рассказывают друг другу  придуманные ими рассказы. 3 шаг. Ученики в группах читают рассказ А.П.Чехова «Лошадиная фамилия» и  сопоставляют свои варианты с рассказом писателя.        Приём «Реклама».  Учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5­  10 мин.  Пример: создайте рекламу Серебряному веку русской поэзии. Придумайте слоган  …        Приём «Телеграмма». Приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая  запись.  Например, кратко написать самое важное, что уяснил с урока. Написать в  телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать  пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.        Интерактивные методы и приёмы обучения относятся к числу инновационных,  способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному  осмыслению учебного материала. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна, учитель русского языка и литературы. КГУ «Средняя школа№ 68      Республика Казахстан, Город Астана.          Интерактивные методы обучения завоёвывают сегодня все большее признание. В.А.  Караковский писал: «Менять педагогические ориентиры – это самое трудное, но   необходимое, что приходится делать сегодня». Можно много говорить о значении  интерактивных методов обучения, но я скажу об их сущностной особенности словами  китайской притчи:  Скажи мне – и я забуду; Покажи мне – и я запомню; Дай сделать – и я пойму          Что же «дать сделать» ребенку, чтобы выполнить главную задачу современной школы  – воспитать духовно развитую личность. Кредо педагога: «Я над вами» ­ уходит и  сменяется насущным: «Я рядом с вами».          Сегодня учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего  обучения.          Освоение проблемно – поисковых методов – это и есть путь к организации творческо­ исследовательской деятельности учащихся, а,  следовательно, и интерактивного обучения.          Итак, что же стоит за понятием «интерактивные методы?».  Предлагаю разобраться и  увидеть особенности данных методов в сравнении. Методы обучения – это совокупность приемов и подходов, отражающих форму  взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения.          В современном понимании обучения процесс обучения рассматривается как процесс  взаимодействия между учителем и учениками (урок) с целью приобщения учащихся к  определенным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. С первых дней существования  обучения и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое  распространение в общем три формы взаимодействия учителей и учащихся. Для  наглядности представим их нижеследующими схемами.          Из данных схем видно, что методы обучения можно подразделить на три обобщенные  группы: 1. Пассивные методы. 2. Активные методы. 3. Интерактивные методы.          Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее. Пассивный метод (схема 1) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, в  которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а  учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя.        Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов,  самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. С точки зрения современных  педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала  пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и  некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и  возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в  ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя  предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых  случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если  учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция ­  самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в  ВУЗах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели  глубоко изучать предмет. Активный метод            Активный метод (схема 2) – это форма взаимодействия учащихся и учителя, при  которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным  действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся  находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали автократный стиль  взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на  общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Интерактивный метод            Интерактивный метод (схема 3). Интерактивный («Inter» ­ это взаимный, «act» ­  действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем­ либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на  более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на  доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в  интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение  целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные  упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).          Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются  интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие  интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не  только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.           Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно­ ориентированного обучения. Учащийся становится не столько объектом воздействия  обучающей среды, сколько активным субъектом образовательного процесса. В  соответствии с деятельностным подходом усвоение содержания исторического опыта  осуществляется не путем передачи о нем, а в процессе собственной активности субъекта.         Личностно­ориентированным является интерактивное обучение, то есть обучение  через соучастие, взаимодействие в составе меняющихся групп. В его основе лежат  принципы гуманистической педагогики, природосообразности (по Я.А.Коменскому),  положения когнитивной науки, согласно которой в долговременной памяти остается то,  что проделано человеком на практике. 21 век дает заказ на выпускников, обладающих вероятностным мышлением, то есть  способных ориентироваться в незнакомой ситуации. Поэтому перед нами cтоит задача  использовать технологии, воспитывающие и развивающие самостоятельность учащихся, а  также содействующие сохранению и укреплению здоровья. Интерактивные методы сполна  отвечают данным требованиям.          Интерактивное обучение­это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся,  основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умение не только слушать, но и  слышать, не только говорить, но и быть понятым.          Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют  высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Учащиеся прочно  усваивают материал, так как добывают знания самостоятельно.          Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои  способности. У детей повышается самооценка, уверенность в себе. Очень важно  воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей.  Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с  людьми, договариваться, работать в команде.           Сейчас применяется на практике более тридцати методов интерактивного обучения:  дискуссии, дебаты, кейс­метод, методы вопросов и ответов, проектов, «ажурной пилы»,  дилемма, ранжирование, «Займи позицию» и другие. Все они обеспечивают хорошие  результаты, помогают достигать главной цели школьного образования ­ воспитывать  талантливого ученика, а в конечном результате ­ вырабатывать активную жизненную  позицию. Они дают возможность развивать логическое мышление, аргументированно  отстаивать свою точку зрения, активизируя речевые навыки.           В своей практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное  обучение начинаю с работы в парах. В паре дети могут проверить друг друга, закрепить  новый материал, повторить пройденное.           Провожу взаимопроверку правила. Ученик рассказывает cоседу  по парте правило у  доски, приводит примеры, объясняет их, затем они меняются и оценивают друг друга.  Также устно можно поработать с упражнениями. Форма работы та же: один спрашивает,  другой отвечает. Вопросы могут быть разными: определи тему и основную мысль, найди  грамматическую основу предложения и так далее. Ребята часто получают на дом задания:  составить «словарный диктант для соседа» (словарный диктант с пропущенными  орфограммами), «карточку­зачет для соседа» (один теоретический вопрос и два  практических задания).           Надо заметить, что работать в парах детям очень нравится. Усвоение языка  происходит в непосредственном учебном диалоге. Роль учителя в этом случае ­ оказывать  помощь и консультировать, решая спорные вопросы.           Помимо работы в парах провожу работу в группах. Группы могут быть разными, если  ученики успевают слабо, то группы должны быть небольшие. Группы соревнуются между  собой. Например: кто больше подберет однокоренных слов, существительных 3 склонения.  Или же задание дается в форме игры: с последней парты передается листочек, на который  нужно по цепочке записать примеры на изучаемое правило. Выигрывает тот, кто быстрее  вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.          При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько  человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, и оценивается общая  работа группы.          Групповая работа развивает навыки общения и взаимодействия в малой группе, учит  быть гибкими в зависимости от ситуации, повышает познавательную активность. Эффективны на уроках литературы и другие интерактивные методы, в частности  «Займи позицию»: «да» (согласен), «нет» (не согласен). При изучении программных  произведений предлагаются утверждение: «Любовь к женщине (мужчине) дороже любви к  Родине» (Андрий ­ «Тарас Бульба» Н.В.Гоголя).           «Яркая, короткая жизнь в борьбе за свободу дороже долгой жизни, полной унижений  и неволи» (Пугачев ­ «Капитанская дочка» А.С.Пушкина).          В противоположных углах доски вывешиваются плакаты, на одном из которых  написано «за» (согласен), на другом «нет» (не согласен). На доске помещено утверждение.  Ученики по очереди встают с места и подходят к плакату, который соответствует их  позиции, после чего учитель предлагает высказаться каждому. Учащиеся должны  аргументированно отстоять свою точку зрения. Каждая из групп должна отметить самый  веский довод «противников». Если кого­то убедили аргументы членов противостоящей  группы он может изменить свою позицию.          Подводя итоги, учитель должен отнестись с уважением к выбору каждого ученика.  Учитывая, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного, а  одновременное использование аудио ­ и видео информации повышает запоминаемость до  40­50%, я применяю интерактивную доску в процессе обучения детей.           Умение привлечь и удержать внимание учащихся является обязательным для  педагога. Достижение этого в переключении внимания при малейших признаках усталости  учащихся, снятии напряженности, умении не перегружать информацией и главное  мотивировать детей к учебной деятельности. Поэтому педагог должен увлечь ребенка,  заинтересовать так, чтобы он работал, не тратя время и силы попусту. Интерактивная  доска с ее демонстрационно ­ наглядно ­ интерактивными возможностями одно из средств  поддержания и удержания интереса ученика.           Также успеху ученика в высшей степени способствует планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время. Использование в учебе электронных  интерактивных досок обеспечивает успешное запоминание учащимися информации и ее  воспроизведение следующими способами: уроки запоминаются лучше,  благодаря  вовлеченности учащихся в образовательный процесс. Вместо того чтобы судорожно  записывать услышанное, дети сосредотачиваются на предмете урока.           Школьникам ­ и младшим, и старшим просто нравится работать с интерактивной  доской, учиться становится интересно и увлекательно.          Интерактивная доска позволяет повысить мотивацию учения учащихся через  использование большого спектра наглядных пособий. Благодаря наглядности и  интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие,  повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.           Интерактивная доска избавляет преподавателя от рутины. Учитель получает  возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией ­ выводить на  экран доски картинки, схемы, запускать видео, выделять важные моменты цветными  пометками. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом.  Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и  пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.          В своей педагогической практике я использую ИД для различных видов деятельности: работа c текстом и изображениями; создание заметок с помощью электронных чернил;  коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ;  создание с  помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий; демонстрация  презентаций, созданных учащимися.          ИД позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов,  которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их  интерактивными. Интерактивная доска помогает запоминать словарные слова. На экран выводится  словарное слово для запоминания правописания, его этимология, лексическое значение.  Ученики могут составить словосочетания, записать однокоренные слова и проверить друг  друга в паре.           Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с  текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа:  лексического, орфографического, пунктуационного.  В тексте могут быть пропущены  буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить, могут быть выделены цветом  слова, словосочетания, предложения, на  которые надо обратить особое внимание. Удобно  выполнять виды грамматического разбора. Возможно, нестандартно представить текст:  разный шрифт и цвет букв привлекает внимание учащихся, развивает орфографическую  зоркость.          Используя виртуальную клавиатуру можно исправлять ошибки  в деформированных  текстах. (В тексте допускаются ошибки, а ребята должны найти эти ошибки и их  исправить.)          В заключение нужно отметить, что традиционное обучение­это директивно  запланированный, организованный процесс, ориентированный на предмет, а интерактивное  обучение – это познание, направленное на открытие: обучаемые на практике усваивают  новые знания, приобретают опыт анализа и решения проблем. Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы  Жумабекова Айнагуль Мухамбетовна, учитель русского языка и литературы. КГУ «Средняя школа№ 68      Республика Казахстан, Город Астана.          Использование интерактивных методик все шире внедряется в учебный процесс и  требует от преподавателя пересмотра многих привычных подходов к обучению. Без  взаимного уважения, без умения прислушиваться друг к другу, без правильного  руководства ведением урока не получится применить методику на практике. Кроме того,  значительное снижение качества успеваемости привели к тому, что использование  нетрадиционных методов и приемов становится необходимым, а урок протекает интересно, разнообразно, эффективно. Сегодня ученик мало читает, что становится серьезной  проблемой современной молодежи. А через  диалоги учащиеся  учатся критически  мыслить, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими  людьми.           В своей педагогической практике я использую следующие интерактивные технологии. Интерактивное обучение начинаю с работы в парах. Пара – это идеальная форма для  сотрудничества и взаимопомощи. В паре учащиеся могут друг друга проверить, закрепить  новый материал, повторить пройденное. Какие виды заданий я использую на уроках русского языка? I. Устная работа. 1.  Провожу взаимопроверку правила (ученик рассказывает соседу правило, приводит  примеры, объясняет их), затем меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может  спросить любую пару. 2.  Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному  материалу, а другой отвечает. (Диалог у доски). 3.  Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает,  другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении  слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения,  определи тему и основную мысль. 4.  На отдельной карточке каждый сученик пишет три слова на любые орфограммы. Сосед  объясняет орфограммы в данных словах, рассказывает правила, приводит свои примеры.  Например: ко(л,лл)екц…я, (не)брежно, выр…щенный. II.    Письменные работы. 1.      «Словарный диктант для соседа». 2.      «Графический диктант для соседа» (каждый ученик выписывает из художественных  текстов 4­5 предложений на изученные пунктограммы, а сосед расставляет в карточке  знаки препинания, разбирает предложения по членам, чертит схемы предложения). 3.      После изучения какой­либо большой темы, раздела каждый студент составляет  «карточку – зачет для соседа». (один теоретический вопрос и 2 практических). 4.      Учащиеся часто получают на дом задания творческого характера (написать   сочинение, сочинение­миниатюру, этюд…). Чтобы с творческой работой познакомились  другие учащиеся, можно дать «грамматические задания для соседа». Например, дома  ребята составляют рассказ с использованием несклоняемых существительных, а на уроке,  обменявшись тетрадями, читают рассказ своего соседа и обозначают род несклоняемых  существительных, т.е.  выполняют грамматические задания. Затем наиболее интересные  работы зачитываются вслух, а потом уже проверяются учителем. III.  Игры­соревнования, основанные на групповой деятельности. 1.      Кто больше? Кто быстрее? (подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения). 2.      Эстафета  (по цепочке 1. записать примеры на правило. 2. рассказ правила по  цепочке), выигрывает тот, кто сделает наименьшее количество ошибок). 3.      Аукцион вопросов по теме (каждый ряд ­ команда задает вопросы по теме урока  другому ряду. Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные  ответы).  IV. Ролевые, деловые игры.          Разделив учащихся  на группы, предлагаю выступить в роли редакторов, корректоров, составителей рекламы и т.д.          Закреплению знаний по орфографии, выработке орфографических навыков  способствует игра «Определи пару», она хороша тем, что требует применения многих  правил.          На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, затем читаю слово,  аученики, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же правило,  обосновывая свой ответ, объясняя написание, выделяя морфемы.          Например, слово старье. Ученик будет прав, если запишет его не только напротив  слова жилье (правописание ь и ъ), но и в паре со словами косьба, объяснить, пятачок  (правописание безударных гласных в корне).          Изучая тему «Наречие», использую интерактивный прием «Дерево решений». Группа  делится на 3 подгруппы. Каждая выполняя задание делает записи на своем «дереве» (лист  ватмана). 1 группа – морфологические признаки наречий 2 группа – правописание не с наречия 3 группа – степени сравнения наречий.          Потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей свои идеи.          На уроках литературы среди методов индивидуального обучения часто использую  такие как «Дебаты», «Займи позицию», «Мозговой штурм». Например, изучая драму  Островского «Гроза», я предложила учащимся ответить на вопрос: «Могла ли Катерина  поступить иначе?», используя прием «Займи позицию». На доске было написано 2  противоположных точки зрения ответа да или нет. Учащиеся выбирают определенную  позицию, аргументируя свою точку зрения. Данный прием позволяет мне решить несколько задач: работа с художественным материалом, каждый  должен высказать свою точку  зрения.          На уроках­исследованиях мы организуем поисковую познавательную деятельность  путем постановки задач, требующих самостоятельного творческого решения.          Так по теме «Идеал человека» в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» дается  задание по группам, по ходу выполнения идет оформление проекта. Задание № 1. Композиция.          Найдите в каждой легенде общее введение и эпилог. Какие «составляющие»  постоянны во всех увертюрах? Задание №2. Легенда о Ларре.          Каковы взаимоотношения Ларры с племенем и со старейшинами? Почему столь  сокрушительным для Ларры оказался приговор, вынесенный ему старейшинами? Задание №3. Изергиль.          Назовите важные эпизоды из жизни Изергиль. Какую жизненную философию они  раскрывают? Задание №4. В чем состоит подвиг Данко? Задание №5. Сопоставьте Ларру и Данко в их отношении к свободе: кто из них более  свободен? Как каждый из них распоряжается свободой?           Во время защиты одной группы остальные составляют план или тезисы выступлений. План. 1.      Оба красивы (докажите по тексту) 2.      Оба горды, сильны (докажите по тексту) 3.      Цель жизни, отношение к свободе. 4.      Конфликт: Ларра и племя; Данко и племя. 5.      Нравственная оценка героев проекта группами.          Уроки по изучению биографии писателей и поэтов я провожу в форме заочных  экскурсий, устных журналов, турнира знатоков (создавались группы биографов, географов, историков). Читали дополнительную литературу, готовили сборники стихов, вопросы для  соперников.          Работая по теме «Серебряный век в русской поэзии», даю возможность окунуться в  атмосферу жизни начала ХХ в. и провожу урок в форме диспута поэтов. Между  учащимися  распределяются роли: кто­то представляет собой символистов, кто­то  акмеистов, а кто­то футуристов; одни учащиеся готовят чтение стихов, другие ­  сообщения о творческих принципах литературных группировок, обязательно составляют  вопросы для оппонентов, составляют сборники стихов. На уроке между представителями  разных течений идут серьезные споры, т.к. каждый из поэтов старается  отстоять свою  позицию. В конце все делают вывод: каждая из литературных группировок имеет право на  существование.          При изучении романа «Преступление и наказание» Достоевского основу урока  составляет задание «Шапка вопросов». В начале урока на полоске бумаги ученики пишут свои вопросы по роману, и скатав полоску в трубочку, относили ее в одну из «Шапок»,  лежащих на подоконнике. Таких шапок было 3, в одну складываем записки с вопросами  для проверки знания текста, в другую – мнение о романе, суждение о персонажах, в 3 ­  вопросы по роману, на которые спрашивающий сам затрудняется ответить. Примеры: в 1­ой шапке вопросы: сколько раз Порфирий Петрович встречался с  Раскольниковым? Во 2­ой: на месте Сони я не стала бы давать деньги отцу на водку. Я права? В 3 шапке: я не понимаю, зачем Раскольников сам во всем признался?         Трое учеников тянули по одному вопросу из каждой шапки и после подготовки  отвечали на них.          При изучении объемных произведений может на помощь прийти игра. Л. Толстой  «Война и мир». М. Шолохов «Тихий Дон».          Используются такие игровые формы: ­ художественная иллюстрация событий войны: ученики должны отыскать в тексте романа  подтверждение слов учителя (например, доказать, что война – чудовищное человеческому  разуму событие, а особенно гражданская).          Увлекает учащихся игра «Рисунки Тургенева». На доску помещается портрет какого­ нибудь героя. Нужно до мельчайших подробностей описать жизнь и характер этого  человека, опираясь на его зрительный образ. А затем сравнить получившийся портрет с  описанием персонажа в произведении.          Продолжением такой творческой работы становятся литературные вечера, гостиные,  проводимые в рамках работы НОУ «За чистоту русского языка».          Таким образом, использование интерактивных форм на уроках русского языка и  литературы способствуют созданию неформальной обстановки, которая позволяет ученику раскрыть свой потенциал, проявить себя в каком­то новом качестве и это делает уроки  интересными, разнообразными, содержательными.

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения

Интерактивные методы обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017