Селезнева ОВ Интерак плакат формулы в грамматике.docx
Интерактивный плакат «Формулы в грамматике английского языка»:
назначение, структура, применение.
Когда речь заходит об изучении иностранного языка и его
непосредственном применении, как в устной, так и в письменной речи,
коммуникативная компетенция выходит на первое место. Кроме того, стоит
отметить, что благодаря социальным сетям, сетевым играм в интернете
пообщаться с носителями языка стало намного доступнее. Безусловно, в играх
мало кто смотрит на грамотность речи партнера, однако при верном
изложении своих мыслей коммуникация происходит гораздо быстрее. Многие
прибегают к онлайнпереводчикам, но это не выход, т.к. программы не
способны выдать наиболее подходящую фразу, слово к той или иной
ситуации.
Немногие могут похвастаться тем, что изучать иностранный язык легко
и просто. Большинство «мучаются» в школе, а потом еще и в университете.
Причины разные: плохая память на иностранные слова, грамматические
правила сложно усвоить, исключений много, отсутствие практики, да и вряд
ли это всё пригодится в процессе коммуникации.
Решением данной задачи может стать прием образного мышления в
обучении. Образы можно применять как на уроке, так и вне его; на любом
уровне владения языком и этапе обучения, будь то грамматика, лексика или
другие виды речемыслительной деятельности. Основным аргументов в пользу
образного мышления является то, что нагляднообразное мышление приводит
к мгновенному получению результата, т.к. за это мышление отвечает правое
полушарие мозга.
Однако без грамматики невозможно полноценно овладеть иностранным
языком, в связи с этим одной из разновидностей нагляднообразного
мышления могут стать перцептивные формулы.
1 Перцептивный
относящийся к восприятию.
Перцептивные
структурные компоненты: объект, субъект, активность, чувственные образ. 1
Нашу жизнь без компьютера уже сложно представить. В любом
компьютере изначально задаются базовые параметры и установки, в связи с
этим мною была выбрана программа PowerPoint в качестве платформы для
создания моего продукта, который был бы полезен как детям, так и взрослым
для освоения основных правил и концепций грамматики английского языка –
«Интерактивный плакат».
В основу плаката легли самые употребляемые времена в английском
языке, начиная с основного порядка слов в предложении, частей речи,
заканчивая построением разных типов предложений, в соответствии с
необходимой грамматикой.
Из статьи знаменитого лингвиста Р. К. Потаповой следует, что человеку
экономнее воспринимать информацию настолько крупными единицами,
насколько это возможно без потери какихто существенных ее аспектов, но
«…для того, чтобы предложения могли быть единицами восприятия, весь
возможный набор предложений должен быть заранее известен человеку.
2 Однако это невозможно. Необходимо принять, что распознавание
предложения происходит не путем идентификации его с образом одного из
множества предложений, хранимых в памяти, а путем лингвистического
анализа»2. В случае, если человек работает уже с готовым текстом на
иностранном языке. А если необходимо перевести с родного на иностранный
язык, то актуально и мнение американского психолога и лингвиста С.
Пинкера, который полагает, что «существительные, глаголы и прилагательные
не просто механически соединены в одну длинную цепочку; для предложений
существует некая всеобъемлющая схема, или план, согласно которому каждое
слово занимает определенное гнездо» и при восприятии речи актуализируется
ментальная программа, анализирующая структуру предложения, которую он
называет «синтаксическим анализатором»3.
Основным средством, обеспечивающим возможность построения из слов
связного речевого произведения, является структура предложения. Порядок
слов, формы самих слов, интонационный контур и т. д. являются элементами
или составными частями структуры предложения. Современная лингвистика
стремится свести все многообразие существующих предложений к ряду
образцов и представить синтаксическую систему отдельного языка в виде
конечного списка «формул» («моделей») предложения, т. е. «структурных
схем, включающих необходимые организующие формы слов или их
словосочетаний, и правила развертывания и расширения этих формул»4. А.И.
Смирницкий называет формулы предложений «комплексными единицами
языка, которые могут быть определены как интонационностроевые
единицы»5. Применение таких формул к предложениям разных типов
английского языка обосновано и детально изучено в многочисленных работах,
написанных в аспекте порождения речи (В. Г. Адмони, О. Есперсен, Л. Л.
Иофик, Ю. А. Левицкий, А. И. Смирницкий, В. Н. Ярцева и др.) однако
выявление специфических особенностей английского предложения в
перцептивном аспекте сохраняет свою актуальность.
3 Таким образом роль источника готовых схем из формул может успешно
выполнять интерактивный плакат «Формулы в грамматике». Назначение
плаката в том, чтобы человек, имеющий базовые знания лексических единиц
на разные тематики познакомился с грамматическими структурами, мог с
лёгкостью их воспроизводить в соответствии с требуемыми условиями
разного рода задач и ситуаций. В основе плаката три базовых блока –
настоящее, прошедшее, будущее время. Над блоками сноски «Порядок слов в
предложении», «Вспомогательные глаголы», «Неправильные глаголы».
которые находятся
Данные сноски взаимосвязаны с формулами,
непосредственно в блоках времен. Каждый блок имеет по три ступени по
количеству наиболее часто применяемых в речи подгрупп времен (Simple
простое, Progressive длительное, Perfect – совершенное). В ступенях сноска с
общей информацией что данное время описывает, слова показатели;
и непосредственно формулы трех типов предложений (повествовательное,
отрицательное, вопросительное). Помимо основных блоков слева имеется
колонка со сносками «Вопросительные слова», «Модальные глаголы»,
«Обороты речи».
4 Я согласна с заслуженными лингвистами в том, что простое
предложение рассматривается в качестве основной синтаксической единицы.
Оно полностью удовлетворяет всем признакам предложения как структурной
и коммуникативной единицы. Вместе с тем оно лежит в основе всех других
синтаксических построений любой сложности6. Анализируя структуру
предложения, важно разграничивать две ее стороны: то, что предопределяется
системой данного языка, и то, что является продуктом творчества
использующего язык индивида. В этой связи в структуре каждого
предложения выделяется его неотъемлемая часть, «структурный каркас»,
типы которого в каждом языке ограничены и конечны, и часть, наличие
которой не предопределяется структурой языка.
В процессе экспериментального изучения восприятия английского
предложения Н.С. Алексеевой и Т.Н. Чугаевой было выявлено влияние
следующих аспектов: время глагола; сообщение – вопрос; утверждение –
отрицание; актив – пассив; модальность; длина предложения в словах;
сложность синтаксической конструкции. Результаты показали, что наиболее
перцептивнозначимыми признаками английского предложения являются:
время глагола; модальность; сложность синтаксической конструкции и длина
5 предложения в словах. Было установлено, что из времен глагола лучше всего
воспринимаются Present Continuous/ Progressive, Past Simple, Present Perfect
Continuous; из синтаксических конструкций одного лексического наполнения
легче воспринимаются инфинитивные7.
Таким образом, интерактивный плакат «Формулы в грамматике
английского языка» может стать хорошим подспорьем в изучении, практике и
закреплении лексикограмматического материала как в условиях школы, так
и дома.
Библиографический список:
1.
2.
Панов В.И. Системогенез перцептивного процесса. 1991. №2. С. 170.
Потапова, Р. К. Речь : Коммуникация, информация, кибернетика. М.,
1997. С. 66
3.
Едиториал УРСС, 2004. С. 81, 182.
4.
Пинкер, С. Язык как инстинкт : пер. с англ. / общ. ред. В. Д. Мазо. М. :
Белошапкова, В. А. О понятии «формула предложения» на уровне
синтаксиса сложного предложения
грамматического строя языка и их взаимодействие. М., 1969. С. 208.
5.
Смирницкий, А. И. Синтаксис английского языка. М. : Издво лит. на
//
Единицы разных уровней
иностр. яз., 1957. С. 36.
Иванова, И. П. Теоретическая грамматика современного английского
6.
языка / И. П. Иванова, В. В. Бурлакова, Г. Г. Почепцов. М. : Высш. шк., 1981.
Чугаева, Т. Н. Перцептивный аспект звукового строя английского
С. 171
7.
языка. С. 105–106.
8.
(173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 124–131.
Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35
6
Интерактивный плакат по грамматике английского языка
Интерактивный плакат по грамматике английского языка
Интерактивный плакат по грамматике английского языка
Интерактивный плакат по грамматике английского языка
Интерактивный плакат по грамматике английского языка
Интерактивный плакат по грамматике английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.