Интерес к профессиональной деятельности как фактор повышения учебной мотивации студентов
В.А. Овчаренко, кандидат педагогических наук,
преподаватель ГБПОУ МО «МОМК 1»
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае – как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение (К. Мадсен), в другом случае – как совокупность мотивов (К. К. Платонов, 1986), в третьем - как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее её направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов, 1998), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности, как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас, 1990)1. Наша точка зрения совпадает с трактовкой мотивации К. К. Платоновым и В. К. Вилюнас, т.е. мы рассматриваем мотивацию как совокупность мотивов и в то же время как систему процессов, отвечающих за побуждение и деятельность.
На протяжении многих лет исследователи, говоря об учебной деятельности и её успешности, прежде всего подразумевали ведущую роль интеллектуального уровня личности. Безусловно, значение этого фактора нельзя недооценивать. Но некоторые экспериментальные исследования заставляют по-новому взглянуть на проблему соотношения мотивационного и интеллектуального факторов. Так, в ходе одного из исследований (А. А. Реан)2 были получены интересные результаты. Протестировав по шкале общего интеллекта группу студентов – будущих педагогов – и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, выявили, что никакой значимой связи интеллекта с успеваемостью ни по специальным предметам, ни по общеобразовательному блоку дисциплин нет. Выявилась ещё одна существенная закономерность: оказалось, что «сильные» и «слабые» студенты всё-таки отличаются друг от друга. Но не по уровню интеллекта, а по силе, качеству и типу мотивации учебной деятельности. Для «сильных» студентов характерна внутренняя мотивация: им необходимо освоить профессию на высоком уровне, они ориентируются на получение прочных профессиональных знаний и практических умений. Что касается «слабых» студентов, то их мотивы в основном внешние, ситуативные: для таких студентов в первую очередь важно избежать осуждения и наказания за плохую учёбу, не лишаться стипендии.
Любой выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые проявляются в физическом развитии, в возможностях, интересах, склонностях, характере и темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе индивидуальные особенности человека совпадают с требованиями профессии.
О профессиональной мотивации можно сказать следующее: это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией; профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации.
У каждого человека его мотивация зависит от воспитания, образования, отношения к жизни. Практика набора учащихся в последние годы показывает, что определённая часть студентов не в полной мере знакома со спецификой выбранной профессии, что приводит к снижению мотивации при дальнейшем обучении.
Абитуриенты, которые выдерживают отбор и попадают в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выходит фактор профессиональной мотивации: одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в колледже. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения.
Отсутствие учебной мотивации на занятиях, как правило, замещается другими желаниями, не имеющими ничего общего с профессиональным обучением и развитием. Это могут быть следующие желания:
· желание просто пообщаться с одногруппниками (в этом случае преподаватель может восприниматься как «назойливый человек», заставляющий работать и быть активным);
· желание получить учебный результат готовым, буквально как «таблетку» (по типу «после занятий у меня автоматически должна повыситься эффективность и что-то делать для этого дополнительно я не должен»);
· направленность на оценку только других студентов или преподавателя и отсутствие направленности на самооценку.
Мы исследовали влияние мотивации выбора профессии на успешность обучения.
Основные задачи исследования:
· определить уровень выраженности интереса в медицинской профессии у студентов 1 курса (высокий, средний, низкий);
· определить средний балл студентов, имеющих различный уровень выраженности интереса в медицинской профессии;
· выявить взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и средним баллом студентов по общеобразовательным дисциплинам.
Эксперимент был проведён со студентами специальности 34.02.01 «Сестринское дело».
Участвовали студенты 1 курса (на базе 9-ти классов). Возрастной состав испытуемых – 15 -16 лет.
Общее количество составило 50 человек, из них 35 человек - девушки, 15 человек – юноши. Форма проведения эксперимента – групповая. Использовалась методика А. Е. Голомштока - «Карта интересов»3.
В процессе нашего экспериментального исследования мы выявили:
· из 50 студентов 1 курса 33 человека (66%) имеют высокий уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 4,0;
· 10 человек (21%) имеют средний уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 3,5;
· 7 человек (13%) имеют низкий уровень выраженности интереса к медицинской профессии и средний балл успеваемости по дисциплинам общеобразовательного цикла – 3,0.
Таким образом, чётко прослеживается взаимосвязь между уровнем выраженности интереса к медицинской профессии и успеваемостью студента. Чем более высокий уровень заинтересованности студента в медицинской профессии, тем выше средний балл студента по дисциплинам общеобразовательного цикла.
Рис. 1. Уровень выраженности интереса к медицинской профессии
В результате проведённых исследований выяснилось, что у подавляющего числа абитуриентов выбор осознанный, в котором есть ближние цели (сдать вступительные экзамены, получить среднее специальное образование), и дальние цели (получить профессию, поступить в вуз по выбранной специальности, совершенствовать свой профессионализм).
Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал, и считает её значимой для общества и для своей дальнейшей профессиональной перспективы, это, безусловно, влияет на то, как складывается обучение. Исследования, проведённые в нашем образовательном учреждении, полностью подтверждают это положение.
Мотивационное обеспечение образовательного процесса – это создание условий, при которых формируется высокая степень заинтересованности студентов в обучении, понимание того, что данные знания, умения, навыки окажутся необходимыми при выполнении будущей профессиональной деятельности.
В целях формирования положительного и осознанного отношения к медицинской профессии, и, следовательно, повышения учебной успеваемости мы используем различные формы нестандартного проведения уроков:
· Урок-исследование;
· урок-практикум;
· урок-путешествие;
· урок-экскурсия;
· урок-ролевая игра;
· урок-игра;
· урок-аукцион;
· интегрированный урок.
Для студентов первого курса проводятся классные часы на темы:
· Введение в специальность.
· История становления сестринского дела.
· Медицинские династии. Встречи с родителями-врачами.
· Встречи с интересными людьми.
· Праздник белого халата.
· Изучение этического кодекса медицинской сестры.
· Обзор журнала «Медицинская сестра. Основы сестринского дела»
В колледже проводятся мероприятия, посвящённые профессиональным медицинским праздникам: Международный день медицинской сестры, День акушера, День медицинского работника.
Студенты первого курса участвуют в выпуске санитарных бюллетеней, газет по медицинской тематике, в создании и пополнении музейной экспозиции «Страницы истории сестринского дела», в проведении акций: «Помоги детям», «Брось сигарету – возьми конфету», «Внимание! Зима. Бездомные люди».
Таким образом, формирование положительного, осознанного отношения к избранной профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости.
Литература:
1. Голомшток А.Е. Выборы профессии и воспитание личности школьников. - М: Педагогика, 2015.
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2016.
3. Реан А.А., Коломенский Я.Л., «Социальная педагогическая психология». - СПб., 2017.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.