Интернет-сервисы на службе учителя русского языка и литературы
Оценка 4.9

Интернет-сервисы на службе учителя русского языка и литературы

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русская литература +1
СCУЗ, ВУЗ
30.09.2020
Интернет-сервисы на службе  учителя русского языка и литературы
О сервисах по генерации облака из слов
Архипова Г.А. статья.docx

Интернет-сервисы на службе

учителя русского языка и литературы

 

В современном, практически повсеместно компьютеризированном обществе, где требования по владению базовыми IT-знаниями предъявляются к учащимся, уже начиная с начальной школы, и сами школьники буквально с младенческих лет увлечены всевозможными гаджетами и интернет-технологиями, их все сложнее заинтересовать, используя стандартные средства и приемы обучения. Чтобы развивать и поддерживать у обучающихся  интерес к получению новых знаний, процесс обучения во всех предметных областях также должен опираться на использование современных IT-технологий. И, кроме того, соответствовать обновленному содержанию образования, в основу которого положены принципы обучения учащихся, студентов самостоятельной работе с большим объемом информации и развития критического мышления.

«Web 2.0» – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют пользователям не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети текстовую и медиаинформацию. Большинство из них удобны в применении. Для чего они нужны современному преподавателю  русского языка и литературы? 

Современные технологии

  • экономят время подготовки к уроку и на уроке, 
  • учат работать в команде, 
  • развивают метапредметные, предметные и личностные УУД, 
  • вызывают интерес к предмету, 
  • визиализируют текстовую информацию. 

В качестве одного из способов для решения этих задач можно рассмотреть методический прием «Облако слов/тегов».

Создание «облака слов» –  способ визуализации информации, содержащейся в тексте учебника, словаря, исторического источника, художественного произведения. Исследуемый объект или явление описывается в виде набора ключевых слов (облака слов), которые особым образом вписываются в графическую фигуру.

Наблюдения ведущих психологов  позволяют сделать вывод, что как минимум у 70%  детей, испытывающих трудности в обучении, они связаны, в первую очередь, с несоответствием их модального типа предлагаемыми методами обучения.

Все обучающиеся делятся на 3 основных психотипа:

·  аудиалы – 9 %;

·  визуалы – 84-87 %;

·  кинестетики – 5 %.

Каждый модальный тип по-своему воспринимает необходимую информацию. Соответственно методы и приемы, используемые учителем, эффективно действуя на одну группу обучающихся,  не совсем подходят для качественного восприятия материала другой группой.

        В настоящее время значительно увеличилось число детей «крайнего» визуального типа, что во многом связано с обилием всевозможных компьютерных игр,  увлечением телевидением, видеофильмами.

       В голове визуала картинка начинает ассоциироваться с набором слов, что облегчает усвоение нового материала. Кроме того, визуализация помогает лучше доносить информацию до учеников, имеющих труд­ности с ее восприятием. У студентов, для которых рус­ский язык не является родным, сформирована иная языковая картина мира, и поэтому им трудно понимать и запоминать материал в абстрактной фор­ме. А вот изображение понятно всем и воспринимается всеми независимо от уровня развития и знания языка.

Какие же основные компетенции формируются методом визуализации? Я считаю, что все ключевые компетенции  предполагают формирование способностей у учащихся находить и применять нужную информацию, работать в команде, быть готовым в течение всей жизни к постоянному самосовершенствованию. Визуализация же подготавливает и создает благоприятные условия для их формирования.

Реализовать на занятиях один из важнейших принципов дидактики – принцип наглядности – значит обеспечить высокий уровень усвоения предлагаемого материала. Визуальные средства обучения способствуют развитию творческой активности, увлечению предметом, в конечном счете -  повышают эффективность усвоения материала на уроках.

Возможности использования «облака слов» в обучении связаны с тем, что:

- в облако можно записать тему урока, которую учащиеся должны определить;

-  можно организовать «мозговой штурм» в результате, которого ученик может сформулировать  по ключевым словам тему урока или проблему, над которой ему предстоит работать

- можно использовать «облака слов» для постановки цели урока. Цели, поставленные в начале урока, определяют его содержание, методы работы и результат. Применение «облака слов» дает возможность обучающемуся «спроектировать» свою предстоящую деятельность на уроке;
- попросить составить предложения по определенной теме. «Облако»  может выступить  в качестве опорного конспекта;
- можно предложить обучающимся прочитать в «облаке» главный вопрос, на который необходимо найти ответ в течение урока;

- слова в «облаке» нужно разбить на группы по значению/темам;

- составить предложения или рассказ, используя как можно больше слов из облака;
- создать словарное «облако» на основе небольших,  недавно изученных учебных текстов, и попросить учащихся вспомнить, о чем были эти тексты  и в каком именно контексте использовались слова;
- показать «облако», составленное из слов, взятых из незнакомого текста, и попросить догадаться о его содержании. Или взять текст с пропусками и попросить заполнить их на основе облака;

- включить в облако слова из правил, термины и провести фронтальный опрос;

- на этапе изучения нового материала с помощью «Облака слов»  учащиеся самостоятельно формулируют определение нового понятия. Или: на облаке слов располагаются основные понятия по данной теме, а ученики выбирают знакомые понятия и рассказывают или объясняют данное понятие. При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении.

- на любом уроке и любом этапе урока – проведение дидактических игр «Найди лишнее», «Подбери пару», «Установи соответствие», «Словарные слова»  и др.

- на этапе закрепления или контроля знаний — облако слов содержит основные понятия по пройденной теме. Учащиеся выбирают термины и понятия, изученные в данной теме, и дают определение или раскрывают понятие;

- предложить обучающимся индивидуально или в группе придумать 3 вопроса к данному облаку слов;

- с помощью сервиса можно организовать и самостоятельную работу учащихся, предложив им, например, визуализировать собственные впечатления об экскурсии, прочитанной книге или исторической эпохе. Результаты работы обсуждаются в классе с обязательным объяснением учащихся выбора той или иной формы представления облака слов, цвета и шрифта, использованных в нем.

- еще одной стороной работы с сервисом может стать рефлексия сделанной учащимися работы. Каждый анализирует, что получилось, что нет, создавая разные облака слов, которые можно сравнить с созданными другими.

Сервисы для создания облаков слов – полезный в обучении инструмент, который находит успешное применение практически на всех этапах урока. Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на интерактивную доску или экран. Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими обучающимися самостоятельно при выполнении домашнего задания или на уроке в компьютерном классе.

Сервисов по генерации облака из слов в интернете существует предостаточно.

1. Сервис Wordcloud.pro позволяет создавать интерактивные облака из слов. С помощью облака слов можно организовать поисковую страницу вашего сайта или же использовать «облако» в дальнейшей работе как картинку, сохранив в форме графического файла. Любой текст или просто набор слов легко превращается в облако тегов. Несомненным плюсом сервиса является его русскоязычный интерфейс. Для начала работы регистрация не требуется.

2. Сервис Tagul.com, как и предыдущий сервис, позволяет создать облако слов из текста, введенного пользователем или с web-страницы по указанному адресу. Облако может иметь различную форму и цветовое решение. Каждое слово облака представляет собой гиперссылку для поиска в Google. 

3. Сервис Wordclouds.com является бесплатным онлайн-генератором облака слов или тегов из текста, предоставленного вами. В облаке выделяются более крупно слова, которые чаще всего встречаются в исходном тексте. Вы можете настроить облако, используя различные шрифты, макеты, фоны и цветовые схемы. В сфере образования этот сервис можно использовать для подведения итогов опросов, игр, мероприятий.

Резюмируя всё вышесказанное, можно сделать вывод об эффективности применения данного приема, который можно применять на любом из этапов урока. Современная ситуация требует от учителя  освоения новых технологий, создания новых методов и приемов работы.

По мнению современных специалистов в сфере образования, ИКТ, если они применяются должным образом и с должным эффектом, то оказывают огромное влияние на учебную деятельность обучающихся. Учитель, прекрасно владеющий компьютерными технологиями и умеющий создавать самостоятельно интерактивный дидактический материал для своих занятий, на ещё одну ступень поднимается выше в глазах своих учеников.

 

Список использованных источников:

1. Тони Бьюзен. Думайте эффективно. Минск, 2006. 102 с.

2. Быховский Я.С., Коровко А.В., Патаракин Е.Д. Учим и учимся с Веб 2.0 Быстрый старт. Руководство к действию. М., 2007. 96 с.

3. Слепухин А.В., Стариченко Б. Е. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-komponentov-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-na-osnove-oblachnyh-servisov/[дата обращения 19.01.2015]

4.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/11/30/ispolzovanie-oblaka-slov-na-urokakh-literaturnogo-chteniya-v

5. http://www.blognauroke.blogspot.ru/2011/05/51.html

6. http://www.nachalka.com/wordle


 

Скачано с www.znanio.ru

Интернет-сервисы на службе учителя русского языка и литературы

Интернет-сервисы на службе учителя русского языка и литературы

В настоящее время значительно увеличилось число детей «крайнего» визуального типа, что во многом связано с обилием всевозможных компьютерных игр, увлечением телевидением, видеофильмами

В настоящее время значительно увеличилось число детей «крайнего» визуального типа, что во многом связано с обилием всевозможных компьютерных игр, увлечением телевидением, видеофильмами

При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении

При такой работе все учащиеся участвуют в обсуждении

Современная ситуация требует от учителя освоения новых технологий, создания новых методов и приемов работы

Современная ситуация требует от учителя освоения новых технологий, создания новых методов и приемов работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020