ЧОУ ДПО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки»
Программа профессиональной переподготовки
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
На тему: «Интернет - технологии в образовательной деятельности»
Выполнил:
Ивченко Андрей Николаевич,
первая квалификационная категория
мастер производственного обучения
ГПОУ ТО «АМТ»
Алексин, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
«Педагогика профессионального образования». 1
Теоретическая основа интернет-технологии. 7
2. Интернет-технологии в учебном процессе. 24
Стремительное развитие сетевых информационных технологий, кроме заметного снижения временных и пространственных барьеров в распространении информации, открыло новые перспективы в сфере образования. Можно с уверенностью утверждать, что в современном мире имеет место тенденция слияния образовательных и информационных технологий и формирование на этой основе принципиально новых интегрированных технологий обучения, основанных, в частности, на Интернет-технологиях.
Интернет сейчас есть в каждом телефоне, планшете, компьютере. Он активно используется для общения, работы, учебы. Очень важно использовать данный ресурс с максимальной пользой. Именно образование – одна из самых важных сфер в нашей жизни. Интернет-технологии в образовании позволяют производить обучение на любом расстоянии. Это стало настоящей находкой для множества людей. В первую очередь это экономия времени, комфорт и удобство такой системы. Для некоторых групп населения это хороший шанс получить образование, для инвалидов, которые не могут посещать обычные учебные заведения. Дистанционное обучение позволяет постоянно повышать квалификацию, заканчивать лучшие учебные заведения, даже если нет возможность переезда.
Интернет-технологии применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и учащегося в системах дистанционного и открытого образования. Современный учитель должен не только обладать достаточным количеством знаний в области интернет и информационных технологий, а также хорошо знать, как применить их в своей профессиональной деятельности.
Важнейшая задача образования в век информации – обучение коммуникационным навыкам.
Опыт работы показывает, что проведению уроков в онлайновом режиме препятствуют технические сложности, среди которых: невысокая надежность и значительная перегруженность каналов связи, приводящие к неоправданной трате учебного времени на ожидание соединения, реакции сети и т.д., необходимость синхронизации учебного материала по интегрируемым предметам в рамках нескольких школ, а также ряд факторов (отключение телефона, ненадежность связи и т.д.), способных в последний момент нарушить планы. Следовательно, возможность и целесообразность построения онлайнового курса, а не отдельных занятий является полезным для обучающихся, но вряд ли позволит большинству учащихся приобрести устойчивые умения и навыки работы с телекоммуникационным программным обеспечением. Таким образом, искусству поиска информации во всемирной паутине необходимо учиться, организация чего непосредственно в глобальной сети весьма затруднительна, поскольку обработка запросов и передача результатов поиска требуют значительного времени.
В числе наиболее важных объективных причин низкой востребованности учебных ресурсов Интернета можно отметить недостаточность необходимой информации лекционных курсов, учебников, пособий, методических материалов. При наличии доступа к услугам связи, студент далеко не всегда может найти необходимый текстовый материал, тем более что каталоги тематических интернет-ссылок, как правило, публикуются только в сети и не сопровождают печатные версии учебников. Вместе с тем, субъективные предпочтения в выборе печатного или электронного источника для подготовки к занятиям, навыки работы с компьютером, а также наличие целевой ориентации на «замену» печатного учебника электронным также могут играть важную роль в действительных практиках обучающихся.
Развитие телекоммуникационных технологий на современном этапе обусловливает необходимость подготовки подрастающего поколения к грамотному и сознательному их использованию; организация обучения непосредственно в интернете предполагает создание солидной материальной базы и сопряжена с целым рядом организационных и педагогических проблем; моделирование и имитация в локальной сети основных сервисов и режимов работы сети позволит уменьшить затраты на обучение и избежать вышеупомянутых трудностей; обучение интернет-технологиям практически не разработано в методическом плане.
Следовательно, изучение методических аспектов формирования навыков работы с телекоммуникационными технологиями посредством моделирования и имитации рабочих режимов интернета в локальной сети на настоящем этапе является актуальным направлением, непосредственно относящимся к содержанию школьного курса информатики и имеющим большое практическое значение.
Актуальностью является то, что развитие области сетевых услуг привело к возникновению и распространению серверов, которые направлены на предоставлении данных по конкретной тематике. Сегодня интернет-технологии позволяют обучающимся расширять свои познания в любой сфере исследования.
Цель работы: рассмотрение и характеристика интернет-технологий, которые применяются в учебном процессе.
Объектом исследования: основные интернет-технологии.
Предметом исследования: описание использования основных видов интернет-технологий в учебном процессе.
Задачи:
1 осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования интернет-технологий, которые применяются в учебном процессе;
2 проанализировать литературные данные по основным видам интернет-технологий в учебном процессе;
3 изучить историю возникновения и развития World Wide Web и глобальной сети Интернет;
4 ознакомиться с современными направлениями интернет-технологий в образовательном процессе;
5 рассмотреть основные виды интернет-технологий в учебном процессе;
Методы:
1 изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
2 анализ теоретической, монографической и методической литературы;
3 рассмотрение нормативных документов и материалов;
4 изучение источников сети Интернет.
Интернет — всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Cостоит из многих тысяч корпоративных, научных, правительственных и домашних компьютерных сетей. Объединение сетей разной архитектуры и топологии стало возможно благодаря интернет протоколу и принципу маршрутизации пакетов данных.
Сам протокол был рождён в дискуссиях внутри организации «Группа по решению задач проектирования интернета». Комитеты организации публикуют документы, в которых даются технические спецификации и точные объяснения по многим вопросам.
К середине 2015 года число пользователей интернета достигло 3,3 млрд человек. Во многом это было обусловлено широким распространением сотовых сетей с доступом в интернет стандартов 3G и 4G и развитием социальных сетей и удешевлением стоимости интернет-трафика.
В сентябре 2017 года ООН сообщила о том, что доступ к интернету имеют меньше половины (48 %) населения Земли. При этом с 2010 года количество интернет-пользователей увеличилось на 1,5 млрд человек. [1]
Технология — от греческих слов techne (искусство, мастерство, наука) и logos (понятие, учение, знание). Можно предположить, что под технологией следует понимать научные знания об умении, искусстве, мастерстве. В толковом словаре понятие технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. В нашем случае, рассматривая аспект педагогической деятельности, важно понятие педагогической технологии:
• «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» (Д.Г.Левитес);
• «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.М. Монахов).
Технология (технологический процесс) характеризуется следующими тремя признаками:
1. Разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
2. Координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
3. Однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
В соответствии с этим в нем выделяются следующие этапы:
1. постановка целей и их максимальное уточнение, формулировка учебных целей с ориентацией на достижение результатов;
2. подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с учебными целями;
3. оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей;
4. заключительная оценка результатов.
Таким образом, технология обучения – есть последовательность (не обязательно строго упорядоченная) процедур и операций, составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и воспитания. Процедуры, из которых она складывается, вообще говоря, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного требуемого педагогического результата. Скорее эти процедуры следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям.
Опираясь на приведенный выше анализ, раскроем дидактическую сущность категории "Интернет-технологии". [2]
Интернет-технологии – это автоматизированная среда получения, обработки, хранения, передачи и использования знаний в виде информации и их воздействия на объект, реализуемая в сети Интернет, включающая машинный и человеческий (социальный) элементы. Применительно к обучению можно выделить следующие:
• компьютерные обучающие программы (электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы);
• обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
• интеллектуальные и обучающие экспертные системы, используемые в различных предметных областях;
• распределенные базы данных по отраслям знаний;
• средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.;
• электронные библиотеки, распределенные и централизованные издательские системы.
Перечисленные технологии можно разделить на две большие группы:
• с избирательной интерактивностью;
• с полной интерактивностью. (Интерактивность – непосредственное взаимодействие пользователя с информационно-вычислительной системой, может носить характер запроса или диалога с ЭВМ).
К первому виду принадлежат все технологии, обеспечивающие хранение информации в структурированном виде – банки данных, базы данных. Эти технологии функционируют в избирательном интерактивном режиме, а информация предоставляется как услуга. Пользователю не разрешается вводить новую информацию. Ко второму виду принадлежат технологии, которые обеспечивают прямой доступ к большим объемам информации, хранящейся в базах и банках данных. Этот вид технологий включает все формы коммуникации с помощью ЭВМ: электронную почту, телеконференцсвязь, синхронную и асинхронную связь и т.д. Таким образом, информационные ресурсы Интернет – это вся совокупность информационных технологий и баз данных, доступных при помощи этих технологий и существующих в режиме постоянного обновления. К их числу относятся, например:
• электронная почта;
• система телекоммуникаций Usenet;
• система файловых архивов;
• базы данных WWW;
• базы данных (Gopher);
• базы данных (WAIS);
• информационные ресурсы (LISTSERV);
• справочная служба;
• поисковые машины и др.
Интернет-ресурсы образовательного назначения – это материализованные в компьютерной сети:
• информационные продукты труда специалистов, занимающихся проблемами образования;
• компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы;
• обучающие системы на базе мультимедиа-технологий, построенные с использованием персональных компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках;
• распределенные базы данных по отраслям знаний. Также к информационным ресурсам Интернет образовательного назначения относятся:
• личные Web-страницы, отражающие опыт педагогической деятельности автора;
• сайты и презентации, отражающие различные аспекты педагогической деятельности.
От обучающихся, как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью, которая предполагает:
- умение вводить и редактировать информацию (текстовую, графическую), пользоваться компьютерной телекоммуникационной технологией, обрабатывать получаемые количественные данные с помощью программ электронных таблиц, пользоваться базами данных, распечатывать информацию на принтере;
- владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;
- умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач, содержащихся в телекоммуникационном проекте;
- в случае международного проекта - практическое владение языком партнера;
- умение войти в сеть (электронную почту);
- умение составить и отправить по сети письмо;
- умение «перекачать» информацию из сети на жесткий или гибкий диск и наоборот, с жесткого или гибкого диска - в сеть;
- структурировать полученные письма в специальной директории;
- работать в системе WINDOWS, пользуясь редакторами WORD разной модификации;
- входить в электронные конференции, размещать там собственную информацию и читать, «перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию.
На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов: интернет–учебник. Область применения интернет-учебников велика: обычное и дистанционное обучение, самостоятельная работа. Снабженный единым интерфейсом, такой интернет-учебник может стать не просто пособием на один учебный курс, а постоянно развивающейся обучающей и справочной средой.
Интернет-учебник обладает теми же качествами, что и компьютерный учебник, плюс возможность тиражирования практически без носителя -- существует одна версия учебного материала в сети интернет и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для себя способом через свой браузер. Это вносит существенные преимущества по сравнению с электронным учебником, а именно:
- сокращается путь от автора учебника к ученику;
- появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
- сокращаются расходы на изготовление учебника;
- решается проблема идентичности, то есть почти на всех аппаратных платформах материал будет выглядеть практически одинаково (отличия, конечно же, будут, но их влияние на работу ученика с учебником можно свести к минимуму);
- появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала, которой уже имеется в сети интернет.
Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения образования для всех категорий граждан без исключения. Эта возможность ценна для лиц, которые физически не могут добраться до места учебы. К этой категории относятся, например, лица, имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья; лица, работающие по вахтовому методу. По данным социологического исследования Министерством образования РФ, открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей населенных пунктов, удаленных от административных центров; у лиц, получающих параллельно второе образование. Гибкие условия формирования собственной образовательной программы привлекают государственных служащих, инженеров, педагогов, а так же людей, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них. Свобода в выборе времени, места и темпов обучения привлекают огромное количество лиц, образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены вследствие невозможности прерывания основной деятельности. В основном это работа или уход за ребенком или больным.
ГЛАВА 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ WORLD WIDE WEB И ГЛОБАЛЬНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В формировании сети Интернет принимали участие множество ученых и специалистов. Сети, которые осуществляют передачу связи, стремительно пошли вверх развития: от телеграфных, телефонных сетей к интегральным цифровым сетям, осуществляющим передачу всех видов данных.
Появление World Wide Web – системы гипертекста, послужило развитию Интернета и превращению его в среду для ведения бизнеса. Идея создания гипертекста была предложена еще в 1945 году В.Бушем. Он предложил разработать информационную электромеханическую систему Memex. Но данная идея не реализовалась.
Понятие «гипертекст» ввел Т. Нельсон в 1965 году для описания документов, которые были представлены компьютером. Данные документы отражали нелинейную структуру данных. В августе 1962 года Дж. Ликлайдером была выпущена серия заметок, в которых обсуждалась теория «Галактической сети».
Ликлайдер полагал, что в ближайшем будущем начнется разработка глобальной сети взаимосвязанных между собой компьютеров. Путем этой сети любой пользователь сможет оперативно получать доступ к информации и разнообразным программам. Данная теория полностью описывала технологию сети Интернет.
Впоследствии Л. Клейнрок в 1961 году выпустил первую статью по теории пакетной коммутации, а в 1964 году первую книгу. Затем Робертс и Т. Меррил начали работать над организацией реального межкомпьютерного взаимодействия. В связи с этим в 1965 году ученые смогли связать компьютер TX-2, который располагался в Массачусетсе, с ЭВМ Q-32, которая была расположена в Калифорнии. Связь реализовывалась по коммутируемой телефонной линии, с низкой скоростью. Была разработана небольшая первая в истории нелокальная компьютерная сеть.
После проведения эксперимента стало ясно, что компьютеры с разделением времени эффективно функционируют совместно друг с другом, реализуя выбор информации на удаленном компьютере и осуществляя различные программы. Ученые осознали, что телефонная система с коммутацией соединений не удобна и не эффективна для создания компьютерной сети.
Уже в 1966 году Робертс приступил к работе над созданием компьютерной сети. В 1967 году разработал план ARPANET.
Тогда же на конференции обсуждалась теория пакетной сети. Вследствие различных исследований и разработок Робертс решил повысить скорость передачи по каналам создаваемой сети. В 1968 году Д. Енжильбард показал функционирование системы, которая состояла из гипертекстового интерфейса. Такая система проводилась с применением телекоммуникационной системы. Но Енжильбард не смог подробно описать данную систему.
В августе 1968 года Робертс доработал единую структуру сети ARPANET. Компания DARPA организовала открытый конкурс на создание коммутатора пакетов к этой сети. Данный конкурс выиграла компания Bolt-Beranek-Newman, исследовательскую группу возглавлял Ф. Харт.
Началась стремительная разработка глобальной сети:
1 Ф. Харт работал над интерфейсным процессором сообщений, Б. Кан разрабатывал архитектуру сети ARPANET;
2 Робертс и Х.Фрэнк разрабатывали и оптимизировали топологию сети, Клейнрок подготавливал систему, по которой измерялись характеристики сети;
3 Д. Крокер документировал протоколы электронной почты;
4 Р. Брейден работал над созданием и реализацией протоколов TCP и NCP.
Затем организация BBN в сентябре 1969 года, внедрила в калифорнийский университет первый Интерфейсный процессор сообщений, а затем подсоединила к процессору первый компьютер. Вторым узлом послужил проект под названием «Наращивание человеческого интеллекта», который разрабатывали в Стэнфордском институте.
Третьим узлом сети ARPANET стали Калифорнийский университет в городе Санта-Барбара, а четвертым узлом выступил Университет штата Юта. В данных университетах разрабатывались проекты по прикладной визуализации.
В результате, к концу 1969 года четыре узла объединили в первоначальную конфигурацию сети ARPANET. Это было начало появления сети Интернет. С годами количество компьютеров, которые были подключены к сети ARPANET, стремительно возрастало. Велись работы по разработке функционального протокола взаимодействия компьютеров между собой и созданию нового сетевого программного обеспечения.
Уже в декабре 1970 года С. Крокер разработал первую версию протокола, который стал называться Протокол управления сетью или NCP. В связи с этим, в 1971 году на узлах ARPANET реализовали протокол NCP, после чего пользователи приступили к созданию приложений. В 1972 году возникло первое приложение, которое получило название электронная почта.
Затем Р. Томлинсон создал основные программы пересылки и чтения электронных сообщений. Далее усовершенствование электронной почты пошло через развитие сетевого взаимодействия пользователей.
При использовании программы mail, люди могли обмениваться сообщениями. Самый главный минус данной адресации заключался в том, что отправителю надо было знать точный путь до компьютера адресата. Когда появилась распределенная глобальная система имен DNS, впервые стали применяться доменные имена.
Для электронной почты выделялись специальные сервера, на которые имели доступ только администраторы, и письма приходили на почтовый сервер. С почтового сервера пользователи забирали электронные письма, с помощью сетевых протоколов. Затем была разработана система резервирования маршрутов доставки электронных писем.
При этом доменное имя выполняло функции почтового домена. Кроме системы имен DNS, функционировали и другие системы, такие как Netmail или X.400, доступ к которым выполнялся через почтовый шлюз.
В 1972 году сеть объединила пятьдесят исследовательских организаций и университетов. Уже в 1973 году сеть стала международной, объединив сети, которые находились в Норвегии и Англии.
Уже в 1975 году информационная система ZOG атомного авианосца «Карл Винстон» была создана с помощью гипертекста. В данном направлении работали над разработками многие фирмы, например компания Apple создала HyperCard, а фирма Xerox – HyperNode. В 1987 году состоялась первая научная конференция на тему гипертекстовой технологии, которая называлась «Hypertext'87».
Через десять лет Интернет-протокол расширился с помощью компонентов коммуникационных протоколов. Данные протоколы поддерживали локальные и глобальные сети. При внедрении протокола TCP/IP сеть стала называться Интернетом.
В начале 1989 года гипертекст являлся современной, неисследованной технологией, имеющей значительное количество реализаций. Данная технология стремительно развивалась, разрабатывались формальные модели системы гипертекста. Т. Бернерс-Ли выдвинул гипотезу использования гипертекстовой модели в информационных ресурсах, которые находились в сети.
Т. Бернерс-Ли заложил основу гипертекстовой технологии, создав: HTML, HTTP, универсальный метод адресации информации сети URL. Затем компания NCSA внесла добавление к данным разработкам, создав универсальный интерфейс шлюзов CGI. HTML считается самым удачным решением вопроса создания гипертекстовой системы путем специализированных средств манипулирования отображением.
В 1989 году перед учеными встал вопрос создания интерфейса системы гипертекста. Специалистам необходимо было найти способы отображения гипертекстовых данных, а также передачу этих данных в гипертекстовой сети. Самой простой формой навигации гипертекста были определены контекстные ссылки.
Было предложено деление ссылок на ссылки, которые относились ко всему документу и ссылки, которые относились к отдельным его частям. Выделялся эффективный способ разработки любого документа путем набора данных в текстовом редакторе.
Также Т. Бернерс-Ли предложил объединение информационных ресурсов CERN в общую систему. Самыми первыми такими системами стали VAX/VMS и NeXT. Гипертекстовые ссылки в HTML помещаются в тело документа и являются его составляющей. Для увеличения эффективности доступа в системах гипертекста используют определенные форматы хранения информации.
Бернерс-Ли для создания базы HTML выбрал SGML. Он описал язык гипертекстовой разметки в терминах SGML, выполнил все разметки, которые имели связь со шрифтами, параграфами и стилями. Для системы NeXT реализация выполнялась с графическим интерфейсом. Основным элементом языка было описание ассоциированных и встроенных гипертекстовых ссылок, а также осуществление поиска по конкретным словам.
После создания HTML 1.0 прошло много времени. Язык стремительно развивался. Увеличилось количество компонентов разметки, совершенствуются средства описания не текстовой информации. Документы стали оформлять как качественные печатные издания. Развиваются способы взаимосвязи с прикладным программным обеспечением и разработка типовых стилей.
На сегодняшнее время идет повсеместное перестроение сетей связи на распределенные сети, использующие оптоволокно. Самой мощно развивающейся телекоммуникационной сетью является сеть Интернет.
За короткое время сеть Интернет стала всемирной сетью информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Современный язык гипертекстовой разметки совершенствуется по направлению разработки стандартного языка создания интерфейсов для распределенных и локальных систем.
Сегодня менеджмент телекоммуникационных компаний должен быть: подвижным и информированным, способным осуществлять важные решения, которые базируются на определенном диагностическом анализе развития рынка и осуществляющим доступ к государственному финансированию, который базируется на надежных денежных формах продаж и затрат.
На сегодняшний день разрабатываются новые сети передач и пакетных коммутаций, внедряются современные виды и средства связи, создаются скоростные линии доступа, модернизируются оптические телекоммуникационные технологии. Компьютеризация оборудования телекоммуникаций и Интернета осуществляется одновременно с приватизацией национальных систем связи. Также постоянно возникают крупные фирмы связи, что влияет на повышение конкурентной борьбы.
Образование имеет конкретную специфику, которая учитывается при рассмотрении вопроса о его реформировании. Основным правовым актом является Закон Российской Федерации «Об образовании», который регламентирует особенности образования.
По окончанию образовательного учреждения человек получает соответствующий государственный документ об уровне его образования. Любое образовательное учреждение обязано иметь свидетельство о государственной аккредитации.
Данное свидетельство показывает государственный статус учреждения, его уровень и ориентированность осуществляемых им программ образования. Еще это свидетельство дает право вести образовательную деятельность, а после ее окончания выдавать документы государственного образца о конкретном образовании или квалификации.
Государственная аккредитация состоит из проведения экспертизы обучающих программ образовательного учреждения и категорий преподавателей, которые необходимы для реализации их профессиональной деятельности.
Современное образование реализует развитие пяти главных потенциалов личности: коммуникативного, физического, художественного, ценностного и познавательного. Также оно подразумевает создание определенной модели выпускника, которая отражает все главные качества, знания, умения и навыки, которые формируются в процессе обучения.
Во всех образовательных учреждениях разрабатывается и утверждается программа на базе федеральных государственных положений. Программа образования является нормативным управленческим документом, который регламентирует особенности воспитательной и образовательной системы данного учреждения, перечень образовательных услуг.
Цель данного документа – мотивированное обоснование технологий, форм организации и методик, которые выбраны для реализации обучения.
Процесс современной информатизации образования включает в себя следующие тенденции:
1 разработка методических обучающих систем, направленных на совершенствование интеллекта и самостоятельности обучаемого;
2 модернизация процесса управления образовательной системой, путем применения автоматизированных педагогических и научных банков данных, а также коммуникационных сетей;
3 модернизация методов отбора форм воспитания и обучения личности, с учетом современных условий;
4 разработка и применение диагностирующих компьютерных методов проверки знаний и умений обучающихся.
Определение и состав вышеперечисленных ориентиров в современных программах различен как в качественном, так и в количественном отношении. Преподаватель с помощью знания индивидуальных и возрастных особенностей развития человека, а также профессиональной методики работы, реализует процесс перехода обучающих из периода в период.
Современные интернет-технологии в учебном процессе помогают экономить время обучающихся, которое может быть потрачено на осуществление конкретных заданий.
Существуют следующие направления рационального использования интернет-технологии в образовательном процессе:
1 создание гипертекстовых учебно-методических пособий в соответствии с реальными техническими возможностями студента;
2 создание лабораторных практикумов удаленного доступа для конкретных специальностей;
3 формирование технологической среды для системы дистанционного образования.
Сегодня компьютерный тренинг это главная составляющая образовательного процесса. Например, используется при дистанционном обучении. Наглядный обучающий материал и интерфейс эффективно действуют на процесс обучения, но при умелой разработке в них мультимедийных элементов. Сегодня разработка мультимедийных обучающих курсов стремительно развивается. Специализированные лаборатории в вузах и фирмы создают значительное количество обучающих дисков по различным предметам.
Но некоторые специальности имеют специфические предметы, поэтому преподавателю приходится самостоятельно создавать мультимедиа сопровождение данного курса.
При разработке обучающих курсов обязательно необходимо учитывать требования к достоверности информации и полноте материала. Для создания полноценного продукта обучающего курса, преподавателю необходимо владеть: инструментами для разработки курсов, знать специфику предмета и психологию восприятия информации на экране ПК.
Еще возникают проблемы методического и психолого-педагогического плана, которые связаны с неподготовленностью преподавателей к эффективному использованию развивающих свойств информационных технологий.
Все телекоммуникационные технологии проходили свое развитие с тесной взаимосвязью возможностей каналов связи. За последние годы произошли значительные изменения в использовании глобальных компьютерных сетей. Без них не осуществляется ни одна сфера деятельности человека. С помощью глобальных сетей образовалась среда независимой передачи информации между компьютерами.
В настоящее время идет полная информатизация образования. Создаются различные обучающие и справочные системы на основе гипертекстовой технологии. Формирование современного образования не представляется возможным без мощной системы связи и телекоммуникаций.
Сегодня существуют следующие направления рационального использования интернет-технологии в образовательном процессе: создание гипертекстовых учебно-методических пособий в соответствии с реальными техническими возможностями студента, создание лабораторных практикумов удаленного доступа для конкретных специальностей и формирование технологической среды для системы дистанционного образования.
1.1. Интернет-ресурсы в процессе изучения учебных дисциплин
С возникновением компьютера определяется качественно новая стадия развития информационных технологий. Главной целью является удовлетворение личных потребностей пользователей в информации во всех областях. Чтобы выполнять этапы технологического процесса применяются разнообразные программные среды.
Информацией называется данные, которые передаются между людьми с помощью письменного, устного сигнала или средств техники. При соединении двух понятий «технология» и «информация» получаем определение понятия «информационная технология».
Информационная технология является комплексом процессов, которые помогают собирать, хранить и обрабатывать информацию. Быстрое развитие и распространение сетевых информационных технологий открыли новые перспективы в области образования. Основной целью информационной технологии считается эффективное создание и применение информационных ресурсов в соответствии с требованиями человека.
Любые информационные технологии основаны и зависят от информационного, организационного, программного, методического и технического обеспечения. Главными свойствами информационной технологии считаются взаимодействие с внешней средой, целостность, целесообразность, развитие во времени, компоненты структуры.
Все современные информационные технологии требуют значительных расходов, научной аппаратуры и трудной подготовки. Внедрение информационных технологий в какую-либо область начинается с разработки математического обеспечения и создания потоков информации в системах обучения профессионалов.
Инструментарием информационной технологии является взаимосвязанные между собой программные продукты для конкретного вида компьютера, технология выполнения действий в котором помогает достичь конечного результата. Любая информационная технология состоит из системы автоматизации проектирования и CASE – технологии.
Основной проблемой информационных технологий считается быстрое устаревание и смена на новые технологии. Она связана с несовершенством средств техники. Главной причиной этой проблемы является низкая проработанность методов применения информационных технологий.
Для внедрения современной информационной технологии в образовательное учреждение, нужно для начала проанализировать все возможные риски отставания от конкурентов, вследствие обязательного устаревания. Потому что любая информационная технология заменяется на более новые версии.
Быстрый рост производительности труда специалистов по разработке новых продуктов и качества их создания, а также уменьшение времени проектирования являются основными проблемами современного общества. Решение данных проблем определяется степенью ускорения научного и технического прогресса.
Современное развитие информационных технологий влечет за собой рост сложности информационных систем, которые создаются в разнообразных сферах деятельности человека.
Сегодня требования к обучающим системам предполагают решения разнообразных проблем по выбору индивидуальных рамок в обучении. Полное решение данных проблем невозможно без осуществления взаимосвязанных организационных, методических и программно-теоретических требований.
Самым эффективным способом считается образование компьютерных центров обучения, которые функционируют на базе сетевых технологий. Данные центры решают комплекс вопросов, которые связаны с регулярным повышением количества людей, которые хотят получить образование независимо от их местонахождения.
Существуют следующие принципы создания данных обучающих центров:
1 универсальность;
2 открытость;
3 применение стандартных сетевых решений на основе интегрированной и универсальной базы данных.
Система обучения должна быть средством самостоятельного изучения учебных дисциплин обучающими любых форм обучения и специальностей. Также необходимо, чтобы обучающая система была подготовлена для разработки курсов и изучения технических, гуманитарных, естественно-научных и социально-экономических дисциплин.
Компьютерной системе обучения необходимо предоставлять возможности применения следующих современных методов и технологий дистанционного обучения:
1 виртуальные лаборатории;
2 электронные учебники;
3 аттестационное и обучающее тестирование;
4 справочники и словари;
5 асинхронные и синхронные средства общения.
Современная компьютерная система обучения должна представлять собой открытый инструментарий, который позволяет преподавателю разрабатывать свои курсы дистанционного обучения, применяя средства, предоставляемые системой.
Применение стандартных сетевых решений на основе интегрированной и универсальной базы данных позволяет легко увеличивать и масштабировать систему обучения.
Применение интернет-ресурсов в процессе преподавания различных учебных дисциплин сегодня считается одним из актуальных вопросов образования. Главным из эффективных решений данного вопроса считается применение электронных изданий учебных комплексов и учебно-методических материалов. Они позволяют получать обучающим современные данные путем фото, графических изображений, аудио и видео.
Интернет-ресурсы в обучении могут применяться:
1 при подготовке обучающих конкретным учебным дисциплинам к сдаче экзаменов экстерном;
2 при подготовке обучающих к поступлению в образовательные учреждения конкретного профиля;
3 для углубленного изучения раздела или темы из учебной программы, либо вне учебного курса;
4 для устранения пробелов в навыках, знаниях и умениях по конкретным учебным предметам обучающей программы;
5 для изучения основного курса обучающей программы, для людей, которые не способны посещать образовательные учреждения;
6 для дополнительного обучения по разнообразным предметам.
Изучение теоретической и методической литературы показало, что применение интернет-ресурсов не является гарантом высокого качества образования, но играет роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения должен повысить, персонифицировать и перестроить по-новому систему образования.
Гипертекстовые технологии помогли разработке хранилищ данных в информационных сетях. К таким хранилищам имеют доступ разнообразные категории людей. Сеть Интернет содержит большое количество различных информационных ресурсов, которые различаются тематикой, направлением, составом, охватом и доступностью. Данные информационные ресурсы представляют собой порталы, сайты и базы данных.
Гипертекст является текстом, который представлен в форме автономных блоков, связанных друг с другом ассоциациями. С помощью него на Web-страницы помещаются ссылки, которые позволяют переходить на другие страницы или части данной страницы.
Таким образом, гипертекст организовывает взаимосвязь между разнообразными страницами, объединяя их в общую систему.
Стандартом представления знаний и данных в сети Интернет является язык гипертекстовой разметки HTML, который распознается браузером. При просмотре Web-ресурсов в браузере пользователь может выполнять переход с одной страницы на другую, которая находится на другом сайте.
Web-страницы в сети Интернет взаимосвязаны друг с другом при помощи гиперссылок. С целью разработки страниц и гипертекстовых документов используют обычное программное обеспечение и специализированные программы. Данный способ представления знаний и данных называется Всемирной паутиной.
Гипертекстовые ссылки в HTML помещаются в тело документа и являются его составляющей. Для увеличения эффективности доступа в системах гипертекста используют определенные форматы хранения информации. Документы в службе WWW являются обычными файлами, которые формируются в текстовом редакторе.
Информационный материал в сети Интернет включает в себя следующие элементы: информационные статьи, состоящие из понятия или определения; заголовок, состоящий из темы описываемого объекта; текста, который может включать в себя различные примеры и пояснения.
Основными требованиями к построению такой структуры являются:
1 логичность выделения структурной единицы и сопоставление ее с содержанием раздела;
2 наличие для обучающего возможности прямой навигации из любой структурной единицы в любую другую, логически с ней связанную;
3 возможность перейти от данного раздела к другому разделу курса.
Гипертекстовые ссылки в электронном документе могут выступать в качестве гиперссылок на следующие элементы: словарь понятий и терминов, персоналии, статические изображения, мультимедийные элементы, структурные составляющие текста, Интернет-ресурсы, список исторических дат и событий.
На сегодняшний день преподавателю-предметнику, который работает с современными информационными технологиями, необходимы следующие умения и знания по организации профессиональной деятельности в телекоммуникационной среде:
1 особенности и назначение работы телекоммуникационной среды;
2 главные сетевые информационные ресурсы и особенности работы с ними;
3 особенности проведения и организации телекоммуникационных проектов;
4 методическую базу организации работы обучаемых и преподавателя в сети;
5 главные правила поведения пользователей в сети, а также знание телекоммуникационного этикета;
6 функционирование электронной почты и сетевых информационных служб;
7 отбор и обработку данных, которые были получены по сети;
8 организацию поиска данных по сети;
9 организацию и разработку сетевого учебного проекта и тематической телеконференции.
Интернет-ресурсы могут быть представлены базами данных, презентациями, электронными учебными комплексами, учебными фильмами, учебными пособиями, сборниками учебных и учебно-методических материалов, учебниками. Данные ресурсы являются дополнением к традиционным методам обучения.
Сегодня самым эффективным средством оптимизации обучения считается применение электронных библиотек разнообразных профилей и направлений, представленных в сети Интернет.
Электронные библиотеки, которые размещены в сети Интернет, обладают следующими недостатками:
1 все книги отсканированы и обработаны не всегда качественно;
2 электронные данные могут содержать вирусы;
3 не всегда удобная система информационного поиска по сайту.
При работе с интернет-ресурсами у обучающих формируются такие основные умения работы с данными, как способность ее критического анализа и эффективного использования для решения практических и познавательных задач. Также у учащихся формируются знания и умения средств компьютерных и информационных технологий.
Электронные библиотеки, которые размещены в сети Интернет, обладают следующими достоинствами:
1 большой объем данных и выбор имеющейся литературы,
2 удобство ее применения и дешевизна получаемых данных;
3 минимизация времени, которое было затрачено на поиск данных.
Постепенно обучающиеся овладевают особенностями структуры потоков данных, навыками их отбора, анализа, поиска, оценки, обработки и систематизации использования методов и средств их защиты.
Предметы профессионального цикла, являются одними из важных дисциплин подготовки специалиста той или иной профессии. Их уровень преподавания влияет не только на общий уровень знания выпускника, но и на его профессиональные навыки и умения. Значительная часть изучения разделов отводится на лабораторную и самостоятельную работу студентов.
Необходимо учитывать специфические особенности излагаемого материала и поведения практических занятий. Прежде чем приступить к изучению какой-либо дисциплины, необходимо ознакомиться с нормативными документами, регулирующими минимум знаний и количество отводимых на овладение содержанием часов.
Документом, регламентирующим минимальные знания, которыми должен обладать каждый выпускник профессионального учебного заведения, является Государственный образовательный стандарт. Поэтому основным документом по отбору содержания подготовки будущих специалистов являются государственные стандарты образования. Данный документ является направляющим, но полностью не определяющим содержание подготовки специалистов.
Преподаватели при составлении рабочих программ должны конкретизировать предложенную программу подготовки. Следовательно, выбор конкретных методологий и технологий разработки баз данных остается за преподавателями кафедр и, на мой взгляд, они должны определяться той средой, в которую предстоит войти выпускнику после его окончания. В соответствии с Государственным образовательным стандартом необходимо строить весь теоретический и практический материал обучения.
В этой связи, хочется особо подчеркнуть необходимость применения дистанционного образования как одной из возможностей повышения эффективности изучения учебных дисциплин в индивидуальном порядке. Также немаловажным фактором успешной подготовки обучающего является правильная технология организации и размещения теоретической и практической информации в сети Интернет.
При выборе технологии осуществления дистанционного обучения соблюдаются следующие принципы технологического подхода: целостность технологии, воспроизводимость, нелинейность педагогических структур, адаптация образовательного процесса к личности и потенциальная избыточность учебной информации.
Наиболее актуальным на сегодняшний день является модульный подход, который представляет собой новый вид обучения. Сегодня достаточно полно исследованы вопросы сущности модульного обучения, его структуры и основополагающих принципов, трактование понятия «модуль», технология его конструирования, а также функции модульного обучения в реализации межпредметных связей.
Под модульным обучением понимается такой вид обучения, при котором обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Модульный принцип базируется на системно-структурном, деятельностном, технологическом, личностно ориентированном подходах в обучении, а также на следующих известных теориях и педагогических идеях управления процессом усвоения знаний:
1 теории поэтапного образования умственных действий;
2 теории развивающегося обучения;
3 теории формирования обобщенных умений и навыков в процессе самостоятельной работы обучающихся;
4 идей программированного и кибернетического подходов в обучении.
Технология модульного обучения позволяет без особых трудностей перевести изучение данной дисциплины на технологии дистанционного обучения. Каждый модуль разбит на отдельные учебные единицы, т.е. темы и содержит следующие элементы: наименование материала, краткое содержание, описание и методические рекомендации по изучению тем модуля.
Изучая опыт деятельности педагогов в области разработки курсов по дистанционному обучению и его компонентов, можно выявить ряд следующих требований, предъявляемых к методическому и программно-техническому обеспечению:
1 как к дидактическому средству (требования научности, доступности, проблемности, наглядности, систематичности и последовательности обучения, активности и сознательности учащихся в процессе обучения, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения);
2 как к средству современных информационных технологий (индивидуальности, интерактивности, адаптивности обучения, системности и структурно–функциональной связанности представления учебного материала).
Эти требования должны быть положены в основу дистанционного образования. Разработка дистанционных курсов является сложной и трудоемкой работой, которая должна проводиться совместно автором, экспертом в соответствующей предметной области знаний, и техническим специалистом, экспертом в области информационных образовательных технологий.
Для реализации дифференцированного подхода используются уровневые задания, т. е. задания, разделенные на различные уровни в зависимости от их сложности.
Сложность задания определяется совокупностью следующих показателей: объем задания (количество поставленных в условии вопросов), тип мыслительной деятельности, необходимой для его выполнения (воспроизведение усвоенных ранее сведений, применение знаний в типичных или не типичных условиях, поиск новых способов решения учебной проблемы или информации из дополнительных источников).
Выделение основных положений делает учебный материал более компактным, удобным для запоминания, поэтому необходимо построить материал так, чтобы в центре внимания находились его главные, существенные элементы. Структурированный материал легче запомнить и воспроизвести, дополнительно к тексту заложен еще и зрительный, изобразительный образ, который делает общую картину учебной информации более отчетливой.
При разработке курсов по дистанционному обучению важно также облечь материал в доступную, понятную форму, без длинных формулировок и тяжелых определений.
Очень важно конкретизировать материал, иллюстрировать его примерами, фактами, не повторяющимися сведениями. Необходимо также дополнить содержание материалом, который смог бы вызвать у учащихся интерес, воздействовать на их чувства.
Для осмысления учебной информации обучаемым необходимо ставить вопросы таким образом, чтобы было необходимым устанавливать причинно-следственные связи, искать примеры из практики и жизни, подтверждающие выдвинутые теоретические положения, решение ситуационных задач.
В дистанционный курс следует также включить задания творческого характера, при решении которых требуется проявить свои, хоть и первоначальные способности и знания к составлению таких алгоритмов.
Сочетание краткого содержания теоретических основ темы и алгоритмов решения типовых задач представляет собой так называемый информационный комплекс, содержащий следующие элементы рассматриваемой темы: система различных задач, упражнений либо вопросов для классной и домашней самостоятельной работы обучающихся.
Также следует включить несколько различных видов типовых задач. Это обеспечивает определенный тренаж, вырабатывает сноровку в ориентации и решении, повышает качество усвоения материала. Нетиповые задания могут быть предложены вниманию учащихся лишь после освоения типовых. Это способствует целенаправленному и интенсивному развитию мышления обучающих, формированию их творческих способностей.
Рекомендуется предложить обучающимся дополнительные сведения: примечания, исторические данные, справки, отсутствующие в учебнике, выводы и резюме. Это нужно, чтобы расширить кругозор учащихся, конкретизировать учебный материал, оформив его в виде кратких выводов. А чтобы сформировать у них умения и навыки контроля и самоконтроля в ходе самостоятельной деятельности, предложить контрольные вопросы.
Важнейшим достоинством такого обучения является высокая вариативность материала по форме, содержанию и методическому назначению. Это позволяет преподавателю осуществлять избирательность (в широком диапазоне) в целях обеспечения индивидуализации обучения.
Также, дистанционное обучение должно сопровождаться более осознанным выбором типа урока со стороны преподавателя, и наоборот, тип урока обязательно отразится на содержании дистанционного курса. Преподавателю необходимо показать возможные пути поиска решения, обучать самостоятельно составлять алгоритмы решения задач.
Изучение любой дисциплины предусматривает выполнение итоговых заданий по пройденному разделу.
Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системой умений, навыков и знаний, полученных в процессе изучения раздела по данной дисциплине. Именно он позволяет судить об общих достижениях обучающихся.
При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенного материала, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень.
Использование данного обучения исключает необходимость тратить время на запись домашних и классных заданий. Дистанционные технологии дают возможность провести определенную подготовку учащегося на уроке, а также позволяет обучающимся более осознанно, целенаправленно осознать теоретический материал.
Различные электронные информационные ресурсы могут содержать большое количество иллюстраций, что способствует более полному восприятию получаемой информации, а вследствие этого более прочному усвоению знаний. Работая с каждым заданием самостоятельно, у обучающего появляется возможность максимально приложить свои способности для его выполнения, что также способствует более качественному усвоению изучаемого материала.
Лабораторные и практические занятия, тест самоконтроля, форму и сроки которых определяет образовательное учреждение в лице преподавателя, позволяют обучающему закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
Преподаватель должен осознать технологию работы с дистанционными технологиями, а также ее потенциал на каждом уроке. У него должны сформироваться такие умения, как слышать и анализировать версии обучающихся, умение развить реальный диалог.
Преподаватель в работе с интернет-технологиями помогает развивать и актуализировать версию обучающего. Если учитель обладает всем перечисленным выше арсеналом и умеет встать в позицию равноправного собеседника, то он сможет сформировать на уроке общее коммуникативное пространство, насущное всем его участникам.
В результате исследования дистанционного обучения можно сделать вывод о том, что у обучающих в достаточной степени формируются необходимые знания, умения и навыки, а также умения работать самостоятельно, так как за тоже количество отведенных часов, преподаватель успевает выполнить с учащимися большее число заданий, сэкономить время на выполнении чертежей, которые приведены на сайтах.
Методика работы дистанционных технологий базируется на постоянном уменьшении помощи преподавателя и переходе через задания нарастающей степени трудности от репродуктивного к продуктивному типу мышления.
К сожалению, в настоящее время применение дистанционных технологий еще не получило должного развития вследствие недостаточной разработки нормативной документации по данному направлению и осведомленностью населения.
Расширение международных контактов во всех сферах деятельности человека, более свободный доступ к данным, стремительное развитие телекоммуникационной технологии формируют новые условия для образовательной области.
Работа с информационными массивами, умение найти необходимые данные, проанализировать их и применить в различных целях познания, становится основным видом самостоятельной познавательной работы обучающихся в современных образовательных учреждениях.
Для эффективного применения предоставляемых возможностей телекоммуникационных технологий необходимы специализированные навыки. Учебный процесс является определенной педагогической системой. Способы осуществления методов и форм обучения различны.
Их выбор осуществляется в соответствии с наиболее эффективным и приемлемым способом достижения образовательных целей. Главной специфической характеристикой телекоммуникационного проекта считается его межпредметность.
Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися.
Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат.
Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Под учебным телекоммуникационным проектом понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
Решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, требуется, как правило, более глубокая интеграция знаний, предполагающая не только знания собственно предмета исследуемой проблемы, но и знания особенностей национальной культуры партнера, особенностей его мироощущения
Проблематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации.
Другими словами, далеко не любые проекты, как бы интересны и практически значимы они ни казались, могут соответствовать характеру телекоммуникационных проектов. Как определить, какие проекты могут быть наиболее эффективно выполнены с привлечением телекоммуникаций?
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
1 предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, прочим явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
2 предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
3 предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: практической или творческой;
4 предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод проекта можно рассматривать только в общей концепции обучения и воспитания. Все, что было сказано выше о методе проектов, относится и к телекоммуникационным проектам.
Типология проектов, приведенная выше, равным образом относится и к телекоммуникационным проектам. Речь в данном случае идет об использовании телекоммуникационных технологий для расширения зоны действия проектных методов, для организации сотрудничества обучающихся, студентов не только одного класса, школы, но разных школ одного или нескольких регионов и даже разных стран, разных культур.
Телекоммуникационные проекты, особенно межрегиональные, международные позволяют действительно создавать серьезные исследовательские лаборатории для обучающихся или студентов, значительно расширить зоны совместных исследований, совместных творческих работ, учитывая особенности культуры различных народов, используя знание иностранного языка в его подлинной функции – средства общения.
Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки, как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учетом промежуточных и итоговых результатов.
Таким образом, успех телекоммуникационного проекта во многом зависит от подготовительной работы, выполненной и учителями, и учащимися, от правильности выбранной методики организации деятельности учащихся и их психологического настроя.
Следует остановиться и на общих подходах к организации проектной деятельности:
1 начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников;
2 учителю необходимо продумать выбор вариантов проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики;
3 распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений;
4 самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам;
5 промежуточные обсуждения полученных данных в группах;
6 защита проектов, оппонирование;
7 коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Одной из важных характеристик современного общества является бурное развитие информационных и коммуникационных технологий, их активное внедрение не только в научную, учебную и производственную деятельность, но и в духовно-культурные сферы, в повседневную жизнь человека.
Основными целями информатизации общества является наиболее полное удовлетворение его информационных потребностей во всех сферах деятельности. Источником экономического потенциала в современном мире являются знания, которые приобретаются путем получения соответствующего образования и умения их использовать.
Образование является сложным общественным институтом, который имеет относительную самостоятельность функционирования, обладает способностью оказывать активное воздействие на развитие социальной, демографической, профессиональной и духовной жизни. Поэтому взаимосвязь и взаимозависимость образования от общества имеет гуманистическое значение.
Интернет имеет уникальные возможности для повышения качества обучения и сохранения культурного наследия.
С помощью Интернет можно представить свою образовательную или культурно-познавательную информацию в самом удобном и наглядном виде на основе гипертекста или гипермедиатекста, организовать теле- или видеоконференцию, использовать для общения chat или электронную почту.
Технические и информационные возможности глобальной сети Интернет постоянно совершенствуются и развиваются. Пользователи этой сети имеют неограниченный доступ к этому мировому хранилищу информации независимо от возраста, местонахождения и времени суток.
Этот новый феномен Интернет имеет все технические, программные и коммуникационные возможности для использования в саморазвитии личности и организации учебного процесса с использованием самого широкого спектра информационных ресурсов, о которых мечтало не одно поколение педагогов. Однако с появлением такого феномена, обладающего всеми этими возможностями, их использование происходит стихийно, хаотически и не системно.
Достижения, имеющиеся в настоящее время в области информатизации, обусловлены в первую очередь высочайшим уровнем аппаратного и программного обеспечения современных и коммуникационных технологий (мультимедиа, гипермедиатехнологии, виртуальная реальность, система Интернет).
Между тем, использование современных компьютерных и телекоммуникационных технологий зачастую не имеет достаточного научно-педагогического обоснования, создание информационных ресурсов происходит стихийно, а также просматривается недостаточная изученность негативных факторов использования этих технологий.
Ограниченность представления в сети Интернет научно-популярной, научной, культурной и образовательной информации приводит к тому, что у молодого поколения вырабатывается стереотип об Интернет как развлекательном и коммерческом инструменте.
Вместе с тем Интернет является очень мощным информационным оружием, которое можно использовать для выработки у молодого поколения духовных и культурных ценностей, получения научной и образовательной информации для своего многогранного развития.
Для решения этих проблем необходим научно-обоснованный подход, целенаправленная психолого-педагогическая работа ученых и преподавателей. Приобретает значимость привлечение ведущих ученых, известных деятелей культуры и искусства к созданию региональных информационных ресурсов.
Возрастание роли информации и знаний, реализуемых образованием, напрямую начинает влиять на социальные процессы. Понятия «образование» и «культура» становятся едиными и взаимодополняемыми понятиями. Бурное развитие Интернет, массовое подключение пользователей к Интернету не только на производстве, в учебных заведениях, но и в быту и недостаточное использование уникальных возможностей Интернета для воспитания и образования личности порождают противоречие.
Изучение теоретической и методической литературы показало, что применение интернет-ресурсов не является гарантом высокого качества образования, но играет роль «инструмента», который совместно с современными технологиями обучения должен повысить, персонифицировать и перестроить по-новому систему образования.
Современная компьютерная система обучения должна представлять собой открытый инструментарий, который позволяет преподавателю разрабатывать свои курсы дистанционного обучения, применяя средства, предоставляемые системой.
Интернет-ресурсы могут быть представлены базами данных, презентациями, электронными учебными комплексами, учебными фильмами, учебными пособиями, сборниками учебных и учебно-методических материалов, учебниками. Данные ресурсы являются дополнением к традиционным методам обучения.
При работе с интернет-ресурсами у обучающих формируются такие основные умения работы с данными, как способность ее критического анализа и эффективного использования для решения практических и познавательных задач. Также у учащихся формируются знания и умения средств компьютерных и информационных технологий.
Применение стандартных сетевых решений на основе интегрированной и универсальной базы данных позволяет легко увеличивать и масштабировать систему обучения.
Использование интернет-ресурсов в процессе преподавания различных учебных дисциплин сегодня считается одним из актуальных вопросов образования. Главным из эффективных решений данного вопроса считается применение электронных изданий учебных комплексов и учебно-методических материалов.
В настоящее время влияние образования на возможности трудоустройства человека и на его уровень жизни стало более сильное, чем раньше.
Сегодня требования, предъявляемые к образованию, изменились: работник должен постоянно овладевать новыми знаниями, должен уметь продуктивно использовать информационные ресурсы.
Одна из проблем современного образования является необходимость соблюдения баланса между пониманием самого процесса обучения и методами традиционного обучения. Ключом к решению этой проблемы являются интернет технологии в образовании, которые подразумевают интеграцию новых вычислительных устройств, глобальное распределение веб-услуг и мощное программное обеспечение. Такая интеграция обеспечивает неограниченные возможности обучения в любом месте в любое время.
Интернет технологии расширяют постоянно возможности обучения, предоставляют практический опыт их внедрения в среду обучения.
Система современного обучения представляет собой определенную инфраструктуру, включающую в себя программное обеспечение, необходимое оборудование, наличие Интернета и людей, которые должны обладать знаниями и определенным практическим опытом.
На сегодняшний день существуют следующие направления рационального использования интернет-технологий в образовательном процессе: создание гипертекстовых учебно-методических пособий в соответствии с реальными техническими возможностями студента, создание лабораторных практикумов удаленного доступа для конкретных специальностей и формирование технологической среды для системы дистанционного образования.
Современная компьютерная система обучения должна представлять собой открытый инструментарий, который позволяет преподавателю разрабатывать свои курсы дистанционного обучения, применяя средства, предоставляемые системой. Применение стандартных сетевых решений на основе интегрированной и универсальной базы данных позволяет легко увеличивать и масштабировать систему обучения.
Сегодня самым эффективным средством оптимизации обучения считается применение электронных библиотек разнообразных профилей и направлений, представленных в сети Интернет.
При работе с интернет-ресурсами у обучающих формируются такие основные умения работы с данными, как способность ее критического анализа и эффективного использования для решения практических и познавательных задач. Также у учащихся формируются знания и умения средств компьютерных и информационных технологий.
Постепенно обучающиеся овладевают особенностями структуры потоков данных, навыками их отбора, анализа, поиска, оценки, обработки и систематизации использования методов и средств их защиты.
Разработка дистанционных курсов является сложной и трудоемкой работой, которая должна проводиться совместно с автором, экспертом в соответствующей предметной области знаний, и техническим специалистом, экспертом в области информационных образовательных технологий. Для реализации дифференцированного подхода используются уровневые задания, т. е. задания, разделенные на различные уровни в зависимости от их сложности.
При выборе технологии осуществления дистанционного обучения соблюдаются следующие принципы технологического подхода: целостность технологии, воспроизводимость, нелинейность педагогических структур, адаптация образовательного процесса к личности и потенциальная избыточность учебной информации.
Дистанционное обучение должно сопровождаться более осознанным выбором типа урока со стороны преподавателя, и наоборот, тип урока обязательно отразится на содержании дистанционного курса. Преподавателю необходимо показать возможные пути поиска решения, обучать самостоятельно составлять алгоритмы решения задач.
Изучение любой дисциплины предусматривает выполнение итоговых заданий по пройденному разделу. Итоговый контроль направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения студентами системой умений, навыков и знаний, полученных в процессе изучения раздела по данной дисциплине.
Преподаватель должен осознать технологию работы с дистанционными технологиями, а также ее потенциал на каждом уроке. У него должны сформироваться такие умения, как слышать и анализировать версии обучающихся, умение развить реальный диалог. Методика работы дистанционных технологий базируется на постоянном уменьшении помощи преподавателя и переходе через задания нарастающей степени трудности от репродуктивного к продуктивному типу мышления.
Таким образом, были выполнены следующие задачи:
1 теоретически проанализирована научная и методическая литература по проблеме исследования интернет-технологий, которые применяются в учебном процессе;
2 проанализированы литературные данные по основным видам интернет-технологий в учебном процессе;
3 изучена история возникновения и развития World Wide Web и глобальной сети Интернет;
4 ознакомлены с современными направлениями интернет-технологий в образовательном процессе;
5 рассмотрены основные виды интернет-технологий в учебном процессе;
6 дан анализ проблемам информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет.
Интернет технологии в образовании дают возможность проводить процесс обучения более интересно, предоставлять нужную информацию в нужное время, участвовать в исследовательских проектах, используются для связи студентов между собой и с преподавателями.
Интернет технологии в образовании отвечают реалиям сегодняшнего дня. Внедрение интернет технологии в процесс образования определяется знаниями, которые были получены ранее и получаемыми сегодня результатами, которые формируют процесс обучения. Мощное программное обеспечение, его полное интегрирование с Интернетом дает студентам возможность обмениваться информацией, полученной во время освоения новых знаний.
1. Абдикеев, Н. Интернет-технологии в экономике знаний [Текст] / Н. Абдикеев – М.: Инфра-М, 2010. – 448 с. – ISBN 978-5-16-003767-7.
2. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии [Текст] / М.В. Гаврилов – М.: Юрайт, 2011. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-1297-5.
3. Грабауров, В.А. Информационные технологии [Текст] / В.А. Грабауров – М.: Современная школа, 2006. – 432 с. – ISBN 985-6751-59-4.
4. Гребешков, А.Ю. Стандарты и технологии управления сетями связи [Текст] / А.Ю. Гребешков – М.: Эко-Трендз, 2003. – 288 с. – ISBN 5-88405-047-X.
5. Деркач, А. Современные информационные технологии в науке и образовании [Текст] / А.Деркач – М.: РАГС, 2010. – 188 с. – ISBN 978-5-241-01042-1.
6. Зырянова, Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в школьном обучении [Текст] / Е.В. Зырянова – М.: Флинта, 2010. – 288 с. – ISBN 978-5-9765-0851-4.
7. Исаченко, О.В. Программное обеспечение компьютерных сетей [Текст] / О.В. Исаченко – М.: Инфра-М, 2012. – 120 с.–ISBN 978-5-16-004858-1.
8. Калинкина, Т.И. Телекоммуникационные и вычислительные сети. Архитектура, стандарты и технологии [Текст] / Т.И. Калинкина – М.: БХВ-Петербург, 2010. – 288 с. – ISBN 978-5-9775-0573-4.
9. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в образовании [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 128 с. – ISBN 978-5-86775-907-0.
10. Лесничая, И.Г. Информатика и информационные технологии [Текст] / И.Г. Лесничная – М.: Эксмо, 2006. – 544 с. – ISBN 5-699-12955-3.
11. Максимов, Н.В. Современные информационные технологии [Текст] / Н.В. Максимов – М.: Форум, 2008. – 512 с. – ISBN 978-5-91134-239-5.
12. Михасев, В.Г. Компьютерные сети, Интернет и мультимедиа технологии [Текст] / В.Г. Михасев – М.: МИПК им.И.Федорова, 2007. – 120 с. – ISBN 5-903261-01-9.
13. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании [Текст] / И.А. Никольская – М.: Академия, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-7695-7423-8.
14. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии [Текст] / Ю.Д. Романова – М.: Эксмо, 2011. – 704 с. – ISBN 978-5-699-43103-8.
15. Рязанцева, Т.И. Гипертекст и электронная коммуникация [Текст] / Т.И. Рязанцева – М.: ЛКИ, 2010. – 256 с. – ISBN 978-5-38201006-9.
16. Сергеев, С.В. Word. Excel. Интернет. Электронная почта [Текст] / С.В. Сергеев – М.: Триумф, 2008. – 320с. – ISBN 978-5-89392-356-8.
17. Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении [Текст] / А.В. Смирнов – М.: Академия, 2008. – 240с. – ISBN 978-5-7695-3970-1.
18. Строганов, М.П. Информационные сети и телекоммуникации [Текст] / М.П. Строганов – М.: Высшая школа, 2008. – 152 с. – ISBN 978-5-06-005744-7.
19. Трайнев, В.А. Новые информационные коммуникационные технологии в образовании [Текст] / В.А. Трайнев – М.: Дашков и Ко, 2012. – 320 с. – ISBN 978-5-394-01685-1.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.