Написали исследовательскую работу. Выдвинули гипотезу. Определили проблему, цели работы, методы научного исследования. Предложили пути решения данной проблемы на законодательном уровне. Работу представили на конкурс МЗИ.Введение
Интернет: добро или зло?
Положительные черты влияния Интернета
2.2 Отрицательные черты влияния Интернета
Интернет глазами подростка
Интернет глазами родителей
К чему может привести общение в Интернете?
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1; №2; ВыодыИсследовательская работа
Интернетзависимость.doc
Исследовательская работа
2016г Содержание
Введение
Интернет: добро или зло?
Положительные черты влияния Интернета
1.
2.
2.1
2.2 Отрицательные черты влияния Интернета
3.
4.
5.
Интернет глазами подростка
Интернет глазами родителей
К чему может привести общение в Интернете?
Заключение
Список использованной литературы
Приложение №1; №2; Выоды.
2 1. Введение
Я выбрала эту тему, потому что меня волнует проблема «зомбирования» современной
молодёжи как компьютерными играми, так и Интернетом в целом. В данной работе
провела исследование среди учащихся 89 классов нашей школы и открыла много нового
для себя, узнав мнение подростков по данной проблеме.
Цель работы:
Проследить влияние Всемирной глобальной компьютерной сети Интернет на
мировоззрение подростков. Раскрыть позитивные и негативные стороны влияния Интернета
на подрастающее поколение. Отразить влияние отдельных составляющих Интернета на
психику подростков.
Задача работы:
Выяснить: позитивно или негативно влияет Интернет как на подростков, так и на
общество в целом.
Объект: Интернетзависимость в подростковом возрасте.
Предмет: влияние Интернетзависимости на личность подростка.
Гипотеза исследования:
преобразованию личности подростка, так как в этом возрасте в относительно короткий
способствует негативному
Интернетзависимость
промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности.
Методы исследования:
1. Изучение литературы по теме исследования.
2. Социологический опрос (анкетирование)
3. Теоретический анализ психологических исследований, проведенных по данной проблеме.
В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы зависимости
(или аддиктологии), связанные с попытками выделения так называемых поведенческих
форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в
настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически
ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения
состояния сознания [9, С.70].1
1 Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания:
психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.
3 Среди отечественных специалистов формы зависимостей (аддикций) исследовал Ц.П.
Короленко [7, 8]2 3. "Элементы аддиктивного поведения, пишет он вместе с Н.В.
Дмитриевой, свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения
своего психического состояния. Проблема аддикций начинается тогда, когда стремление
ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает
доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь, приводя к
отрыву от реальности" [8]4.
В итоге, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой ставится
задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной
классификации болезней DSM [6, С.101].5
Первый раз я узнала, что такое Интернет совсем недавно, три года назад, но ближе с
ним познакомиться удалось только год назад, когда я училась в 6 классе. Первое моё
впечатление об Интернете было положительным: мы работали в поисковой системе,
посещали познавательные и образовательные сайты и webстраницы, но познакомившись с
Интернетом поближе я поняла, что не всё то что кажется добром им и является! Ведь я
думаю, многие со мной согласятся, что в Интернете много информации, которую не то что
читать, а даже видеть нельзя, в особенности подрастающему поколению! Но не всё
так банально и ужасно, во всём можно найти положительные стороны. Безусловно,
Интернет это величайшее и удивительное изобретение прошлого столетия, при помощи
которого человечество совершило огромный скачёк в будущее. Дало стимул к прогрессу.
Интернет упрощает нашу жизнь, открывает перед нами всё большие возможности! Так же
это большая помощь в учёбе и работе. Сейчас в один момент можно получить любую
интересующую нас информацию на заданную тему. Связаться с любой точкой мира за
считанные секунды. Но всё таки, проанализировав информацию, полученную мной из
различных источников (в том числе из Интернета) можно сказать, что отрицательного
влияния очень много.
2 Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности
развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
3 Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.
4 Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2000.
5 Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в
Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
4 2. Интернет: добро или зло?
Что такое Интернет? "Интернет это глобальная компьютерная сеть, сеть,
предоставляющая огромные свободы пользователям" одна из официальных
формулировок. Хорошо звучит НО так ли это? Компьютерной сетью Интернет был в то
время, когда им пользовались едва ли 100000 человек. Сейчас это уже нечто большее, чем
Сеть. Такие ли свободы она дает? Да изначально давала, отголосок свободы есть и сейчас,
но во времена зарождения Интернета ее было много больше. Интернет стал источником,
через который террористы организовывают теракты, через который продают наркотики,
через который продают детей. В Интернете есть пристанища тысяч извращенцев и
психически неполноценных личностей. Свобода. Все ринулись туда, но есть люди у власти,
которые поняли если пустить на самотек Интернет уничтожит человечество и
появились органы контроля которые предупреждают, наблюдают, запрещают и создают
правила.
Интернет вызывает зависимость. В самом общем виде Интернетзависимость
определяется как нехимическая зависимость от пользования Интернетом. В некоторых
словарях Интернетзависимость определяют как психическое расстройство, навязчивое
желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от
Интернета [5, С.4].6 Отмечаются неспособность и активное нежелание отвлечься даже на
короткое время от работы в Интернете; досада и раздражение, возникающие при
вынужденных отвлечениях; стремление проводить в Интернете все увеличивающиеся
отрезки времени; побуждение тратить на обеспечение работы в Интернете все больше
денег; готовность лгать людям и членам семьи, преуменьшая длительность работы в
Интернете; способность и склонность забывать при работе в Интернете о домашних делах,
учебе, важных личных и деловых встречах и т.д.; стремление и способность освободиться
6 Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания:
психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.
5 на время работы в Интернете от раннее возникнувших чувств вины или беспомощности, от
состояний тревоги или депрессии, обретение ощущения эмоционального подъема…
нежелание принимать критику подобного образа жизни; готовность смириться с
разрушением семьи, потерей друзей, пренебрежение собственным здоровьем и, в частности
резкое сокращение длительности сна; избегание физической активности, пренебрежение
личной гигиеной; постоянное забывание о еде; злоупотребление тонизирующими
средствами. [6, С.110]7
2.1. Положительные черты влияния Интернета
Рассмотрим плюсы Интернета. Появились такие возможности, как заработок в сети,
способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, написанные
программы и прочее. Также через Интернет можно найти работу, старых друзей, которых
давно потерял. А как приятно пообщаться с людьми из твоего города, если ты, например,
уехал оттуда, а возможности вернуться нет!
В Internet каждый прокладывает свой собственный путь. Ты сам решаешь, какими
услугами сети воспользоваться. Хочешь — отправишь электронное письмо хоть на край
света. Хочешь — оставишь сообщение для группы новостей: так называется тематический
электронный бюллетень, служащий своеобразной доской объявлений. Возможности сети
поистине безграничны. Потребности и запросы путешествующих по Internet самые разные.
Одни хотят раздобыть новое программное обеспечение. Другие ищут те или иные
документы, необходимые им для профессиональной деятельности. Третьи подключаются к
сети, чтобы получать электронную почту. Internet помогает всем. Всемирная компьютерная
сеть предоставляет множество разнообразных услуг. Здесь работают программы, каждая из
которых решает определенный круг задач. С помощью Internet можно даже звонить по
телефону. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё – делать
покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы,
общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё, а если чегото
там нет, значит, этого нет вообще, можно дружить и даже влюбляться, и это далеко не
всё. Возможности Интернет практически безграничны, единственное, чего глобальная сеть
никогда не сможет заменить – это прелести живого общения, прелести писем, написанных
рукой друга или любимого человека, сидя перед мерцающим экранов никогда нельзя будет
сходить погулять с друзьями в «реале». Это, конечно, большой недостаток сети, но вместе
7 Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в
Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100-131.
6 с тем и большое достоинство, потому что нельзя навечно переселяться в виртуальную
реальность, всётаки мы живые люди, а не машины.
Также миллионы инвалидов получили возможность реальной удаленной работы,
возможность общаться с друзьями. На специальном сайте можно получить госуслуги. В
Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь
ценна научная литература т.к. обычные книги стоят больших денег, многие ученые, как
это ни прискорбно, не в состоянии обеспечить себя необходимой литературой. Интернет
дает им такую возможность. Так же Интернет является воистину самым огромным
сборником информации. Он дает возможность многому научится, получить профессию
либо поднять свои навыки на иной уровень. Так же в Интернете можно всегда получить
самые свежие новости узкой либо широкой тематики.
2.2. Отрицательные черты влияния Интернета
Интернетзависимость способствует формированию целого ряда психологических
проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального
пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности
контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта
при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток
вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто
признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них
возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права
человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные
последствия в реальной жизни происходит девальвация нравственности [3, C.36].8
трансформации личности,
Интернетаддикция почти единогласно признается негативным направлением
преобразования деятельности (ее мотивационных,
целеобразующих и операциональных составляющих), опосредствованной взаимодействием
с Интернетом [1, C.95].9
Существуют конкретные разновидности опосредствованной Интернетом
деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным
преобразованиям. Можно выделить три основных вида:
1.Познавательная увлеченность познанием в сфере программирования и
телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;
8 Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.3258.
9 Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации //
Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89-100.
7 2.Игровая увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством
Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;
3.Коммуникативная увлечение сетевой коммуникацией [2, C.16]10.
Перечисленные последствия применения информационных технологий в виде
глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали предметом
фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер
постановки проблемы.
Хакерство
Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует
личностную трансформацию, известную как хакерство [4,10]11.12 Чаще всего хакерами
становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную
развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и моральноправовой
сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.
Особенностями хакеров асоциальность, ограниченность интересов, фанатизм. Можно
сказать, что хакерство можно рассматривать как негативное направление личностного
развития подростка.
Интернет дает иллюзию вседозволенности, вытаскивая из нас самое худшее, что в нас
есть, а что? Ведь все можно! В Интернете существуют клубы самоубийц, клубы
наркоманов, клубы, обучающие начинающих террористов. В таких клубах можно заказать
собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучится правильно подбирать и
колоть наркотики.
В Интернете полно порнографии. Большинство молодых людей покупают модем лишь
для того, что бы зайти на порносайт. На подобный сайт может зайти любой человек, и дети,
в том числе 1316 лет и что они увидят? От себя скажу – что нужно бороться с этим!
Бороться, не медля! Если нельзя оградить детей и подростков от доступа к этой
информации, то необходимо искать другие пути решения этой проблемы. Искать авторов
этих сайтов. Устранять не последствия, а причину!
Я иногда вижу сайты, которые хочется уничтожить. К сожалению, негативная
информация в Интернете на данный момент преобладает. Длительная работа за
10 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность.
Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва:
Можайск-Терра, 2000, 431 с.)
11 Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум // От суждений
к вычислениям. М.: 1982.
12 Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 1996.
8 компьютером негативно сказывается на многих функциях нашего организма: высшей
нервной деятельности, эндокринной, иммунной и репродуктивной системах, на зрении и
костномышечном аппарате человека... Что это может означать для простого человека? Все
что угодно! От испорченного зрения до варикозного расширения вен на ногах. Честно
говоря, все это Вы можете "заработать" и без компьютера, просто ведя
несбалансированный образ жизни. Компьютер является лишь еще одним звеном в той же
цепи: недостаточный отдых, малоподвижный образ жизни, неорганичное питание и т.д.
Если зрение, слух могут испортиться посредством клавиатуры, "мыши" или монитора,
то на психику в первую очередь влияют более, так сказать, виртуальные вещи игры и
интернет. Это то что "затягивает", то, от чего невозможно оторваться, то, без чего многие
больше не представляют своей жизни это маниакальная зависимость от интернета или от
игр. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за
компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах,
форумах, за играми, а не занимаются работой в интернете (сбором информации и т.п.).
Кстати, они составляют около 90% от всех "долгосидящих" в сети. Отсюда следует третье
положение: портрет этой аудитории. Собственно онто и является основополагающей
причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. К
проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных
применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интеренете, страсть к
электронным покупкам и прочему [11, 12].13 14 Драматизм заключается в том, что все это
происходит в переходном возрасте.
Людям, проживающим свою жизнь в интернете зачастую необходима социальная
поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность,
низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы "решает"
Интернет! Интернет как будто говорит им: "Идите в чат, представляйтесь, кем угодно,
удовлетворяйте любые свои желания и ничего не бойтесь!" И люди спешат уйти в
безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во
первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также
приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического
состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст... Безусловно, постепенно такой образ
13 Янг К. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.24-29
14 Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246-250.
9 жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и
думать подругому. Он подругому решает бытовые вопросы, семейные, личные,
профессиональные, партнерские и т.д.
Вот какие психологические симптомы, на мой взгляд, может начать испытывать
человек, если он относится к группе риска интернетзависимых людей:
хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
невозможность остановиться;
увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
пренебрежение семьей и друзьями;
ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
проблемы с работой или учебой.
Опасными сигналами являются также:
навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
предвкушение следующего сеанса онлайн;
увеличение времени, проводимого онлайн;
увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
Интернет это иная реальность?
Многие из нас живут здесь. Часто пары знакомятся друг с другом в ICQ, на форумах в
чатах и тому подобное, затем женятся в реальной жизни. Здесь у нас у всех есть друзья,
есть круг общения, есть своя модель поведения. И у многих из нас друзей здесь намного
больше, больше чем в действительности. Почему так? Почему многие, что бы поговорить с
другом запускают ICQ или Mail.ru Agent, а не идут к нему в гости? Именно здесь у многих
получилось реализовать себя как специалистов, найти понимание и заслужить признание.
Интернет это иная реальность, мир внутри мира. Но почему многие из нас предпочитают
реальности Интернет? Или Интернет это и есть реальность сегодняшнего дня?
Представьте себе, что все мы однажды соберемся в жизни в одном месте. Ну не все тысячи
людей. У каждого форума есть своя основа, своя команда единомышленников, друзей. Ну,
допустим я могу выделить человек 4050 из всех посетителей, которые составляют основу
форума. Вот мы все 50 человек собрались. Я гарантирую, что через неделю совместного
времяпровождения мы перессоримся. А здесь никогда. Почему так?
3. Интернет глазами подростка.
Так, что же такое Интернет с точки зрения подростка?
10 Прежде всего это средство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в
учёбе. Да и, честно говоря, не все второе вообще применяют. Очень малый процент
подростков используют компьютер и Интернет в учебных целях.
Большая часть подростков проводят огромное количество времени в различных чатах и
форумах, что, по их мнению, расширяет их кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом
деле это совершенно не так!!! От этого они становятся только тупее и ограниченнее в
общении, и свободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но,
к сожалению, доказать это самому подростку невозможно! Он должен сам это понять и
осознать – только тогда возможно всё изменить!
Для большинства подростков Всемирная сеть – это очередная игрушка для получения
интересующей его информации, полезной с его точки зрения, но никак не с точки зрения
взрослых.
Миллионы людей находятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только
подростки, это и вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим
заменять общение в реальной жизни, но разве это хорошо? Естественно это не очень
хорошо, но многим просто очень тяжело общаться в реальности. Просто бывает так, что
тебя не понимают, считаешь себя изгоем в этом обществе, а в Интернете находишь людей, у
которых с тобой одинаковые взгляды, и жить становится легче!
Но не всё потеряно. Не всё так ужасно как кажется на первый взгляд. Есть и те, для
кого Интернет – это не заменимый помощник для получения знаний. А ктото, вообще до
сих пор просиживает в библиотеках и получает информацию «по старинке». Мажет это и
не так уж плохо? Да, несомненно, Интернет намного упрощает нам жизнь. Одним нажатием
клавиши, мы получаем информацию, в поисках которой мы могли бы потратить «кучу»
времени. А тут всё как на ладони: любая энциклопедия, справочник, редкая или дорогая
книга, которую возможно вы никогда и не купили бы.
Интернет плох тем, что он не имеет границ! То есть, он не ограждает подростков от
ненормативной информации, которую им совершенно незачем знать. Из всего выше
сказанного следует то, что, остается надеется только на сознание самих детей, на их
честность. Честность перед самим собой. Было бы здорово, если бы каждый задумался,
задумался о себе, о своих поступках, и, что вообще он сделал для того, что бы мир стал
лучше. О том, сколько драгоценного времени он теряет, просиживая в Интернете за
бессмысленным занятием. Подростковый период и наша молодость – это самое
замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провести его с
11 пользой по максимуму! Что бы потом не было мучительно больно за бесцельно и
бесполезно прожитые годы!
Испокон века, каждое поколение взрослых видит в новых технологиях их тенденцию
разрушения. Платон предупреждал (и совершенно справедливо): «Письменность и чтение
уничтожат ораторское искусство». Автомобиль отнял у нас способность к
созерцательности. Телефон привел в упадок эпистолярный жанр. Место ораторского
искусства заняла литература. На смену созерцательности пришла драма. А эпистолярный
жанр был возрожден в электронной почте.
Рассматривая эту проблему, я провела социальный опрос среди учащихся 89 классов
нашей школы. Результаты опросов можно увидеть в приложении к данной работе. К
сожалению, результаты неутешительные.
4. Интернет глазами родителей.
Теперь давайте посмотрим, как относятся к этому родители. "Интернет это
зависимость, и мне бы хотелось оградить своего ребенка от этого. Интернет это подмена
виртуальным реального, масса информации без цензуры, безнаказанность. В Интернете
люди творят, что хотят. Я не хочу, чтобы моего ребенка обманывали, или он сам
обманывался. Я думаю, что это не нормальное общение, а пародия на него. Раньше мой
ребенок сидел там изза того, что ему было нечего делать. Я пыталась его избавить от этой
зависимости, но: " В основном родители считают, что это великое зло. Интернет для
многих является средство общения нечто вроде разговора по телефону (случаи чатов и
ICQ и т.д.), к тому же электронная почта работает гораздо быстрее, чем обычная, хотя
ничто не заменит писем от руки. Считается, что Интернет портит психику и мешает
учиться. Насчет психики всё в жизни негативно на неё влияет (постоянные стрессы в
школе, институте, на работе) : и Интернет тут ни при чем, тяжелая музыка, кстати, тоже.
"Ты стал(а) хуже учиться. Это все Интернет" правда?" А может, мне просто стало
сложнее? Или просто мне лень? Или мне не интересно то, что мне преподают в школе?
Много ответов, много причин, а обвиняют во всем глобальную сеть. Родители отключают
Интернет дома. Наивные люди. По всему городу существуют Интернет клубы, кафе.
Перекрывая его дома, родители усложняют жизнь и себе и своему чаду. Интернет
обвиняют в том, что он мешает нормально развиваться (учиться в частности); тяжелую
музыку в основном обвиняют в том, что она негативно влияет на психику и т.д. Давайте
продолжим: Попсу (попмузыку) можно обвинить в том, что она развратна ( большинство
текстов довольнотаки пошлого содержания); книги можно обвинить в том, что они
12 отвлекают от созидательного труда и учебы (иногда такие бывают книжки, что читаешь и
не можешь оторваться.. буквально и ешь и спишь с книжкой, естественно, уроки остаются
"на потом"). Примеров масса. Эту проблему нужно решать по другому: например,
спросить у своих детей, почему их успеваемость упала, и стиль одежды резко изменился
(не в лучшую сторону) и не надо делать поспешных выводов. Резкими и жесткими
действиями можно только ожесточить против себя, поступайте демократично и старайтесь
понять своих детей или просто поставить себя на их место.
5. К чему может привести общение в Интернете?
Опыт показывает, что на сайты знакомств люди обращаются по нескольким причинам, и
эти причины постарались сформулировать создатели этих сайтов в виде целей знакомства:
романтических, сексуальных, для переписки, серьезных и т.д. Изначально, вас может
привлечь сюда интерес, ожидание нового приключения или конкретная цель завести себе
друга. Те, кто приходят удовлетворить любопытство, быстро достигают цели и исчезают.
Завсегдатаями сайта знакомств остаются люди, предпочитающие общение в
Виртуальном мире общению в мире реальном, повседневном. Для них не столько важно
найти партнера, чтобы потом продолжить с ним встречаться "реально", сколько сама
"тусовка", общение с новыми людьми через Интернет. И надо сказать, что эту цель они
реализуют вполне, так как именно здесь вы можете встретить человека, с которым,
возможно, никогда бы не встретились в своей жизни, не говоря уже о международных
масштабах знакомств. В этом смысле вы получаете уникальную возможность и
переживаете новый интересный опыт. Преимущество общения через Интернет заключается
в анонимности, в том, что Вам не обязательно быть самим собой.
Вы можете выбрать для себя любую роль, надеть любую маску и ваш собеседник
возможно никогда не узнает, кто за этой ролью, маской. Вы можете стать любимым
положительным героем или злодеем, проигрывая положительные или отрицательные
качества своей натуры. И вы будете появляться и исчезать в любой момент времени,
который определите Вы сами. Таким образом, Вы начинаете чувствовать себя более
раскрепощено и непосредственно, чем в реальной жизни, где Вы скованы определенными
социальными ролями.
Комуто такая игра будет по душе, но вряд ли она понравится человеку, который хочет
найти реальный объект для знакомства. Если Вы хотите встретить спутника жизни, то
какоето время Вам придется вести переписку как в старинных романах, только вместо
модного девичьего альбома Вам придется отвечать на вопросы анкеты, не всегда понятные.
13 Если честно отвечать на все эти вопросы, то оказывается, что ты рассказываешь о себе
незнакомым людям, которых ты не видишь, и эти незнакомые люди будут принимать
решение писать тебе или нет, знакомиться или нет. И еще не известно, кто с тобой
свяжется и понравится ли тебе этот человек.
Но может оказаться, что Ваш новый знакомый страдает комплексом неуверенности в
себе и высоким уровнем тревоги в лучшем случае, а в худшем может быть алкоголиком,
наркоманом или страдать тяжелым психическим расстройством, типа шизофрении. Со
временем, узнав об этом, Вы окажетесь перед выбором: бросить его и нанести ему тем
самым еще одну травму или пытаться помочь справиться с этой проблемой. Он хорош,
скорее, для деловой переписки или для лицедейства в костюмах и масках, скрывающих
истинное лицо. Возможно, для некоторых людей, имеющих определенные проблемы в
общении, в сфере связанной с эмоциональным контактом, Интернет как наркотик, так как
в нем, и, в частности, на сайтах знакомств такие люди находят много полезной информации
и безболезненно для себя расширяют круг своего общения.
Заключение.
В настоящее время Интернет представляет собой «мир» параллельный нашему, в
котором достаточно много полезного для пользователей, но также в сети очень много
отрицательного. Человек, «входящий» в первый раз в сеть обычно получает хорошее
впечатление о Интернете. Но первое впечатление обманчиво! И понимаешь это со
временем. Чем больше работаешь в Интернете, тем больше видишь в нём не только плюсы,
но и минусы. Но, к сожалению не все могут понять и осознать, как Интернет заполняет
наше сознание. И отличить то, что хорошо, а то, что плохо, уже не можем.
Таким образом, подводя итог исследовательской работы, можно сделать следующие
выводы:
1. При возникновении Интернетзависимости можно говорить о следующих изменениях в
поведении личности подростка:
14 1.1 Интернетаддикция приводит к искаженному восприятию собственной личности и
искажению восприятия объективной реальности, что обязательно приводит к социально
трудовой дезадаптации, препятствует формированию адекватных представлений о себе;
1.2 при возникновении Интернетаддикции происходит перенос полюса активности из
реальных условий общества в сеть, что неизбежно ведет к тому, что подросток начинает
хуже распознавать реальные человеческие эмоции;
1.3 под влиянием Интернета происходит деградация нравственности подростка. Также
формируется асоциальное представление о жизни в обществе, в отношениях людей, что
может отложить отпечаток на всю жизнь;
1.4 игровая зависимость может делать подростка более агрессивным, что откладывает
отпечаток на их взаимоотношения с социумом.
2. Таким образом, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезе:
компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание
подростка, приводящие к их нарушению. Интернетзависимость приводит к снижению
успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная
система ценностей, расходящаяся с общепринятой [4]15.
3. Следует помнить, что негативное влияние Интернета находится в прямой пропорции от
личности пользователя. Зачастую Интернетзависимость это следствие внутриличностных
проблем подростка. Следовательно, Интернетзависимость является одним из способов
аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих личностные особенности,
способствующие формированию собственно аддиктивной личности.
4. Изучение данной проблемы дает основание признать необходимость дальнейшего,
углубленного изучения Интернетзависимости как модели психических расстройств.
Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в
свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его
личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок,
а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернетзависимости
среди подростков является актуальной в настоящее время. Подростки во взаимодействии с
интернетом находится в большой опасности, так как представляют собой наиболее
незащищенную аудиторию, поскольку в меньшей степени, чем взрослые, в состоянии
фильтровать тот вал информации, который обрушивается на них из Интернета. Воспитание
15 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность.
Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-
Терра, 2000, 431 с.)
15 компьютерной культуры, самовоспитание пользователей вот противоядие Интернет
зависимости.
В процессе написания этой работы, я использовала специальную литературу, провела
много времени в сети Интернет. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить
все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно увлекательным и познавательным
процессом. Я открыла для себя много нового не только в области Интернета, но и о своих
сверстниках.
16 Список использованной литературы:
1. Бабаева Ю. Д, Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации //
Психологический журн. 1998.Т. 19 №1. С.89100.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность.
Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск
Терра, 2000, 431 с.)
3. Балонов И.М. "Компьютер и подросток" М., 2002 г. стр.3258.
4. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческий разум // От
суждений к вычислениям. М.: 1982.
5. Вересаева О. "Психология и интернет на пороге ХХI века". Психологическая газета
№12, 1996, стр.46.
6. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования
в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского. М, 2000. С 100131.
7. Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности
развития. // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1.
8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург,
2000.
9. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания:
психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 7078.
10. Марков Дж., Хефнер К. Хакеры. Киев: 1996.
11. Янг К. Диагноз Интернетзависимость // Мир Интернет. 2000. №2. С.2429
12. Griffiths M. Internet addiction: Fact or fiction? // Psychologist. 1999. V.12. N.5. P.246250.
17 Приложение№1.
Анкета
1
2
3
Отметь один вариант ответа.
Как часто ты пользуешься интернетом?
Постоянно по учебе (около 8ч в день)
Несколько раз в неделю
По необходимости (редко)
Круглые сутки
Отметь один вариант ответа.
Откуда чаще всего ты заходишь в интернет?
Компьютер/ноутбук
Нетбук
Мобильный телефон
Все вышеперечисленное
Отметь один или несколько вариантов ответа.
Чаще всего ты пользуешься интернетом:
Для личного общения ( скайп и пр.)
Для публичного общения (блоги, форумы, чаты)
Для поиска информации
Для общения в соцсетях
Для учебы
Для он-лайн игр или скачивания/просмотров фильмов
4 Отметь один вариант ответа или впиши свой.
Что больше всего привлекает тебя в пользовании интернетом?
Анонимность
Доступность
Безопасность
Простота использования
Полезность
Свой вариант ____________________________________________
5 Отметь один вариант ответа.
Считаешь ли ты себя интернет-зависимым человеком?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
6 Отметь один вариант ответа.
7
Бывали ли у тебя случаи забывчивости из-за использования
интернета? (выкипел чайник, остыла приготовленная еда, опоздал на
встречу)
Да
Нет
Отметь один вариант ответа.
Часто ли ты пренебрегаешь сном, т.к. сидишь допоздна в интернете
и/или не замечаешь проведенного в интернете времени?
Никогда или редко
Иногда
Часто
Постоянно
8 Отметь один вариант ответа.
Бывало ли у тебя такое, что ты пренебрегал(а) домашними делами,
учебой, чтобы провести больше времени за компьютером?
Да
Нет
9 Отметь один вариант ответа или впиши свой.
18 1
0
1
1
Включая компьютер по делу вы сначала займетесь необходимым
делом или проверите сообщения?
Сначала дело, потом успею все проверить
Сначала сообщения, всего-то 5 минут
Свой вариант _____________________________________________
Отметь один вариант ответа.
Часто ли ты знакомишься в интернете?
Да
Нет
Отметь один вариант ответа.
Замечаешь ли ты, что иногда проводишь время в интернете
бесцельно? (проверяешь по нескольку раз пустую почту, занимаешься
"серфингом" и пр.)
Часто
Иногда
Редко
Затрудняюсь ответить
Отметь один вариант ответа.
1
2
Твой пол?
Мужской
Женский
1
3
Твой возраст?
11-12
13-16
Отметь один вариант ответа.
Результаты анкетирования
По необходимости (редко)
Круглые сутки
Отметь один вариант ответа.
Как часто ты пользуешься интернетом?
Постоянно по учебе (около 8ч в день)
1
10
%
0% Несколько раз в неделю
10
%
80
%
2
10
%
0% Нетбук
0% Мобильный телефон
90
%
3
100
%
90 Для публичного общения (блоги, форумы, чаты)
Отметь один или несколько вариантов ответа.
Чаще всего ты пользуешься интернетом:
Для личного общения ( скайп и пр.)
Отметь один вариант ответа.
Откуда чаще всего ты заходишь в интернет?
Компьютер/ноутбук
Все вышеперечисленное
19 Для он-лайн игр или скачивания/просмотров фильмов
Отметь один вариант ответа или впиши свой.
Что больше всего привлекает тебя в пользовании интернетом?
Анонимность
Свой вариант: возможность получения нужной информации с
минимальными затратами
Отметь один вариант ответа.
Считаешь ли ты себя интернет-зависимым человеком?
Да
Для учебы
Для общения в соцсетях
Для поиска информации
%
100
%
100
%
100
%
90
%
4
10
%
30
%
0% Безопасность
0% Простота использования
50
%
10
%
5
10
%
80
%
10
%
6
Доступность
Полезность
Нет
Затрудняюсь ответить
Отметь один вариант ответа.
Бывали ли у тебя случаи забывчивости из-за использования
интернета? (выкипел чайник, остыла приготовленная еда,
опоздал на встречу)
Да
Нет
Отметь один вариант ответа.
Часто ли ты пренебрегаешь сном, т.к. сидишь допоздна в
интернете и/или не замечаешь проведенного в интернете
времени?
Никогда или редко
Иногда
Часто
Постоянно
Отметь один вариант ответа.
Бывало ли у тебя такое, что ты пренебрегал(а) домашними
делами, чтобы провести больше времени за компьютером?
20
70
%
30
%
7
10
%
40
%
30
%
20
%
8 70
%
30
%
9
40
%
50
%
10
%
10
20
%
80
%
11
Да
Нет
Отметь один вариант ответа или впиши свой.
Включая компьютер по делу вы сначала займетесь необходимым
делом или проверите сообщения?
Сначала дело, потом успею все проверить
Сначала сообщения, всего-то 5 минут
Свой вариант: пытаюсь совместить, начав дело, просматриваю
сообщения
Отметь один вариант ответа.
Часто ли ты знакомишься в интернете?
Да
Нет
Отметь один вариант ответа.
Замечаешь ли ты, что иногда проводишь время в интернете
бесцельно? (проверяешь по нескольку раз пустую почту,
занимаешься "серфингом" и пр.)
Часто
Иногда
Редко
40
%
40
%
10
%
10
%
12
60
%
40
%
13
0% 11-12
100
13-16
%
Затрудняюсь ответить
Отметь один вариант ответа.
Твой пол?
Мужской
Женский
Отметь один вариант ответа.
Твой возраст?
Выводы по опросу
По проблеме интернетзависимости молодежи было проведено социологическое
исследование(опрос), методом анкетирования. В опросе приняли участие молодые люди
1316 лет.
По итогам анкетирования были сделаны следующие выводы:
21 Подростки возраста 1316 лет почти все находятся в интернете круглосуточно, используя
для доступа в интернет не только компьютер, но и планшеты, нетбуки и телефоны 80%
опрошенных не считают себя интернетзависимыми, несмотря на то, что 70% пренебрегали
домашними и учебными делами, чтобы только провести больше времени в интернете и 70%
же страдали приступами забывчивости изза интернета – забывая про поставленный на
плиту чайник или опаздывая на встречу. Подобные ситуации происходят, когда человек
говорит себе "сейчас, еще 5 минут" и уходит с головой в интернет, забывая о времени и
делах. Половина опрошенных на первое место ставят полезность интернета, но, тем не
менее, включая компьютер по делу, первое, что они сделают – это проверят сообщения в
почте, социальных сетях и пр., и только 40% сначала займутся необходимым делом. Также
80% опрошенных сами замечают, что имеют склонность проводить время в интернете
бесцельно.
Все это показывает нам, что, несмотря на постоянное реальное общение и большую
занятость в учебе большинство молодых людей являются интернетзависимыми, заменяя
реальное общение виртуальным и находясь в интернете круглые сутки. Многие не
перестают пользоваться интернетом даже без надобности в любое свободное время, а
свободное время в школе забивают серфингом или виртуальным общением.
Для решения проблемы интернетзависимости было бы целесообразно для начала
предоставить молодежи выбор, т.е. сделать более доступными массовые мероприятия –
например, бесплатные катки зимой или бесплатное обучение танцам на улице летом, а
также другие публичные мероприятия, освещающиеся в интернете.
Для более молодой группы необходимо провести профилактические беседы, показав
возможности, о которых, многие, возможно, даже не задумывались. Также, целесообразно
провести профилактические беседы с родителями подростков и молодежи, показав как
важно уделять больше времени на общение с ребенком, чтобы предотвратить социальную
неадаптированность и интернетзависимость.
Приложение№2
Практические рекомендации для родителей, которые помогут предупредить угрозы и
сделать работу детей в Интернете полезной
22 Существуют серьезные опасности, с которыми дети встречаются непосредственно в Сети:
доверие к детям, общаясь в Сети, и могут соблазнить последних на совершение
непристойных действий;
доступ к порнографии. Дети могут наткнуться на порнографию ввиду ее широкого
распространения в сети;
неподходящий контент сайты с деструктивным содержанием, например, с инструкциями
по изготовлению бомбы;
внимание к детям, много играющим в сетевые игры с насилием. Эти дети ведут себя более
агрессивно.
Чтобы избежать всего этого рекомендуется следовать следующим правилам.
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей в "мировой паутине":
Не отправляйте детей в "свободное плавание" по Интернету. Старайтесь активно
участвовать в общении ребенка с Интернет, особенно на этапе освоения.
Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью Интернет, чтобы
вовремя предупредить угрозу.
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе
сеть:
Объясните ребенку, что в Интернете как в жизни встречаются и "хорошие", и "плохие"
люди. Объясните, что если ребенок столкнулся с негативом или насилием от другого
пользователя Интернет, ему нужно сообщить об этом близким людям.
Научите ребенка искать нужную ему информацию и проверять ее, в том числе с Вашей
помощью.
Научите ребенка внимательно относиться к скачиванию платной информации и
получению платных услуг из Интернет, особенно путём отправки sms, во избежание
потери денег.
Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов, которыми может
пользоваться Ваш ребенок, и посоветуйте их использовать.
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания вашего ребенка в Сети:
Установите на Ваш компьютер необходимое программное обеспечение решение
родительского контроля и антивирус.
Если Ваш ребенок учащийся младших классов и остается часто дома один, ограничьте
время пребывания Вашего ребенка в Интернете.
Если компьютер используется всеми членами семьи, установите его в месте, доступном
для всех членов семьи, а не в комнате ребенка.
23 Создавайте разные учетные записи на Вашем компьютере для взрослых и детей. Это
поможет не только обезопасить ребенка, но и сохранить Ваши личные данные.
Регулярно отслеживайте ресурсы, которые посещает Ваш ребенок. Простые настройки
компьютера позволят Вам быть в курсе того, какую информацию просматривал Ваш
ребенок.
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как
обеспечить безопасность детей:
Используйте удобные возможности повышения уровня компьютерной и Интернет
грамотности, например, посещение курсов, чтение специальной литературы, консультации
с экспертами.
Знакомьте всех членов Вашей семьи с базовыми принципами безопасной работы на
компьютере и в Интернете.
24
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Интернет-зависимость - проблема XXI века. МЗИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.