Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Д а т а : 0 9 . 0 9 . 1 5
У р о к 5
Тема: ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ
ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВАХ
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и п е д а г о г а : сформировать умение интонационно выделять первый звук в
словах; обеспечить условия для развития произвольного внимания, умения ставить вопросы,
аргументированно высказываться по рассматриваемой проблеме и делать логические умозаключения,
способности к поиску, анализу и переработке информации, воспитания чувства отзывчивости и
коллективизма.
П л а н и р у е м ы е р е з у л ь т а т ы о б р а з о в а н и я :
Предметные: знают, какое значение для человека имеет умение чисто и правильно произносить первые
звуки в словах; о том, что согласные звуки образуют пары по твёрдостимягкости; умеют объяснять
значение слов, различать звучание и значение слова, произносить слово, интонационно выделяя первый звук,
характеризовать и сравнивать первые звуки в словах по твёрдостимягкости; произносить скороговорки,
находить пару к заданному слову.
П оз н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в
устной форме; логические – установление пространственных отношений между объектами; классификация
предметов по заданному признаку; сравнение первых звуков в словах правого и левого столбца;
осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений.
Р е г у л я т ив н ы е : принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и
товарищей; планировать своё действие.
К о м м ун ик а т ив н ы е :
уметь формировать коммуникативноречевые действия, конструктивные
способы взаимодействия с окружающими (учителем, сверстниками); понимать возможность различных
позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим
авторитетным мнением; уважают мнение других по обсуждаемой проблеме.
I. Введение в тему урока.
Живёт на свете Саша.
Во рту у Саши каша –
Не рисовая каша,
Не гречневая каша,
Не манка,
Не овсянка
На сладком молоке.
С утра во рту у Саши
Слова простые наши –
Слова простые наши
На русском языке.
Но то, что можно внятно
Сказать для всех понятно,
Красиво,
Чисто,
Ясно, –
Как люди говорят, –
Наш Саша так корёжит,
Х о д у р о к а
САШИНА КАША
А слышится:
«До здания!»
Он спросит:
«Где галоши?»
А слышно:
«Это лошадь?»
Когда он вслух читает,
Поймёшь едваедва:
И буквы он глотает,
И целые слова.
Он так спешит с налёта
Прочесть,
спросить,
сказать,
Как будто тонет ктото,
А он бежит спасать...
Он может, но не хочет
За речью последить.Что сам понять не может:
Произнесёт словечко –
И сам тому не рад!
Он скажет:
«До свидания!»
Нам нужен переводчик
Его переводить.
С. Михалков
II. Объявление темы и постановка учебной задачи.
– Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестрёнки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и
правильно произносить первые звуки в словах.
Н а д о с к е представлены рисункиизображения мальчика и девочки.
III. Включение в систему знаний.
1. Фронтальная работа.
– Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате. (Рисунки, аналогичные картинкам в
учебнике, представлены на доске.) Скоро придёт мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им?
Для этого надо определить звук в начале каждого слова.
– Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко.
– Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твёрдо.
– Итак, за работу.
Учитель приглашает учеников к доске по очереди: мальчик – девочка. Ребёнок берёт картинку,
произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок мальчика или
девочки.
– Назови слово.
– Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других.
– Какой это звук? Произнеси его.
– Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук.
– Чья это игрушка?
– Ты прав(а). Молодец!
Аналогичная работа проводится со всеми словами – названиями картинок.
– Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы.
– Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А это игрушки Саши.
– Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.
– А у вас, ребята, есть любимые игрушки?
– Назовите их, выделяя в словах первый звук.
– У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в
стихах. Эти стихи вы знаете. Думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А.
Л. Барто «Игрушки».)
Читающие учащиеся ч и т а ю т с т и х и .
ГРУЗОВИК
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык –
Опрокинул грузовик.
БЫЧОК
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка.
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог –
Весь до ниточки промок.МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу,
Потому что он хороший.
КОРАБЛИК
Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке,
И скачут лягушки
За мной по пятам
И просят меня:
– Прокати, капитан!
МЯЧИК
Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь!
Не утонет в речке мяч.
ИГРУШКИ
Спать пора. Уснул бычок –
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон –
Он слонихе шлёт поклон.
2. Работа по учебнику. «Сравните эти звуки!».
– Мы не заметили, как наступил вечер.
Спать хотят мои игрушки,
Им под вечер не до игр.
После битвы смолкли пушки,
Не рычит уставший тигр.
А у синего дивана
Примостилась обезьяна.
Вот и Симочкины куклы
Сели, сонные, в кружок.
Даже мяч – дружок мой круглый –
Закатился в уголок.
Мама мне шепнёт на ушко:
«Собирать пора игрушки».
Т. Агибалова
– Сима уже расставила часть игрушек на полки. А Саша пока не готов ей помочь. Вместо слова
«машина» он говорит – «ашина», вместо «белка» – «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придётся
помогать.
– Какие игрушки стоят на первой полке? (Мммяч и мммашина.)
– Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом.
– Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове – мягкий звук, во втором – твёрдый. Они
образуют пару: [м] – [м’].)
Аналогичная работа проводится с остальными парами слов.
3. Дифференцированная работа «Назови звук и найди пару».
1 я г р у п п а работает под руководством учителя.
– Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. (Лллиса.)
– Он твёрдый или мягкий? (Мягкий.)
– Шёпотом произнесите названия остальных предметов. Найдите пару этому звуку.
– Произнесите слово, выделяя первый звук. (Лллось.)
– Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)
2 я г р у п п а выполняет то же задание в парах.
П р о в е р к а р а б о т ы .
– Назовите слова парами. Произнесите так, чтобы было слышно первый звук. (Лиса – лось, петух –
пушка, кот – кенгуру.)
– Назовите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука.
– Назовите слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука.4. Игровое задание «Первый звук моего имени».
– Перед сном мама сказала ребятам, что она побывала в магазине игрушек. Подарки учащиеся получат
утром, но только в том случае, если правильно произнесут первый звук в словах.
Когда приходят взрослые в игрушечный отдел,
Они смеются от души, совсем как учащиесямалыши,
Они подетски ахают: «Игрушки хороши!»
– Спят ребята. Саше снится страшный сон:
«В магазине продаются: робот, барабан, поезд, мяч, трактор, грузовик. Саша выбрал себе игрушку и
хочет взять её домой. Вокруг магазина течёт речка, и вернуться домой можно только вот по мостику. Но
мостик этот не простой, он волшебный. На перилах мостика сидит Ворон. Это учёный Ворон. Каждого, кто
подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук и какой первый звук в названии
игрушки. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, перед тем мостик проваливается, перейти по
нему нельзя. Вот пришел Саша к мостику, очень он хочет домой попасть, а перейти по мостику речку не
может, потому что не знает, какой же в его имени первый звук».
– Испугался Саша и проснулся. Сразу взял букварь и стал учиться первый звук в своём имени
произносить.
– А вы, ребята, знаете, какой первый звук в вашем имени? Назовите.
IV. Рефлексия деятельности.
– Исправился Саша. Помогли вы ему, ребята.
– Я всё понял, извините и за всё меня простите!
Буду чисто говорить и за звуками следить!
– Чему вы научили Сашу?
– Красиво и правильно разговаривать учат скороговорки. Разучим скороговорку.
Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.