ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВАХ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 28.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по чтению ( обучение грамоте ) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Журова (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 6.docx
Д а т а :   0 9 . 0 9 . 1 5 У р о к  5  Тема:                                    ИНТОНАЦИОННОЕ ВЫДЕЛЕНИЕ     ПЕРВОГО ЗВУКА В СЛОВАХ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   п е д а г о г а :  сформировать умение интонационно выделять первый звук в словах;   обеспечить   условия   для   развития   произвольного   внимания,   умения   ставить   вопросы, аргументированно   высказываться   по   рассматриваемой   проблеме   и   делать   логические   умозаключения, способности   к   поиску,   анализу   и   переработке   информации,   воспитания   чувства   отзывчивости   и коллективизма. П л а н и р у е м ы е   р е з у л ь т а т ы   о б р а з о в а н и я : Предметные: знают, какое значение для человека имеет умение чисто и правильно произносить первые звуки   в   словах;   о   том,   что   согласные   звуки   образуют   пары   по   твёрдости­мягкости;  умеют  объяснять значение слов, различать звучание и значение слова, произносить слово, интонационно выделяя первый звук, характеризовать и сравнивать первые звуки в словах по твёрдости­мягкости; произносить скороговорки, находить пару к заданному слову. П оз н а в а т е л ь н ы е :   общеучебные  – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; логические – установление пространственных отношений между объектами; классификация предметов   по   заданному   признаку;   сравнение   первых   звуков   в   словах   правого   и   левого   столбца; осуществление анализа, синтеза; построение простых рассуждений. Р е г у л я т ив н ы е :   принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие. К о м м ун ик а т ив н ы е :   уметь  формировать   коммуникативно­речевые   действия,   конструктивные способы   взаимодействия   с   окружающими   (учителем,   сверстниками);   понимать   возможность   различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. Личностные:   высказывают   своё   мнение,   подтверждая   собственными   аргументами   и   другим авторитетным мнением; уважают мнение других по обсуждаемой проблеме. I. Введение в тему урока. Живёт на свете Саша. Во рту у Саши каша – Не рисовая каша, Не гречневая каша,              Не манка,                       Не овсянка На сладком молоке. С утра во рту у Саши Слова простые наши – Слова простые наши На русском языке. Но то, что можно внятно Сказать для всех понятно, Красиво,            Чисто,                 Ясно, – Как люди говорят, – Наш Саша так корёжит, Х о д   у р о к а САШИНА КАША А слышится:          «До здания!» Он спросит:          «Где галоши?» А слышно:          «Это лошадь?» Когда он вслух читает, Поймёшь едва­едва: И буквы он глотает, И целые слова. Он так спешит с налёта Прочесть,          спросить,                  сказать, Как будто тонет кто­то, А он бежит спасать... Он может, но не хочет За речью последить.Что сам понять не может: Произнесёт словечко – И сам тому не рад! Он скажет:               «До свидания!» Нам нужен переводчик Его переводить.                          С. Михалков II. Объявление темы и постановка учебной задачи. – Сегодня мы побываем в гостях у этого Саши и его сестрёнки Симы. Попробуем помочь Саше чисто и правильно произносить первые звуки в словах. Н а   д о с к е  представлены рисунки­изображения мальчика и девочки. III. Включение в систему знаний. 1. Фронтальная работа. – Сима с Сашей играли, и все игрушки раскиданы по комнате.  (Рисунки, аналогичные картинкам в учебнике, представлены на доске.)  Скоро придёт мама, и ребятам надо навести порядок. Поможем им? Для этого надо определить звук в начале каждого слова.  – Девочки будут помогать Симе. Ее игрушки те, в названии которых первый звук произносится мягко. – Мальчики соберут игрушки, в названиях которых первый звук произносится твёрдо. – Итак, за работу. Учитель приглашает учеников к доске по очереди: мальчик – девочка. Ребёнок берёт картинку, произносит слово, интонационно выделяя первый звук, помещает картинку под рисунок мальчика или девочки. – Назови слово.  – Произнеси слово так, чтобы первый звук слышался дольше других. – Какой это звук? Произнеси его. – Ребята, проверьте. Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. – Чья это игрушка? – Ты прав(а). Молодец! Аналогичная работа проводится со всеми словами – названиями картинок. – Итак, порядок наведён. Посмотрим, какие игрушки оказались у Симы. – Девочки, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук.  – А это игрушки Саши. – Мальчики, хором перечислите их, интонационно выделяя в словах первый звук. – А у вас, ребята, есть любимые игрушки? – Назовите их, выделяя в словах первый звук. – У каждого человека есть любимые игрушки. Даже у взрослых. А. Барто рассказала о своих игрушках в стихах. Эти стихи вы знаете. Думаю, с удовольствием вспомните сегодня. (Учитель показывает книгу А. Л. Барто «Игрушки».) Читающие учащиеся ч и т а ю т   с т и х и . ГРУЗОВИК Нет, напрасно мы решили Прокатить кота в машине: Кот кататься не привык – Опрокинул грузовик. БЫЧОК Идёт бычок, качается, Вздыхает на ходу: – Ох, доска кончается, Сейчас я упаду. ЛОШАДКА Я люблю свою лошадку, Причешу ей шёрстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. ЗАЙКА Зайку бросила хозяйка. Под дождём остался зайка. Со скамейки слезть не мог – Весь до ниточки промок.МИШКА Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу, Потому что он хороший. КОРАБЛИК Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке, И скачут лягушки За мной по пятам И просят меня: – Прокати, капитан! МЯЧИК Наша Таня громко плачет – Уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч. ИГРУШКИ Спать пора. Уснул бычок – Лёг в коробку на бочок. Сонный мишка лёг в кровать, Только слон не хочет спать. Головой кивает слон – Он слонихе шлёт поклон. 2. Работа по учебнику. «Сравните эти звуки!». – Мы не заметили, как наступил вечер. Спать хотят мои игрушки, Им под вечер не до игр. После битвы смолкли пушки, Не рычит уставший тигр. А у синего дивана Примостилась обезьяна. Вот и Симочкины куклы Сели, сонные, в кружок. Даже мяч – дружок мой круглый – Закатился в уголок. Мама мне шепнёт на ушко: «Собирать пора игрушки». Т. Агибалова –  Сима   уже   расставила   часть   игрушек   на   полки.   А   Саша   пока   не   готов   ей   помочь.   Вместо   слова «машина» он говорит – «ашина», вместо «белка» – «елка». Плохой из него помощник. Видно, нам придётся помогать. – Какие игрушки стоят на первой полке? (М­м­мяч и м­м­ма­шина.) – Подумайте, почему именно эти игрушки оказались рядом. – Произнесите первый звук в каждом слове. (В первом слове – мягкий звук, во втором – твёрдый. Они образуют пару: [м] – [м’].) Аналогичная работа проводится с остальными парами слов. 3. Дифференцированная работа «Назови звук и найди пару». 1 ­ я   г р у п п а  работает под руководством учителя. – Произнесите слово, интонационно выделяя первый звук. (Лллиса.) – Он твёрдый или мягкий? (Мягкий.) – Шёпотом произнесите названия остальных предметов. Найдите пару этому звуку. – Произнесите слово, выделяя первый звук. (Лллось.) – Он твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)  2 ­ я   г р у п п а  выполняет то же задание в парах. П р о в е р к а   р а б о т ы . – Назовите слова парами. Произнесите так, чтобы было слышно первый звук.  (Лиса – лось, петух – пушка, кот – кенгуру.) – Назовите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука. – Назовите слова, которые начинаются с твёрдого согласного звука.4. Игровое задание «Первый звук моего имени». – Перед сном мама сказала ребятам, что она побывала в магазине игрушек. Подарки учащиеся получат утром, но только в том случае, если правильно произнесут первый звук в словах. Когда приходят взрослые в игрушечный отдел,  Они смеются от души, совсем как учащиеся­малыши,  Они по­детски ахают: «Игрушки хороши!» – Спят ребята. Саше снится страшный сон: «В магазине продаются: робот, барабан, поезд, мяч, трактор, грузовик. Саша выбрал себе игрушку и хочет взять её домой. Вокруг магазина течёт речка, и вернуться домой можно только вот по мостику. Но мостик этот не простой, он волшебный. На перилах мостика сидит Ворон. Это учёный Ворон. Каждого, кто подходит к мостику,  он спрашивает,  какой в его  имени первый  звук и  какой  первый  звук в названии игрушки. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя. Вот пришел Саша к мостику, очень он хочет домой попасть, а перейти по мостику речку не может, потому что не знает, какой же в его имени первый звук». –   Испугался   Саша   и   проснулся.   Сразу   взял   букварь   и   стал   учиться   первый   звук   в   своём   имени произносить. – А вы, ребята, знаете, какой первый звук в вашем имени? Назовите. IV. Рефлексия деятельности. – Исправился Саша. Помогли вы ему, ребята. – Я всё понял, извините и за всё меня простите! Буду чисто говорить и за звуками следить! – Чему вы научили Сашу? – Красиво и правильно разговаривать учат скороговорки. Разучим скороговорку. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать и будем выговаривать Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.