Инженерное мышление
Оценка 5

Инженерное мышление

Оценка 5
docx
03.06.2021
Инженерное мышление
инженерное мышление.docx

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

Ранний возраст

Направление проекта:

«Мы – будущие  инженеры»

 ТЕМА: 

«Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково –познавательной деятельности»

«Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

В.А. Сухомлинский

«Рука – это инструмент всех инструментов»

Аристотель

«Рука – это своего рода внешний мозг»

Кант.

Введение.

В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.  

Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.

         От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

Актуальность

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. Тем более, что в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.

  В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

Одним из  путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе  нестандартного оборудования для моторного развития и  LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников. 

Ранний возраст - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка. Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.

В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

Я работаю на группе раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

1. упражнение «Фонарики»

2. сжимание и разжимание кулачков

3. потирание кулачков

4. сминание бумаги в кулаке

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Показатели развития мышления у ребенка раннего возраста

1 год 2 месяца. Ребенок может какое-то время играть самостоятельно. Пытается символически изображать знакомые действия.

1 год 6 месяцев. При решении каких-либо логических задач может использовать в качестве орудий знакомые предметы.

2 года. Обыгрывает вещи. Стул может выступать в роли автомобиля, пакет из бумаги – шапка-невидимка и т. д.

Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:

Слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается  мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.

Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши захватывают разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.

Проведенная диагностика развития мелкой моторики детей раннего возраста на начало года такова: имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а   -  средний. Развитие  мышления –           на низком уровне,   на среднем

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Перед собой я поставила цель.

Цель проекта.

Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством  использования  доступного материала.

Создание благоприятных  условий для развития мышления у ребенка раннего возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 

- Формировать предпосылки  инженерного мышления

- Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга

- Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов

- Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом

- Совершенствовать предметно – развивающую среду группы

- Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

Принципы доступности и индивидуальности.

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности.

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Далее учитывается систематичность.

Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом.

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности.

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. 

Методы и приемы.

Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

Время проведения:  октябрь - май.

Участники проекта: педагоги, дети группы раннего возраста, родители

Предполагаемый результат:

  1. Создан фундамент зачатков  инженерного мышления
  2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими  действиями)
  3. Усовершенствована  предметно – развивающая среда
  4. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
  5. Повышен  уровень педагогической компетентности родителей

1 этап: подготовительный.

         Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев»; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; «Наши пальчики играют» Борисенко М.Г.; «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Янушко Е.А., «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» О.А. Зажигина

На основе данной литературы разработала:

  • перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение №1)
  • оформила картотеку пальчиковых игр со стихами,  картотеку игр  и упражнений  с массажными мячами, игры для «сухого» бассейна, комплексы по самомассажу и массажу, картотека игрового самомассажа,  примерная схема проведения массажа в   группе  раннего возраста в течение дня
  • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом

Создание предметно – развивающей среды.

Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.  Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, («Центр развивающих игр»),  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.  

Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых  сделаны самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты,  пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Золушка», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья. Всё это дети могут использовать в совместной деятельности  и самостоятельно.

Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.    

В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, методическая литература, игры и упражнения с массажными мячами, игры для «сухого» бассейна, комплексы по самомассажу и массажу, картотека игрового самомассажа,  примерная схема проведения массажа в   группе  раннего возраста в течение дня  и др.

2 этап: Основной  (реализация)

Работу по развитию мелкой моторики рук начала с детьми группы раннего  с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.  Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:

Утро в детском саду у детей начинается с любимой игры и занятия по «душе»: массажные коврики, шнуровки, сухой бассейн, пирамидки, конструкторы и т.д. Каждый ребёнок выбирает себе игру и игрушки  по своему желанию.

Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где через неделю разучиваем новую пальчиковую игру. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

Также включаю различные  упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с лего-конструктором  и мозаикой  в НОД.

 В своей работе мы использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Работу с детьми провожу по следующим направлениям:

  • упражнения на развитие мелкой моторики
  • пальчиковые игры
  • игры с предметами и материалами
  • игры с лего-конструктором  и мозаикой
  • дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования
  • игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна
  • работа в центре «Песка и воды».
  • работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.
  • самомассаж, массаж с предметами  (различные шарики, грецкие орехи, шестигранные карандаши, бигуди, бусы, резиновые игрушки)  

Упражнения на развитие мелкой моторики

В обязательном порядке каждый день провожу серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки.

Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  в других видах деятельности. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости,  в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики, карандаши
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
  • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
  • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь
  • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя руками одновременно
  • Показывать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять
  • Показывать отдельно только большой палец
  • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
  • Махать в воздухе только пальцами
  • Кистями рук делать «фонарики»
  • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
  • Собирать все пальчики в щепотку, замочек, смыкать подушечки пальцев (пальчики здороваются), и ладони и т.д.

Перечисленные задания использую в непрерывной образовательной деятельности   и  в режимных моментах.

Придаю игре большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

Рекомендовала данные упражнения родителям для выполнения дома.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

       Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

Игры с конструктором, мозаикой.

Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию в ДОУ, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Применение Лего способствует:

1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.

Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

Игра «Солнышко», игра «Елочка», игра «Травушка-муравушка».

Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В подобных играх  формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинала  обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой;

Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.

Игры в сухой бассейн.

В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов. Например:

«Цветок». Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.

Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». 

В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан»,   и т. д.  

Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -  негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки»,  «Сыпется-не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

 В данном центре дети любят рисовать  на песке пальчиками. Это способствует развитию мелкой моторики, воображению, мышлению.

Работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.

В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками,  снимая и закрепляя сказочных героев,  разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь.

Массаж с предметами  

Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Круглая щетка для волос, у которой уже поломана ручка, бигуди – могут  служить прекрасным  массажёром.

Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, у елки очень круглые иголки"

Пельменница

Ребенок ходит пальчиками по ячейкам, приговаривая:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкою, что там? Хватит нам меда всем нам до весны, чтобы не снились голодные сны»

Колючий мячик.

Ребенок катает мячик между, сверху ладоней, приговаривая:

"Что ж ты еж такой колючий, это я на всякий случай. Видишь, кто мои соседи - волки, лисы и медведи "

Решетка для раковины.

Ребенок ходит указательным пальцем и средним, можно одновременно двумя руками.

"В зоопарке мы ходили, к каждой клетке подходили и смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят. "

Грецкие орехи

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями.

"Я катаю мой орех,чтобы стал круглее всех"

Упражнения с карандашами

Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:

«Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»

Такие упражнения дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук   провожу не только в утренние часы, но и  в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, физкультурные минутки,  режимные моменты. Для развития общей и мелкой моторики планирую  интегрированные  виды деятельности: «Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка), «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование), «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное), «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное), к зайке в гости (рисование и музыка) и т.д.

Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

- физкультурные минутки;

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- подвижные игры;

- релаксация.

Работа с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила  вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.

        Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.). В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр.                В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне» (Приложение № ).

Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания  сложные. Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

       

 

 3 этап: заключительный.    

Проект рассчитан на один учебный год. Проводимая работа дала положительные результаты, поэтому, я считаю, останавливаться не  надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

      Промежуточные результаты  работы проекта.


Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

  • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
  • отмечается  положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, дидактических игр и гимнастик, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
  • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным;
  • родители принимают  активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры  на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом,  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует   инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

4  этап - анализ проведенной работы  

обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта

На будущее планирую:

1.Продолжать усовершенствовать наши начинания.

2.Разработать еще несколько дидактических пособий  на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

3.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

4.Продолжать  сотрудничать с родителями.

5.Приобрести


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Ранний возраст

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Ранний возраст

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук

Формировать предпосылки инженерного мышления -

Формировать предпосылки инженерного мышления -

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами

Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами

Время проведения: октябрь - май

Время проведения: октябрь - май

Всё это дети могут использовать в совместной деятельности и самостоятельно

Всё это дети могут использовать в совместной деятельности и самостоятельно

Упражнения на развитие мелкой моторики

Упражнения на развитие мелкой моторики

Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы

Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы

Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики

Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики

Грецкие орехи Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями

Грецкие орехи Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями

Проект рассчитан на один учебный год

Проект рассчитан на один учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2021