И.Панькин «Легенда о матерях» III класс
Оценка 5

И.Панькин «Легенда о матерях» III класс

Оценка 5
Документация
docx
русская литература
8 кл—9 кл
03.12.2022
И.Панькин «Легенда о матерях» III класс
Мультимедийные средства способствуют повышению эффективности усвоения материала за счёт привлечения эмоционального фактора, воздействия на разные органы чувств обучаемого, возможности создания на уроке игровой познавательной ситуации средствами компьютерной анимации. Внедрение компьютерных технологий на уроке русской литературы позволяет повышать интерес учащихся, развивать творческое мышление. К уроку я подготовила презентацию с помощью программы PowerPoint. В презентации: изображение картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Ивана Панькина, карты Чёрного, Азовского, Балтийского морей, изображение Нептуна и моряков на корабле; модель таблицы Шульте; анимационные картинки чайки. Применение мультимедиа проектора позволило в ходе урока наглядно демонстрировать на разных этапах урока изучаемый материал. Такая организация занятий дает возможность экономить время, тем самым, интенсифицируя изложение учебного материала. Для демонстрации в презентации были внесены динамические картинки, которые позволили интересно провести физкультминутку. На разных этапах урока я также использовала программу для работы на интерактивной доске Whiteboard, видеоклип С. Копыловой «Записка», «Притча о маме», аудиозапись (музыкальное сопровождение физкультминутки). На уроке удалось активизировать познавательную деятельность учащихся – получить как можно больше информации за меньшее время. Виды мультимедиа: мультимедийная презентация, программа для интерактивной доски Whiteboard. Технические составляющие: мультимедийное оборудование (мультимедиа проектор, экран); персональный компьютер; беспроводная «мышь»; магнитофон.
Криштапович С.Я..docx

Конспект урока

Предмет

Русская литература (литературное чтение)

Тема урока

И.Панькин «Легенда о матерях»

Класс

III класс

Автор (ФИО, должность)

Криштапович Светлана Ярославовна, учитель начальных классов

Учреждение образования

ГУО «СШ №1 г.Дрогичина» Брестской области, Беларусь

Тип урока

Урок изучения нового учебного материала

Цели урока

Планируется, что к окончанию урока учащиеся будут

знать:

·        фамилию автора и название произведения;

·        о легенде (события, герои, поступки);

уметь:

·        ориентироваться в содержании легенды по вопросам учителя;

·        характеризовать главных героев легенды с точки зрения их поступков;

·        выразительно читать произведение, передавая эмоциональное состояние героев

Задачи урока (личностного развития)

·        способствовать формированию у учащихся навыка правильного осознанного чтения;

·        создать условия для развития системы читательской деятельности, воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащения и усложнения словарного запаса; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

·        содействовать воспитанию у учащихся чувств любви и бережного отношения к матери, сопереживания, решительности, ответственности за свои поступки

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы, формы учебной работы

Информационно-коммуникативная технология, элементы здоровьесберегающих технологий: физические и динамические паузы, зарядка для глаз, упражнения для развития речевого аппарата; метод моделирования, активные и интерактивные формы обучения, а также групповая(частично коллективная); приёмы «Древо познания» и «Дерево успеха», «Пометка на полях», а также комбинированного чтения

Время реализации урока

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые/приобретут/закрепят/иное учащиеся в ходе урока

Совершенствование навыка выразительного чтения учащихся, умение работать с толковым словарём, работать над пониманием содержания литературного произведения, умение правильно назвать произведение (название, имя, фамилия автора), определить тему, главную мысль, последовательность событий, формулировать личную оценку к происходящему; представление о добре и зле; навык самоконтроля и самооценки; качества доброго отношения к ребёнку и уважительного – к старшим

Необходимое оборудование

Мультимедийное оборудование или ЖК, плазменный, LCDтелевизор; персональный компьютер; беспроводная «мышь»; магнитофон; презентация по теме «И. Панькин Легенда о матерях»»; парты расположены по 3(группы учащихся по 6 человек)

Дидактическое обеспечение урока

·        готовая модель обложки произведения И. Панькина «Легенда о матерях», модель «Древа познания»(ствол, ветви), модель «Подводного дерева успеха»(синие, серые, белые ракушки);

·        карточки с отрывками текстов по произведению (двух видов), «листы оценивания»;

·        программа для работы на интерактивной доске Whiteboard;

·        видеоклип С. Копыловой «Записка», «Притча о маме», аудиозапись (музыкальное сопровождение физкультминутки;

·        в презентации: изображение картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Ивана Панькина, карты Чёрного, Азовского, Балтийского морей, изображение Нептуна и моряков на корабле; модель таблицы Шульте; анимационные картинки чайки.

Список учебной и дополнительной литературы

1.     Васильева, И. Н. Создание дидактической компьютерной игры средствами MicrosoftPowerPoint / И. Н. Васильева // Пачатковае навучанне. – 2013. № 11.

2.     Воропаева, В. С. Куцанова, Т. С. Литературное чтение: учебник для учащихся 3 класса: в 2ч. Ч.2. – Минск : Белорусский республиканский литературный фонд, 2012.

3.     Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Минск : Белорусский верасень, 2005.

4.     Козлович, Г. Н. Панькин Иван Фёдорович / Г. Н. Козлович // Пачатковае навучанне. – 2012. - № 6.

5.     Лукашенко, С. Э. Организация целеполагающей деятельности: 30 вопросов и ответов о целеполагании урока / С. Э. Лукашенко // Пачатковае навучанне. – 2013. - № 2.

6.     Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1997.

 

 

 

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

I.                      Организационный момент

Игра-приветствие:

- Я рада приветствовать  тех, кто сегодня надел синие брюки и юбки, лазурного цвета рубашки и блузки, у кого голубые глаза, и всех тех, у кого просто хорошее настроение и доброе сердце. Потому что (эпиграф урока):«Доброта побеждает всё, а сама непобедима», - говорил Л. Н. Толстой. (СЛАЙД 2)Почему я вас так поприветствовала, мы узнаем на нашем уроке.

(Выбор ответственных за «листы оценивания» в группах, объяснение приёма (+).)

 

II.                   Введение в тему урока, целеполагание

- Ребята, что вы видите на экране?(дружка  родимая  как  нет  матушка  такого) (Слова)(СЛАЙД 3)

- Вы готовы совершить маленькое открытие?.. Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение. (Нет такого дружка как родимая матушка.)

- А можете ли вы определить жанр этого предложения? (Пословица.)

-Какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? («Матушка»)

- А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»? (Мама – близкий, родной, самый любимый человек.)

- Ребята, подумайте, на какую же тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке? (Это произведение о маме.)

(На листах оценивания появляются знаки + в соответствующей графе.)

- Действительно, сегодня мы будем знакомиться с произведением Ивана Панькина«Легенда о матерях», запомним фамилию автора и название произведения, узнаем всё о легенде, а также будем стараться правильно осознано читать, обогащать и усложнять свой словарный запас, воспитывать чувства сопереживания, решительности, ответственности. (На модели подводного «Древа познания» (на доске) появляются ствол –цель урока и ветви-задачи урока.)

- Давайте, для начала послушаем «Притчу о маме» (комбинир. чтение: учитель-ученик) (СЛАЙД 4-17)

 

 

 

 

III. Актуализация читательского опыта детей. Моделирование обложки

- Попробуем составить модель обложки (как если бы у нас это была книга). Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки? (Название произведения.)

- Как вы думаете, где будет расположено название произведения? (Внизу)

- Назовите название нашего произведения. («Легенда о матерях»)

На белый лист бумаги (А3) прикрепляем слова названия на доске. (СЛАЙД 18 )

- Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение? («Легенда»)

- Где можно найти значение этого слова? (В толковом словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, Ушакова; в учебнике «Литературное чтение» для 3класса частьII. )

- У кого есть возможность – в электронном учебном пособии: словарь-справочник «Книгочей»: СД(ФГОС) Л.А.Ефросининой, М.И.Оморокова).                                                   

Работа учащихся в группах.

-Так, что же такое легенда? Заслушаем ответы каждой группы.

1. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» (с.321): Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.

2. Учебник «Литературное чтение»: Легенда – это рассказ о далёком прошлом. В основе легенды всегда есть чудо или фантастический герой. Она может включать элементы сказки, но герой обычно воспринимается как настоящий, существующий в жизни.

3. «Книгочей»(с.50): Легенда – это фольклорное или авторское произведение, в котором повествуется, часто в сказочной, фантастической форме, о каком-то реальном событии прошлого или деянии известного всем лица.

(Оценивается работа групп.)

- А что ещё мы можем сейчас разместить на модели обложки? (Фамилию, имя автора.)

- Как вы думаете, где на модели обложки размещается имя автора? (Вверху.) (СЛАЙД 19)

- Назовите автора произведения «Легенда о матерях». (Иван Панькин)

На тот же белый лист на доске прикрепляем имя автора.

 

Рассказ учителя о писателе (краткая биография) (СЛАЙД 20):

Иван Фёдорович Панькин (1921- 1998) родился в селе Пылково Лопатинского р-на Пензенской обл. в крестьянской семье. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенёс контузию и тяжёлое ранение. Награждён орденами Красной Звезды и медалями. В 1956 году (35лет), вспоминая трудное, но богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А.М.Горького. С 1961года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом весёлом и остроумном тульском оружейнике – мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Фёдорович Панькин – член Союза писателей СССР с 1958 года.

    -Ребята, чтобы лучше понять морскую душу Ивана Панькина, я предлагаю вам в группах заняться изображением того, что вы услышите под аудиозапись («Шум моря») (Учащиеся при помощи программы для работы на интерактивной доске Whiteboard и беспроводной мыши выполняют изображение по воображению.) (СЛАЙД 21) (Мини-беседа об изображениях(возможно оценивание).)

- А теперь давайте посмотрим, что изобразил художник И.Айвазовский на своей картине «Девятый вал» (СЛАЙД 22).

- Ребята, как вы думаете, что такое вал? (Вал – это высокая волна(возможна запись на доске заранее).) А глядя на картину, давайте подумаем, что такое морская пучина? (Пучина – водная гладь, морская бездна.

- Кто из вас был на море? А какие моря вы знаете?... (СЛАЙД 23: Чёрное, Азовское, Балтийское…)                                                                                                                                

- Перед вами – море. (СЛАЙД 24) Оно бывает разным: спокойным и с громадными валами. А как вы думаете, на каком море произойдёт наша история? (На Чёрном море.)

 

IV. Первичное целостное восприятие текста (знакомство с новым произведением)

1.       Комбинированное чтение произведения (учитель и хорошо читающий ученик)

Учитель: Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.

Остановка после первого абзаца:

- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

- Желаете ли услышать продолжение легенды?

 

Ученики работают с текстом, используя методику «Пометка на полях». Условные знаки:

 ! –эмоциональное потрясение, + - понятно, ?- не понятно (СЛАЙД 25 )

 

Учитель:Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, уже никто не помнит. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались стрельбой из лука стрелами счастья.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса. Если пастухом – стрелял в сторону поля.

Ученик: Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень грозный царь: глаза у него большие, белые, как пузыри. Борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря.

Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:

- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решался пустить стрелу в сторону моих владений.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье в море.

Но один раз вышли к костру юноши,  повернули в сторону моря и все как один  пустили стрелы туда.

В какую ярость пришёл Нептун!

– Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.

Учитель: Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.

Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.                                                          

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как и ты. И вот слушай дальше.

Ученик: Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!

Женщины опять задумались. Да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из морских трав.

Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.

    И дочери Нептуна и сказали:

- Женщины, отдайте нам свою красоту.  За это мы достанем со дна моря крепкой травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей. И  руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Учитель: Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё. Знай: она пожертвовала своей красотой ради детей.

Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.

Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой. Но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Моряки  всегда на чаек  глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

Ученик: Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут – ждут матери - не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы забыли, что на море нет дорог и тропинок.

И опять он закатился в страшном смехе.

Учитель: Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.

   - (СЛАЙД 26) Как вы думаете подходит ли этот слайд к нашему произведению? (Да)

- Каких пометок у вас оказалось больше? Сейчас попробуем ответить на них…

 

2. Выявление первичного восприятия произведения

- Понравилась ли вам легенда?                                                                                                   

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

- Кто может сказать, откуда у моряков сила?

 

Физкультминутка (выполнение ритмичных движений: смотри аудиозапись)

3.Вторичное чтение текста

·          Работа в группах:

1 группа – найти  и прочитать, что предложили дочери Нептуна женщинам;

2 группа – найти  и прочитать, чего желал сыновьям женщин Нептун;

3 группа – найти и прочитать описание морского царя;

4 группа – найти и прочитать, что ответили женщины в конце концов Нептуну.

К выбранным отрывкам подбираем интонационную окраску: сила голоса, высота голоса, частота дыхания. (Выполнение упражнений для развития речевого аппарата, дыхательная гимнастика.)

Оценивается работа групп.

Выполняется физкультминутка   для глаз (СЛАЙД 27-30)

·          Найти и прочитать  слова в произведении с ударением на 3-ем слоге (если позволяет время)…

 

 

 

 

V. Первая ступень анализа произведения

 Применяя  методику «Правда-ложь», ребята отвечают на вопросы по содержанию текста (работа в группах (возможно чтение в парах)): предложения – на карточках и  СЛАЙДАХ 31-35.

1 группа – Когда-то очень давно на побережье Средиземного моря жили люди. (Ложь)

2 группа – Гордостью тех людей были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие. (Правда)

3 группа – Дочерей Нептун превратил в ласточек. (Ложь)

4 группа – Матери отдали им всё лучшее, что имели. (Правда)

- Смогли ли мы благодаря проведённой работе, ответить на вопросы, которые у вас были?...

Оценивается работа групп.

VI. Вторая ступень анализа произведения (обобщение прочитанного)

- Что вы узнали о стрелах счастья?...

- Как выглядел Нептун и его дочери? (Их отношение к своему отцу и молодым людям…)

- Как вы понимаете выражение «закатился в страшном смехе»?...

- Что  вы узнали о чайках?...

- Какие решения приняли матери?...                                                                                            

- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?...

- Можно ли поступок матерей считать героическим?...

- К чему призывает автор мальчика?...(Найти в тексте…)

- Как вы думаете, какова главная мысль произведения?...

- Как же надо относиться к нашим мамам?...

- Что вы хотели бы сделать для своей мамы?...

   Ответы детей оцениваются.

·          Отработка навыка выразительного чтения: работа в группах : предложения – на карточках и  СЛАЙДАХ 36-39.

1 группа :  ЖенЩины, глЯдя на свОих сыНовеЙ, заДумаЛись: цаРь моРскоЙ    д ейСтвитЕльно моЖет поХороНить их деТей в моРе.

2 группа : ГорДостЬю тЕх люДей, о кОторЫх расСказыВаю я, всЕгда бЫли женЩины – сИльнЫе, крАсивЫе, никОгда не стАреюЩие.

3 группа : ДумАли, дуМали женЩины и реШили отДать свОю сиЛу сыНовьЯм. ЮноШи, взЯв матЕринсКую сиЛу, подОшли к саМому беРегу мОря.

4 группа : ЧтОбы не поДпусКать их к вОде, НепТун брОсил грОмадНый вАл. Но юнОши устОяли, не сОгнуЛись и нЕ побеЖали наЗад. ХоТя маТери поСле этОго стАли слаБыми.

 

VII. Подведение итогов урока(выставление оценок)

- Давайте посмотрим на наше «Древо познания» и скажем чего достигли мы на уроке (проводится в соответствии с поставленными целью и задачами в начале урока).

VIII. Рефлексия

- А теперь превратим наше «Древо познания» в «Подводное дерево успеха», т.е. украсим его ракушками: если вам наш урок понравился, вы с удовольствием работали на уроке, легко выполнили поставленные задачи, то выберите синюю ракушку и повесьте на наше дерево; еслиу вас получалось не всё, кое-что вызывало затруднение – серую; если вам было не интересно, у вас ничего не получалось и ничто не запомнилось – белую.

- Ребята,  наша с вами жизнь не всегда протекает гладко и безоблачно, но нужно стремиться в любой жизненной ситуации поступать достойно.

Видеоклип С.Копыловой «Записка» (СЛАЙД 40)

Не забывайте о маме и в горе и в радости (День Матери 14 октября, 8 Марта, День рожденья…)

СЛАЙД 41

IX. Домашнее задание

Выразительное чтение понравившегося отрывка.

v   Сделать рисунок к понравившемуся отрывку (по желанию).

- Закончить наш урок хочется словами:

Любите мать!

Любите, как святыню!

Любите крепче самого себя!

Она нам жизнь дала и воспитала.

Любите мать, она у нас одна!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы

1.     Зенько Е. Ф. Урок литературного чтения. Урок ТРКМ: http://content.schools.by/g-cofartsmolod/library/

2.     Мисан И. М. Русская литература|Начальная школа: 1-4 mag/ru>tag/russkaya-literatura/

3.     Копылова С.:http://www.svetlana-kopylova.ru/(clipson.ru>clip)

4.     Селицкая Л. А. Урок литературного чтения на тему «И.Панькин.Легенда о матерях»:festival. 1september.ru>articles/560154/

5.     Фестиваль педагогических идей: [Электронный ресурс]// Режим доступа: http:// festival. 1september.ru/2004_2005/ index.php?subject

 

Советы по логическому переходу от изученной темы к следующим

Предусмотрено два урока по данной теме. Далее  по программе 3 класса рассматриваются произведения В.Драгунского «Шиворот-навыворот», С.Вольфа «Век его не забуду», где также уч-ся анализируют прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков, высказывают свою точку зрения в свободной форме, что содействует воспитанию чувств сострадания, уважения к людям, стимулирует желание прийти на помощь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                        


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Предмет

Конспект урока Предмет

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы, формы учебной работыИнформационно-коммуникативная технология, элементы здоровьесберегающих технологий: физические и динамические паузы, зарядка для глаз, упражнения для развития речевого аппарата; метод…

Используемые педагогические технологии, методы, приёмы, формы учебной работыИнформационно-коммуникативная технология, элементы здоровьесберегающих технологий: физические и динамические паузы, зарядка для глаз, упражнения для развития речевого аппарата; метод…

Дидактическое обеспечение урока · готовая модель обложки произведения

Дидактическое обеспечение урока · готовая модель обложки произведения

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников

III . Актуализация читательского опыта детей

III . Актуализация читательского опыта детей

Иван Фёдорович Панькин (1921- 1998) родился в селе

Иван Фёдорович Панькин (1921- 1998) родился в селе

Остановка после первого абзаца: -

Остановка после первого абзаца: -

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?

Ты видел, мой мальчик, слабых женщин?

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели

Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели

V . Первая ступень анализа произведения

V . Первая ступень анализа произведения

ЧтОбы не поДпусКать их к вОде,

ЧтОбы не поДпусКать их к вОде,

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы 1

Ссылки на использованные Интернет-ресурсы 1

И.Панькин «Легенда о матерях» III класс

И.Панькин «Легенда о матерях» III класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2022