Конспект урока
Предмет |
Русская литература (литературное чтение) |
Тема урока |
И.Панькин «Легенда о матерях» |
Класс |
III класс |
Автор (ФИО, должность) |
Криштапович Светлана Ярославовна, учитель начальных классов |
Учреждение образования |
ГУО «СШ №1 г.Дрогичина» Брестской области, Беларусь |
Тип урока |
Урок изучения нового учебного материала |
Цели урока |
Планируется, что к окончанию урока учащиеся будут знать: · фамилию автора и название произведения; · о легенде (события, герои, поступки); уметь: · ориентироваться в содержании легенды по вопросам учителя; · характеризовать главных героев легенды с точки зрения их поступков; · выразительно читать произведение, передавая эмоциональное состояние героев |
Задачи урока (личностного развития) |
· способствовать формированию у учащихся навыка правильного осознанного чтения; · создать условия для развития системы читательской деятельности, воображения, эмоционального восприятия произведения; обогащения и усложнения словарного запаса; развитие умения устанавливать причинно-следственные связи; · содействовать воспитанию у учащихся чувств любви и бережного отношения к матери, сопереживания, решительности, ответственности за свои поступки |
Используемые педагогические технологии, методы, приёмы, формы учебной работы |
Информационно-коммуникативная технология, элементы здоровьесберегающих технологий: физические и динамические паузы, зарядка для глаз, упражнения для развития речевого аппарата; метод моделирования, активные и интерактивные формы обучения, а также групповая(частично коллективная); приёмы «Древо познания» и «Дерево успеха», «Пометка на полях», а также комбинированного чтения |
Время реализации урока |
45 минут |
Знания, умения, навыки и качества, которые/приобретут/закрепят/иное учащиеся в ходе урока |
Совершенствование навыка выразительного чтения учащихся, умение работать с толковым словарём, работать над пониманием содержания литературного произведения, умение правильно назвать произведение (название, имя, фамилия автора), определить тему, главную мысль, последовательность событий, формулировать личную оценку к происходящему; представление о добре и зле; навык самоконтроля и самооценки; качества доброго отношения к ребёнку и уважительного – к старшим |
Необходимое оборудование |
Мультимедийное оборудование или ЖК, плазменный, LCDтелевизор; персональный компьютер; беспроводная «мышь»; магнитофон; презентация по теме «И. Панькин Легенда о матерях»»; парты расположены по 3(группы учащихся по 6 человек) |
Дидактическое обеспечение урока |
· готовая модель обложки произведения И. Панькина «Легенда о матерях», модель «Древа познания»(ствол, ветви), модель «Подводного дерева успеха»(синие, серые, белые ракушки); · карточки с отрывками текстов по произведению (двух видов), «листы оценивания»; · программа для работы на интерактивной доске Whiteboard; · видеоклип С. Копыловой «Записка», «Притча о маме», аудиозапись (музыкальное сопровождение физкультминутки; · в презентации: изображение картины И. Айвазовского «Девятый вал», портрет Ивана Панькина, карты Чёрного, Азовского, Балтийского морей, изображение Нептуна и моряков на корабле; модель таблицы Шульте; анимационные картинки чайки. |
Список учебной и дополнительной литературы |
1. Васильева, И. Н. Создание дидактической компьютерной игры средствами MicrosoftPowerPoint / И. Н. Васильева // Пачатковае навучанне. – 2013. № 11. 2. Воропаева, В. С. Куцанова, Т. С. Литературное чтение: учебник для учащихся 3 класса: в 2ч. Ч.2. – Минск : Белорусский республиканский литературный фонд, 2012. 3. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. – Минск : Белорусский верасень, 2005. 4. Козлович, Г. Н. Панькин Иван Фёдорович / Г. Н. Козлович // Пачатковае навучанне. – 2012. - № 6. 5. Лукашенко, С. Э. Организация целеполагающей деятельности: 30 вопросов и ответов о целеполагании урока / С. Э. Лукашенко // Пачатковае навучанне. – 2013. - № 2. 6. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М., 1997.
|
Ход и содержание урока, деятельность учителя и учеников
I. Организационный момент
Игра-приветствие:
- Я рада приветствовать тех, кто сегодня надел синие брюки и юбки, лазурного цвета рубашки и блузки, у кого голубые глаза, и всех тех, у кого просто хорошее настроение и доброе сердце. Потому что (эпиграф урока):«Доброта побеждает всё, а сама непобедима», - говорил Л. Н. Толстой. (СЛАЙД 2)Почему я вас так поприветствовала, мы узнаем на нашем уроке.
(Выбор ответственных за «листы оценивания» в группах, объяснение приёма (+).)
II. Введение в тему урока, целеполагание
- Ребята, что вы видите на экране?(дружка родимая как нет матушка такого) (Слова)(СЛАЙД 3)
- Вы готовы совершить маленькое открытие?.. Попробуйте расположить слова так, чтобы получилось предложение. (Нет такого дружка как родимая матушка.)
- А можете ли вы определить жанр этого предложения? (Пословица.)
-Какое слово, на ваш взгляд, является ключевым? («Матушка»)
- А какие ассоциации возникают у вас со словом «матушка»? (Мама – близкий, родной, самый любимый человек.)
- Ребята, подумайте, на какую же тему будет произведение, с которым мы будем работать сегодня на уроке? (Это произведение о маме.)
(На листах оценивания появляются знаки + в соответствующей графе.)
- Действительно, сегодня мы будем знакомиться с произведением Ивана Панькина«Легенда о матерях», запомним фамилию автора и название произведения, узнаем всё о легенде, а также будем стараться правильно осознано читать, обогащать и усложнять свой словарный запас, воспитывать чувства сопереживания, решительности, ответственности. (На модели подводного «Древа познания» (на доске) появляются ствол –цель урока и ветви-задачи урока.)
- Давайте, для начала послушаем «Притчу о маме» (комбинир. чтение: учитель-ученик) (СЛАЙД 4-17)
III. Актуализация читательского опыта детей. Моделирование обложки
- Попробуем составить модель обложки (как если бы у нас это была книга). Что на данный момент мы можем разместить на модели обложки? (Название произведения.)
- Как вы думаете, где будет расположено название произведения? (Внизу)
- Назовите название нашего произведения. («Легенда о матерях»)
На белый лист бумаги (А3) прикрепляем слова названия на доске. (СЛАЙД 18 )
- Какое слово в названии произведения вызывает у вас затруднение? («Легенда»)
- Где можно найти значение этого слова? (В толковом словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, Ушакова; в учебнике «Литературное чтение» для 3класса частьII. )
- У кого есть возможность – в электронном учебном пособии: словарь-справочник «Книгочей»: СД(ФГОС) Л.А.Ефросининой, М.И.Оморокова).
Работа учащихся в группах.
-Так, что же такое легенда? Заслушаем ответы каждой группы.
1. Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка» (с.321): Легенда – поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии.
2. Учебник «Литературное чтение»: Легенда – это рассказ о далёком прошлом. В основе легенды всегда есть чудо или фантастический герой. Она может включать элементы сказки, но герой обычно воспринимается как настоящий, существующий в жизни.
3. «Книгочей»(с.50): Легенда – это фольклорное или авторское произведение, в котором повествуется, часто в сказочной, фантастической форме, о каком-то реальном событии прошлого или деянии известного всем лица.
(Оценивается работа групп.)
- А что ещё мы можем сейчас разместить на модели обложки? (Фамилию, имя автора.)
- Как вы думаете, где на модели обложки размещается имя автора? (Вверху.) (СЛАЙД 19)
- Назовите автора произведения «Легенда о матерях». (Иван Панькин)
На тот же белый лист на доске прикрепляем имя автора.
Рассказ учителя о писателе (краткая биография) (СЛАЙД 20):
Иван Фёдорович Панькин (1921- 1998) родился в селе Пылково Лопатинского р-на Пензенской обл. в крестьянской семье. С детских лет, оставшись сиротой, будущий писатель мечтал о синих морских просторах, романтичной профессии моряка. В годы Великой Отечественной войны Панькин сражался в войсках морской пехоты, перенёс контузию и тяжёлое ранение. Награждён орденами Красной Звезды и медалями. В 1956 году (35лет), вспоминая трудное, но богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А.М.Горького. С 1961года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом весёлом и остроумном тульском оружейнике – мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Фёдорович Панькин – член Союза писателей СССР с 1958 года.
-Ребята, чтобы лучше понять морскую душу Ивана Панькина, я предлагаю вам в группах заняться изображением того, что вы услышите под аудиозапись («Шум моря») (Учащиеся при помощи программы для работы на интерактивной доске Whiteboard и беспроводной мыши выполняют изображение по воображению.) (СЛАЙД 21) (Мини-беседа об изображениях(возможно оценивание).)
- А теперь давайте посмотрим, что изобразил художник И.Айвазовский на своей картине «Девятый вал» (СЛАЙД 22).
- Ребята, как вы думаете, что такое вал? (Вал – это высокая волна(возможна запись на доске заранее).) А глядя на картину, давайте подумаем, что такое морская пучина? (Пучина – водная гладь, морская бездна.
- Кто из вас был на море? А какие моря вы знаете?... (СЛАЙД 23: Чёрное, Азовское, Балтийское…)
- Перед вами – море. (СЛАЙД 24) Оно бывает разным: спокойным и с громадными валами. А как вы думаете, на каком море произойдёт наша история? (На Чёрном море.)
IV. Первичное целостное восприятие текста (знакомство с новым произведением)
1. Комбинированное чтение произведения (учитель и хорошо читающий ученик)
Учитель: Мой дорогой мальчик! Ты, наверное, уже много сказочного узнал о нашей жизни. Но знаешь ли ты, откуда у моряков взялась сила? Не знаешь? Тогда послушай.
Остановка после первого абзаца:
- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?
- Желаете ли услышать продолжение легенды?
Ученики работают с текстом, используя методику «Пометка на полях». Условные знаки:
! –эмоциональное потрясение, + - понятно, ?- не понятно (СЛАЙД 25 )
Учитель:Когда-то очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Как их звали, уже никто не помнит. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались стрельбой из лука стрелами счастья.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса. Если пастухом – стрелял в сторону поля.
Ученик: Смотреть на эти игры выходил из морской пучины царь морей и океанов Нептун. Это очень грозный царь: глаза у него большие, белые, как пузыри. Борода зелёная – из водорослей, а тело сине-зелёное, под цвет моря.
Каждый раз, глядя на игры, он, смеясь, говорил:
- Как люди не хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решался пустить стрелу в сторону моих владений.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет испытать своё счастье в море.
Но один раз вышли к костру юноши, повернули в сторону моря и все как один пустили стрелы туда.
В какую ярость пришёл Нептун!
– Я всех вас похороню в пучине морской! - взревел он.
Учитель: Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской действительно может похоронить их детей в море.
Гордостью тех людей, о которых рассказываю я, всегда были женщины - сильные, красивые, никогда не стареющие.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям. Юноши, взяв материнскую силу, подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун бросил громадный вал, но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Ты видел, мой мальчик, слабых женщин? Если ещё когда-нибудь встретишь, то не смейся над ними; эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как и ты. И вот слушай дальше.
Ученик: Когда Нептун увидел, что юноши выдержали натиск тяжёлого вала, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь, на берегу, но в море я порву им руки!
Женщины опять задумались. Да, царь морской и это сделать может, у него крепкие жилы из морских трав.
Пока они думали, на поверхность воды вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы.
И дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту. За это мы достанем со дна моря крепкой травы, совьём из неё жилы для ваших сыновей. И руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Учитель: Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогой мальчик, ты увидишь где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайся от неё. Знай: она пожертвовала своей красотой ради детей.
Когда царь Нептун узнал о проделке дочерей, очень разгневался он, выбросил их из моря и превратил в птиц-чаек.
Ты слышал, мальчик, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой. Но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Моряки всегда на чаек глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
Ученик: Юноши, почувствовав крепость в руках и силу в плечах, вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут – ждут матери - не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко засмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей! - хохотал Нептун. - Они ведь блуждают. Вы забыли, что на море нет дорог и тропинок.
И опять он закатился в страшном смехе.
Учитель: Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света и пусть над землёй ещё ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по ним дорогу к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу ярко-ярко заблистали звёзды. Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мой друг, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что имели.
- (СЛАЙД 26) Как вы думаете подходит ли этот слайд к нашему произведению? (Да)
- Каких пометок у вас оказалось больше? Сейчас попробуем ответить на них…
2. Выявление первичного восприятия произведения
- Понравилась ли вам легенда?
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
- Кто может сказать, откуда у моряков сила?
Физкультминутка (выполнение ритмичных движений: смотри аудиозапись)
3.Вторичное чтение текста
· Работа в группах:
1 группа – найти и прочитать, что предложили дочери Нептуна женщинам;
2 группа – найти и прочитать, чего желал сыновьям женщин Нептун;
3 группа – найти и прочитать описание морского царя;
4 группа – найти и прочитать, что ответили женщины в конце концов Нептуну.
К выбранным отрывкам подбираем интонационную окраску: сила голоса, высота голоса, частота дыхания. (Выполнение упражнений для развития речевого аппарата, дыхательная гимнастика.)
Оценивается работа групп.
Выполняется физкультминутка для глаз (СЛАЙД 27-30)
· Найти и прочитать слова в произведении с ударением на 3-ем слоге (если позволяет время)…
V. Первая ступень анализа произведения
Применяя методику «Правда-ложь», ребята отвечают на вопросы по содержанию текста (работа в группах (возможно чтение в парах)): предложения – на карточках и СЛАЙДАХ 31-35.
1 группа – Когда-то очень давно на побережье Средиземного моря жили люди. (Ложь)
2 группа – Гордостью тех людей были женщины – сильные, красивые, никогда не стареющие. (Правда)
3 группа – Дочерей Нептун превратил в ласточек. (Ложь)
4 группа – Матери отдали им всё лучшее, что имели. (Правда)
- Смогли ли мы благодаря проведённой работе, ответить на вопросы, которые у вас были?...
Оценивается работа групп.
VI. Вторая ступень анализа произведения (обобщение прочитанного)
- Что вы узнали о стрелах счастья?...
- Как выглядел Нептун и его дочери? (Их отношение к своему отцу и молодым людям…)
- Как вы понимаете выражение «закатился в страшном смехе»?...
- Что вы узнали о чайках?...
- Какие решения приняли матери?...
- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?...
- Можно ли поступок матерей считать героическим?...
- К чему призывает автор мальчика?...(Найти в тексте…)
- Как вы думаете, какова главная мысль произведения?...
- Как же надо относиться к нашим мамам?...
- Что вы хотели бы сделать для своей мамы?...
Ответы детей оцениваются.
· Отработка навыка выразительного чтения: работа в группах : предложения – на карточках и СЛАЙДАХ 36-39.
1 группа : ЖенЩины, глЯдя на свОих сыНовеЙ, заДумаЛись: цаРь моРскоЙ д ейСтвитЕльно моЖет поХороНить их деТей в моРе.
2 группа : ГорДостЬю тЕх люДей, о кОторЫх расСказыВаю я, всЕгда бЫли женЩины – сИльнЫе, крАсивЫе, никОгда не стАреюЩие.
3 группа : ДумАли, дуМали женЩины и реШили отДать свОю сиЛу сыНовьЯм. ЮноШи, взЯв матЕринсКую сиЛу, подОшли к саМому беРегу мОря.
4 группа : ЧтОбы не поДпусКать их к вОде, НепТун брОсил грОмадНый вАл. Но юнОши устОяли, не сОгнуЛись и нЕ побеЖали наЗад. ХоТя маТери поСле этОго стАли слаБыми.
VII. Подведение итогов урока(выставление оценок)
- Давайте посмотрим на наше «Древо познания» и скажем чего достигли мы на уроке (проводится в соответствии с поставленными целью и задачами в начале урока).
…
VIII. Рефлексия
- А теперь превратим наше «Древо познания» в «Подводное дерево успеха», т.е. украсим его ракушками: если вам наш урок понравился, вы с удовольствием работали на уроке, легко выполнили поставленные задачи, то выберите синюю ракушку и повесьте на наше дерево; еслиу вас получалось не всё, кое-что вызывало затруднение – серую; если вам было не интересно, у вас ничего не получалось и ничто не запомнилось – белую.
- Ребята, наша с вами жизнь не всегда протекает гладко и безоблачно, но нужно стремиться в любой жизненной ситуации поступать достойно.
Видеоклип С.Копыловой «Записка» (СЛАЙД 40)
Не забывайте о маме и в горе и в радости (День Матери 14 октября, 8 Марта, День рожденья…)
СЛАЙД 41
IX. Домашнее задание
Выразительное чтение понравившегося отрывка.
v Сделать рисунок к понравившемуся отрывку (по желанию).
- Закончить наш урок хочется словами:
Любите мать!
Любите, как святыню!
Любите крепче самого себя!
Она нам жизнь дала и воспитала.
Любите мать, она у нас одна!!!
Ссылки на использованные Интернет-ресурсы |
1. Зенько Е. Ф. Урок литературного чтения. Урок ТРКМ: http://content.schools.by/g-cofartsmolod/library/ 2. Мисан И. М. Русская литература|Начальная школа: 1-4 mag/ru>tag/russkaya-literatura/ 3. Копылова С.:http://www.svetlana-kopylova.ru/(clipson.ru>clip) 4. Селицкая Л. А. Урок литературного чтения на тему «И.Панькин.Легенда о матерях»:festival. 1september.ru>articles/560154/ 5. Фестиваль педагогических идей: [Электронный ресурс]// Режим доступа: http:// festival. 1september.ru/2004_2005/ index.php?subject
|
Советы по логическому переходу от изученной темы к следующим |
Предусмотрено два урока по данной теме. Далее по программе 3 класса рассматриваются произведения В.Драгунского «Шиворот-навыворот», С.Вольфа «Век его не забуду», где также уч-ся анализируют прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков, высказывают свою точку зрения в свободной форме, что содействует воспитанию чувств сострадания, уважения к людям, стимулирует желание прийти на помощь. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.