Тема: Искусственные
сообщества, их отличительные признаки. Роль искус- ственных сообществ в жизни
человека.
Предметные результаты: Искусственные сообщества. Отличительные при-
знаки искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни че- ловека.
Метапредметные результаты: устанавливать причинно-следственные, структурные, функциональные связи объектов, процессов.
134 —
Личностные результаты: навыки самопознания, самоконтроля, само-
оценки.
Задание 1. Найдите соответствие (работа в парах).
Сообщества
Растения
Лес
1. камыш
2. дуб
Луг
3. рожь
4. клевер
Озеро
5. липа
6. мятлик
Поле
7. капуста
8. кувшинка
Какое сообщество лишнее? Почему?
(
Поле – это сообщество, на нём растут культурные растения, ко-
торых выращивает человек. Такие сообщества называют искус-
ственными.)
Задание 2. Составьте определение термина искусственное сообще- ство
и запишите его в тетрадь.
Искусственное сообщество – __________________________________
___________________________________________________________.
Слова: создано, сообщество,в результате, это,
человеческой дея- тельности, которое.
Задание 3. Распределите примеры искусственных и природных сооб-
ществ.
Природные сообщества
Искусственные сообщества
Примеры сообществ: 1. Лес. 2. Парк. 3. Болото. 4. Луг. 5.
Море.
6.
Сад. 7. Аквариум. 8. Озеро. 9. Пруд. 10. Океан. 11. Поле. 12. Степь.
13.
Тайга. 14. Огород.
135 —
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 6
Изучение искусственных сообществ и их обитателей
(на примере аквариума)
Цель: выделять отличительные признаки природных и искусственных
сообществ.
Оборудование: видеоролик/аквариум, раздаточный материал (статьи,
иллюстрации), учебник.
Ход работы:
1.
С какими природными сообществами схожа искусственная экоси- стема аквариум?
_____________________________________________
____________________________________________________________
2. В любом природном сообществе живые организмы связаны пище- выми связями.
Приведи примеры цепей питания в реке и аквариуме.
Река: _______________________________________________________
______________________________________________________
Аквариум: ___________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
3. Составьте из предложенных карточек сравнительную характеристику природных и
искусственных сообществ.
Природные сообщества
(река)
Искусственные сообщества
(аквариум)
Главным источником энергии является солнечный свет
По типу питания чаще всего гетеро- трофы (используют готовую пищу)
Не истощает почву
Истощает почву
Большое видовое разнообразие
Малое видовое разнообразие
Высокая устойчивость и способность к самовосстановлению
Низкая устойчивость и зависимость от деятельности человека
Сбалансированная замкнутая цепь пи- тания
Незамкнутая цепь питания
Производить большое количество кис- лорода
Производит мало кислорода или не производит вообще
Сбалансированная система потребле- ния и очистки воды
Потребляет огромное количество воды и загрязняет ее
4.
Смоделируй ситуацию, когда в экосистеме аквариума нарушится ба- ланс, и это приведет
к гибели его обитателей.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Возможна ли такая ситуация в природном сообществе?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
5. Для каких целей человек создает искусственные экосистемы?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Сделайте вывод: почему искусственные экосистемы очень неустойчивы и
не способны к самовосстановлению и саморегуляции?
____________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.