Искусство Древней Руси. Иконопись
Оценка 4.9

Искусство Древней Руси. Иконопись

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
искусство +2
29.01.2020
Искусство Древней Руси. Иконопись
ИКОНА.pptx

Искусство Древней Руси ИКОНОПИСЬ

Искусство Древней Руси ИКОНОПИСЬ

Искусство Древней Руси ИКОНОПИСЬ

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА Среди сложившихся к

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА Среди сложившихся к

НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА

Среди сложившихся к XII-XIII векам художественных центров Новгород занимает ведущее место, являясь хранителем традиций древнерусской культуры. Произведений древнейшего времени сохранилось сравнительно мало, и определить их принадлежность к новгородской иконописи в большинстве случаев затруднительно, так как самые ранние иконы испытывали на себе сильное влияние византийской живописи. В Новгороде той поры было много Византийских икон, там жили и творили греческие художники. Новгородской школе свойственны: импульсивность образа, конкретность, энергичный лаконизм стиля, сильно проступающие народные черты, отсутствие сложных сюжетов, звонкость цвета.

От новгородской иконописи XI века сохранился на сегодняшний день лишь один памятник - монументальная икона "Петр и

От новгородской иконописи XI века сохранился на сегодняшний день лишь один памятник - монументальная икона "Петр и

От новгородской иконописи XI века сохранился на сегодняшний день лишь один памятник - монументальная икона "Петр и Павел" из Софийского собора (Новгородский историко- архитектурный музей-заповедник). От первоначальной живописи до нас дошли лишь фрагменты одежды и фона, лики же, руки и стопы ног утрачены - (здесь не удалось обнаружить красочный слой древнее XV века). Плохая сохранность препятствует делать выводы о том, кто был автором иконы - заезжий греческий мастер, приглашенный в Новгород киевский художник или местный иконописец. Как и все ранние иконы Новгорода, этот памятник тяготеет к кругу произведений византийской станковой живописи. Но от этих работ его отличает необычный для греческих икон большой размер (2,36 х 1,47). Это обстоятельство указывает на то, что икона была не привозной, а выполнена в Новгороде. Северная Русь в изобилии поставляла зодчим и живописцам нужное им дерево, и художники не скупились на расходование легко доступного им материала.

Самыми древними для XII века для являются два изображения

Самыми древними для XII века для являются два изображения

Самыми древними для XII века для являются два изображения Св. Георгия: одно в рост (Третьяковская галерея), другое полуфигурное (Успенский собор в Московском Кремле). Иконы, возможно, происходят из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде, заложенного в 1019 году и освященного 29 июня 1140 года (?).

Характерным образцом новгородского стиля

Характерным образцом новгородского стиля

Характерным образцом новгородского стиля XII века служит икона "Знамение" (Новгородский историко-художественный музей-заповедник), которая, принимала участие в обороне Новгорода при осаде его суздальскими войсками в 1169 году. На оборотной стороне иконы (ее лицевая сторона утрачена и написана заново) представлена несколько необычная композиция - апостол Петр и мученица Наталия обращаются с молитвой к Христу. Икона из церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. На оборотной стороне много утрат и потертостей красочного слоя. Лучше всего сохранилось лицо апостола Петра. Изображение Знамения, восходящее к образу Богоматери Влахернитиссы, особо почиталось новгородцами и рассматривалось ими как своеобразная эмблема города и как его палладиум.

О своеобразном бунте против византийской традиции говорит большая краснофонная икона в

О своеобразном бунте против византийской традиции говорит большая краснофонная икона в

О своеобразном бунте против византийской традиции говорит большая краснофонная икона в Русском музее, на которой представлены в рост фигуры Св. Иоанна Лествичника, Георгия и Власия. Вся композиция подчинена двум измерениям, в фигурах нет ни малейшего намека на объем. Художник накладывает краски большими, ровными плоскостями, избегая светотеневой моделировки. Типы лиц, живо напоминающие образы Нередицы, уже чисто русские. Поверх карнации положены глубокие тени и яркие блики, превратившиеся из красочных тушевок и густых мазков в ряд тонких раздельных линий. Здесь намечается та техника иконного письма, которая сделается в дальнейшем своего рода каноном.

Совсем особое место занимает икона "Николай

Совсем особое место занимает икона "Николай

Совсем особое место занимает икона "Николай Чудотворец", происходящая из церкви Николы на Липне (Новгородский историко-художественный музей-заповедник). Эта икона сохранила подпись художника (Алекса Петров сын) и дату (1294), что делает ее совершенно уникальным памятником. По сторонам от Николы изображены в гораздо меньшем масштабе фигуры Христа и Богоматери, а поля иконы украшают еще меньшие по размерам фигурки излюбленных новгородцами святых и полуфигуры архангелов и апостолов, фланкирующие престол уготованный (этимасия). Подчиняя Николе Христа и Марию, художник явно нарушает церковную иерархию. Соименный заказчику Николаю Васильевичу, чьим патроном он здесь выступает, святой утратил суровость фанатического отца церкви. Необычно для византийских икон и обилие орнаментальных мотивов. Одеяние святителя разукрашено так, как будто художник воспроизводил народные вышивки. И даже нимб декорирован тончайшим орнаментом. В подобной трактовке много от наивной, почти что деревенской непосредственности восприятия.

Для новгородских иконописцев чрезвычайно показателен выбор святых

Для новгородских иконописцев чрезвычайно показателен выбор святых

Для новгородских иконописцев чрезвычайно показателен выбор святых. Чаще всего изо­бражались Никола, Георгий, Илия, Власий, Флор и Лавр, Параскева Пятница, Анастасия. Эти святые имели в народном сознании прямое отношение к ходу сельской и городской жиз­ни. К Николе обращались во всех трудных случаях, он также охранял на водах и в путеше­ствиях. Илию молили о дожде в засуху, просили уберечь от грозы и огня. Флор и Лавр по­читались как покровители коневодов. Параскева Пятница и Анастасия слыли пособницами торговли и брака. Многие святые заменили прежние языческие божества. Так, Власий счи­тался покровителем скота и как бы сменил Велеса - «скотьего бога». Велико-мученик и по­кровитель воинства Георгий стал покровителем земледелия и коневодства, поскольку его день отмечался 25 апреля, когда табуны выгоняли в поле. По народному убеждению все эти святые могли принести конкретную пользу.

С XIV века в древнерусской, и в частности в новгородской, живописи все чаще начинают появляться житийные иконы, получившие распространение на

С XIV века в древнерусской, и в частности в новгородской, живописи все чаще начинают появляться житийные иконы, получившие распространение на

С XIV века в древнерусской, и в частности в новгородской, живописи все чаще начинают появляться житийные иконы, получившие распространение на Руси. В житийные сцены начали проникать элементы реальной архитектуры и реального быта. Но никогда житийная сцена не превращалась в простую жанровую сцену. В ней всегда сохранялась дистанция между миром идеальным и миром реальным, всегда умозрительное начало властно напоминало о себе. Благодаря тому что Новгород не знал татарского ига, в нем никогда не пресекалась местная художественная традиция. Как раз на протяжении XIII столетия народное творчество проявило себя с особой силой. В век, когда оказались почти прерванными культурные и торговые связи с Византией, когда прекратился ввоз византийских икон, стало, естественно, легче выйти из-под византийских влияний.
Смягчается суровость ликов, упрощаются композиции, рисунок делается обобщеннее и лаконичнее, краски накладываются ровным цветом, без оттенков и почти без светотени, силуэт приобретает все большее значение, палитра светлеет и загорается яркими киноварными, белоснежными, изумрудно-зелеными и лимонно-желтыми тонами. В XIII веке закладываются основы для расцвета новгородской живописи XIV-XV столетий.
Греческое влияние сохраняется в XIV веке во фреске, станковая живопись .

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА Самые ранние из известных нам псковских икон – датируются

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА Самые ранние из известных нам псковских икон – датируются

ПСКОВСКАЯ ШКОЛА

Самые ранние из известных нам псковских икон – датируются XIII веком. Тяжелые, грузные примитивные формы. Однотипные лица с широким разрезом глаз и с крупными изогнутыми носами. В одеянии широко использованы излюбленные псковскими художниками золотые ассисты, излишне дробящие плоскость и переключающие ритм складок в план чисто декоративного узора.

Илья Пророк с житием. Конец XIII — начало

Илья Пророк с житием. Конец XIII — начало

Илья Пророк с житием.
Конец XIII — начало XIV века. 141×111. Третьяковская галерея.
Из церкви Ильи Пророка в селе Выбуты близ Пскова. Сохранность посредственная. Здесь мы находим часто встречающийся в работах псковских художников прием — смелое сочетание в пределах одной доски различных тем, лишенных внутренней связи. Наверху изображен полуфигурный Деисус с ангелами и апостолами, явно навеянный иконами, стоявшими на архитраве алтарной преграды. Посередине и внизу представлены пророк Илья в пустыне и двенадцать (?) сцен из его жизни.

Развитие псковской живописи в XIV веке протекало по сравнению с новгородской в замедленном темпе

Развитие псковской живописи в XIV веке протекало по сравнению с новгородской в замедленном темпе

Развитие псковской живописи в XIV веке протекало по сравнению с новгородской в замедленном темпе. В Пскове весьма устойчивыми были архаические течения, что затрудняет датировку псковских икон. Лишь на протяжении последней четверти XIV века псковская иконопись достигает полной зрелости. Именно в это время и в первой половине XV века создаются лучшие псковские иконы, отмеченные столь неповторимо индивидуальной печатью, что их невозможно принять за произведения ни одной другой школы.
Параскева, Варвара и Ульяна.
Последняя четверть XIV века. 143×108. Третьяковская галерея, Москва. Из Варваринской церкви в Пскове. Сохранность посредственная.
Фигурам приданы различные повороты, чем преодолевается застылая фронтальность новгородских икон с «избранными святыми».

Собор Богоматери » Это едва ли не самая ранняя русская икона на данную тему

Собор Богоматери » Это едва ли не самая ранняя русская икона на данную тему

«Собор Богоматери» Это едва ли не самая ранняя русская икона на данную тему. Она восходит к рождественской стихире «Что Ти принесем, Христе, яко явился еси на земле...», которую пели 25 декабря. По словам стихиры, все твари приносят младенцу подарки в знак благодарности: ангелы — пение, небеса — звезду, волхвы — дары, пастыри — восхищение, земля — пещеру, пустыня — ясли, человеческий же род — Матерь и Деву, то есть Богоматерь. В этой композиции сильно подчеркнуто центростремительное начало, поскольку фигура Богоматери обычно помещается в центре и к ней устремляются со всех сторон ангелы, пастыри, волхвы и аллегорические фигуры Земли и Пустыни. Это — выражение всеобщей радости.
Автор вышеназванных трех икон был выдающимся художником, во многом перекликающимся по бунтарскому духу своего искусства с Феофаном Греком мастерами волотовской росписи.

Последней четвертью XIV столетия датируется и «

Последней четвертью XIV столетия датируется и «

Последней четвертью XIV столетия датируется и «Сошествие во ад» (Русский музей). Из Троицкого собора в Острове (затем икона находилась в собрании Н. П. Лихачева). Здесь ощущаются отголоски феофановского искусства. Они сказываются в особой стремительности движения, в необычайной динамике резких высветлений, в подобных огневым вспышкам бликах. Однако в иконе пробиваются местные черты: скученная, малоритмичная композиция, плотная, густая колористическая гамма, сумрачная коричневатая карнация. Даже в самых порывистых позах есть застылость, что объясняется геометрической обобщенностью силуэтов. Наверху, в нарушение всех правил, расположен несимметричный поясной многофигурный деисус, где вместо Христа изображен Никола.
Для псковского мастера главное — это не гармония, а непосредственность и импульсивность выражения.

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы

МОСКОВСКАЯ ШКОЛА

Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета почти совпадает с расцветом псковской школы. Вероятнее всего, Москва примкнула к старым владимирским традициям при переезде митрополита Петра в Москву из Владимира. Перелом в московской живописи, уход от архаичности и примитивности наметился лишь в 40-х годах XIV века, после приезда константинопольских живописцев, приглашенных в Москву греческим митрополитом Феогностом.

Борис и Глеб (в крещении Роман и

Борис и Глеб (в крещении Роман и

Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид).
Ранний XIV век. 143×95. Русский музей. Не исключена возможность исполнения иконы во Владимире, до перенесения митрополичьей кафедры в Москву.

Николай Чудотворец с житием Вторая половина

Николай Чудотворец с житием Вторая половина

Николай Чудотворец с житием
Вторая половина XIV века. 135×96. Третьяковская галерея, Москва. Из собора Иоанна Богослова в Коломне. Сохранность посредственная.

Московские летописи подробно освещают эпизод с приездом греческих писцов

Московские летописи подробно освещают эпизод с приездом греческих писцов

Московские летописи подробно освещают эпизод с приездом греческих писцов. В 1344 году Феогност поручил им расписать свой митрополичий храм — церковь Пречистой Богородицы. Одновременно с греческими художниками в Москве работали и «русские иконники», расписавшие придворный Архангельский собор. Русские живописцы возглавлялась Захарией, Дионисием, Иосифом и Николаем. В следующем, 1345 году, в летописи уже нет речи об артели Захарии и его сотоварищах. Зато упоминается новая группа художников, руководимая Гоитаном, Семеном и Иваном. Их летописец очень точно определяет: «русские родом, но греческие ученики». Они расписали монастырскую церковь Спаса на Бору, законченную в 1346 году.
Спас Ярое Око. Середина XIV века. 100×77. Успенский собор в Московском Кремле. Темная византийская палитра, тяжелые формы, но асимметричность очерка головы, трактовка лица при помощи сочных бликов и отметок, морщины и складки кожи на шее, светлый голубой хитон - новое веяние.

Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей

Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей

Появление в Москве Феофана Грека было для московских художников большой удачей. На Русь Феофан прибыл не позднее 1378 года, в расцвете своего таланта. Но Москва интересовалась не одним лишь византийским искусством. В конце XIV века ее внимание привлекли также работы южнославянских мастеров. Известно, что по мере продвижения турок в Болгарию и Сербию многочисленные эмигранты искали спасения на Руси, где им оказывали широкое гостеприимство. По-видимому, одним из таких эмигрантов был упоминаемый летописью Лазарь сербин, поставивший в 1404 году часы «чюдны» в Московском Кремле. И такими же эмигрантами должны были быть авторы большой иконы «Предста царица одесную Тебе» в Успенском соборе.

Благовещенский собор Московского

Благовещенский собор Московского

Благовещенский собор Московского Кремля. Деисусный чин

Начиная с XV века подавляющее количество икон выполнялось для иконостасов и последние во многом диктовали художникам стиль и характер изображений. Иконостасы приучали ценить красоту лаконичной формы, обобщенного силуэта, яркого и четкого красочного пятна. Они оберегали живопись от повествовательного начала, от проникновения в нее мелких жанровых черт. Они развивали у живописцев чувство архитектонического. Но иконостас имел и свою оборотную сторону. Коль скоро в творениях Феофана и Рублева была обретена его классическая форма и коль скоро после появления праотеческого яруса программная сторона иконостаса получила свое логическое завершение, входящие в состав иконостасов иконы сделались каноничными и их стали повторять с незначительными изменениями. Рублев в иконостасах Успенского и Троицкого соборов стремится к большей слитности фигур. Достигает он этого не только благодаря нейтрализации индивидуальных черт, но также путем акцентировки «соборного» начала, того самого начала, которое так явственно ощущается в русских иконах «О Тебе радуется» и «Собор Богоматери».

Рублеву удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров

Рублеву удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров

Рублеву удалось сплавить в единое целое местные традиции и все почерпнутое из произведений византийских мастеров. Многим он был обязан Феофану Греку, с которым вместе работал. Однако по складу своего лирического дарования Рублев был антиподом Феофана. Ему остались чуждыми его суровые, полные драматизма образы. Идеалы Рублева были иными — более созерцательными, более просветленными. Рублев выработал столь совершенный художественный язык, что на протяжении всего XV века его стиль сделался ведущим. Тесная связь Рублева с идейным движением, которое возглавил Сергий Радонежский (1322–1392), давший мощный стимул развитию на Руси общинножительных монастырей. Для Сергия образ Троицы знаменовал единство и согласие. И в память именно Сергия создал Рублев лучшее свое творение — икону Троицы.
Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная).
Ок. 1411 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ИСТОЧНИКИ Виктор Никитич Лазарев «Новгородская иконопись» http://www

ИСТОЧНИКИ Виктор Никитич Лазарев «Новгородская иконопись» http://www

ИСТОЧНИКИ

Виктор Никитич Лазарев «Новгородская иконопись»
http://www.wco.ru/biblio/books/novg-ic1/N01-T.htm

Виктор Никитич Лазарев «Русская иконопись от истоков до начала XVI века»
http://www.wco.ru/biblio/books/novg-ic1/N01-T.htm

Сайт «Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики…»
http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc_id=17

Энциклопедия православной иконы
http://obraz.org/

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020