Романтизм
Romanticism – это идейное и художественное направление, возникшее в европейской и американской культуре конца 18 века - первой половины 19 века, как реакция на эстетику классицизма. Первоначально сложился (1790-е гг.) в философии и поэзии в Германии, а позднее (1820-е гг.) распространился в Англии, Франции и других странах. Он предопределил последнее развитие искусства, даже те его направления, которые выступали против него.
Архитектура. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитектуры прошлого – так возникли неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму – механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым.
В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции. Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г. Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.
Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 - 1796).
С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 - х годах XVIII в., например в Ливерпуле.
Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851) . Дворец по проекту Д. Пакстона решался в виде просторного выставочного зала символической длины 1851 фут, смонтированного из типовых застекленных панелей.
Скульптура. Скульптура являлась неотъемлемым элементом в искусстве эпохи романтизма. Скульпторы считали, что идеи государства сковывают личность человека, поэтому в своих работах они создавали образ свободного, идеального человека. Его благородство, искренность, глубину чувств и переживаний, эмоциональную напряженность - все это скульпторы пытались передать в своих скульптурах. Драматизм, положенный в основу, повышенная эмоциональность образов, бурная динамика движений и жестов, пластичность - все это обязательно было в скульптурах эпохи романтизма для того, что бы достичь образ свободного, идеального человека.
Живопись. Картины эпохи романтизма отличаются высокой художественной выразительностью:
в них меньше геометрических схем, чем в классицистических полотнах;
больше эффектов, призванных возбудить эмоции у зрителя и даже вызвать чувство сопричастности к происходящему;
композиции динамичны;
вместо строгих линий — опять же, динамичные очертания (что впоследствии будет усилено в текучих линиях модерна);
вместо холодной идеальной красоты — эстетика страсти, удивительным образом сочетающаяся с лирикой;
вместо театральности — кипучая жизнь.
Реализм
(от позднелатинского reālis — «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле «реализм» — художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Повседневная жизнь и современный мир стали подходящими объектами для искусства, призванного точно и объективно зафиксировать действительность.
Палитра художников-реалистов тяготела к темным, землистым оттенкам, что шло вразрез с идеалами красоты высокого искусства. Темы картин зачастую были обличительными, высмеивающими нравы и ценности буржуазии и монархии, которые покровительствовали рынку искусства.
Яркими представителями реализма были Гюстав Курбе, Оноре Домье, Франсуа Милле.
Импрессионизм
Импрессионизм — это направление в живописи, которое появилось во Франции в конце XIX века.
Слово «импрессионизм» произошло от французского impression — «впечатление». Впервые этот термин использовал журналист Луи Леруа в статье о выставке группы молодых художников «Салон отверженных».
Художники этого направления выступали против традиций классицизма и реализма. Они стремились показать красоту конкретного момента, передать свои эмоции от увиденного. Для этого авторы изобрели новые живописные методы. Они отказались от черного цвета, не использовали палитру, иногда выдавливали краску из тюбика прямо на холст, а вместо контуров изображаемых предметов использовали мелкие мазки.
Импрессионисты не создавали картины на социальные, философские или религиозные сюжеты. Они писали городские пейзажи и людей за их повседневными занятиями. Своих героев художники этого направления также часто изображали в движении.
С 1876 по 1886 год прошло восемь выставок импрессионистов. Среди наиболее известных художников этого направления были Эдуард Мане, Альфред Сислей, Пьер Огюст Ренуар и Эдгар Дега.
Неоимпрессионизм
/фр./ neoimpressionnisme - течение в живописи, возникшее во Франции. (1886 - конец XIX века). Его основными представителями были Жорж Сёра и Поль Синьяк. Термин ввёл критик Феликс Фенеон.
Главным живописным методом нового течения стал "дивизионизм" – система, основанная на целенаправленном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые наносились на холст раздельными мазками.
На основе дивизионизма Сёра и Синьяк разработали необычную технику письма – "пуантилизм" (point - точка), которая заключалась в том, что краски наносились на полотно в виде маленьких точек и квадратов, которые при восприятии картины с определенного расстояния оптически сливались в сетчатке глаза зрителя в созданные художником формы и образы.
Впервые полотна неоимпрессионистов были показаны в 1886 г. на выставке "Салона Независимых" и на Восьмой выставке импрессионистов, где были осмеяны критиками и зрителями, но получили поддержку со стороны художников, особенно бельгийских («Группа двадцати»), которые не раз приглашали Сёра и его последователей участвовать в их выставках.
Постимпрессионизм
от post /лат./ – после, т.е. после импрессионизма (1886 - начало XX века). Впервые этот термин ввел в обиход в 1910 году английский критик Роджер Фрай.
С помощью постимпрессионизма художники выражали стремление преодолеть догмы импрессионизма и реализма, запечатлеть на холсте не только ускользающее зрительное впечатление действительности (impression), но и само сущностное начало предмета, раскрыть в форме и цвете вечные символы, зафиксировать длительные состояния прекрасного — как материальные, так и духовные.
Эти поиски шли разными путями: это и пуантелизм (Жорж Сёра, Поль Синьяк), и символизм Поля Гогена и группы "Наби" (Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуард Вюйар, Пьер Боннар и др.), и создание линейно-живописного строя стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др.), и проникновение в конструктивную основу предмета (Поль Сезанн), и даже предвещавшая опыты экспрессионизма живопись Винсента Ван Гога (сверхчувствительная выразительность формы и цвета, как связующее звено между искусством XIX и XX вв).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.