Разработка урока
по изобразительному искусству
для 5 класса
учителя изобразительного искусства
Иваниченко Оксаны Викторовны
Предмет Изобразительное искусство
Класс 5
Дата 09.11. 2020
Урок № 10
Тема: Искусство Гжели
Тип урока: урок сообщения нового материала.
Планируемые результаты:
Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства; понимать роли культуры и искусства в жизни человека; приобщение к русской культуре; привитие интереса к изучению народных промыслов.
Метапредметные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, формировать собственное мнение, формировать интерес к истокам народной культуры, адекватно использовать речь. Воспитывать интерес к искусству гжельских мастеров. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с красками. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Предметные: Познакомить детей с искусством гжельских мастеров; способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту. Формировать практические умения и навыки рисования с образца. Учить детей составлять узор по мотивам гжельской росписи. Совершенствовать навыки работы с красками.
Оборудование: бумага, кисть, краски, карандаши, иллюстрационный материал, раскраски тарелочек, презентация «Гжель»
Ход урока
1. Организационный момент
2. Объяснение нового материала
Сегодня, ребята, наш урок посвящен сказке. Но расскажу я вам не сказку, а быль.
Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель. Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.
Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.
Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.
Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.
Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?
Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками, вдалеке синий лес виднеется, синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.
Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.
Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель». На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.
И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.
Слайд 2.
Как думаете, о чем мы с вами будем изучать и что попробуем изобразить. (ответы детей)
Гжель – это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы. Слово "гжель" сегодня невероятно популярно. С ним ассоциируется красотой гармония, сказка и быль. Фарфор с нарядной синей росписью и многоцветная майолика известны теперь не только в России, но и за ее пределами. Гжельские изделия привлекают к себе всех, кто любит прекрасное, богатой фантазией и гармоничностью, высоким профессионализмом их создателей. Гжель – это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Сколько же лет этому русскому народному промыслу? Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами... "которой нигде не видал я белизною превосходнее". С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды.
(Показ презентации «Гжель», учитель обращает внимание на особенности гжельской росписи)
Слайд 3.
Излюбленным узором гжельской росписи стала роза. Чаще всего её рисуют крупными широкими мазками, начиная с центра рисунка. Ещё один популярный мотив – это птицы. Их изображают в разных позах: поющими, летящими, сидящими на ветке. Часто встречаются сцены из повседневной жизни людей: охота, праздники, различные битвы и т. д. Узоры уникальны, ведь каждое изделие расписывается вручную.
Какие розы и пионы
На чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Л. Куликова.
- Используются завитки, дуги, сеточки, полосочки, травинки, точки.
- Часто изображают сказочных животных и птиц.
Слайд 4.
На больших изделиях нередко можно увидеть пейзаж.
Слайд 5
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
И.Кадухина
- Мастера Гжели для росписи применяют необычный мазок “мазок на одну сторону” или “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Тёмно-синее чудо, соловьиная трель.
Всем ты в душу запала,
Наша русская Гжель.
Вопрос: Что украшают гжельскими узорами?
Ответ: Вазы для цветов, чайники, сахарницы, чашки, блюдца, чайные сервизы.
3. Физкультминутка
4. Практическая часть
А сейчас мы с вами тоже побываем в сказке и почувствуем себя настоящими гжельскими мастерами. Есть у меня набор тарелочек (учитель называет имеющиеся модели для раскрашивания), но только они белые, не раскрашенные. Поможете мне расписать их?
А чтобы работа у вас ладилась, да спорилась, я включу вам музыку. Ведь музыка вдохновляет и располагает к творчеству.
(Русская народная музыка.)
В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. В конце урока устраивается выставка. Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
5. Закрепление пройденного материала
Давайте с вами повторим, что характерно для искусства росписи гжели?
1. Какой цвет использовали мастера?
2. Какие изделия расписывали?
3. Что изображали на своих изделиях?
(Ответы детей)
6. Итог. Рефлексия
Максим Горький писал «Человек по своей натуре художник. Он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту». Я хочу пожелать вам продолжать развивать свой талант, чтобы создавать красоту и любоваться ей.
Выставка тарелочек. Обсуждение, оценивание.
Я узнал…
Я понял…
Я научился…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.