Искусство исламских стран и Африки
Оценка 5

Искусство исламских стран и Африки

Оценка 5
Лекции +1
pptx
изобразительное искусство +2
10 кл—11 кл +1
26.01.2024
Искусство исламских стран и Африки
7 Искусство исламских стран и Африки.pptx

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

В первой трети 7 в. в городе Мекке (запад

В первой трети 7 в. в городе Мекке (запад

В первой трети 7 в. в городе Мекке (запад Аравийского полуострова, ныне – Саудовская Аравия) возникла новая религия – ислам. Основатель ислама Мухаммад (ок. 570–632), выходец из мекканской купеческой среды, осознал себя Пророком в сорокалетнем возрасте. Проповеди Мухаммада позднее были записаны и составляли Священную книгу мусульман – Коран. С утверждением новой религии Мекка стала священным городом мусульман.
Во второй полов. 7 в. мусульманская община превратилась в сильное государство, глава которого – халиф – одновременно был его духовным и политическим правителем.

Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом»

Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом»

Кааба – главное святилище ислама, которое мусульмане называют аль-Баит аль-Харам, что означает «священный дом». Кааба находится в центре главной мечети Мекки «Месджед аль-Харам» и представляет собой каменное сооружение кубической формы высотой 15 метров. Две стороны его имеют ширину по 10 и две – по 12 м. Углы Каабы ориентированы по сторонам света. Природа Черного камня до сих пор неизвестна. Некоторые ученые считают его очень крупным метеоритом, другие исследователи видят в нем большой кусок неизвестной вулканической породы.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Ислам и изобразительное искусство

Ислам и изобразительное искусство

Ислам и изобразительное искусство

Изображение людей и животных было запрещено из-за того человек этим оспаривал у Бога его исключительное право на творчество. С 9 в. подобные утверждения «Нет Бога, кроме Аллаха…» появились и в богословских сочинениях, запрет касался не изображений как таковых, а использовал их в качестве объектов поклонения.

Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама

Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама

Не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или графического символа, стало главным носителем религиозной идеи ислама. Каллиграфия и орнамент – декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворенного Аллахом мира – стали основами художественного творчества мусульман.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Ислам и архитектура Главное место в застройке городов зашли культовые здания – мечети, архитектура которых формировалось в соответствии с их назначением и местными строительными традициями

Ислам и архитектура Главное место в застройке городов зашли культовые здания – мечети, архитектура которых формировалось в соответствии с их назначением и местными строительными традициями

Ислам и архитектура

Главное место в застройке городов зашли культовые здания – мечети, архитектура которых формировалось в соответствии с их назначением и местными строительными традициями.
Первые мечети, как утверждал арабский историк 9 в. аль-Балазури, были «нарисованными»: они представляли собой очерченный, иногда обведенный рвом квадратный участок земли.

Построенные мечети появились лишь в 665-670 гг

Построенные мечети появились лишь в 665-670 гг

Построенные мечети появились лишь в 665-670 гг. Они представляли собой квадратный двор, окруженный галереями на столбах или колоннах. Мечети различали по своему назначению. Небольшая мечеть – масджит – служила местом индивидуальной молитвы.
Джами (джума) соборная мечеть предназначалась для коллективных молитв, совершаемых всей общиной в пятницу в полдень. Главная соборная мечеть города называется Большая мечеть (джами-иль-Кабир).

В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть – открытая площадка с одной стеной обращенной к

В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть – открытая площадка с одной стеной обращенной к

В дни больших праздников горожане отправлялись в загородную мечеть – открытая площадка с одной стеной обращенной к Мекке.
Отличительной чертой любой мечети с кон. 7- нач. 8 в. стал михраб – ориентированная на Каабу освященная ниша, перекрытая аркой, небольшим сводом или полукуполом и вставленная в раму. Соборная мечеть, джами, отличается от обыденной масджид наличием микбара – кафедра, с которой имам (глава мусульманской общины) произносит обязательную пятничную проповедь.

Михраб

Михраб

Михраб

Начиная с 8 в. важнейшим признаком соборной мечети стал минарет – высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он был хорошо слышен всем…

Начиная с 8 в. важнейшим признаком соборной мечети стал минарет – высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он был хорошо слышен всем…

Начиная с 8 в. важнейшим признаком соборной мечети стал минарет – высокая башня, с которой провозглашали призыв к молитве, чтобы он был хорошо слышен всем жителям города. Минареты имели форму четырехгранные, круглоствольные, спиралевидные.
Минареты украшали поясами узорчатой кладки или резьбой по камню.
С 12 в. на востоке распространился тип соборной мечети с четырьмя айванами (сводчастыми или колонными залами без передней стороны) на каждой стороне двора. Айванная композиция характерна также для медресе – мусульманская богословских школ и университетов и каравансараев – постоялых дворов.

Микбар

Микбар

Микбар

Минарет

Минарет

Минарет

Искусство халифата Омейядов В сельских район

Искусство халифата Омейядов В сельских район

Искусство халифата Омейядов

В сельских район Палестины и Сирии Омейяды строили свои поместья. С запустением этих мест они превратились в «замки пустыни». Самые знаменитые из них – Кусейр-Амра (10-е гг. 8 в.), Мшатта (2 пол. 8 в.) в Иордании и Хирбет аль-Мафджар (40-е гг. 8 в.) в Израиле, Каср аль-Хайр аш-Шарки (ок. 728 г.) в Сирии – были украшены орнаментальными и сюжетными росписями, мозаиками, рельефами из камня и стука (искусственного мрамора). Знаменитая мечеть Куббат ас-Сахра в Иерусалиме воздвигнута в 687-691 гг. на вершине горы, священная для иудеев, христиан и мусульман.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Куббат ас-Сахра

Куббат ас-Сахра

Куббат ас-Сахра

Искусство халифата Аббасидов Подчеркнутый монументальный стиль искусства

Искусство халифата Аббасидов Подчеркнутый монументальный стиль искусства

Искусство халифата Аббасидов

Подчеркнутый монументальный стиль искусства Аббасидов окончательно сложился в архитектуре и оформлении построенного в середине 9 в. города-резиденции Самарры («приятная для глаз»), протянувшейся более чем на 30 км. вдоль берега Тигра. Первый из самарских дворцов, Джаусак аль-Хакани, построенный в 836 г, занимал территорию, только ширина которой достигала около 1,5 км.

Минарет Мальвия

Минарет Мальвия

Минарет Мальвия

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй

Самаррская дворцовая живопись с плоскостными контурными фигурами, которые скорее обозначали, чем изображали охоту, пир, танец, тоже отчасти возрождала традиции искусства древневосточных империй. Напротив, рельефы, украшавшие мечети, дворцы и жилые дома Самарры, свидетельствовали о том, что в тот период в мусульманском искусстве начал формироваться новый тип орнамента – арабеска, как назвали его европейцы.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Арабеска (от фран. arabesgue – «арабский») – так называли европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчета

Арабеска (от фран. arabesgue – «арабский») – так называли европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчета

Арабеска (от фран. arabesgue – «арабский») – так называли европейцы характерный для арабского и иранского искусства сложный узор, созданный на основе точного математического расчета. Арабеска построена на повторении и умножении одного или нескольких элементов узора – геометрических фигур, растительных мотивов.
В рисунок арабески могут вплетаться надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических сцен.

Прекрасно сохранившаяся мечеть

Прекрасно сохранившаяся мечеть

Прекрасно сохранившаяся мечеть Ибн Тулуна (876-879 гг.) в Каире (Египет) блестяще завершила ряд грандиозных аббасидских мечетей колонного типа. Скромная планировка и стрельчатые высокие арки.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Мавританское искусство Условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в

Мавританское искусство Условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в

Мавританское искусство

Условное название художественного стиля, который сложился и расцвел в Северной Африке и Андалусии (Южная Испания) в 11-15 вв. Ярче всего мавританский стиль проявился в архитектуре.
Жемчужина мавританского зодчества – Альгамбра (на окраине г. Гранада в Испании), укрепленная резиденция гранадских эмиров (правителей). Построена она в 13-14 вв. Альгамбра образец мусульманской «скрытой архитектуры».

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Миниатюра . Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была плодом совместных усилий калиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переписчика

Миниатюра . Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была плодом совместных усилий калиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переписчика

Миниатюра. Рукописная книга ценилась в мусульманском обществе как святыня и драгоценность и была плодом совместных усилий калиграфа, орнаменталиста, миниатюриста и переписчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство империи Тимуридов, Сефевидов,

Искусство империи Тимуридов, Сефевидов,

Искусство империи Тимуридов, Сефевидов, Османов

С расцветом в 15-17 вв. позднесредневековых империй Тимура и Тимуридов (1370-1507 гг.) в Средней Азии, Сефевидов (1502-1736 гг.) в Иране, Османских султанов (1299/1300 - 1922) в Турции – наступила эпоха созданная грандиозных городских архитектурных ансамблей, величие и пафос которых должны были производить низлагаемое впечатление на поданных государя.

Для строительства столицы Тимура –

Для строительства столицы Тимура –

Для строительства столицы Тимура – Самарканда, собирали мастеров из Средней Азии, Индии, Ирана, Азербайджана, Ирака и Сирии.
Соборная мечеть Тимура (Биби-ханым) и его величественных мавзолеев Гур-Эмир, увенчанный великолепным рубчатым куполом и керамической облицовкой.
В городах Османской империи величие верховной власти султана – «тени Бога на земле» - подчеркивалось масштабами внушительных турецких мечетей.

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Громоздящиеся друг на друге галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, «охраняемый» устремленными в небо копьевидными минаретами

Громоздящиеся друг на друге галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, «охраняемый» устремленными в небо копьевидными минаретами

Громоздящиеся друг на друге галереи, башенки, выступы, полукупола возносили на головокружительную высоту центральный купол, «охраняемый» устремленными в небо копьевидными минаретами. В Иране, Азербайджане, Средней Азии и Турции в 16-17 вв. популярными стали узоры на темы роскошной цветущей природы, в которые вплетались традиционные изображения зверей, царской охоты, поединка, пира или свидания в саду.

Искусство Африки Стоит иметь в виду, что «африканское искусство» включает в себя произведения множества различных культур, зачастую не изолированных одна от другой географически и (или)…

Искусство Африки Стоит иметь в виду, что «африканское искусство» включает в себя произведения множества различных культур, зачастую не изолированных одна от другой географически и (или)…

Искусство Африки

Стоит иметь в виду, что «африканское искусство» включает в себя произведения множества различных культур, зачастую не изолированных одна от другой географически и (или) хронологически. Однако, по мнению некоторых исследователей, для большинства продуктов «африканской культуры» свойственны общие черты

В центре внимания находится человеческая фигура

В центре внимания находится человеческая фигура

В центре внимания находится человеческая фигура.
Абстракция доминирует над реалистичностью.
Главная форма — скульптура. Из этого следует еще одна особенность: доминирование трёхмерного пространства над двумерным.

Распространённость своего рода акционизма, в котором используются предметы искусства

Распространённость своего рода акционизма, в котором используются предметы искусства

Распространённость своего рода акционизма, в котором используются предметы искусства. Тем самым предметы искусства из статичных превращаются в «движущиеся» (таковой может выступать маска, используемая во время церемонии).
Нелинейное масштабирование (искажённые пропорции), которое Леопольд Седар Сенгор называл «динамической симметрией».

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки

Искусство исламских стран и Африки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2024