Искусство России рубежа XIX-XX вв.

  • Лекции
  • Презентации учебные
  • pptx
  • 22.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 16 Искусство России 19-20 века.pptx

Русское искусство XIX-XX вв.

Архитектура

Федор Осипович Шехтель – русский архитектор, живописец и график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве. За свою творческую жизнь он построил необычайно много: особняки, дачи, многоэтажные жилые дома, торговые и промышленные здания, банки, типографии, бани. Кроме того, мастер оформлял театральные спектакли, иллюстрировал книги, писал иконы, проектировал мебель, создавал церковную утварь.

Особняк Рябушинского

Ярославский вокзал

Архитектура Санкт-Петербурга

На рубеже 19-20 вв. в Петербурге распространился стиль северный модерн, родственный архитектурным традициям Скандинавских стран. Подчеркнутая строгость, грубая кладка из неотесанного камня с цементной штукатуркой, скульптурный рельеф на фасадах и в интерьере, витражи, растительный и орнитоморфный мотивы. Ведущий архитектор Федор Иванович Лидваль.

Доходный дом

Гостиница «Астория»

Помимо модерна, начал возрождаться интерес к классике – русский ампир. Таким образом сложилось особое стилистическое направление – неоклассицизм – логика и ясность.

Скульптура

Новый период в скульптуре – художественное обобщение, отсутствие сглаженности (следы пальцев и т.д.) , разнообразие материала. Мелкая пластика как часть интерьера.

Павел Трубецкой

Анна Голубкина

Сергей Конёнков

Живопись

Модерн занимает главное место в живописи: символизм и иносказательность образов в живописи, используются изощренные шрифты и орнаменты в графике.
На рубеже веков в России возникло множество художественных объединений «Мир искусства», Союз русских художников и др. Появились артистические колонии – Абрамцево и Талашкино, собравшие под одной крышей живописцев, архитекторов, музыкантов, артистов, вдохновленных идеей возрождения народной культуры.

Абрамцевский художественный кружок (мамонтовский кружок) — неформальное объединение русской интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей и др.). Просуществовал с 1878 по 1893 год в Абрамцево. Кружок задуман в 1872 году в Риме. Развивался в Абрамцево — усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова, расположенной близ Сергиева Посада.
В 1880-х годах Абрамцевский художественный кружок существенно расширился, к нему присоединяются: В. А. Серов, К. А. Коровин, И. Е. Репин, В. М. Васнецов, А. М. Васнецов, М. А. Врубель, Е. Д. Поленова, М. В. Нестеров, М. Ф. Якунчикова

С 1893 по 1914 год Талашкино было значительным центром российской художественной жизни, сопоставимым с Абрамцевым. Поставив цель возродить крестьянские художественные ремёсла, княгиня Тенишева и приглашённые ею художники организовали учебные и художественно-промышленные мастерские: резную, эмальерную, вышивальную и гончарную, которыми руководил С. В. Малютин. В Талашкине бывали и работали живописцы Михаил Врубель, Николай Рерих, Александр и Альберт Бенуа, Михаил Нестеров, Константин Коровин, Илья Репин, скульптор Павел Трубецкой, композиторы В. В. Андреев и Игорь Стравинский и другие.

Михаил Нестеров

Константин Коровин

Валентин Серов

Михаил Врубель

Майоликовое панно. Гостиница «Метрополь», Москва

Виктор Борисов-Мусатов

«Мир искусства» (1898—1927) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы. Основной целью художественного творчества объявлялась красота в субъективном понимании каждого мастера. Свободу выбора тем и средств.

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Александр Бенуа

Лев Бакст

Константин Сомов

Борис Кустодиев

Николай Рерих

Зинаида Серебрякова

Союз русских художников — творческое объединение художников России начала XX века.
Был основан в 1903 году по инициативе Константина Юона, Абрама Архипова, Игоря Грабаря, Аркадия Рылова. В появлении Союза сыграли роль московские художники передвижнического направления, ученики Московского училища живописи, ваяния и зодчества и художественное объединение Санкт-Петербурга «Мир искусства».
Их творчество объединяло реалистические традиции передвижников и опыт импрессионизма в передачи воздуха и света. Жанр: пейзаж, жанровая живопись.

Константин Юон

Абрам Архипов

Игорь Грабарь

«Голубая роза» — художественное объединение, которое получило свое название после одноименной выставки, прошедшей в 1907 году в Москве. В объединение входили художники, которые вместе поcещали Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ядро группы составляли живописцы Павел Кузнецов, Петр Уткин и скульптор Александр Матвеев. Художники познакомились в родном Саратове. Они вдохновлялись работами Виктора Борисова-Мусатова и Михаила Врубеля.

Творчеству художников «Голубой розы» присущи следующие черты: камерность, тяга к отражению тончайших ощущений, богатство и гибкость цветовой палитры, чуткое внимание к передачи света.
В картинах переплетается хрупкая радость с ностальгической грустью.

Павел Кузнецов

Мартирос Сарьян

Николай Сапунов