Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Оценка 5
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
9 кл
26.04.2018
Доступный урок для учащихся по искусству в 9 классе.Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
Развивающие:
создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;
развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;
развитие художественной фантазии учащихся.
развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения
Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.изо
конспект.docx
Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цель урока: воспитывать нравственноэстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
Развивающие:
создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;
развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;
развитие художественной фантазии учащихся.
развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения
Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.
Воспитательные:
воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;
воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
Тип учебного занятия: Новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения промысла;
Какой материал используют мастера в своей работе;
Какие цвета преобладают в гжельской росписи;
1 Мотивы гжельской росписи.
должны уметь:
выполнять «мазок тенями”.
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр;
чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний;
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная: перед учащимися ставится общая поисковопознавательная задача (на предыдущем уроке).
Индивидуальная: выступление докладчиков, выполнение элементов росписи.
Групповая: составление композиции из элементов гжельской росписи.
Оборудование, учебно–методические материалы.
Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги.
Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративноприкладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и
образцы декоративноприкладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма русских народных мелодий.
Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.
Структура урока:
Организационный этап (12 мин).
Актуализация знаний (20 мин.).
Этап закрепления новых знаний (5 мин.).
Физкультминутка (2 мин).
Творческое практическое задание (12 мин).
Заключительный этап (3 мин).
2 Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока (45 мин):
I. Организационный момент (12 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.
II. Актуализация знаний (20 мин.).
Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют
в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».
(слайд 3)
На дом было задано каждой творческой группе (группы были созданы в начале II четверти) найти информацию о гжельской росписи: 1 группа
краткая информация о промысле, 2 группа о цветах и мотивах используемых в гжельской росписи. 3 группа пословицы о народных мастерах и
труде, 4 группа стихи о гжели.
Слушаем выступление учащихся.
Сообщение первой группы.
В 60 км. от Москвы находится известный художественный центр, который объединяет около 30 сёл, в которых на протяжении 200 лет
изготовляют гжельскую керамику. Керамикаэто изделия выполненные из глины. Вот как раз глины в этом районе очень большие запасы (Слайд
4).
Гончарную глину добывают, изготовляют изделие, затем обжигают в печи, а после этого расписывают синебелым цветом (Слайд 56).
Но не всегда гжельские изделия были двух цветов, изначально она была разноцветной и изготовлялась из цветной глины, такие изделия
называются – майолика (Слайд 78). Изготовляли чаще всего Квасники и кумганы кувшины, в которых хранили и подавали квас или воду
(Слайд 9101112).
Вслед за майоликой появились фаянсовые и фарфоровые изделия. Это изделия, выполненные из белой глины
Сообщение второй группы.
Что же изготовляют гжельские мастера?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
3 животные и птицы невиданной красы (Слайд 13).
Кроме посуды мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни (Слайд 14
15)
А какие краски используют в своей работе?
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
А что рисуют на посуде народные мастера
Какие розы и пионы.
На чашках пишут мастера.
И синебелые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Сообщение третьей группы.
Дело мастера боится.
Всякий человек на деле познаётся.
Гляди не на человека, а на его дело.
4 Работа хороша, если в ней польза и душа.
Сообщение четвёртой группы.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой белосиний,
Синебелый свой букет!
Молодцы! Все отлично справились с заданием.
5 «Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец…»
III. Этап закрепления новых знаний (5 мин).
С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)
– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)
Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)
Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)
– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)
– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)
– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративноприкладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)
Да, нужно всем стараться чтото делать своими руками, создавать и украшать.
Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить
кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать
на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более
6 бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют
упражнение).
В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Необходимые
таблицы на доске.
Этапы работы над гжельской розой, мазком с тенями. Я выполняю на доске, дети на формате А4.
1. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок широкой кистью.
2. Лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями,
чтобы «оживить» розу.
3. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.
IY. Физкультминутка (3 мин) Слайд16. А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы,
отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
V. Практическая работа (12 мин). (Слайд 17). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой
творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание,
наклеивание и рисование.)
Результат зависит от вашей совместной работы.
7 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе
составляете композицию из заготовленных элементов.
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
VI. Заключительный этап (5 мин).
Выставка работ учащихся (2 мин.).
Выставление оценок.
Рефлексия (3 мин.) (Слайд 18)
Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).
Было интересно… (самим находить информацию).
Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”).
У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).
Теперь я могу… (создавать прекрасное)
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
VII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 19)
Выполнить практическую работу в альбомах гжельской росписи предметов домашней утвари.
8
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.