Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Оценка 5

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Оценка 5
Мероприятия +1
docx
воспитательная работа +1
9 кл
26.04.2018
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Доступный урок для учащихся по искусству в 9 классе.Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Задачи урока: Образовательные: формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла Развивающие: создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения; развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания; развитие художественной фантазии учащихся. развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.изо
конспект.docx
Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла». Цель урока: воспитывать нравственно­эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре. Задачи урока: Образовательные: формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла  Развивающие: создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения; развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания; развитие художественной фантазии учащихся. развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения  Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа. Воспитательные: воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений; воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ Тип учебного занятия: Новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль. Продолжительность занятия: 45 минут. Ожидаемый результат: Учащиеся должны знать: Историю возникновения промысла; Какой материал используют мастера в своей работе; Какие цвета преобладают в гжельской росписи; 1 Мотивы гжельской росписи. должны уметь: выполнять «мазок тенями”. анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр; чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний; Формы организации познавательной деятельности. Фронтальная: перед учащимися ставится общая поисково­познавательная задача (на предыдущем уроке). Индивидуальная: выступление докладчиков, выполнение элементов росписи. Групповая: составление композиции из элементов гжельской росписи. Оборудование, учебно–методические материалы. Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги. Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративно­прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и  образцы декоративно­прикладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма русских народных мелодий.  Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями. Структура урока: Организационный этап (1­2 мин). Актуализация знаний (20 мин.). Этап закрепления новых знаний (5 мин.). Физкультминутка (2 мин). Творческое практическое задание (12 мин). Заключительный этап (3 мин). 2 Домашнее задание (2 мин.) Ход урока (45 мин): I. Организационный момент (1­2 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку. II. Актуализация знаний (20 мин.). Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».  (слайд 3) На дом было задано каждой творческой группе (группы были созданы в начале II четверти) найти информацию о гжельской росписи: 1 группа  краткая информация о промысле, 2 группа о цветах и мотивах используемых в гжельской росписи. 3 группа пословицы о народных мастерах и  труде, 4 группа стихи о гжели. Слушаем выступление учащихся. Сообщение первой группы. ­В 60 км. от Москвы находится известный художественный центр, который объединяет около 30 сёл, в которых на протяжении 200 лет  изготовляют гжельскую керамику. Керамика­это изделия выполненные из глины. Вот как раз глины в этом районе очень большие запасы (Слайд 4). ­ Гончарную глину добывают, изготовляют изделие, затем обжигают в печи, а после этого расписывают сине­белым цветом (Слайд 5­6). ­ Но не всегда гжельские изделия были двух цветов, изначально она была разноцветной и изготовлялась из цветной глины, такие изделия  называются – майолика (Слайд 7­8). Изготовляли чаще всего Квасники и кумганы ­ кувшины, в которых хранили и подавали квас или воду  (Слайд 9­10­11­12).  ­ Вслед за майоликой появились фаянсовые и фарфоровые изделия. Это изделия, выполненные из белой глины Сообщение второй группы. ­ Что же изготовляют гжельские мастера? Фарфоровые чайники, подсвечники, часы, 3 животные и птицы невиданной красы (Слайд 13).  ­Кроме посуды мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни (Слайд  14­ 15) ­ А какие краски используют в своей работе? Незатейливый узор Из оттенков краски, Глина белая, фарфор – Атрибуты сказки! Словно детская рука На кусочках глины Рисовала в три мазка Синие картины. ­А что рисуют на посуде народные мастера Какие розы и пионы. На чашках пишут мастера. И сине­белые бутоны Прекрасны нынче, как вчера! Сообщение третьей группы. ­ Дело мастера боится. ­ Всякий человек на деле познаётся. ­ Гляди не на человека, а на его дело. 4 ­ Работа хороша, если в ней польза и душа. Сообщение четвёртой группы. Гжель! Земля моя родная, Сколько лет и сколько зим Ты цветёшь, не увядая, Полыхая голубым. В этом пламени чудесном Вижу буйный твой расцвет. В сочетании небесном Белый цвет и синий цвет. Древний край в обличье новом Как шекспировский сонет, Ты звучишь высоким словом – Белый цвет и синий цвет. И для всей родной России Не одну уж сотню лет Даришь ты свой бело­синий, Сине­белый свой букет! ­ Молодцы! Все отлично справились с заданием. 5 «Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец…» III. Этап закрепления новых знаний (5 мин). ­ С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.) – Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.) ­ Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.) ­ Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.) – Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.) – Какие цвета применяют? (Синий, белый.) – Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями) – Ребята, что нужно делать, чтобы декоративно­прикладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.) Да, нужно всем стараться что­то делать своими руками, создавать и украшать. Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному. Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить  кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более 6 бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют  упражнение). В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Необходимые  таблицы на доске. Этапы работы над гжельской розой, мазком с тенями. Я выполняю на доске, дети на формате А­4. 1. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок широкой кистью. 2. Лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями,  чтобы «оживить» розу. 3. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы. IY. Физкультминутка (3 мин) Слайд16. А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы,  отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений. По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками). И любо мне, и весело, Смотрю по сторонам, Голубеньким и синеньким Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами). V. Практическая работа (12 мин). (Слайд 17). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание,  наклеивание и рисование.) Результат зависит от вашей совместной работы. 7 8 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе  составляете композицию из заготовленных элементов. В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. VI. Заключительный этап (5 мин). Выставка работ учащихся (2 мин.). Выставление оценок. Рефлексия (3 мин.) (Слайд 18) Сегодня я узнал… (о гжельской росписи). Было интересно… (самим находить информацию). Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”). У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись). Теперь я могу… (создавать прекрасное) Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут! VII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 19) Выполнить практическую работу в альбомах гжельской росписи предметов домашней утвари. 8

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла" 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018