Доступный урок для учащихся по искусству в 9 классе.Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цель урока: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
Развивающие:
создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;
развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;
развитие художественной фантазии учащихся.
развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения
Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.изо
Тема: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».
Цель урока: воспитывать нравственноэстетическое отношение к миру, любовь к Родине, ее истории и культуре.
Задачи урока:
Образовательные:
формировать знания об истории и традициях гжельского промысла, навыки росписи в традициях народного промысла
Развивающие:
создание условий для развития познавательного интереса к предмету, творческих способностей, внимательности и точности исполнения;
развитие пространственного и логического мышления, памяти, воображения и внимания;
развитие художественной фантазии учащихся.
развивать чувство цвета, мелкую моторику рук, межличностные отношения
Развитие у учащихся творческого подхода при составлении коллажа.
Воспитательные:
воспитание аккуратности, самостоятельности, этики взаимоотношений;
воспитывать интерес к истории своего народа, уважение к труду художника ДПИ
Тип учебного занятия: Новый материал, закрепление материала, промежуточный контроль.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
Историю возникновения промысла;
Какой материал используют мастера в своей работе;
Какие цвета преобладают в гжельской росписи;
1Мотивы гжельской росписи.
должны уметь:
выполнять «мазок тенями”.
анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом композиционный центр;
чувствовать гармоничное сочетание мотивов в росписи предметов, изящество их форм и очертаний;
Формы организации познавательной деятельности.
Фронтальная: перед учащимися ставится общая поисковопознавательная задача (на предыдущем уроке).
Индивидуальная: выступление докладчиков, выполнение элементов росписи.
Групповая: составление композиции из элементов гжельской росписи.
Оборудование, учебно–методические материалы.
Для учащихся: синяя гуашь, кисти, баночка для воды, лист бумаги.
Для учителя: Компьютер, проектор, учебник «Декоративноприкладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс, репродукции и
образцы декоративноприкладного искусства, таблицы, презентация, фонограмма русских народных мелодий.
Ключевые понятия: керамика, майолика, фаянс, мазок с тенями.
Структура урока:
Организационный этап (12 мин).
Актуализация знаний (20 мин.).
Этап закрепления новых знаний (5 мин.).
Физкультминутка (2 мин).
Творческое практическое задание (12 мин).
Заключительный этап (3 мин).
2Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока (45 мин):
I. Организационный момент (12 мин.). Отмечаю отсутствующих на уроке и проверяю готовность учеников к уроку.
II. Актуализация знаний (20 мин.).
Сегодня, ребята, мы начинаем разговор о русских народных промыслах. О том, что создают народные мастера, какие мотивы и цвета используют
в своей работе, а так же попробуем освоить основные приёмы гжельской росписи. И вот перед нами один из промыслов: «Сказочная Гжель».
(слайд 3)
На дом было задано каждой творческой группе (группы были созданы в начале II четверти) найти информацию о гжельской росписи: 1 группа
краткая информация о промысле, 2 группа о цветах и мотивах используемых в гжельской росписи. 3 группа пословицы о народных мастерах и
труде, 4 группа стихи о гжели.
Слушаем выступление учащихся.
Сообщение первой группы.
В 60 км. от Москвы находится известный художественный центр, который объединяет около 30 сёл, в которых на протяжении 200 лет
изготовляют гжельскую керамику. Керамикаэто изделия выполненные из глины. Вот как раз глины в этом районе очень большие запасы (Слайд
4).
Гончарную глину добывают, изготовляют изделие, затем обжигают в печи, а после этого расписывают синебелым цветом (Слайд 56).
Но не всегда гжельские изделия были двух цветов, изначально она была разноцветной и изготовлялась из цветной глины, такие изделия
называются – майолика (Слайд 78). Изготовляли чаще всего Квасники и кумганы кувшины, в которых хранили и подавали квас или воду
(Слайд 9101112).
Вслед за майоликой появились фаянсовые и фарфоровые изделия. Это изделия, выполненные из белой глины
Сообщение второй группы.
Что же изготовляют гжельские мастера?
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
3животные и птицы невиданной красы (Слайд 13).
Кроме посуды мастера Гжели создают мелкую декоративную пластику – забавные скульптурки людей, животных , сценки из жизни (Слайд 14
15)
А какие краски используют в своей работе?
Незатейливый узор
Из оттенков краски,
Глина белая, фарфор –
Атрибуты сказки!
Словно детская рука
На кусочках глины
Рисовала в три мазка
Синие картины.
А что рисуют на посуде народные мастера
Какие розы и пионы.
На чашках пишут мастера.
И синебелые бутоны
Прекрасны нынче, как вчера!
Сообщение третьей группы.
Дело мастера боится.
Всякий человек на деле познаётся.
Гляди не на человека, а на его дело.
4 Работа хороша, если в ней польза и душа.
Сообщение четвёртой группы.
Гжель! Земля моя родная,
Сколько лет и сколько зим
Ты цветёшь, не увядая,
Полыхая голубым.
В этом пламени чудесном
Вижу буйный твой расцвет.
В сочетании небесном
Белый цвет и синий цвет.
Древний край в обличье новом
Как шекспировский сонет,
Ты звучишь высоким словом –
Белый цвет и синий цвет.
И для всей родной России
Не одну уж сотню лет
Даришь ты свой белосиний,
Синебелый свой букет!
Молодцы! Все отлично справились с заданием.
5«Играет нежная свирель,
И замирает в восхищенье
Жемчужина России – Гжель,
Где поселилось вдохновенье.
Здесь каждый – мастер и творец…»
III. Этап закрепления новых знаний (5 мин).
С каким народным промыслом мы сегодня с вами познакомились? (Гжель.)
– Какой материал используют гжельские мастера в своей работе? (Глину.)
Что такое «керамика»? (Это изделие из глины.)
Назовите виды гжельской керамики? (Майолика, фаянс, фарфор.)
– Что создают гжельские мастера? (Посуду, мелкую скульптурную пластику.)
– Какие цвета применяют? (Синий, белый.)
– Какие элементы используют народные мастера? (Линии, сеточки, усики, капельки, мазок с тенями)
– Ребята, что нужно делать, чтобы декоративноприкладное искусство развивалось, процветало? (Изучать, сохранять.)
Да, нужно всем стараться чтото делать своими руками, создавать и украшать.
Итак, учимся выполнять необычный мазок “ мазок тенями”. В нем виден постепенный переход от светлого к темному.
Посмотрите, как можно рисовать гжельскую розу, основной мотив гжельской росписи. Необходимо положить на палитру синюю краску смочить
кисть и поставить её ворсом на палитре так, чтобы она расплющилась. Затем плавно подвести кисть к комочку краски одной стороной и набрать
на кисть синюю краску. Когда мы делаем мазок на бумаге (показываю), то видим мягкий переход от насыщенного глубокого синего цвета к более
6бледному. Приглядитесь, моя кисть сначала рисует всем ворсом, а затем, постепенно приподнимаясь над бумагой, – концом. (Выполняют
упражнение).
В своей росписи вы можете использовать и различные приемы украшения бордюров завитки, дуги, сеточки, травинки, точки. Необходимые
таблицы на доске.
Этапы работы над гжельской розой, мазком с тенями. Я выполняю на доске, дети на формате А4.
1. Делаем основание гжельской розы – полукруглый теневой серповидный мазок широкой кистью.
2. Лепестки нашей розы сводим в одну точку к основанию цветка (цветоножки). Здесь мазки выполняем лёгкими волнообразными движениями,
чтобы «оживить» розу.
3. Упругими, волнообразными движениями делаем «шапку» розы.
IY. Физкультминутка (3 мин) Слайд16. А теперь, для снятия физической и эмоциональной усталости, для успешного выполнения работы,
отвлечёмся и сделаем несколько не сложных физических упражнений.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте, взмахи руками).
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и синеньким
Я радуюсь цветам. (Повороты направо, налево, любуются цветами).
V. Практическая работа (12 мин). (Слайд 17). Вот и мы на уроке украсим гжельской росписью посуду. Работаем по творческим группам. Каждой
творческой группе предложен шаблон предмета, который необходимо украсить элементами гжельской росписи в технике коллаж (вырезание,
наклеивание и рисование.)
Результат зависит от вашей совместной работы.
78 — 10 минут каждый работает самостоятельно, делая заготовки одного из элементов: цветы, листья, полосы и т.п. для коллажа. Затем вместе
составляете композицию из заготовленных элементов.
В процессе самостоятельной работы предоставляю детям творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь.
VI. Заключительный этап (5 мин).
Выставка работ учащихся (2 мин.).
Выставление оценок.
Рефлексия (3 мин.) (Слайд 18)
Сегодня я узнал… (о гжельской росписи).
Было интересно… (самим находить информацию).
Было трудно… (выполнять “ мазок тенями”).
У меня получилось… (выполнить гжельскую роспись).
Теперь я могу… (создавать прекрасное)
Потрудились вы на славу. Я вижу, вы и, правда, умелые ребята! Знатные мастера и мастерицы из вас вырастут!
VII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд 19)
Выполнить практическую работу в альбомах гжельской росписи предметов домашней утвари.
8