Искусство в системе эстетического воспитания личности
Оценка 4.9

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.04.2018
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения лично¬сти, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей ро¬ли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать пре¬красное в жизни и в искусстве.
Искусство в системе эстетического воспитания личности.docx
Выдающаяся   роль   и   значение   искусства   в   эстетическом   воспитании бесспорно.   Искусство   наиболее   ярко   и   образно   раскрывает   человеку   мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение   и   доставляет   ей   огромное   эстетическое   наслаждение.   Однако автоматизма   в   проявлении   искусством   своей   роли   нет.   Оно   может   и   не выполнить   до   конца   своей   миссии   источника   духовного   богатства,   если человек   окажется   неподготовленным   к   его   восприятию,   не   получит необходимого   для   этого   минимума   художественных   знаний,   не   научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.  Особенно плодотворным оказывается общение с искусством в детские годы. Конкретно­чувственная образность искусства, его наглядность, яркость, выразительность,   делают   искусство   доступным   и   близким   детскому восприятию, созвучным их эмоциональности. Образы живописи, скульптуры, литературы   незаменимы   для   становления   личности   ребенка.  Важно   однако при   этом   владеть   специальными   приемами   и   методиками   для   лучшего постижения им произведений искусства, их образного строя.  Среди   доступных   ребенку   уже   в   первые   годы   его   жизни   видов искусства   заметное   место   принадлежит   литературе. Книга   во   все   времена была   и,   пожалуй,   остается   по   сей   день   популярнейшим   средством художественного развития детей. Сказки о животных, шуточные стихи, стихи­ потешки   всегда   находят   соответствующий   эстетически   эмоциональный отклик   в   детской   чувствительной   аудитории.   Улавливается   при   этом эмоциональная и выразительная сила слова. Следует лишь при этом учитывать возрастные особенности восприятия. Значение имеет и сам внешний вид книг, их   оформление,   наличие   в   них   красочных   иллюстраций.   Ведь   дети   часто воспринимают текст именно вместе с рисунками.  Чтение должно быть постоянно в поле зрения родителей. Важно, чтобы с   возрастом   у   детей   не   пропадало   желание   обращаться   к   книге,   не утрачивался интерес к чтению. Помогает этому традиция семейного чтения.  Одним из важных направлений художественного воспитания является приобщение   детей   к   музыке,   музыкальному   творчеству. Только   музыка пробуждает   музыкальное   чувство   человека,   а   потому   ребенок   уже   с дошкольного   возраста   должен   уметь   слушать   музыку,   в   том   числе классическую. Этому его необходимо учить. К сожалению, ни в семейной, ни в школьной практике данная задача чаще всего не находит сколько­нибудь удовлетворительного   решения.   Существующие   программы   школьного обучения   по   музыке   не   реализуются   из­за   отсутствия   квалифицированных специалистов­педагогов, нехватки инструментов и не в последнюю очередь из­ за недопонимания школьного начальства важности музыкального образования и воспитания вообще.  Не   лучше   обстоит   дело   и   с   реализацией   программы по изобразительному искусству. Известно, между тем, что в рисовании таятся огромные   возможности   развития   у   детей   чувства   формы,   пространства, объема,  цвета.  И   что   эти   ценные   качества   столь   востребованы   сегодня   во взрослой жизни — на производстве, в конструкторских бюро, в проектных организациях и др. Полезны они и для будущих хозяев и хозяек в обустройстве их жилища, в художественно­эстетическом оформлении быта. А разве не являются эти качества   столь   важным   условием   более   красочного,   тонкого   и   глубокого восприятия   окружающего   нас   мира,   его   более   всестороннего   познания   и освоения?!  Интерес к рисованию и лепке проявляется у детей довольно рано. В свои 3­4 года они пытаются уже что­то нарисовать и слепить из пластилина. Родители просто обязаны поощрять эти стремления. Любой взрослый человек, даже не будучи художником, может многое подсказать ребенку в рисунке,   развить   его   зрительную   память,   научить   видеть   более   детально. Рисование   и   лепка   —   это   активный   процесс,   заставляющий   детей   точно воспринимать   предмет,   или восстанавливая   по   памяти,   или   привлекая   одновременно   и   накопленный жизненный опыт и воображение.   или   непосредственно   его   созерцая, Педагоги   и   психологи   давно   заметили,   что   детям,   особенно дошкольного   возраста,   большое   наслаждение   доставляет   не   столько результат,   сколько   сам   процесс   рисования.   И   эти   первые   эстетические переживания,   обогащая   эмоциональный   мир   ребенка,   ценны   и   как   залог последующего духовного гармоничного развития его личности.  Кино и театр — любимые виды искусства и детьми, и взрослыми. Дети обычно с большим удовольствием посещают вместе с родителями и кино, и театр. Однако здесь не должно быть места всеядности. Оберегая детей от весьма   посредственной   продукции   кинопроизводства,   слабых   театральных постановок, важно учить их воспринимать образы в кино и спектаклях в их художественно   условной   данности,   развивать   умение   отличать художественные достоинства и недостатки произведений.  Огромную  роль   в  жизни   современного   человека,  в  том   числе   детей, играет телевидение. Для   миллионной   аудитории   телезрителей   это   одно   из самых доступных средств приобщения к разнообразной информации, в том числе приобщения и к замечательным творениям искусства. Вместе с тем, в реальной   жизни   телевидение,   приобретая   чисто   коммерческий   характер, весьма редко предоставляет людям такую возможность. Телевизионное время заполняется   продукцией   сомнительного   художественного   качества, содержательно   зачастую   вредной   и   опасной   не   только   для   неокрепшей духовности   детей   и   подростков,   но   также   и   для   нравственного   и эстетического облика взрослых.  Бесконтрольность   со   стороны   родителей   за   просмотром   детьми телепередач нередко приводит к тому, что ребенок часами просиживает у экрана телевизора, смотря все подряд. Кроме того, что эти сидения имеют своим   результатом   физическое   и   нервное   переутомление.   В   них   заложена опасность привычки пассивного созерцания. Ведь роль телезрителя не требует от   ребенка   никаких   особых   усилий,   она   бездеятельна.   Родители   должны отдавать отчет в том, что телевизор не может заменить детям книгу, похода в театр, экскурсии в музей, просто живого общения с друзьями.  Очевидно,   что   если   не   использовать   столь   благодатного   в   жизни человека   периода   детства   для   ознакомления   с   настоящим   искусством, заполнить   в   последующем   этот   провал   будет   весьма   и   весьма   непросто. Закладываемый   в   самые   ранние   периоды   становления   личности художественный потенциал является в последующей уже взрослой жизни тем опосредующим   звеном,   через   которое   искусство   осуществляет   свое воздействие на все важные виды социального поведения. Ученые в области педагогики   и   психологии   в   своих   исследованиях   подтверждают   наличие тесной   связи   между   приобщенностью   к   искусству   и   развитостью   его творческих   и   познавательных   способностей,   сформированностью   его нравственных   установок,   социальной   активностью   и   высокой   культурой общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности.  Для тех людей, в жизни которых искусство стало неотъемлемой частью, необходимостью, как пища и воздух, эстетическое переживание представляет самостоятельную ценность, к которой он стремится ради нее самой. Накапливаясь   в   памяти,   эстетические   переживания   взаимодействуют друг   с   другом,   образуя   эмоционально­эстетический   фон,   на   котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком. Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок.  «Искусство, — отмечает известный психолог Л.С. Выготский, — есть организация   нашего   поведения   на   будущее,   установка   вперед,   требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней... Искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его   действием   и   его   исполнением   лежит   всегда   более   или   менее продолжительный   промежуток   времени»   (Выготский   Л.   С.   Психология искусства.— М., 1965.—С. 331­332).  Духовное   обогащение   не   происходит   при   эпизодическом, кратковременном   общении   с   искусством.   Только   совокупность   многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют   поведение   личности,   приучают   ее   жить   так,   как   подсказывает искусство.   Общение   с   подлинным   искусством   побуждает   личность   к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности. Наблюдаемая   ныне   массовизация   культурно­эстетического потребления,   широкое   распространение   художественной   информации средствами теле­, видео­ и радиокоммуникации само по себе еще не решает проблемы   качественной   организации   эстетического   воспитания. Используемая   при   этом   продукция   лишь   в   очень   малой   степени   может претендовать на то, чтобы называться искусством. Результат его воздействия на   малоподготовленную   в   социальном   и   эстетическом   отношении   публику зачастую разрушителен.  Пичкая сознание публики иллюзиями, уводя человека от проблематики реальной   жизни,   такое   искусство   культивирует   в   людях   ограниченность   и пассивность. Вряд ли нас может радовать то обстоятельство, что при показе по телевидению каких­либо бразильских или мексиканских телесериалов у экранов   собирается   большая   часть   населения   страны.   Очевидно,   что существует   определенное   отставание   художественных   вкусов   и   интересов значительной части нашей публики. Социологи в последние годы фиксируют в своих исследованиях четко обозначившуюся   тенденцию   вытеснения   эстетических   потребностей, интересов,   ценностей   на   последнее   место   в   иерархии   основных содержательных   компонентов   молодежного   сознания,   пишут   о   их   явно выраженной   рекреационно­развлекательной   направленности.   Во   всех предпочитаемых видах искусства — музыке, кино, литературе — в основном потребляются так называемые «легкие» жанры: в музыке — эстрада и рок; в кино — боевики, триллеры, вестерны; в литературе — детективы и любовные романы. С классикой по необходимости школьники часто знакомятся лишь через   посредство   весьма   краткого   изложения   «основного»   содержания, оформленного по принципу рекламного буклета.  Преимущественный   интерес   к   развлекательной   стороне   в   искусстве сопровождается   поверхностным   восприятием,   непониманием   условности   и специфики   образного   языка   искусства.   При   восприятии   произведений живописи   внимание   фокусируется   лишь   на   внешнем   правдоподобии   и   на сюжете,   а   в   литературе   привлекает   прежде   всего   фабула.   Образная условность поэтической речи также оказывается многим недоступной. В этих условиях эстетические запросы молодежи часто не выходят за рамки чисто коммерческих   поделок,   кича,   способных   удовлетворить   лишь   самый невзыскательный   вкус.   Сегодня   можно   с   полным   основанием   говорить   о реальной опасности отчуждения молодежи от культуры, от искусства, что в целом   должно   осознаваться   как   угроза   будущему.   Ведь   именно   молодежи предстоит   преумножать   все   то,   что   создано   в   культуре   по   настоящему ценного предшествующими поколениями.  Однако без усвоения этого наследия молодыми людьми вряд ли можем надеяться   на   их   конструктивный   вклад   в   развитие   и   совершенствование культурно­художественного потенциала страны. На этом фоне эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться отнюдь не как роскошь, как выдумка отдельных интеллигентов, но как настоятельная необходимость, как обязательное   условие   духовного   прогресса   общества.   Воспитание   вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое, экологическое и др., не может считаться   удовлетворительным,   если   оно   не   вырабатывает   эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам красоты.   Точно   также   эстетическое   воспитание   без   воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.  Такое   понимание   значимости   эстетического   и   художественного воспитания   в   целом   укладывается   в   современные   концепции   глобального развития человечества в третьем тысячелетии. В этих концепциях культура и духовность осознаются в качестве ключевых ресурсов развития в условиях растущей   неопределенности   и   высокой   мирохозяйственной   конкуренции. Идея культуры расширяет свой объем далеко за рамки чисто традиционного понимания,   становится   все   более   деятельной   и   активной   по   своему содержанию. Наиболее актуальной точкой пересечения интересов различных культурной   и дисциплин   становится   проблематика   философской, педагогической   антропологии.   Появляются   такие   новые   понятия,   как «культурная индустрия», «культурные технологии», «культурный капитал», «культурно­образовательная среда» и др.  В ситуации постмодерна выдвигается принцип адаптации достижений научно­технического   развития   к   запросам   личности,   к   меняющееся социокультурной   стратификации   человечества.   Инвестиции   в   образование, науку   и   культуру   становятся   главными   факторами   постиндустриального развития. Сохранение   и   развитие  «человеческого   капитала»  —   первоочередное условие   качественных   изменений   на   этом   пути.   Обнадеживает   в   таком подходе   то,   что   искусству   в   грядущей   «антропологической   революции» предусмотрено видное и ничем незаменимое место. Считается, что формы художественной   коммуникации,   оснащенные   современными   техническими средствами   и   технологиями,   способны   сыграть   уникальную   роль   в   общей стратегии духовного возрождения и обновления России. ЛИТЕРАТУРА 1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности.— М., 1988. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.,  1908. 3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М, 1980. 4. Герман Ш.М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике.— М., 1982 5. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.— М., 1977. 6. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.— М., 1973. 7. Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений. М., 1982. 8. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность,  состояние, пути развития.—М., 1990. Источник:   Эстетика:   Учебное   пособие   для   вузов./   под   ред.   А.А. Радугина. ­ М.: Центр, 2000. ­ 240с

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности

Искусство в системе эстетического воспитания личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018