Искусство в системе эстетического воспитания личности
Оценка 4.9
Научные работы +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
26.04.2018
Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения лично¬сти, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей ро¬ли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать пре¬красное в жизни и в искусстве.
Искусство в системе эстетического воспитания личности.docx
Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании
бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир
реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на
поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако
автоматизма в проявлении искусством своей роли нет. Оно может и не
выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если
человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит
необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится
видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
Особенно плодотворным оказывается общение с искусством в детские
годы. Конкретночувственная образность искусства, его наглядность, яркость,
выразительность, делают искусство доступным и близким детскому
восприятию, созвучным их эмоциональности. Образы живописи, скульптуры,
литературы незаменимы для становления личности ребенка. Важно однако
при этом владеть специальными приемами и методиками для лучшего
постижения им произведений искусства, их образного строя.
Среди доступных ребенку уже в первые годы его жизни видов
искусства заметное место принадлежит литературе. Книга во все времена
была и, пожалуй, остается по сей день популярнейшим средством
художественного развития детей. Сказки о животных, шуточные стихи, стихи
потешки всегда находят соответствующий эстетически эмоциональный
отклик в детской чувствительной аудитории. Улавливается при этом
эмоциональная и выразительная сила слова. Следует лишь при этом учитывать
возрастные особенности восприятия. Значение имеет и сам внешний вид книг,
их оформление, наличие в них красочных иллюстраций. Ведь дети часто
воспринимают текст именно вместе с рисунками.
Чтение должно быть постоянно в поле зрения родителей. Важно, чтобы
с возрастом у детей не пропадало желание обращаться к книге, не
утрачивался интерес к чтению. Помогает этому традиция семейного чтения.
Одним из важных направлений художественного воспитания является
приобщение детей к музыке, музыкальному творчеству. Только музыка
пробуждает музыкальное чувство человека, а потому ребенок уже с
дошкольного возраста должен уметь слушать музыку, в том числе
классическую. Этому его необходимо учить. К сожалению, ни в семейной, ни
в школьной практике данная задача чаще всего не находит скольконибудь
удовлетворительного решения. Существующие программы школьного
обучения по музыке не реализуются изза отсутствия квалифицированных специалистовпедагогов, нехватки инструментов и не в последнюю очередь из
за недопонимания школьного начальства важности музыкального образования
и воспитания вообще.
Не лучше обстоит дело и с реализацией программы
по изобразительному искусству. Известно, между тем, что в рисовании таятся
огромные возможности развития у детей чувства формы, пространства,
объема, цвета. И что эти ценные качества столь востребованы сегодня во
взрослой жизни — на производстве, в конструкторских бюро, в проектных
организациях и др.
Полезны они и для будущих хозяев и хозяек в обустройстве их жилища,
в художественноэстетическом оформлении быта. А разве не являются эти
качества столь важным условием более красочного, тонкого и глубокого
восприятия окружающего нас мира, его более всестороннего познания и
освоения?!
Интерес к рисованию и лепке проявляется у детей довольно рано. В
свои 34 года они пытаются уже чтото нарисовать и слепить из пластилина.
Родители просто обязаны поощрять эти стремления. Любой взрослый
человек, даже не будучи художником, может многое подсказать ребенку в
рисунке, развить его зрительную память, научить видеть более детально.
Рисование и лепка — это активный процесс, заставляющий детей точно
воспринимать предмет,
или
восстанавливая по памяти, или привлекая одновременно и накопленный
жизненный опыт и воображение.
или непосредственно его созерцая,
Педагоги и психологи давно заметили, что детям, особенно
дошкольного возраста, большое наслаждение доставляет не столько
результат, сколько сам процесс рисования. И эти первые эстетические
переживания, обогащая эмоциональный мир ребенка, ценны и как залог
последующего духовного гармоничного развития его личности.
Кино и театр — любимые виды искусства и детьми, и взрослыми. Дети
обычно с большим удовольствием посещают вместе с родителями и кино, и
театр. Однако здесь не должно быть места всеядности. Оберегая детей от
весьма посредственной продукции кинопроизводства, слабых театральных
постановок, важно учить их воспринимать образы в кино и спектаклях в их
художественно условной данности,
развивать умение отличать
художественные достоинства и недостатки произведений.
Огромную роль в жизни современного человека, в том числе детей,
играет телевидение. Для миллионной аудитории телезрителей это одно из самых доступных средств приобщения к разнообразной информации, в том
числе приобщения и к замечательным творениям искусства. Вместе с тем, в
реальной жизни телевидение, приобретая чисто коммерческий характер,
весьма редко предоставляет людям такую возможность. Телевизионное время
заполняется продукцией сомнительного художественного качества,
содержательно зачастую вредной и опасной не только для неокрепшей
духовности детей и подростков, но также и для нравственного и
эстетического облика взрослых.
Бесконтрольность со стороны родителей за просмотром детьми
телепередач нередко приводит к тому, что ребенок часами просиживает у
экрана телевизора, смотря все подряд. Кроме того, что эти сидения имеют
своим результатом физическое и нервное переутомление. В них заложена
опасность привычки пассивного созерцания. Ведь роль телезрителя не требует
от ребенка никаких особых усилий, она бездеятельна. Родители должны
отдавать отчет в том, что телевизор не может заменить детям книгу, похода в
театр, экскурсии в музей, просто живого общения с друзьями.
Очевидно, что если не использовать столь благодатного в жизни
человека периода детства для ознакомления с настоящим искусством,
заполнить в последующем этот провал будет весьма и весьма непросто.
Закладываемый в самые ранние периоды становления личности
художественный потенциал является в последующей уже взрослой жизни тем
опосредующим звеном, через которое искусство осуществляет свое
воздействие на все важные виды социального поведения. Ученые в области
педагогики и психологии в своих исследованиях подтверждают наличие
тесной связи между приобщенностью к искусству и развитостью его
творческих и познавательных способностей, сформированностью его
нравственных установок, социальной активностью и высокой культурой
общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности.
Для тех людей, в жизни которых искусство стало неотъемлемой частью,
необходимостью, как пища и воздух, эстетическое переживание представляет
самостоятельную ценность, к которой он стремится ради нее самой.
Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимодействуют
друг с другом, образуя эмоциональноэстетический фон, на котором
приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с
человеком. Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок.
«Искусство, — отмечает известный психолог Л.С. Выготский, — есть
организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет
нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней... Искусство
можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между
его действием и его исполнением лежит всегда более или менее
продолжительный промежуток времени» (Выготский Л. С. Психология
искусства.— М., 1965.—С. 331332).
Духовное обогащение не происходит при эпизодическом,
кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих
художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь,
изменяют поведение личности, приучают ее жить так, как подсказывает
искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к
собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни,
помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к
художественному творчеству, в частности.
Наблюдаемая ныне
массовизация культурноэстетического
потребления, широкое распространение художественной информации
средствами теле, видео и радиокоммуникации само по себе еще не решает
проблемы качественной организации эстетического воспитания.
Используемая при этом продукция лишь в очень малой степени может
претендовать на то, чтобы называться искусством. Результат его воздействия
на малоподготовленную в социальном и эстетическом отношении публику
зачастую разрушителен.
Пичкая сознание публики иллюзиями, уводя человека от проблематики
реальной жизни, такое искусство культивирует в людях ограниченность и
пассивность. Вряд ли нас может радовать то обстоятельство, что при показе
по телевидению какихлибо бразильских или мексиканских телесериалов у
экранов собирается большая часть населения страны. Очевидно, что
существует определенное отставание художественных вкусов и интересов
значительной части нашей публики.
Социологи в последние годы фиксируют в своих исследованиях четко
обозначившуюся тенденцию вытеснения эстетических потребностей,
интересов, ценностей на последнее место в иерархии основных
содержательных компонентов молодежного сознания, пишут о их явно
выраженной рекреационноразвлекательной направленности.
Во всех
предпочитаемых видах искусства — музыке, кино, литературе — в основном
потребляются так называемые «легкие» жанры: в музыке — эстрада и рок; в
кино — боевики, триллеры, вестерны; в литературе — детективы и любовные романы. С классикой по необходимости школьники часто знакомятся лишь
через посредство весьма краткого изложения «основного» содержания,
оформленного по принципу рекламного буклета.
Преимущественный интерес к развлекательной стороне в искусстве
сопровождается поверхностным восприятием, непониманием условности и
специфики образного языка искусства. При восприятии произведений
живописи внимание фокусируется лишь на внешнем правдоподобии и на
сюжете, а в литературе привлекает прежде всего фабула. Образная
условность поэтической речи также оказывается многим недоступной. В этих
условиях эстетические запросы молодежи часто не выходят за рамки чисто
коммерческих поделок, кича, способных удовлетворить лишь самый
невзыскательный вкус. Сегодня можно с полным основанием говорить о
реальной опасности отчуждения молодежи от культуры, от искусства, что в
целом должно осознаваться как угроза будущему. Ведь именно молодежи
предстоит преумножать все то, что создано в культуре по настоящему
ценного предшествующими поколениями.
Однако без усвоения этого наследия молодыми людьми вряд ли можем
надеяться на их конструктивный вклад в развитие и совершенствование
культурнохудожественного потенциала страны. На этом фоне эстетическое и
художественное воспитание должно осознаваться отнюдь не как роскошь, как
выдумка отдельных интеллигентов, но как настоятельная необходимость, как
обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще,
будь то трудовое, нравственное, политическое, экологическое и др., не может
считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического
отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам
красоты.
Точно также эстетическое воспитание без воспитания
художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только
искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и
ощущать жизнь как целое.
Такое понимание значимости эстетического и художественного
воспитания в целом укладывается в современные концепции глобального
развития человечества в третьем тысячелетии. В этих концепциях культура и
духовность осознаются в качестве ключевых ресурсов развития в условиях
растущей неопределенности и высокой мирохозяйственной конкуренции.
Идея культуры расширяет свой объем далеко за рамки чисто традиционного
понимания, становится все более деятельной и активной по своему
содержанию. Наиболее актуальной точкой пересечения интересов различных культурной и
дисциплин становится проблематика философской,
педагогической антропологии. Появляются такие новые понятия, как
«культурная индустрия», «культурные технологии», «культурный капитал»,
«культурнообразовательная среда» и др.
В ситуации постмодерна выдвигается принцип адаптации достижений
научнотехнического развития к запросам личности, к меняющееся
социокультурной стратификации человечества. Инвестиции в образование,
науку и культуру становятся главными факторами постиндустриального
развития.
Сохранение и развитие «человеческого капитала» — первоочередное
условие качественных изменений на этом пути. Обнадеживает в таком
подходе то, что искусству в грядущей «антропологической революции»
предусмотрено видное и ничем незаменимое место. Считается, что формы
художественной коммуникации, оснащенные современными техническими
средствами и технологиями, способны сыграть уникальную роль в общей
стратегии духовного возрождения и обновления России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бессонов Б.Н. Человек. Пути формирования новой личности.— М., 1988.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.— М.,
1908.
3. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М, 1980.
4. Герман Ш.М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике.— М., 1982
5. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества.— М., 1977.
6. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе.— М., 1973.
7. Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений. М., 1982.
8. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность,
состояние, пути развития.—М., 1990.
Источник: Эстетика: Учебное пособие для вузов./ под ред. А.А.
Радугина. М.: Центр, 2000. 240с
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Искусство в системе эстетического воспитания личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.