Использование активных методов обучения на уроках биологии
Оценка 4.9

Использование активных методов обучения на уроках биологии

Оценка 4.9
docx
03.03.2022
Использование активных методов обучения на уроках биологии
ТвСВУ Жарова И.Б..docx

Использование активных методов обучения

на уроках биологии

 

Жарова Ирина Борисовна, преподаватель биологии

ФГКОУ «Тверское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 

Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знания в новых ситуациях в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения. Для решения поставленных задач, требуются эффективные формы организации образовательного процесса, новые педагогические технологии, активные методы обучения, так как традиционное репродуктивное обучение отводит пассивную роль ребенку и не позволяет достичь поставленных целей.

Вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив – приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т. к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания обучающихся. Активные методы обучения позволяют развивать мышление; способствуют их вовлечению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но одновременно развивают практические навыки и умения.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных особенностей или признаков. Чаще всего, выделяют следующие признаки:

Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью ведущего (преподавателя) и с участием других слушателей, основываясь на известном ему чужом и своем профессиональном и жизненном опыте, логике и здравом смысле.

Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением АМО обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. Многочисленные эксперименты по развитию интеллектуальных возможностей, учащихся показали, что использование коллективных форм обучения оказывало даже большее влияние на их развитие, чем факторы чисто интеллектуального характера.

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегуляции, самообучения.

Исследования изучаемых проблем и явлений. Реализация признака позволяет обеспечить формирование отправных начальных моментов навыков, необходимых для успешного самообразования, основанного на умении анализировать, обобщать, творчески подходить к использованию знаний и опыта.

Мотивации. Активность как индивидуальной и коллективной самостоятельной и специально организованной учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов, обучающихся выступают: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий, эмоциональная вовлеченность.

Количество активных методов обучения достаточно велико. Поэтому для их характеристики обратимся к вопросам классификации активных методов обучения.

Классификация активных методов обучения

Активные методы обучения подразделяются на две большие группы: групповые и индивидуальные. Групповые применимы одновременно к некоторому числу участников (группе), индивидуальные – к конкретному человеку, осуществляющему подготовку вне непосредственного контакта с другими учащимися.

Различные авторы классифицируют активные методы обучения по разным основаниям, выделяя разное количество групп.

Можно условно объединить активные групповые методы в три основных блока (Ю.Н. Емельянов):

дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусов из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.);

игровые методы: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры (поведенческое научение, игровая психотерапия, психодраматическая коррекция); контригра (трансактный метод осознания коммуникативного поведения);

сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).

Можно основные методы активного обучения подразделять по основным направлениям (С.В. Петрушин):

по характеру учебно-познавательной деятельности:

имитационные методы, базирующиеся на имитации деятельности, и не имитационные. Особенность имитационных методов — разделение их на игровые и неигровые. Методы, при реализации которых обучаемые должны играть определенные роли, относятся к игровым. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, действия по инструкции и т. д. Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности;

по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на:

ранжировании по различным признакам предметов или действий;

оптимизации процессов и структур; проектировании и конструировании объектов;

выборе тактики действий в управлении, общении и конфликтных ситуациях;

решении инженерно-конструкторской, исследовательской, управленческой или социально-психологической задачи;

демонстрации и тренинг навыков внимания, выдумки, оригинальности, быстроты мышления и другие;

по численности участвующих.

Существует также классификация АМО, предполагающая членение их на четыре группы, объединяющей групповые и индивидуальные формы занятий, при главенстве первых.

Дискуссионные методы (свободные и направленные дискуссии, совещания специалистов, обсуждение жизненных и профессиональных казусов и т. п.), построенные на живом и непосредственном общении участников, при пассивно отстраненной позиции ведущего, выполняющего функцию организации взаимодействия, обмен мнениями, при необходимости управление процессами выработки и принятия группового решения.

Игровые методы (деловые, организационно-деятельностные, имитационные, ролевые игры, психодрама, социадрама и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий и т. п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.

Рейтинговые методы (рейтинги эффективности, рейтинги популярности), активизирующие деятельность учащихся за счет эффекта соревнования,

Тренинговые методы (поведенческие и личностно ориентированные тренинги), направленные на оказание стимулирующего, корректирующего, развивающего воздействия на личность и поведение участников.

Каждая группа АМО предполагает специфическую организацию взаимодействия участников, пребывающих в позиции учащихся, и обладает своими специфическими особенностями.

Таким образом, в настоящее время не существует единого взгляда на проблему классификации методов обучения, и любая из рассмотренных классификаций имеет как преимущества, так и недостатки.

Способы активизации познавательной деятельности на уроках биологии

Изучать биологию – не значит только знакомиться с видовым составом флоры и фауны, знать отдельных представителей. Это изучение большого количества понятий и определений, законов и закономерностей. Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя.

Современные уроки биологии строятся с использованием различных методических приемов и технологий. В своей педагогической деятельности я использую следующие педагогические технологии:

педагогических мастерских;

проблемного и развивающего обучения;

проектно-исследовательской;

игровые и др.

1. Технология педагогических мастерских.

Несколько лет назад в своей педагогической деятельности я стала использовать элементы технологии педагогических мастерских. Меня всегда привлекала возможность осуществлять индивидуально-групповую познавательную деятельность учащихся. В ходе этой работы у учащихся целенаправленно происходит формирование важнейших компонентов коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

В рамках этой технологии используют разные активные методы и приемы, например: необъявленная тема, нестандартный вход в урок, ассоциативный ряд, цитаты, пословицы, поговорки, верные-неверные утверждения, логические цепочки, кластеры, мини-проекты, мини-исследования, незаконченные предложения.

2. Технология проблемного обучения.

Элементы этой технологии применяются на этапе актуализации, изучения нового материала, этапе закрепления. Метод проблемной ситуации позволяет учителю подвести учеников к противоречию и самим найти способ его решения. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону. Ее задача – направить деятельность учащихся на максимальное овладение изучаемым материалом, обеспечить мотивационную сторону деятельности, вызвать интерес к ней. Важной составляющей данного метода является решение проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками и т. д.). Подбираются такие задания, которые были бы значимы для ребят, интересны, показывали практическое применение знаний темы, подталкивали к высказыванию своего мнения. При изучении темы «Класс Насекомые» на этапе мотивации к учебной деятельности суворовцам предлагается провести параллель между живыми объектами и техникой. Ученики не остаются просто слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем и лучше усваивают то, что увидели и открыли сами. Учебная деятельность в свою очередь становится творческой, многогранной.

Для создания проблемной ситуации применяю биологические задачи. Постановка задач в процессе обучения повышает активность обучающихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, познавательной самостоятельности и в итоге формированию и развитию познавательного интереса к биологии.

Типы задач, используемые на уроках:

а) задачи, способствующие развитию логического мышления;

б) задачи на распознавание натуральных объектов;

в) задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы;

г) задачи, способствующие развитию исследовательских навыков;

д) задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими;

е) задачи, связанные с самонаблюдением;

ж) задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Создание проблемных ситуаций на уроке возможно с привлечением литературных произведений разных жанров.

На уроках ботаники – это стихи-загадки, пословицы, сказки. Во-первых их достаточно большая подборка, во-вторых эффект их применения всегда ощутим, в-третьих они снижают усталость на любых этапах урока.

При изучении темы «Земноводные» можно предложить такое начало: «В финской сказке одна царевна сказала: «Что бы такое вышло из меня, к чему прислушаются все люди». А вторая захотела: «Чтобы такое вышло из меня, зачем гоняются все люди». Когда подошла очередь третьей, она промолвила: «Что бы такое вышло из меня, на что дивились бы все люди». И стала старшая дочь кукушкой, средняя – белкой, а младшая превратилась в лягушку». Вопрос: В конце урока нам предстоит ответить на вопрос – Чем же так удивительна лягушка?

Разминки – короткие, емкие и информативные задания – упражнения, расширяющие кругозор учащихся. Они позволяю заинтересовать учащихся и заставить размышлять, наиболее подходят для отработки ключевых понятий, терминов урока.

А) «Вырази мысль другими словами» – предложить несколько вариантов выражения мысли, изложенной в какой-нибудь фразе, другими словами, смысл фразы искажать нельзя (например: большая часть жгутиконосцев – одноклеточные существа. Вариант ребенка: большинство родственников эвглены – простейшие организмы.

Б) «Дуэль» – класс делится на пары дуэлянтов, которые садятся друг напротив друга, образуя два ряда. Каждой паре задается вопрос. Победитель дуэли оценивается по точности и полноте ответа. Побежденный дуэлянт переходит в команду победителя. Если оба ответа верны, игроки остаются в своих командах. Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд.

В) «Ключевые слова» – каждый учащийся получает текст с пропусками. За определенное время надо составить список слов утерянных в рассказе. По окончании работы учителем зачитывается список утерянных слов, а учащиеся проверяют совпадение со своим списком и за каждое совпадение ставят себе по 1 баллу. В конце подсчитывается общее количество баллов и ставится оценка.

Г) «Верю – не верю» – предлагаемые на обсуждение примеры либо заведомо ложны, либо истинны. Необходимо определить, достоверна ли содержащаяся в них информация, и объяснить свой выбор (например: плоды колбасного дерева по вкусу напоминают сервелат).

Д) «Да-нет» – по условию игры задумавший слово на все вопросы собеседника имеет право отвечать только «да» или «нет», учащийся отгадывающий слово должен задавать соответствующие этому требованию вопросы. Можно использовать на уроках ботаники и зоологии при изучении многообразия живых объектов.

Е) «Кроссвординки» – предлагается разгадать мини-кроссворд по определенной теме (изученной ранее или новой). Кроссворды могут быть приготовлены детьми как домашнее задание.

3. Технология организации исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование. Редкая тема курса биологии обходится без элементов этой технологии.

Лабораторный эксперимент является одновременно и способом добывания знаний, и видом практики, подтверждающей их истинность. Данный метод содействует формированию научного мировоззрения, логического мышления, способствуют развитию познавательного интереса к науке. Опытническая работа является также действенным средством трудового, эстетического и экологического воспитания обучающихся, способом знакомства с законами природы. Способствует возникновению и сохранению исследовательского интереса, и позволяет в дальнейшем постепенно включить детей в исследовательскую

Метод проектов объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения. Мини-проекты на уроках способствуют развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать информацию, делать выводы и заключения; развивают критическое мышление, формируют умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач, побуждают находить оригинальные решения в нестандартных ситуациях. На уроках использую как индивидуальные, так и групповые проекты. В групповые проекты вовлечены ученики с разными учебными возможностями, среди которых есть хорошо подготовленные к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности и не очень готовые к такой работе, которые часто играют роль статистов. Коллективный командный дух позволяет ребятам раскрыть себя, показать с неожиданной стороны.

4. Игровые технологии.

Игры знакомы с детства каждому человеку. В процессе игры развиваются способности человека, раскрываются его возможности и создаются условия для обмена информацией. Игровые формы отличаются тем, что процесс обучения максимально приближен к практической деятельности. Решения во многих играх принимаются коллективно, что развивает мышление учащихся, коммуникативные способности. В процессе игры возникает определенный эмоциональный настрои, активизирующий учебный процесс.

Игровые ситуации, эффективны на любом этапе урока, делают процесс обучения более интересным. В процессе игры ребята учатся слушать и понимать друг друга, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Урок в форме игры-викторины «Обобщение знаний по теме «Надкласс Рыбы». Яркие слайды презентации, интересные конкурсы способствуют продуктивному повторению и закреплению ранее изученного материала, запоминанию научной терминологии, предусмотренной образовательной программой, а также развитию внимания, памяти, мышления, устной речи обучающихся.

На этапе актуализации знаний или первичного закрепления использование загадок, ребусов, шарад привлекает внимание учеников, оживляет уроки. Никто из ребят не остается равнодушным, в процесс разгадывания погружается каждый.

Для того чтобы отгадать загадки, учащиеся должны хорошо знать материал школьного учебника, дополнительной литературы. Загадки составляются на основе зашифровки наиболее существенных признаков предмета или явления. Работа с загадками, помогает развивать у детей наблюдательность, находчивость, развивают логическое мышление.

Сюжетно-ролевая игра является одной из форм обучения, обеспечивающей обучающемуся активную позицию в учебной деятельности. Такие игры отличаются от игр-упражнений и игр-путешествий тем, что инсценируются, а учащиеся играют определенные роли. В таких играх дети отражают различные стороны жизни (социальные переживания, экономические, сельскохозяйственные и т. д.), особенности взаимоотношения, уточняют свои знания об окружающей действительности. Отличительным признаком ролевой игры является наличие ролей, сюжета, игровые действия.

Игры-викторины, КВН, соревнования, путешествия использую на уроках обобщения, закрепления материала. Игры-соревнования могут включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества, что позволяет в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения. В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

Использование элементов игровых технологий способствует созданию ситуации успеха, формированию интереса к изучению учебного материала, умению работать в коллективе. Участники игры показывают не только знания, но и смекалку, наблюдательность, быстроту реакции. А результатом становятся отличные отметки и хорошее настроение.

Методы ИКТ. Использование мультимедийных презентаций к урокам, работа с Интернет-ресурсами, применение готовых обучающих программ дают возможность представить информацию в сжатом виде, формируют навыки рационального запоминания материала.

Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний, тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того, что материалы заранее заготовлены в электронном виде).

Дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.

Различные электронные дидактические игры, интерактивные задания, тесты, позволяют автоматизировать контроль усвоения знаний, мгновенно оценивать успехи учеников и получать информацию о затруднениях, испытываемых ими на уроке.

Использование ИКТ учит суворовцев работать с информацией, свободно ориентироваться в большом потоке и уметь получать информацию из разных источников. А это в свою очередь позволит учащимся эффективно использовать время для подготовки к экзаменам, самостоятельно отбирать и систематизировать учебный материал.

Выбор того или иного метода на уроках биологии зависит от разных причин: от цели занятия, опытности учеников, их знаний.

При выборе тех или иных методов обучения необходимо, прежде всего, стремится к продуктивному результату. При этом от обучающегося требуется не только понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, но и уметь ими оперировать, применять их в практической деятельности, развивать, ведь степень продуктивности обучения во многом зависит от уровня активности учебно-познавательной деятельности обучающегося. Иными словами, степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства.

Уровень познавательной активности обучающихся в большей степени зависят от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии.

Возможность использования того или иного метода диктуется целесообразностью его применения. От того, насколько рациональным, продуманным и научно обоснованным будет этот выбор, напрямую зависит и результат всей работы. При выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы как: содержание учебного материала; возрастные особенности учащихся; задачи урока; оснащенность кабинета биологии учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники.

Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а также включить их в познавательную деятельность.

В результате внедрения активных методов обучения в практическую деятельность все суворовцы класса на уроке работают с интересом и желанием, значительно повышается интенсивность их работы. Дети не только усваивают школьную программу, но и приобретают множество полезных навыков, которые помогут им в жизни и профессиональной деятельности. А человек с такими качествами будет востребован в современном обществе и будет способствовать его развитию.

Список литературы

 

1. Бондарук М.М. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах 5-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2017.

2. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. – М.: Просвещение, 2019.

3. Пустохина О.А. Урок в современной школе. – Волгоград: Учитель, 2018.


 

Скачано с www.znanio.ru

Использование активных методов обучения на уроках биологии

Использование активных методов обучения на уроках биологии

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося

Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося

Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности; по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании…

Особенность не имитационных методов – отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности; по типу деятельности участников в ходе поиска решения задач выделяют методы, построенные на: ранжировании…

Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя

Сделать такую работу интересной и увлекательной, в то же время научной и познавательной, повышать активность учащихся, интерес к предмету - является главной задачей учителя

Учебная деятельность в свою очередь становится творческой, многогранной

Учебная деятельность в свою очередь становится творческой, многогранной

Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд

Игра продолжается до последнего вопроса или заранее определенного перевеса одной из команд

Коллективный командный дух позволяет ребятам раскрыть себя, показать с неожиданной стороны

Коллективный командный дух позволяет ребятам раскрыть себя, показать с неожиданной стороны

Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения

Игровая форма урока всегда приносит творческое удовлетворение всем его участникам, способствует развитию навыков межличностного общения

Иными словами, степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства

Иными словами, степень активности учащихся на уроке является реакцией на методы и приемы работы учителя, интегративным показателем его педагогического мастерства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2022