План работы по самообразованию воспитателя
Никонович Р.В.:
«Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
ТЕМА: « Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений дошкольников».
2020-2021 (учебный год)
Этап работы над темой: 1 год
Месяц начала работы над темой: сентябрь 2020г.
Месяц окончания работы: сентябрь 2021г.
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
- использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольного возраста;
- активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
Актуальность.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе.
Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. Игра – естественный способ развития ребенка.
Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
Все дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся с признаками предметов: цветом, величиной, формой.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также они направлены на развитие речи и правильной ориентировке в пространстве.
Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, научить сравнивать и выделять признаки предметов.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. |
З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990. |
Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М.: Баласс, 2003 г. — 256 с. |
|
2. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с. |
|
|
3.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева. |
4.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004. |
|
. |
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Работа с детьми.
Содержание работы |
Использование дидактических игр |
Сроки |
Мониторинг начальных знаний об элементарных математических представлениях. |
|
Сентябрь
|
Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства |
Дидактические игры на усвоение понятия «цвета»: « Бусы для куклы», «цветные карандаши», «Цветные кубики»
|
Октябрь – ноябрь
|
Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.
|
Дидактические игры по разваитию представлений о величинах: « украсим коврик», «Домики для зайчиков», «Катится- не катится», «Найди такой же». |
Декабрь
|
Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов. |
Д/и «Что лишнее?», «Что изменилолсь?», «Разложи по полочкам» Д/и по развитию количественных |
Январь
|
Знакомство с понятиями «один», «много».
|
представлений «За подснежниками» «Давай играться»
|
Февраль- Март |
Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше). |
Д/и по развитию равенства на основесопоставления двух групп предметов «Жучки на листочках», «Бабочки и цветы». |
Апрель |
Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже). |
«Подбери дорожку», «Мостик для машинки», «Дорожки и тропинки»
|
Май
|
|
|
|
Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
|
Д\и «Геометрическое лото», вкладыши, «Человечки геметрики» |
Июнь- июль |
Формирование пространственных представлений: на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
|
Д/И «Магазин игрушек», «Мы – строители» |
Август |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.