Использование дидактических игр при формировании
лексико- грамматического строя речи у детей с ОНР
Использование дидактических игр и игровых приемов в процессе формирования грамматики, детей с нарушением речи является важным компонентом коррекционной работы логопеда. Дидактические игры закрепляют изменения в образовании слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь, являются эффективным средством закрепления грамматических навыков.
Примеры дидактических игр.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: упражнять детей в подборе
слов, противоположных по значению (антонимов).
Ход игры. Взрослый предлагает
ребёнку подобрать подходящие картинки и ответить наоборот:
Молодой
человек – пожилой человек
Чистые руки – … грязные руки;
веселая девочка – грустная девочка;
Большой мячик – маленький мячик;
Холодный чай – горячий чай.
Игра «Звуки перепутались»
Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и
зрительную память.
Описание
игры. Ведущий читает веселые
стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит,
какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я в сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.
Игра "Один –
много"
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительных и
имен прилагательных именительного падежа во множественном числе, а также
употреблению имен существительных и имен прилагательных множественного числа в
родительном падеже.
Упражнения
Мяч |
мячи |
много мячей |
Игра "Назови
ласково"
Цель: учить детей правильному образованию и употреблению
уменьшительно – ласкательных форм имен существительных и имен
прилагательных.
Упражнения
Яблоко Добрый слон |
яблочко добренький слоник |
Игра "Вершки и
корешки"
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия. У одних овощей мы
едим то, что находится на поверхности земли ( вершки), а у других – то, что
растет в земле (корешки).
--------------------- |
Капуста |
-----------------------Корешки |
Игра "Съедобное
– несъедобное"
Цель: закреплять в речи детей обобщающие понятия.
Съедобный---------------------- |
Боровик |
Несъедобный----------- |
Игра "Чье
гнездо?", "Чьи перья?"
Цель: научить детей образовывать имена прилагательные от имен
существительных.
Гнездо грача – грачиное гнездо Перо у гуся – гусиное |
Гнездо скворца – Перо у утки – |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.