Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Саратовской области муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» г.Балаково Саратовской области.
Использование эффективных педагогических технологий на уроках иностранного языка
Подготовила
учитель немецкого языка
первой категории
МАОУ СОШ №15
Жарова Л. В.
Октябрь, 2023 г
Использование педагогических технологий на уроках иностранного языка.
Модернизация содержания образования в России на современном этапе развития общества не в последнюю очередь связана с инновационными процессами в организации обучения иностранным языка.
Современный учитель должен не только знать, но должен еще владеть современными технологиями и методиками обучения. Современному обществу для реализации ФГОС требуются учителя иностранных языков, компетентные в лингвометодических и социокультурных вопросах, владеющие современными технологиями обучения, способные подготовить своих обучающихся к международному и межкультурному общению. Сегодня в педагогике часто используется понятие педагогической технологии. Специфика обучения иностранному языку предполагает необходимость использовать новые образовательные технологии, наряду с традиционными методиками, направленные на достижение формирования ключевых коммуникативных компетенций, то есть формирования базовых навыков в практической деятельности. Сегодня существует много педагогических технологий. И невозможно охватить их все в полной мере. Для повышения эффективности образовательного процесса будет целесообразно использовать несколько технологий частично, но с учетом возрастных особенностей учащихся. Чаще на уроках используют такие технологии как технология коммуникативного обучения, проблемное обучение, игровые технологии, элементы критического мышления и информационно - коммуникативное обучение, технология организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности учащихся.
Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности. Эта технология позволяет дать возможность ученику самому вступить в коммуникативную деятельность при создании определенной ситуации. Другими словами научить говорить можно только говоря, слушать - слушая, читать - читая. Должна быть практическая направленность урока. Уроки на языке, на начальном этапе это очень сложно. В речевых упражнениях должно быть плавное, дозированное накопление объема лексики и грамматики с отработкой материала. Не допускается ни одной фразы, которую нельзя было бы использовать в условиях реального общения. Речевая деятельность имеет три стороны: лексическую, грамматическую, фонетическую. Они неразрывно связаны в процессе говорения. Необходимо стремиться, чтобы в большинстве упражнений усваивались речевые единицы. Необходимо, чтобы слова и грамматические формы усваивались сразу в деятельности: учащийся выполняет какую-либо речевую задачу - подтверждает мысль, сомневается в услышанном, спрашивает о чем-то, побуждает собеседника к действию и в процессе этого усваивает необходимые слова или грамматические формы. Принципиально важным является отбор и организация материала на основе ситуаций и проблем общения, которые интересуют учащихся каждого возраста. Эта технология позволяет совместить ее с игровыми технологиями. Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонность, уровень подготовки по языку. Упражнения игрового характера активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-то одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т. д.) или целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т. д. Одни игры выполняются учащимися индивидуально, другие — коллективно. Каждое упражнение игрового характера требует не менее 10–12 минут учебного времени. Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент урока, коллективные желательно проводить в конце урока, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения. Необходимо обучать на основе ситуаций. Желание говорить появляется у ученика только в реальной или воссозданной ситуации, затрагивающей его. При коммуникативном обучении все упражнения должны быть по характеру речевыми, т.е. упражнениями в общении. Это упражнения, специально организованные для формирования навыка. Для них характерна однотипная повторяемость лексических единиц, не разорванность во времени. Речевые упражнения - пересказ текста своими словами, описание картины, серии картин, лиц, предметов, комментирование. При обучении второму иностранному языку это реализуется достаточно легко. К грамматическим ошибкам надо привлекать внимание класса, но длительное объяснение правил не должно отвлекать ученика от речевой задачи.
Проблемное обучение и технология критического мышления позволяют также эффективно реализовать достижение метапредметных, личностных и предметных результатов. Например, при развитии и совершенствовании навыков аудирования и чтения можно использовать следующие проблемные речемыслительные задания:
1. Прослушайте текст и определите, как говорящий знакомится со своим зарубежным сверстником (как высказывает свое мнение, пытается убедить слушателя совершить какой-нибудь поступок).
2.Прослушайте текст (диалог) и скажите, о чём говорящий хочет сообщить или спросить. Подтвердите ваше мнение цитатой из текста.
3.Прослушайте краткое резюме и скажите, что не соответствует его содержанию.
4.На основании прослушанного текста: составьте план текста; ответьте на вопросы; сделайте на немецком языке краткое устное (письменное) резюме прослушанного текста; сформулируйте основную идею прослушанного текста.
5.Выстраивание последовательности рассказа из его фрагментов, распределенных на карточках между учащимися.
6.Расположение предметов или понятий по принципу их важности или полезности в определенной ситуации.
7.Выявление сходств и различий в понятиях, изображениях, текстах.
8.Исключение лишнего предмета, мысли, текста.
9.Задания типа «перенос информации»: либо из текста в наглядное изображение, или из наглядного изображения в текст.
10.Осознанное подвергание сомнению тех или иных положений, мыслей, высказываний. 11.При прослушивании, чтении предложений догадывание по контексту о значении неизвестных слов в известной грамматической форме (или по словообразовательным элементам).
12.Записывание прозвучавших в тексте слов и словосочетаний, относящихся к изучаемой теме.
Конечно, отбор упражнений зависит от уровня обученности класса.
Высокий уровень компьютеризации общества и рост значения сети интернет как средства хранения и передачи информации требуют от современного учителя иностранного языка внедрения в свою образовательную практику информационно-коммуникационных технологий.
Их использование способствует совершенствованию лингвистической и
межкультурной компетенций учащихся, формированию культуры общения в электронной среде, повышению информационной культуры в целом, а также развитию навыков работы на компьютере: поиск, обработка, передача, систематизация информации и презентация результатов научно-исследовательской деятельности учащимися. Благодаря возможностям информационно-коммуникационных технологий, в том числе использования сети интернет, любой проект выходит за рамки школы и становится национальным или международным проектом.
Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения. Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов и т. Занимаясь интегрированием современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку для формирования коммуникативной компетенции школьника, на протяжении ряда лет тщательно изучая, апробируя и адаптируя инновационные идеи современных российских и зарубежных преподавателей, можно прийти к выводу, что именно данная педагогическая система способствует раскрытию субъективного опыта ученика, формированию личностно-значимых для него способов учебной работы, воспитанию нравственных идеалов, развитию критического мышления, адекватной оценки и самооценки, самосовершенствованию каждого ученика и возможности реализовать себя как личность.Сегодня невозможно обучение без Интернет-ресурсов. Это – привычное и удобное средство знакомства с культурой других стран и народов, общения, получения информации, неистощимый источник образовательного процесса. И учащиеся самостоятельно открывают сайты для поиска информации. Особенно эффективно применяются при ознакомлении с лингвострановедческим материалом. Задания, направленные на усвоение страноведческого материала дают возможность повышать социокультурную осведомленность. Кроме того информационные технологии являются хорошим подспорьем для учителя. Существует много обучающих и учебных видеороликов на различные темы.Учитель может не тратить своё время на разработку грамматических презентаций. Учащиеся часто используют материал при создании презентаций, проектов. Технология организации проектной и
учебно-исследовательской деятельности учащихся
Одной из технологий обеспечивающей личностно – ориентированное обучение является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности, тот метод, который позволяет школьникам применить накопленные знания и опыт.
В соответствии с ФГОС основной целью обучения немецкому языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В этот комплекс входит совокупность её составляющих: речевая, языковая, социокультурная, межкультурная, компенсаторная и учебно-познавательная. Основное содержание данного учебного предмета подразумевает следующие аспекты:
- Предметное содержание речи.
- Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
- Языковые средства и навыки пользования ими.
- Социокультурная осведомлённость.
- Специальные учебные умения.
- Общеучебные умения.
- Универсальные учебные действия.
Эти аспекты эффективно реализуются благодаря применению вышеописанных технологий, если грамотно соединить и интегрировать их в учебном процессе.
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Развитие личности – смысл и цель современного образовании.
Список литературы:
1.Ковальчук М.А. Дискуссия как средство обучения иноязычному общению.// - М.: Изд-во Высшая школа, 2008.
2. Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность.
- Обнинск: Титул, 2010.
3. Фокина К.Ф. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекции. - М., Изд-во Юрайт, Высшее образование, 2009. - 158
4.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. -М., 2000.
Ссылки на Интернет-ресурсы:
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности по предмету «Иностранный язык». В образовательной деятельности учителя иностранного языка могут использовать следующие сайты:
1. Министерство образования и науки Российской Федерации: http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.
2. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.
3.Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества: http://www.openclass.ru/og.
4. Интернет-издание «Просвещение»: http://prosvpress.ru.
5. Социальная сеть работников образования: http://nsportal.ru.
6. Вестник Образования. Официальное издание Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.vestnik.edu.ru/
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.