Использование электронных форм учебников при формировании универсальных учебных действий

  • Памятки
  • doc
  • 26.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматриваются особенности работы с ЭФУ в контексте УУД.
Иконка файла материала Использование электронных форм учебников при формировании универсальных учебных действий.doc

Использование электронных форм учебников при формировании универсальных учебных действий

Электронные формы учебника являются современной тенденцией в образовании. И причин тому несколько. Во-первых, современное поколение, которое иногда называют «цифровыми аборигенами» дружит с гаджетами куда лучше, чем с книгами. И, во-вторых, электронная форма учебника расширяет возможности печатного издания. Так, например, издательство «Росучебник» пишет о данной форме: «Учебник в электронной форме по структуре, содержанию и оформлению полностью соответствует печатному изданию. При этом, он регулярно обновляется и содержит много дополнительных мультимедийных ресурсов: иллюстраций, схем, аудио- и видео-материалов, интерактивных заданий».

В настоящее время многие организации занимаются выпуском электронных форм учебника и их распространением. В качестве знакомства с данным видом материалов некоторые из них предоставляют возможность пользоваться ЭФУ ограниченное время. Так, например, то же издательство «Росучебник» представило платформу Lecta, где в течении месяца можно пользоваться 5 различными учебниками. Вот так выглядят интерактивные объекты в тексте.

Еще одна вещь, которую следует сказать об ЭФУ — это то, как их можно использовать. В отличие от печатного издания, которое приобретается вами единоразово, на ЭФУ приобретается право использования на ограниченное время. Для Lecta это 500 дней. Но и стоимость ЭФУ в несколько раз меньше. Это примерно соответствует современным цифровым магазинам, вроде онлайн кинотеатров или сайтов с музыкой, где приобретается подписка, дающая право пользоваться контентом ограниченный период времени. Таким образом, это можно считать, скорее, тенденцией цифровой экономики.

Те преимущества, которые электронная форма учебника имеет печатной формой, можно положительно использовать в образовательном процессе. На примере конкретных видов УУД покажу, как ЭФУ способствует их формированию. В узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Личностные УУД предполагают умение делать самостоятельный выбор в мире мыслей, чувств и умение нести ответственность за этот выбор, иными словами, они способствуют формированию ценностно-смысловой ориентации. Насыщенность ЭФУ интерактивными объектами позволяет организовать индивидуальное обучение, создать условия для самовыражения каждого ученика, проявления его избирательности к учебному материалу. В условиях, создаваемых педагогом, электронный учебник и дополнительные учебные материалы, позволяет учащему самому выбирать способ обучения, а именно тип контента, будь это текст, графика, аудио или видео. При методически грамотном использовании электронного учебника можно достичь большего мотивационного эффекта, чем при использовании обычного, так как это дает учащимся дополнительную возможность использовать то, что ему необходимо.

Регулятивные УУД предполагают умение организовать свою деятельность, определить такие её компоненты, как цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка. Электронные учебники позволяют педагогу создавать тестовые задания для обучающихся, которые они могут проходить в любое удобное для них время и, при необходимости, возвращаться к этим заданиям вновь. У обучающихся при работе с электронными учебниками появляется возможность делать то, что с бумажным учебником делать крайне нежелательно, а именно, читая, выделять текст, делать пометки, делать короткие резюмирующие замечания.

Познавательные УУД подразумевают умение результативно мыслить и работать с информацией и являются системой способов познания окружающего мира, организации самостоятельного процесса поиска, исследования и комплексом операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.  Интерактивные объекты, предназначенные для отработки знаний, направлены на формирование умения классифицировать, систематизировать, анализировать материал, строить логические ряды, выделять главную и второстепенную информацию. Всё это даёт возможность воспитывать независимых учеников, которые ставят перед собой цели и отслеживают собственные успехи на пути их достижения.

Коммуникативные УУД предполагают умение общаться и взаимодействовать с людьми. Работа обучающихся с учебными объектами (как натурными, так и виртуальными) может быть в любой момент обобществлена и представлена для коррекции учителем или уточнения при работе в малых группах. Возможности создания образовательных продуктов и быстрого вывода их, в том числе на средства фронтальной проекции (мультимедийный проектор, интерактивную доску), позволяют обеспечить качественно новый уровень понимания обучающимися учебного материала и возможность донести знания до значительно большего процента обучающихся. Совместное обсуждение полученных результатов способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий.

Таким образом, электронные учебники позволяют организовать работу по развитию универсальных учебных действий, как в образовательной среде школы, так и вне ее. И уже сегодня школам необходимо включаться в проекты по организации системы обеспечения учащихся электронными учебниками.