Использование электронных образовательных ресурсов на уроках

  • docx
  • 29.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Использование электронных образовательных ресурсов на уроках.docx

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках

Педагог дополнительного образования Жекотова Л.В.

          Интернет все больше входит в нашу жизнь. В эпоху бурного развития информационных технологий государство заинтересовано в том, чтобы все его граждане были способны грамотно работать с информацией, самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Процесс обучения современного человека не должен заканчиваться в школе или вузе, он должен быть непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Образование должно шагать в ногу со временем. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий. Подключение всех школ России к сети Интернет в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» сделало образовательные интернет-ресурсы доступными для всех образовательных учреждений.

     В современной школе учитель должен не только научить ученика учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. И в этом современной школе помогают электронные образовательные ресурсы ЭОР и образовательные интернет – ресурсы.

         Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.

ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:

единая коллекция ЦОР

ФЦИОР

Компьютерные технологии все больше и больше входят в нашу жизнь. И, наверное, это хорошо, так как ЭОР позволяют осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения программы (уроки, занятия, практики, тренинги, выставки, конкурсы, соревнования, конкурсы и т. д.), создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть ЭОР.

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Это соответствует основным идеям ФГОС ОНО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

 

      Готовясь к своим урокам, я начинаю с поиска дополнительной информации и наглядности в сети Интернет. Затем тщательно продумываю, в каком виде лучше подать материал, какие формы организации учебной деятельности применить. Компьютер позволяет усилить мотивацию обучения. Это существенно позволяет мне изменить способы управления образовательной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность занимающимся запросить определенную форму помощи, излагая учебный материал с иллюстрациями, графиками. Занятия становятся привлекательными, современными, осуществляется индивидуальное обучение, объективно и своевременно проводится контроль и подведение итогов. Используя ЭОР значительно облегчает и сокращает мое время подготовки к урокам, позволяет мне организовывать новые виды учебной деятельности, определяя оптимальное содержание урока, формы и методы обучения.

       Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые предлагаются учащимся для самостоятельной работы на уроке. Материал готовиться в виде текста с пояснениями, иллюстрациями и контрольными вопросами. Использую различные тестовые системы. Это позволяет быстро оценивать знания по пройденной теме. Компьютер объективно оценивает знания. При этом у учащихся наблюдается повышенная ответственность в подготовке к урокам, а также активная познавательная деятельность учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной материал, но и уметь рассуждать, делать умозаключение.

     С помощью офисного приложения Excel создаю графики и диаграммы в ходе изучения тем, в которых фигурируют количественные показатели. Созданные в Excel и интегрированные в Power Point кроссворды с наложением анимации способствуют развитию познавательной активности учащихся.
     Обучение в начальной школе требует широкого применения таких пособий, как технологические карты, схемы, таблицы, иллюстративный материал, аудио и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала.

     С помощью программы Power Point создаю презентации уроков, мультимедийные учебные пособия с красочной графикой, видеосюжетами, звуковым оформлением, анимацией. Учащиеся используют презентации как одну из форм представления творческих работ. Подобные задания предоставляют возможность поработать с интересной информацией, расширяющей кругозор и закрепить навыки получе6нные на уроках. Использование презентации в качестве наглядного пособия позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Презентация использую в различных учебных ситуациях: в процессе сообщении теоретических и технико-технологических сведений, при обобщении и закреплении пройденного материала. Демонстрацию мультимедийного пособия обязательно сочетаю с анализом наглядного образца изделия, с работой по тексту учебника, с выполнением упражнений в тетрадях, образцами поузловой обработки и т.п. Используя электронное пособие с текстовым материалом, отрабатываю с детьми основные технологические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая специальную терминологию, школьники пополняют свой словарный запас. При объяснении нового материала не вывожу на экран текстовую информацию, а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предлагаю учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.

    Разнообразную работу по содержанию мультимедийной презентации провожу и после её просмотра: описание по памяти понравившегося слайда; составление вопросов к отдельным слайдам или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные до, во время или после просмотра электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п. Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией отводится активная роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру её содержания. Опираясь на зрительные образы конкретных объектов, дети под моим руководством учатся сравнивать, анализировать, выделять главное, делать обобщения. Таким образом, я организую единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности учащихся.

  Использование ИКТ на уроках в начальных классах позволило разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повысить творческий потенциал, мотивацию, интерес к предметам, что положительно сказалось на успеваемости учеников.

Хорошим подспорьем для меня является разнообразие существующих коллекций и их возможности в сети Интернет:

 - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/

- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов:http://eor.edu.ru/

 - База цифровых образовательных ресурсов сайта «Открытый класс»

 - Портал «Сеть творческих учителей»

- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

- Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/

 

- информационные веб-ресурсы по определенному предмету, области деятельности;

-сетевые и социальные сервисы, электронные рассылки;

-блоги и форумы;

-ресурсы электронных библиотек и баз данных.

Эти сайты содержат большое количество электронных пособий - оригинальные предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу; электронные библиотеки. Такой материал сопровождается яркими иллюстрациями и таблицами.

http://www.shpl.ru – полезную информация учитель - словесник может получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки,

- огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru),

http://gramota.ru/ - можно обратиться к материалам Грамота.ру, при этом на занятиях помимо словарей можно пользоваться предлагаемыми интерактивными диктантами,

- набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru),

http://www.it-n.ru/ - коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей»,

http://www.1september.ru - сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте,

http://www.openclass.ru/ - сетевое образовательное сообщество учителей,

http://www.biblioclub.ru/audio_books.php - университетская библиотека -

-http://prosv.ru/ - сайт издательства «Просвещение», здесь Вы найдёте каталог учебников и учебно-методической литературы издательства «Просвещение»; полезную информацию для учителей, методистов, администраторов; информацию о новых учебниках и учебно-методических пособиях; методическую помощь; новости образования и учебного книгоиздания; информационно-публицистический бюллетень «Просвещение»,

http://uchitelu.net/?q=materialy_uchitelu/results/taxonomy%3A559.18%2C75 – проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. В разделе собраны методические материалы, разработки учителей. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;

ЭОР интенсифицируют процесс обучения: повышает темп урока, увеличивает долю самостоятельной работы учащихся, позволяет проверить усвоение теории у всех учащихся, углубить степень отработки практических умений и навыков, вести дифференцированную работу с каждым учеником.

 

 

       Благодаря использованию ЭОР организовываю учебный процесс не только в традиционно - урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения. Эти формы обучения особенно актуальны для одаренных детей, детей с ограниченными физическими возможностями, детей, долгое время находящихся на лечении. Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для построения системы работы учителя по организации учебного процесса как на уроке (объяснение нового материала, закрепление, контроль знаний), так и во внеурочное время. Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

   • Экономию времени при объяснении нового материала;
• Представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
• Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение знаний;
• Дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности к восприятию материала;
• Постоянный оперативный контроль над усвоением материала учащимися;
•Вариативность в работе учителя

        Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач, проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися.

     Таким образом, новые информационные технологии, применяющиеся мной методически грамотно, повысили познавательную активность учащихся, помогли создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале что, привело к повышению эффективности обучения.
      Интернет-ресурсы в деятельности учителя также играют огромную роль. В нашей глобальной сети можно найти много полезной, но в тоже время неверной информации. Поэтому перед использованием материалов в своей практике сначала внимательно их нужно изучить.

     Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ЭОР в школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Также позволяет дифференцировать процесс обучения школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.

 

Литература.

Коллекции ЭОР на сайтах:

http://www.fcior.edu.ru

http://school-collection.edu.ru

 

Основная литература:

 

1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.

2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с. - URL:: http://bookfi.org/book/597607

3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007.

4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2

5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. к. пед. наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

6. Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие / В.А.Чистяков, Е.Е.Пущенко, И.И.Задиран, В.А.Дорохов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 238 с.

7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c.- URL:http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

8. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. – 328 с. .- URL:http://www.rnmc.ru/default.asp?trID=279

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.

 

Ресурсы Интернет:

 

1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа:

2. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.rcoa.stavsu. ru/doc/metod.doc>

3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://festival.1september.ru/articles/513446/>

4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://pedsovet.org/forum/topic294.html>

5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://itogi.gosbook.ru/sites/default/files/synopsis/attachments/EOR_0.pdf >

 

 

Интернет порталы

 

1. http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

2. http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

3. http://edu.of.ru/zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

4. http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

5. http://edu.of.ru/profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

6. http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

 

        


 

Скачано с www.znanio.ru