МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 Г. ЧЕЛЯБИНСКА» |
Российская Федерация, 454021, Челябинская область, г.Челябинск, ул. Бр.Кашириных, д.106 А тел./факс (8-351) 734-34-22 mdoukalin1@mail.ru
|
«Использование игрового поля РАМ
в образовательной деятельности
с детьми раннего и младшего
дошкольного возраста»
Дёгтева Татьяна Ивановна
Воспитатель, высшая кв. категория
г.Челябинск, 2023
Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию опыт работы педагогов нашего детского сада, на тему: « Использование игрового поля РАМ в образовательной деятельности с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.
Поле РАМ – как было обозначено ранее моими коллегами - это нетрадиционное дидактическое пособие, разработанное нашим детским садом, направленное на развитие алгоритмических умений у детей дошкольного возраста.
Использование данного пособия позволяет обучать и развивать воспитанников в движении, что особенно актуально в наше время. Так как многие родители мало уделяют внимания физическому воспитанию своих детей. Это приводит к резкому возрастанию двигательного дефицита у детей в дошкольном возрасте.
Двигательная активность является важнейшим средством развития интеллекта, внимания и памяти детей младшего возраста, так как интеллектуальное и физическое развитие часто взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.
Играя с помощью нашего пособия, дети перестраиваются, перепрыгивают, шагают вперед, назад, садятся на корточки, и тем самым развивают свою физическую активность и координацию движений. Кроме того, игры на поле способствуют развитию внимания и концентрации. Сочетание физических и интеллектуальных задач в играх помогает им развиваться гармонично и достигать лучших результатов в учебе и повседневной жизни.
Для себя мы отмечаем неоспоримые преимущества использования Полей РАМ среди многих др. современных развивающих пособий:
· Простота - игры, занятия и активности должны быть легкими для детей в понимании и выполнении. Простые игры и занятия, с легкими правилами и понятными задачами, позволяют детям чувствовать себя увереннее, они способствует активному участию детей в образовательном процессе. Если дети понимают и могут выполнять задания без особых проблем, для них легче проявлять инициативу и самостоятельность, что способствует их развитию и формированию у них новых познавательных навыков.
· Динамичность - это способность быстро менять позы и двигаться различными способами, такими как шаг, прыжки, ползание и другие двигательные действия, способность сохранять активность в течение продолжительного времени без утомления. Упражнения, игры и занятия, направленные на развитие динамичности, помогают ребенку стать более самостоятельным, уверенным в себе и успешным в различных физических и двигательных активностях.
· Социальность – с помощью поля малыши учатся общаться, сотрудничать, принимать роль и следовать правилам игры, проявлять уважение и внимание к другим участникам. Также они учатся анализировать ситуацию, выстраивать маршруты, прогнозировать действия и принимать решения.
У детей развиваются начальные алгоритмические умения, такие как последовательность и логичность.
Поле на развитие алгоритмических умений представляет собой пространство, где педагог вместе с ребенком совершают путешествие в мир логики и последовательности действий. Это место, где они вместе уточняют направление движения и обучаются важным навыкам.
Педагог уточняет вместе с ребенком направление движения, а именно – «Вперед… стоп, назад.., в ту сторону… , в эту сторону, стоп. Один шаг назад и т.д.». Такие маленькие шаги вперед и назад, в сторону и в другую сторону постепенно укрепляют алгоритмические умения ребенка. Он обучается реагировать на команды педагога, выполнять действия в нужном порядке и останавливаться, когда это требуется.
Ребенок
развивает навык логического мышления и понимает, что последовательное
выполнение действий ведет к достижению конкретной цели и результату.
Поэтому, игры с полем являются эффективным инструментом для
развития алгоритмических умений и когнитивных способностей детей.
В образовательной деятельности поле РАМ педагоги используют:
- в водной части, с помощью данного пособия педагоги стремятся привлечь внимание детей и заинтересовать их в игровом процессе.
Привлечь внимание малышей к игре на поле можно несколькими способами:
· Скрыть игрушку: спрятать и предложить детям ее найти. Можно использовать различные предметы или ткани, чтобы закрыть игрушку и вызвать интерес к поиску.
Например: игра "Где игрушка?": разместить несколько игрушек или предметов на поле, а затем поочередно закрывать их. Дети будут должны угадать, где находится игрушка, и найти ее. Также можно использовать цветные метки: разместить на поле несколько цветных меток или кружков и прикрепить игрушки к каждой из них. Дети должны выбрать игрушку, которая соответствует определенному цвету метки.
Игра "Лабиринт": создать на поле преграды с помощью различных предметов, например, небольших коробок. Затем разместить игрушку в лабиринте и предложить детям найти путь к ней, обходя преграды.
Игра «Интересные звуки»: использовать игрушки, издающие звуки (например, пищалки или колокольчики) и спрятать их на поле. Затем включить звук, чтобы привлечь внимание детей к игре на поле и позволить им искать звуковую игрушку. Найдя игрушку, дети могут начать играть с ней или использовать ее в других развлекательных активностях. Такие игры помогают развивать у малышей координацию движений, моторику, воображение и мышление.
· Использование заместителей: иногда детям может быть интереснее играть с предметами, заменяющими игрушки. Например, можно предложить использовать палочки вместо мечей, карточки с изображениями животных вместо плюшевых игрушек или деревянные блоки вместо строительных игрушек. Это поможет добавить в игру элементы сюрприза и новизны.
Игра
"Чей малыш?" – на поле в верхнем ряду клеток расставляются
игрушки или картинки с изображением домашних животных, детям надо поочередно
выложить дорожку из круглых геометрических фигур определенного цвета к каждому
из животных и положить в клетку рядом детенышей животных.
Использование заместителей в игре позволяет детям раскрыть особенности
предметов, установить связи между ними, развить ориентировочно-познавательную
деятельность.
Организация таких игр и использование заместителей помогает развивать у детей воображение, креативность, моторные и социальные навыки.
Использование карточек с различными заданиями или инструкциями. Детям можно предложить выбирать карточку и выполнять указанные на ней действия. Например, это может быть задание на построение определенной конструкции или выполнение определенных движений.
Игра
"Найди пару": подготовить несколько карточек с
различными изображениями (например, геометрические фигуры, фрукты, животные,
предметы быта и т.д.) и разложить их так на поле, чтобы изображение было
скрыто. Малыши должны выбрать две карточки и открыть их. Если на карточках
одинаковые изображения, то ребенок забирает эти карточки себе и ход переходит к
следующему ребенку. Если изображения разные, то карточки оставляются на своих
местах и ход переходит к ребенку, который открыл одинаковые карточки. Игра
продолжается, пока все карточки не будут найдены и пары успешно собраны. Побеждает
тот, у которого больше всего собранных пар.
Такие игры помогают развивать внимание, память, концентрацию и формируют наглядно-схематическое
мышление и мотивирует детей на активное участие. Кроме того, она подходит для
детей младшего возраста, так как не требует сложных правил или навыков.
В основной части занятия при помощи игрового поля можно рассматривать взаимосвязь между объектами, природными явлениями, а также изучать последовательность и способы действия с различными предметами. Особое внимание также можно уделить усвоению связи предмета с его назначением.
Игра «Кто, что ест?» (чем питаются домашние животные). На поле в первом ряду (слева-направо) в клеточках разложены картинки с изображением домашних животных, ребятам предлагаются на выбор карточки с лакомством для домашних животных, малыши должны выбрать правильно выбирать и разместить лакомства на поле. Например: кошка-молоко-рыба; корова-трава, вода; курица-червяк, зерно. Такие игры способствует развитию у детей младшего дошкольного возраста логического мышления, так как дети должны установить причинно-следственные связи между животным и его пищей.
Образовательные задачи, решаемые педагогами при использовании поля
развития алгоритмических умений могут быть разнообразными:
· У детей младшего дошкольного возраста формируются навыки ориентирования в пространстве, навыки построения маршрутов, интерес к начальному программированию;
· Развивается внимание, воображение, логическое мышление, память;
· Развивается умение рассуждать, делать выводы; развиваются навыки совместной деятельности в команде, парах, подгруппах;
· Воспитывается самостоятельная деятельность, чувство уверенности в себе.
Таким образом, использование игрового поля РАМ в работе педагога позволяет разносторонне развивать ребенка, формировать его предметные знания, умения и навыки, а также способствует развитию его психических и коммуникативных функций.
В итоговой части на поле используются игры на обобщение и закрепление пройденного тематического материала. Игровое поле уже используется детьми, как инструмент для самостоятельной деятельности. Дети уже без помощи педагога могут самостоятельно использовать игровое поле для развития и обучения. Поле РАМ создает комфортную и стимулирующую среду, где дети могут проявить свою креативность и воображение. Малыши уже без труда ориентируются на данном игровом пособии, сами выбирают задания, решают их и получают обратную связь о своих успехах, например:
Игра "По следам": разместить на поле различные следы или метки (например, из бумаги), ведущие к игрушке. Дети должны следовать по следам и найти игрушку.
Использование поля помогает: закрепить материал образовательной деятельности; расширить кругозор детей, проверить их знания, систематизировать их, а также разнообразить досуг воспитанников. Они могут быть любыми по содержанию. Такие игры развивают, позволяют безопасно двигаться в условиях группы, позволяют использовать в играх любое тематическое содержание.
Игровое поле РАМ отвечает всем требованиям ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ к развивающей предметно-пространственной среде.
Во-первых, оно вариативно, то есть предлагает разнообразные игровые возможности и задания, которые позволяют развивать различные навыки и умения у детей.
Во-вторых, оно полифункционально, что значит, на игровом поле можно проводить разнообразные игры и занятия, оно способствует развитию физических, интеллектуальных и эмоциональных способностей детей.
В-третьих, оно безопасно, т.е. все элементы игрового поля выполнены из материалов, не представляющих опасности для здоровья детей. Кроме того, игровое поле обеспечивает комфортные условия для игры и движения детей.
В-четвертых, оно трансформируемо, то есть может быть легко изменено и адаптировано под разные игровые ситуации и возрастные группы детей. Это позволяет использовать игровое поле на протяжении всего дошкольного образования и изменять его в соответствии с потребностями детей.
Таким образом, игровое поле, создает благоприятную среду для развития и обучения детей, позволяет им активно и творчески участвовать в играх и занятиях, а также развивать различные навыки и способности.
Игры на поле могут быть увлекательными и интересными, если уметь привлекать внимание детей. Главное - создавать условия, которые будут стимулировать воображение и активное участие детей в игровом процессе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.