Аккуратнова И.Л.,
инструктор физкультуры
МБДОУ № 296 г. Челябинска
«Использование игровых приемов в обучении старших дошкольников спортивным играм»
Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны – это специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера, с другой - обогащению двигательного опыта дошкольников, приобретению новых навыков и умений способствует их самостоятельная деятельность в дошкольных учреждениях, дома и на игровых площадках. Особенный интерес у дошкольников вызывают занятия спортивными играми. Часто элементы спортивных игр дети используют и в самостоятельной деятельности.
Спортивные игры способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, улучшению физического развития, физической подготовленности, воспитанию морально-волевых качеств дошкольников.
Однако, известно, что выполнение специальных физических упражнений, необходимых для формирования двигательных действий в спортивных играх требует от ребенка сосредоточенности, усердия, многократного их повторения, что приводит к снижению эмоциональности занятий и снижению активности дошкольников. Эта проблема побудила меня к поиску и использованию новых форм и методов работы на занятиях по обучению спортивным играм.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивным играм. Я стараюсь не допускать монотонности, скуки на занятиях, двигательные действия и игры должны доставлять ребенку удовольствие. Поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы.
Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников.
Из множества общеобразовательных методов и приемов, используемых в работе с детьми дошкольного возраста, приоритетнымия выделила - игровые приемы.
Игра как форма организации и метод обучения детей дошкольного возраста формирует заинтересованное отношение детей к материалу занятия, создает положительный эмоциональный фон и возможность проявления способностей каждым ребенком. Помогает ему почувствовать собственные возможности и обрести уверенность в себе, убедиться в успешности своих действий.
Игровые приёмы позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности. Использование игровых приёмов способствует развитию рефлексии, помогает выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты, дает детям возможность чувствовать физический контакт, удовлетворять свою потребность в состязательности, реагировать на агрессию в социально приемлемой форме, что очень важно для разрешения различных ситуаций возникающих при проведении спортивных игр у дошкольников.
Применение игровых приёмов в совместной деятельности является одной из интересных форм деятельности дошкольников, так как они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний и умений в области физической культуры.
Чем же отличаются игровые приемы от подводящих, специальных упражнений и подвижных игр?
Игровые приемы – это приемы активного обучения, которые включают игровые действия, не имеющие сложных правил.
Игровые приемы, позволяют:
· ставить и решать двигательные задачи разной сложности;
· создавать дополнительную обучающую ситуацию;
· освоить те виды движений, которые с трудом осваивались;
· развивать психофизические качества;
· повышать умственную активность;
· развивать ориентировку в пространстве, быстроту мышления;
· согласовывать свои действия с действиями товарищей;
· воспитывать сдержанность, самообладание, ответственность, волю и решительность;
· обогащать сенсомоторный опыт.
Определив для себя сущность игровых приемов и их особенность, я поставила перед собой цель:
«Повышение эффективности процесса обучения детей старшего дошкольного возраста спортивным играм, посредством использования игровых приёмов».
И определила задачи:
· Формировать у детей устойчивый интерес к спортивным играм.
· Совершенствовать двигательные умения и навыки в спортивных играх.
· Обеспечивать эмоциональное благополучие детей при выполнении сложных физических упражнений.
· Укреплять здоровье дошкольника, содействовать его гармоничному и психофизическому развитию.
· Создавать условия для творческого самовыражения детей в процессе игровых действиях.
Исходя из условий нашего дошкольного учреждения, в своей работе большее внимание я уделяю обучению таким спортивным играм как, баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон. Обучение этим играм можно проводить как в летний, так и в зимний период, как в зале, так и на спортивной и прогулочных площадках.
К данным спортивным играм осуществлялся подбор игровых приёмов из методической литературы, из интернета источников, некоторые игры я продумывала сама, какие-то игры мы придумывали вместе с детьми, воспитателями и родителями. В детском саду был удачно проведен совместный проект с детьми подготовительной группы и их родителями: «Придумай игру». Из собранного материала я составила картотеку, которой пользуются и воспитатели, и дети.
Картотека имеет несколько разделов:
1. Раздел включает в себя игры и игровые приемы, направленные на формирование основных двигательных навыков работы с мячом, воланом, ракеткой, клюшкой, шайбой
2. Раздел включает игровые приемы, направленные на овладение умением работать в парах и в команде.
3. Раздел собрал игры и игровые приемы, направленные на развитие физических качеств.
4. Раздел включает не только игровой материал, но и дидактические пособия по обучению и закреплению правил спортивных игр, овладению знаниями о истории возникновения спортивных игр.
Игровые приемы и упражнения:
Баскетбол.
· «Найди свой цвет» (бег под музыку, во время остановки выполнить построение);
· «Кто скорее» (ведение мяча вокруг себя);
· «Задний ход» (бег «змейкой», втроем, взявшись под руки, спиной вперед);
· «Защити мяч» (игра с партнёром);
· «Серпантин» (бег между игроками);
· «Светофор» (во время выполнения бега по кругу на красный цвет принять стойку баскетболиста);
· «Лови, бросай, падать не давай» (перебрасывание мяча друг, другу разными способами, в темпе);
· «Дойди – не урони» (ведение мяча в средней и высокой стойке до черты или по кругу).
· «Собачка» (перебрасывание мяча в парах);
· «Попади в корзину» (броски мяча различными способами);
· «Вызов по номерам» (ведение мяча с препятствиями)
Футбол.
· «Пустое место» (пятнашки с вызовом);
· «Сороконожки» (присев, упор сзади, перебраться за линию, кто скорее);
· «Обратный поезд» (бег прямо и спиной вперед);
· «Точный удар» (игра в парах: удары по неподвижному мячу, приемы мяча – игровая задача – не потерять мяч)
· «Чей мяч дальше?» (удары по неподвижному мячу);
· «Отбей мяч» (игра в паре);
· «Кто больше отобьёт?» (удар мяча о стенку и обратно);
· «Лучший вратарь» (ловля мяча);
· «Ловкие ребята» (ведение мяча между кеглями);
· «Не выпускай мяч из круга» (передача мяча);
· «Мяч в ворота»;
· «С двумя мячами» (одновременная передача мяча).
Игровые приемы, используемые мной в обучении спортивным играм, детей старшего дошкольного возраста помогают гиперактивным воспитанникам быстрее и качественнее выполнять двигательные задания, наиболее точно придерживаться правил игры, учат управлять своим поведением.
У малоподвижных дошкольников появился
устойчивый интерес к спортивной деятельности, возникло желание участвовать в
коллективных играх и соревнованиях, улучшились показатели физической
подготовленности, укрепилось здоровье, что особенно важно перед поступлением в
школу. Применение игровых приёмов в совместной деятельности является одной из
интересных форм деятельности дошкольников, так как они служат естественной
формой передачи детям необходимого объема знаний и умений в области физической
культуры. Воспитанники нашего дошкольного учреждения являются постоянными
участниками, призёрами и победителями районных и городских соревнований. Играйте
с детьми в спортивные игры,
и они будут самыми ловкими, меткими и сильными!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.