Использование игровых технологий в театральной деятельности с детьми школьного и дошкольного возраста.
Оценка 4.8

Использование игровых технологий в театральной деятельности с детьми школьного и дошкольного возраста.

Оценка 4.8
Библиография
docx
воспитательная работа
Детсад—3 кл
22.01.2024
Использование игровых технологий в театральной деятельности с детьми школьного и дошкольного возраста.
Данные методические рекомендации являются актуальными, так как театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческую самостоятельность, формирует чувство коллективизма, развивает память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми школьного и.docx

"Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми школьного и

дошкольного возраста"

 

Пояснительная записка

Данные методические рекомендации являются актуальными, так как театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческую самостоятельность, формирует чувство коллективизма, развивает память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.

 

Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая занятия, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

 

Педагогическая целесообразность методических рекомендаций заключается в возможности средствами театрализованной деятельности помочь детям раскрыть их творческие способности, развить психические, физические и нравственные качества, а также повысить уровень общей культуры и эрудиции, развить память, мышление, речь, пластику движений. А также одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные, принятия этих различий, умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.

 

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности.

 

Одной из форм организации педагогического процесса является театральная игра.

 

Важные положения о генетической связи игры и искусства содержатся в исследованиях психологов П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева.

 

Л.С.Выготский рассматривал игру ребенка как синкретическую художественную деятельность и считал ее первичной драматической формой, в которой артист, зритель, автор пьесы, декоратор и техник соединены в одном лице, а творчество ребенка в ней имеет характер синтеза – его интеллектуальная и волевая области возбуждены с непосредственной силой жизни без лишнего напряжения его психики.

 

Являясь ведущим видом деятельности дошкольника, игра становится основой творческого и интеллектуального развития ребенка. Театрализованные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знаний об окружающем мире, готовности к взаимодействию с ним.

 

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

 

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

 

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

 

Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя.

 

Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей, старших братьев, сестер. Это сплачивает детей и родителей, позволяет им лучше понимать друг друга. А также нормализует взаимоотношения между воспитателем и родителями. Часто педагоги жалуются на то, что им не хватает участия родителей в процессе воспитания. Организация театрализованного представления поможет в некоторой мере решить эту проблему.

 

Сами по себе театрализованные творческие игры имеют большое значение для развития личности не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

 

Театрализованные игры можно рассматривать как моделирование жизненного опыта людей, как мощный психотренинг. Именно в условиях игры тренируется способность взаимодействовать с людьми, находить выход в различных ситуациях, умение делать выбор.

 

Все игры условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры.

 

Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций.

Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток.

 

Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок.

 

Театральная игра способствует:

 

1. Развитию речи детей.

 

2. Развитию нравственно-коммуникативных качеств личности.

 

3. Развитию двигательных качеств и умений.

 

4. Развитию творческого воображения и фантазии.

 

5. Развитию познавательных способностей.

 

Основные требования к организации театрализованных игр (И.Зимина):

 

1. Содержание и разнообразие тематики.

 

2. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

 

3. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации к организации

 

театрализованной деятельности с помощью игровых технологий

 

 

 

Используя в работе с детьми театрализованные игры нужно базироваться на представлениях выдающегося российского психолога Л.С. Выготского: "Не стоит забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, а в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении".

 

Важнейшими условиями в осуществлении игровых форм работы, являются:

 

1. Использование речевых упражнений.

 

2. Выбор упражнений или заданий в зависимости от индивидуальности детей.

 

3. Обеспечение психологического комфорта на занятиях и вне занятий.

 

4. Побуждение детей активно участвовать в театральной игре, упражнении, этюде.

 

Театрализованные игры включают:

 

1.Действия с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками, пальчиковыми, плоскими фигурами);

 

2.Непосредственные действия детей по ролям;

 

3. Литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений);

 

4.Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей;

 

5.Музыкальную - выполнение знакомых песен от лица персонажей, авторских характерных песен к театрализованным играм, песен-импровизаций, песен и мелодий, созданных самими детьми.

 

Разновидностями театральных игр являются:

 

1. Игры с элементами театрализации.

 

2. Занятие-игра.

 

3. Театрализованный рассказ.

 

4. Викторина-развлечение.

 

5. Спектакль-игра.

 

 

 

Методика проведения театральных игр и условия их осуществления

 

 

 

I. Игры с элементами театрализации.

 

Игры с элементами театрализации включают в себя: речевые упражнения; этюды на выражение основных эмоций; этюды на воспроизведение основных черт характера; игры на развитие внимания и памяти; этюды на выразительность жестов; ролевые игры.

 

1. Речевые упражнения влияют на эмоционально-личностную сферу ребёнка; развивают чистоту произношения; совершенствуют интонационную окраску речи; развивают умение пользоваться выразительными средствами голоса. Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов. Упражнение может быть коллективным или индивидуальным. Важно, чтобы дети делали это осмысленно, эмоционально, с интересом. Тексты должны соответствовать возрастным особенностям детей.

 

Например, такие: «Эхо», «Едем, едем на тележке», «Чистоговорки» - развивают выразительность речи, память, воображение.

 

2. Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё. Содержание этюдов не читается детям.

 

Эмоциональный пересказ предложенной ситуации является условием для создания множества игровых вариантов на заданную тему. Этюды должны быть коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.

 

Так, в этюде «Лисичка подслушивает» дети через определённую позу и мимику учатся передавать эмоциональное состояние персонажа.

 

3. В этюдах на воспроизведение черт характера дети учатся понимать, какое поведение какой черте характера соответствует.

 

Акцент делается на модель положительного поведения.

 

Так, в эпизодах «Жадный пёс», «Страшный зверь» через мимику, жест, позу дети передают отдельные черты характера (жадность, замкнутость, трусость, смелость).

 

4. Игры на развитие внимания и памяти развивают умение быстро сосредоточиться; активизируют память и наблюдательность. В этих играх дети выполняют различные движения по сигналу, повторяют заданные движения и упражнения.

 

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память.

 

5. Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

 

В игре «Снежки» дети через воображаемое зимнее развлечение осваивают выразительность движений; в «Дружной семье» через пантомимику развивается точность и выразительность передаваемых действий: рисование кистью, вязание, шитьё, лепка и т. д.

 

6. Ролевые игры с использованием элементов костюмов, реквизита, масок и кукол развивают творческое воображение, фантазию, коммуникативность. Дети вместе с педагогом мастерят маски, реквизит, элементы костюмов и декораций. В процессе подготовки могут участвовать родители.

 

В игре «Организуем всеобщий театр» дети вместе с педагогом мастерят кукол из бумажных пакетов, стаканчиков и разыгрывают бытовые и сказочные сюжеты. Развиваются коллективные взаимоотношения, творческое воображение, фантазия.

 

II. Занятие-игра.

 

Эта форма организации педагогической работы может включать в себя: этюды, фрагменты сказок, игры с элементами театрализации.

 

На занятии в импровизированной форме исполняются фрагменты сказки. Такая методика ведения занятия помогает увлекательно решать программные задачи; положительно влияет на формирование эмоционально-нравственной среды ребёнка. На комплексном занятии-игре по русской народной сказке «Маша и медведь» дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание.                                                           

 

III. Театрализованный рассказ.

 

Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов, через иллюстративный материал дети погружаются в атмосферу литературного произведения. Все задачи, которые входят в программное содержание занятия, можно решать с помощью выразительных игровых театральных средств. Примером такой театрализованной формы может быть занятие по ознакомлению с художественной литературой: русская народная сказка «Хаврошечка».

 

IV. Викторина – развлечение.

 

Театрализованная форма литературной викторины-развлечения способствует расширению кругозора детей; активизирует эмоциональный и творческий потенциал. Проводится работа по изготовлению костюмов и реквизита. Готовится музыкальное оформление, записывается фонограмма, разучиваются тексты, проводятся репетиции отрывков из литературных произведений.

 

Сценический вариант занятия-игры по произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье» ведёт детей в сказочное путешествие. В этой викторине дети участвуют в коротких инсценировках, отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Дошкольники с интересом и удовольствием участвуют в познавательной театральной игре.  

 

V. Спектакль-игра.

 

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей. В игровой форме проводятся репетиции. Готовятся декорации и костюмы, выпускаются афиша и театральные программки.

 

Спектакль-игра, поставленный по русской народной сказке «Репка», способствует раскрытию творческого потенциала детей, эмоционально обогащает исполнителей и зрителей спектакля.

 

Таким образом, дети через различные формы театральной игры развивают нравственно-коммуникативные качества, творческие способности, психические процессы.

 

Руководство театрально-игровой деятельностью требует от педагога умения строить работу в системе, подбирать содержательные материалы, ставить и решать педагогические задачи, цель которых - формировать творческие и театральные способности детей.

 

Педагог должен помогать детям организовывать деятельность - объединяться в небольшие творческие группы, вместе готовить, оформлять и проигрывать от начала до конца литературные произведения.

 

Все это поможет подготовить детей к активному участию в театрализованных играх и является прекрасным средством повышения эмоционального тонуса детей, развивать их общение, выразительную речь. Для этого хорошо подойдут игры-потешки, прибаутки, скороговорки, в которых дети учатся сопоставлять слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.

 

Игры с использованием пальцев можно оживить, сделав головки мальчиков и девочек. Рисуют или вырезают из старых книг и журналов, наклеивают на картон или марлю, а сзади пришивают резинку по размеру пальца. С помощью таких игрушек педагог может обыграть ряд стихотворений и потешек.

 

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности. Главное и необходимое условие - использовать хорошо знакомые детям произведения, то есть те, которые соответствуют их возрасту. Целесообразно выбирать небольшие произведения.

 

При подборе музыкального материала тоже нужно быть очень осторожными. Музыка должна быть яркой, легкой, понятной детям в зависимости от возрастных возможностей. Песенный материал должен соответствовать возможностям детей, их естественному диапазону.

 

Педагог предлагает поиграть в "сказку", причем дети должны сами выбирать одну из двух, трех.

 

Для обыгрывания более сложных произведений целесообразно подобрать иллюстрации, грамзапись. Это поможет детям составить более четкое представление о героях произведений, их характерных особенностях.

 

После чтения педагог задает вопросы, которые помогут выявить последовательность действий, вспомнить характерные черты персонажей. Если произведение большое, его следует готовить по частям.

 

Используя при работе над театрализованными играми импровизацию, мы тем самым уходим от рутинной работы, от зубрежки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Однообразие убивает желание играть в театр, делает это занятие безрадостным и неинтересным. Дети быстро устают, их внимание рассеивается. Они не могут в силу своего возраста долго сосредоточиваться на чем-то одном. Творческий подход к работе с малышами дает возможность развивать одновременно их всех, независимо от уровня подготовленности.

 

Нужно избегать назначения на ведущие роли одних и тех же детей. Считая, что каждый ребенок талантлив от природы, нужно стараться каждому помочь раскрыть свои способности. Перед тем, как выбрать роль, нужно дать ребенку возможность попробовать себя во всех других, таким образом ребенок сознательно определит ту, которая ему ближе.

 

Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Нужно стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогли использовать в повседневной жизни.

 

 


 

Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми школьного и дошкольного возраста"

Использование игровых технологий в процессе театрализованной деятельности с детьми школьного и дошкольного возраста"

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности

Усвоение ребёнком знаний и умений, развитие его способностей осуществляется только в активной деятельности

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения

Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу

Как правило, детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу

Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток

Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток

Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности с помощью игровых технологий

Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности с помощью игровых технологий

Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей; 5

Изобразительную деятельность - носит характер пространственно-изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликационные декорации, костюмы персонажей; 5

Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов

Для выполнения этих упражнений необходимо предварительное разучивание текстов

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память

Так, в игре «Волшебный круг» дети выполняют различные движения по сигналу и развивают внимание; в игре «Заводные игрушки» через перевоплощения играющие развивают моторно-слуховую память

Маша и медведь» дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание

Маша и медведь» дети выполняют задания педагога по развитию связной речи, развивают математические способности, память, внимание

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей

Эта форма работы требует длительной и тщательной подготовки: пишется специальная инсценировка с учётом возрастных индивидуальных особенностей детей

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности

Предлагая детям театрализованные игры, педагог должен четко предусматривать весь ход деятельности

Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества

Занимаясь с детьми театром, нужно ставить перед собой цель - сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2024