«Использование ИКТ на уроках физики и математики в условиях реализации ФГОС» .
В «Концепции модернизации Российского образования» сказано: «Первейшая задача образовательной политики на современном этапе — достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования. Информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование для всех и новое качество образования – каждому.
В настоящее время в системе образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.
В современном мире процветает использование ИКТ не только в организациях и офисах, но и в современном образовании.
Современное образование – развитие общих способностей личности и ее универсальных способов деятельности средствами учебных предметов. В этой связи меняется роль учителя в школе, он перестает быть для учащихся основным источником знаний, а становится организатором их деятельности. На смену ему приходят новые, современные образовательные технологии.
Использование ИКТ в воспитательной работе сейчас не только весьма актуально, но и чрезвычайно востребовано: возросла заинтересованность не только педагогов, но и детей в олимпиадах, конкурсах и проектах, активизировалась работа по созданию портфолио учеников и педагогов.
Актуальность использования информационных технологий в современном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.
Россия стоит перед необходимостью обеспечить новое качество массового физического образования, которое будет способствовать развитию информационного общества и общества высоких технологий. С этой целью осуществляется реформа образования.
Реализуя цель по повышению качества образовательного процесса через использование ИКТ, поставила перед собой следующие задачи:
Повышать профессиональное мастерство через применение информационно-коммуникационных технологий.
Внедрять ИКТ в совместную деятельность педагога и детей.
Использовать ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.
Особое внимание уделяется компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.
На своих уроках физики и математики я использую интерактивные и мультимедийные средства в следующем:
Объяснение нового материала:
-подбор текстового материала по теме урока;
-создание учебных презентаций;
-создание наглядного раздаточного материала;
-создание мультимедийного пособия.
Контроль пройденного материала
Разработка тестов, контрольно-измерительных материалов.
Дополнительное образование
Организация проектной деятельности учащихся
Закрепление материала.
Моей целью является включиться в процесс информатизации образования. В нашей школе создана хорошая материально-техническая база, есть интерактивные доски, мультимедийные проекторы и компьютеры, все это дает возможность для активного внедрения ИКТ в процессе обучения. Информационные технологии обучения при их грамотном использовании позволяют осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся.
Особую значимость ИКТ приобретают в нашей работе с родителями. Одна презентация деятельности педагога с иллюстрированным показом практических занятий с нашими обучающимися заменяет десятки бесед с родителями на тему успешного развития их детей. Информационные буклеты, консультации, открытый показ режимных моментов и непосредственно образовательной деятельности, праздники с использованием ИКТ – все это повышает интерес родителей к результатам обучения и воспитания ребенка.
Практика показывает, что сегодня многие школы и детские сады оснащаются интерактивными досками, не стала исключением и наша школа. Интерактивные технологии значительно расширяют возможности подачи информации, позволяют повысить уровень информационной компетентности педагога и обучающегося.
Одно из направлений моей работы по использованию ИКТ – это оформление основной документации в электронном виде. На собственном опыте я убедилась, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, облегчает хранение и доступ к информации. Это такие документы, как: списки детей, сведения о родителях, диагностические карты, перспективные и календарные планы по всем направлениям работы с классом.
Применение компьютерной техники в настоящее время позволяет сделать образовательную деятельность привлекательным и по-настоящему современным процессом, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. Использование современных средств и ИКТ в нашей работе, а также накопление и классификация медиатек помогает педагогу-предметнику: обобщить и систематизировать полученные знания, а путешествуя с мультипликационными и сказочными героями, дети быстрее запоминают изучаемый материал.
Я считаю, что информационно-коммуникационные технологии являются таким важным средством, так как открывают перед учителем безграничные возможности для эффективной творческой работы. Именно в этом мне и помогает, созданная мною электронная библиотека, которая включает в себя презентации на разные темы, различные физкультминутки, дидактические, раздаточные материалы для обучающихся, картотеки игр, наблюдений, , лабораторные и практические работы по физике. Разумное использование в образовательном процессе наглядных средств обучения развивает у детей наблюдательность, внимание, речь и мышление. Правильно подобранные видеоматериалы, позволяют сделать непосредственно образовательную деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребёнка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания с изучаемым объектом, содействуют становлению объёмных и ярких представлений. Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список используемой литературы:
1.Шиян Н.В. Системные изменения обучения физике в условиях оюновления общего образования//Физика в системе современного образования (ФССО);Труды седьмой международной конференции. Т.З. СПб: РГПУ им.А.И.Герцина,2007.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя,- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под редакцией Асмолов А.Г.;М.Просвещение,2009.)
3.Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу.Дисс..д-ра пед.наук СПб.,2004.-385
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.