"Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ"

  • docx
  • 08.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ.docx

 

 

 

 

Выступление

                   Тема : Использование ИКТ  в работе с детьми с ОВЗ

ГКОУ «МОЦО №1»

 

                                      Учитель Лангавая З.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Магадан 2022г.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) является перспективным направлением развития специального образования, методов и средств эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Ограниченная жизненная компетенция затрудняет успешную интеграцию в жизнь общества. Задачи адаптации детей с отклонениями в развитии к окружающей действительности, необходимость компенсации недостаточного социального развития, побуждающие искать иные пути обучения и воспитания, привели к переосмыслению имеющегося опыта и развитию новых педагогических идей и подходов.

         Использование современных средств ИКТ  значительно расширяет возможности педагогов максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, осуществлять коррекцию нарушенных функций, способствовать улучшению эмоционально-волевой сферы, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, создавать благоприятные условия для включения проблемного ребенка в активный познавательный процесс, позволяющий привлечь и удержать внимание детей, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать живой интерес к себе и

реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обучения. Грамотное сочетание традиционных средств с применением интерактивного обучения решает многие проблемы в обучении детей с ОВЗ. 
Вместе с тем ни у кого не вызывает сомнения и то, что, какими бы заманчивыми ни были эти средства, какими бы уникальными возможностями они ни обладали, приоритетным всегда остается принцип "не навреди". По этой причине необходимо особое внимание уделить предположительным негативным последствиям использования этих средств, а в особенности компьютера. К предполагаемым негативным последствиям использования средств современных информационных технологий можно отнести, во – первых, возможный вред здоровью (например, при длительной и бесконтрольной работе за компьютером) и, во – вторых, педагогически немотивированное их использование (например, игнорирование дидактических принципов обучения, использование средства только ради самого факта его применения, преобладание игровой компоненты над учебной), не приводящее к позитивным результатам в области развития личности обучаемого или интенсификации учебного процесса.  При использовании ИКТ в обучении детей с ОВЗ, необходимо соблюдать СанПин 2.4.2.2821-10. для компьютерных средств обучения:  просматривать изображение на мониторе, экране можно не более 10-15 минут на протяжении одного урока, чем старше ребенок, тем больше может быть время общения с компьютером. Время отдыха ребенка должно быть в 2-3 раза больше времени, проведенного за компьютером.  Для профилактики проблем со зрением, связанных со значительным  зрительным напряжением целесообразно  использовать гимнастику для глаз (офтальмотренаж). Для снижения статического мышечного напряжения необходимо делать перерывы в работе, сменить позу, перейти  в   вертикальное   положение, сделать несколько  физических упражнений средней интенсивности (наклоны, повороты тела, круговые движения головой и т.д.), поиграть в подвижную игру. Необходимо выбрать в классе правильное место для компьютера, обеспечить достаточное освещение, подобрать стул и стол в соответствии с ростом ученика, установить монитор на расстоянии 50-60 см. до глаз ученика, допускается использовать только мониторы профессиональных серий.

ИКТ являются средством специального обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ, и решают следующие задачи: компенсаторные, дидактические, коммуникативные, коррекционные, при условии соблюдения принципов природосообразности, возрастных и функциональных особенностей обучающихся с ОВЗ, СанПинов.

Классификация средств ИКТ по области методического назначения

Средства информационных и коммуникационных технологий:

  • обучающие (сообщают знания, формируют умения и навыки учебной или практический деятельности, обеспечивая необходимый уровень усвоения);
  • тренажеры (для отработки умений и навыков, повторения и закрепления пройденного материала);
  • информационно-поисковые и справочные (сообщают сведения, формируют умения и навыки по систематизации информации);
  • демонстрационные (визуализируют изучаемые объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
  • имитационные (представляют определённый аспект реальности для изучения его структурных и функциональных характеристик);
  • лабораторные (позволяют проводить удалённые эксперименты на реальном оборудовании);
  • моделирующие (позволяют моделировать объекты, явления, процессы с целью их исследования и изучения);
  • расчетные (автоматизируют различные расчеты и другие рутинные операции);
  • учебно-игровые (предназначены для создания учебных ситуаций, в которых деятельность учащихся реализуется в игровой форме).

Дидактические задачи, решаемые с помощью ИКТ

  • Совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения.
  • Индивидуализация работы самого учителя.
  • Ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики.
  • Усиление мотивации к обучению.
  • Активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности.
  • Обеспечение гибкости процесса обучения.

Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий.

- повышение уровня личного профессионализма  в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы.

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

                                      Литература

1.  Нарзулаев С. Б., Ковтун Н. В. Использование информационных технологий в коррекционных школах 8 вида // Вестник ТГПУ. 2008.  №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-v-korrektsionnyh-shkolah-8-vida (дата обращения: 23.12.2013).

2. Князева Е.В. Применение информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Коррекционная педагогика – М., 2009.- №4(34)

3.  Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. — М., 1994.

4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 // [Электронный ресурс]. [2011]. URL: http://www.rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru