Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха».
Оценка 4.9

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха».

Оценка 4.9
Компьютерные программы
docx
дефектология
1 кл—4 кл
27.12.2021
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха».
Большинство коллег, наверное согласятся со мной, что проблема диагностики уровня речевого развития учащихся с нарушением слуха, является актуальной проблемой коррекционной педагогики, и связано это не с наличием тестовых методик, а с личностью, возможностями и особенностями детей. Многолетний опыт коррекционной работы позволяет отметить, что дети с нарушением слуха, мало мотивированы на обследование, быстро устают и теряют интерес к исследованию. Зачастую они дают неверные ответы не только от незнания, но и потому, что потеряли интерес к деятельности. Вашему вниманию представляю интерактивный ресурс экспресс-диагностики обследования структурных компонентов речи на базе пакета МАЙКРОСОФТ ОФИС, адаптированную для обследования уровня речевого развития детей с нарушением слуха.
Использование ИКТ в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха»..docx

«Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха».

 

Жанна Петровна Ткачук,

учитель - логопед,

высшая квалификационная категория,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский Автономный Округ – Югра, РФ

     С 2017 года МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8», является опорным образовательным центром, обеспечивающим работу с детьми, имеющими особенности развития. В этом учебном году у нас проходят обучение 37 учащихся с ограниченными возможностями здоровья, 21 из которых дети с нарушением слуха.

     В настоящее время развитие коррекционной педагогики открывает большие возможности в поисках современных технологий обучения. Безусловно, неоспоримым помощником в коррекционной работе является Интернет, который позволяет в системе использовать различные компьютерные ресурсы.

     Образовательно-коррекционная работа с детьми с недостатками слуха проходит в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среде. Компьютер в логопедическом кабинете  оснащён логопедическим тренажером «Дэльфа-142», программно-аппаратный комплексом «Видимая речь-III», компьютерной логопедической программой “Игры для Тигры», онлайн игры  и программные комплексы развивающего портала «Мерсибо», компьютерной игрой «Баба - Яга учится читать», методикой «Компьютерный практикум для логопедических занятий в начальной школе  «Учимся с Логошей»», которые эффективно  способствуют развитию структурных компонентов речи, коррекции трудностей чтения и письма у детей с нарушением слуха.  Современные компьютерные технологии позволяют нам самим создавать и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания с учетом возраста, индивидуальных особенностей и образовательных потребностей каждого ребенка.

     Большинство коллег, наверное согласятся со мной, что проблема диагностики уровня речевого развития учащихся с нарушением слуха, является актуальной проблемой коррекционной педагогики, и связано это не с наличием тестовых методик, а с личностью, возможностями и особенностями детей. Многолетний опыт коррекционной работы позволяет отметить, что дети с нарушением слуха, мало мотивированы на обследование, быстро устают и теряют интерес к исследованию. Зачастую они дают неверные ответы не только от незнания, но и потому, что потеряли интерес к деятельности.

     Вашему вниманию представляю интерактивный ресурс экспресс-диагностики обследования структурных компонентов речи на базе пакета МАЙКРОСОФТ ОФИС, адаптированную для обследования уровня речевого развития детей с нарушением слуха.

     Новизной данной технологии является отбор минимальных диагностических средств и приемов и отсев «избыточного» материала в содержании.

      Данная экспресс диагностика проста и удобна для применения в процессе обследования и состоит из пяти блоков обследующих следующие характеристики речи: произношение, сенсомоторная организация речи, состояние лексики, грамматическое развитие, связная речь.

     Для начала диагностики создаём файл «Экспресс-диагностика речевого развития».

     Важно! Так как все переходы по листам книги Excel осуществляются с помощью внутренних гиперссылок, а вычисления решаются встроенными формулами, нет необходимости разрешать включение макросов при запросе программы (так как неизвестные макросы могут содержать вирусы).

     Начинаем диагностику с введения в соответствующие поля фамилию и имя ребенка, дату его рождения и дату обследования. Следует обратить внимание на необходимость ввода текущей даты вручную, так как автоматически предлагаемая программой дата всегда соответствует текущей. То есть, если не зафиксировать текущую дату вводом ее вручную, то при следующем открытии файла значение даты изменится на текущую.

     После ввода указанных данных нажимается кнопка «Начать диагностику» и автоматически осуществляется переход на следующий лист. Несмотря на то, что связная речь находится в последнем пятом блоке, обследование начинается именно с этого блока, так как он служит и для установления контакта педагога и ребенка.

     Время полного обследования по данной технологии занимает около получаса, при этом окончательное значение зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Для экономии времени и ресурсов детей задания могут предъявляться им по частям: блоками либо группами блоков. Так, в один день можно ограничиться пятым и первым блоками (связная речь и звукопроизношение), а в другой обследовать речь по оставшимся блокам.

     Для проведения обследования необходимо: четко формулировать инструкции (приводятся в правом верхнем углу), отмечать «галочкой» корректные ответы в специальной форме, после отметки всех правильных ответов, нажимаем кнопку Далее, для перехода к следующему заданию (серии заданий).

     Первая серия заданий диагностики представляет собой традиционную беседу-знакомство, однако при этом исследуются способности ученика к трансформации высказываний взрослого.

     Вторая серия заданий определяет возможности синтаксического прогнозирования ребенком своего высказывания. Оценивается способность совмещать лексическую и грамматическую ориентировки.

     Далее оценивается характеристика заученной речи.

     Четвертой серия заданий даёт возможность оценить умение ориентироваться на синтаксическую функцию слова.

     После предъявления всех заданий первого блока, отмечаем дополнительные просодические характеристики речи: темп речи, силу голоса и сформированность    речевого дыхания.

     Для проверки звукопроизношения предназначен второй блок заданий. В нем предлагается отраженно повторять слова и предложения за учителем-логопедом.

     Для исследования фонематического восприятия предназначены две серии, содержащие оппозиционные фонемы в слогах и в словах и отдельно отмечается переключаемость на обратный порядок фонем.

     Для диагностики артикуляционной моторики используются функциональные пробы, которые позволяют оценить способность удерживать статические позы и динамические движения губ и языка, а также выявить дизартрические проявления в артикуляционной моторике. Для пометок особенностей состояния артикуляционного аппарата и моторики предназначены специальные поля. Внесенные в них записи автоматически попадают в отчет.

     Исследование звуко-слоговой структура слова и просодической стороны речи для экономии времени проводятся совместно с пробами других блоков («Звукопроизношение» и «Связная речь»), однако их результаты автоматически учитываются в соответствующих разделах второго блока.

     Для оценки состояния активного словаря учитывается разнообразие употребляемых частей речи. Для этого испытуемому последовательно предлагается 15 предметных картинок. Демонстрируем ученику картинку и говорим первую фразу. Затем   показываем другую картинку, говорим начало фразы и предлагаем ученику ее продолжить. 

     Кроме того, оценивается состояние понятийного словаря. Логопед называет признаки своего предмета по одному, а ученик называет фразу, относящуюся к его картинке.

    Для исследования навыков словообразования предлагаются задания для образования: существительных-названий детенышей, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительных прилагательных, наречий, притяжательных прилагательных.

Далее исследуем способности словоизменения. Первая серия измеряет уровень развития синтаксического контроля. Предлагается оценить логико-грамматическую правильность произносимых логопедом фраз, фиксируем владение падежными формами существительных, при ответе на вопросы.

     Обследуем навык употребления элементарных предложных конструкций. Выявляем способность образования множественного числа существительных, в т.ч. в родительном падеже.

     Пятая серия определяет умение детей согласовывать прилагательные с существительными разного рода.

     После окончания диагностики программа предлагает перейти к результатам.  На листе «Протокол» автоматически формируются отчеты, анализ которых позволяет эффективно спланировать индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения.

Использование базы данных МАЙКРОСОФТ ОФИС АКСЭС, объединив полученные результаты, позволяет без особых трудностей вести учёт по всем учащимся в разных временных отрезках диагностического обследования и отслеживать динамику развития структурных компонентов речи.

     Для этого создаём файл на основе шаблона и импортируем данные из полученных файлов ЭКЗЭЛ.

     Таким образом, изучив порядок импорта файлов с результатами диагностики в таблицу Речевые пробы, в дальнейшем открывая таблицы мы видим таблицы с данными детей, а так же сводные результаты диагностики. Кроме того, итоговых данных можно формировать по столбцам, проходя по кнопке Итоги. С ее помощью можно получать как средние, так и максимальные или минимальные значения по столбцу. Для получения отчета по динамике коррекции речевых нарушений при вводе инициалов учащегося, формируются одноименные диаграммы.

     При необходимости все отчеты можно распечатать стандартным способом, а так же в открывшемся окне можно установить параметры печати из самого приложения МАЙКРОСОФТ ОФИС AКСЭС либо экспортировать данные в МАЙКРОСОФТ ОФИС ЭГЗЭЛ, ВОРД или другие форматы.

     В программе также можно создавать и другие таблицы, запросы и отчеты, необходимые для учителя-логопеда в своей работе (закладка «Создание»), подготовить и распечатать индивидуальные   бейджики  (для отрытых занятий или иных мероприятий).

     Использование веб серсисов, в настоящее время, позволяют специалистам эффективно работать и при дистанционной форме в период самоизоляции, которая порой вносит коррективы в планы нашей работы.  Возможно, вас заинтересует Web сервис ЛЁНИНГ ЭЙПИЭС ПОИН, ОРГ. который используется мной в работе с детьми с нарушением слуха.

     В завершении своего выступления нельзя не отметить, что при всех видимых плюсах использования современных компьютерных технологий, при всех преимуществах, необходимо помнить давно известную истину: всё хорошо в меру. Необходимо учитывать гигиенические требования к работе учащихся за компьютером и помнить, что никакой самый лучший компьютер не заменит учителя-логопеда.

     Только дополняя друг друга, учитель и техника могут добиться положительных результатов.


 

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха»

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда с детьми с нарушением слуха»

Зачастую они дают неверные ответы не только от незнания, но и потому, что потеряли интерес к деятельности

Зачастую они дают неверные ответы не только от незнания, но и потому, что потеряли интерес к деятельности

Для проведения обследования необходимо: четко формулировать инструкции (приводятся в правом верхнем углу), отмечать «галочкой» корректные ответы в специальной форме, после отметки всех правильных ответов, нажимаем…

Для проведения обследования необходимо: четко формулировать инструкции (приводятся в правом верхнем углу), отмечать «галочкой» корректные ответы в специальной форме, после отметки всех правильных ответов, нажимаем…

Для оценки состояния активного словаря учитывается разнообразие употребляемых частей речи

Для оценки состояния активного словаря учитывается разнообразие употребляемых частей речи

Для получения отчета по динамике коррекции речевых нарушений при вводе инициалов учащегося, формируются одноименные диаграммы

Для получения отчета по динамике коррекции речевых нарушений при вводе инициалов учащегося, формируются одноименные диаграммы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2021