«Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях»
Трудно представить действительность без речи. Любое действие в
контакте мы сопровождаем словами. Была бы бедна жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила
постепенно: от жестов, взглядов, новых слов, то теперь практически любая
профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21
веке необходимо уметь излагать свои мысли и формулировать намерения,
направленные на достижение лучших результатов.
Существует два способа проявления речи: внешний (разговор при
контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний. Внешняя речь - общение людей между собой. Зачем человеку речь? Выражать свои мысли,
эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. В диалоге - беседа, которая полезна для обеих сторон. В монологе - передать накопленный опыт, поделиться информацией. Внутренняя речь представляет собой особую
форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется
обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и
непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании
человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно
управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что
внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.
Значение речи в жизни человека - способность к обучению. Читая
книги, накапливаем знания. Не умея общаться – нет возможности выйти на
новый уровень развития и образования. С кем бы человек ни вступал в
контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
Речь ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться
поставленной цели. У речи первостепенное значение в жизни человека. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих
кругах интеллигентом, он должен работать над собой, уделять время
развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных
семантических конструкций.
Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев
аутизма. Отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого
родители обращаются к логопедам. Первые слова в среднем появляются к
12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам.
Появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя
обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно
для маленьких детей), не говорят о себе. Обычно дети бормочут что-то
невнятное. Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как
речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с
возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети
могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют
слова для коммуникации.
Особенности речевого развития отражают нарушения в
коммуникативной сфере. * Отсутствие речи. * Отсутствие реакции на речь
других. Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания
обращенной речи. Дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь.
* Сложность с обработкой аудиальной информации, осмыслением слов и
фраз, реакцией на вербальные инструкции, негативная реакция в случае,
если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро. * Сложность с выражением своих потребностей и желаний. * Эхолалии – повторения
чужих фраз. Сами дети не способны строить предложения. Например,
на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает - «сколько тебе лет, сколько
тебе лет». * Шепотная или, наоборот, громкая речь. Необычный (с малым
количеством обертонов) голос, странный, ломанный тембр. * Буквальное
понимание речи (сложности с восприятием иронии, сарказма, метафор
и иносказаний). * Перестановка местоимений. Многие дети с РАС долго не
используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами
«мама», «папа». * Нарушение мимической экспрессии. Очень редко
используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального
статуса ребенка. * Метафорический язык, игра слов, необычная интонация,
образные обороты, неологизмы, что придаёт причудливый оттенок разговору
ребенка. * Отличительной особенностью является то, декларируя и
скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и
поддерживать его в дальнейшем. * Нередко присутствуют дефекты в
речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития
речи. Дети часто растягивают слова, ставят ударения на последних слогах,
при этом сохраняя лепетную интонацию.
Дети с РАС часто что-то вертят в руках, ерзают, отводят взгляд,
пытаясь сконцентрироваться. Смотрят на рот, глаза, руки собеседника или в
сторону. Если вас это раздражает, то дети будут избегать бесед с вами.
Особенности сенсорного восприятия и организации внимания школьников с аутизмом вызывают трудности концентрации на теме разговора.
Обучающийся не игнорирует вашу беседу, а может всеми силами пытаться
удержаться в ней. Правильно вступайте в диалог с ребенком с РАС: стойте
близко, обратитесь по имени, будьте в поле его зрения. Если ребенок
с РАС не отреагировал на обращение, вас могли просто не заметить.
Попробуйте ещё раз.
Дети с РАС могут не говорить, потому что ему нечего сказать, но могут
понимать, что говорят другие. Снисходительный тон в разговоре
недопустим. С невербальными детьми с расстройствами аутистического
спектра нужно разговаривать также как с их обычными сверстниками. Среди
невербальных аутистов есть талантливые люди. Чтобы обеспечить
формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с
окружающим миром, необходимо более раннее начало коррекционного
обучения. Для большинства аутичных детей помощь должна осуществляться на протяжении всей жизни, так как новые условия и меняющиеся требования влекут за собой в большей или меньшей степени их социальную
дезадаптацию.
Поэтому, и учебная и коррекционная работа должна быть направлена,
главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия
ребенка со взрослыми и со средой. В связи с нарушениями социального
поведения очень трудно организовать ситуацию обучения. Часто школьники с РАС не выполняют инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого, или
делая все наоборот, но быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью.
Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса. Занятия
должны проходить в атмосфере доброжелательности. И все, что делается
на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием -
проговаривайте все действия и ситуации в игре, стараясь представлять их
только положительными. Будьте готовы к тому, что реакция на игру у разных детей с диагнозом аутизм может быть совершенно различной: то, на что один отреагировал дружелюбно, другой может для себя не принять. Поэтому
никаких стандартов в занятиях с аутичными детьми быть не может. Мало
того, обучающийся в разное время может вести себя абсолютно по-разному.
Некоторые дети с РАС мыслят образами. Каждому слову
соответствует та или иная картинка. Очень полезно показать ребенку
картинку и здесь же написанное слово. Глаголы лучше всего сопровождать
действием, например, анимационной картинкой. Используйте книги с
картинками и написанными рядом словами, а также специальные программы, где каждый предмет или действие сопровождается картинкой, словом и
звуком. Эта методика обучения прекрасно работает у аутистов, и у
полностью здоровых детей. Некоторые аутисты не могут воспринимать
визуальные и речевые сигналы, будьте терпимы и не настаивайте. При
обучении чтению используйте субтитры, сопровождающие видео ряд. Для
многих детей проще запомнить слово не по складам, а целиком. Многие
аутисты любят концентрироваться на каком-то одном предмете. Используйте это для упражнений. Некоторые дети предпочитают всему прочему
прикосновение.
Щёлканье по компьютерным клавишам неоценимо в моторике ребенка и в концентрации внимания. Любят проводить время за компьютерами и
могут часами сидеть возле них. Порой бывает настолько трудно оторвать их
от этого занятия, что увлечения компьютерами начинает казаться чем-то
вроде пагубной привычки. К счастью, сейчас есть много компьютерных
программ, которые могут научить детей с аутизмом читать и выполнять
арифметические действия. Результаты нескольких исследований
свидетельствуют о том, что с помощью компьютера аутисты обучаются
быстрее, чем с помощью вербальных инструкций. Возможно, причина этого заключается не только в том, что компьютер способен дольше удерживать их внимание, но и в том, что он использует принцип презентации с помощью визуальных средств, которые менее сложны и не требуют глубокого
понимания контекста.
ИКТ дают мне возможность учитывать индивидуальные особенности
и возможности каждого обучающегося с РАС (например, индивидуальный
темп деятельности, способы усвоения знаний, интересы и т.д.; экономить
временные ресурсы; вести коррекцию нарушений в развитии).
В своей работе я использую программно-методический комплекс
«Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эта программа предназначена в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для
коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Программа «Учимся говорить правильно» опирается на совокупность
основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых
современной педагогикой, лингвистикой. В программе учитываются
основные общедидактические принципы (наглядность, доступность,
сознательность и другие), а также данные психологии, согласно которым
развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе
формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального
подхода и ориентировки на “зону ближайшего развития”.
Цель программы – формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса обучающихся.
Задачи:
* Выявить индивидуальные речевые нарушения.
* Определить пути преодоления выявленных нарушений.
* Обогатить словарный запас.
* Развивать артикуляционную моторику.
* Совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.
* Формировать речевой выдох.
* Развивать фонематический слух.
* Совершенствовать интонационную выразительность речи (дикция,
орфоэпия).
* Обучать правилам работы с чистоговорками, скороговорками.
* Развивать самоконтроль за собственной речью.
Программа состоит из 4 разделов. Разделы «Неречевые звуки» и
«Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных
интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со
звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Раздел
«Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями
нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и
правильного произношения звуков русского языка. Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат связно говорить, формулировать целые
предложения.
Обучающийся овладевает основами грамотной речи, в процессе
работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика,
формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение,
мышление (Савелий - усидчивость, обогащение словарного запаса; Егор -
внимание, артикуляционная моторика, обогащение словарного запаса,
грамматического строя речи; Данил - удлинение речевого выдоха,
обогащение словарного запаса, коммуникационная мобильность).
Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию,
ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет
свои действия поставленной цели. Таким образом, использование
компьютерных средств обучения помогает развивать у обучающихся такие
волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность,
усидчивость.
Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов,
достигается индивидуальность и максимальная эффективность
коррекционного обучения. Учебная и коррекционная работа должна быть
направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и
взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой, формирование
внутренних адаптивных механизмов поведения, что в свою очередь,
повышает общую социальную адаптацию аутичного школьника.
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет
детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать уверенность
в себе, помогает их адаптации в школе, способствует общей социализации,
даёт начальные навыки овладения возможной будущей профессией.
Методическая литература:
1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.
2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.
3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
4. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2011.
6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2009 г.
7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010 г.
8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).
9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.