Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях

  • Компьютерные программы
  • Педсоветы
  • docx
  • 02.03.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ИКТ дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося с РАС (например, индивидуальный темп деятельности, способы усвоения знаний, интересы и т.д.; экономить временные ресурсы; вести коррекцию нарушений в развитии). В своей работе я использую программно-методический комплекс "Развитие речи. Учимся говорить правильно". Эта программа предназначена в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи. Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов, достигается индивидуальность и максимальная эффективность коррекционного обучения.
Иконка файла материала Формирование умения пользоваться своей речью 1.docx

 

«Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях»

Трудно представить действительность без речи. Любое действие в

контакте мы сопровождаем словами. Была бы бедна жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила

постепенно: от жестов, взглядов, новых слов, то теперь практически любая

профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21

веке необходимо уметь излагать свои мысли и формулировать намерения,

направленные на достижение лучших результатов.

 Существует два способа проявления речи: внешний (разговор при

контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний. Внешняя речь - общение людей между собой. Зачем человеку речь? Выражать свои мысли,

эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. В диалоге - беседа, которая полезна для обеих сторон. В монологе - передать накопленный опыт, поделиться информацией. Внутренняя речь представляет собой особую

форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется

обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и

непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании

человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно

управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что

внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Значение речи в жизни человека - способность к обучению. Читая

книги, накапливаем знания. Не умея общаться – нет возможности выйти на

новый уровень развития и образования. С кем бы человек ни вступал в

контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Речь ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться

поставленной цели. У речи первостепенное значение в жизни человека. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих

кругах интеллигентом, он должен работать над собой, уделять время

развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных

семантических конструкций.

 Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев

аутизма. Отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого

родители обращаются к логопедам. Первые слова в среднем появляются к

12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам.

Появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя

обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно

для маленьких детей), не говорят о себе. Обычно дети бормочут что-то

невнятное. Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как

речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с

возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети

могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют

слова для коммуникации.

 Особенности речевого развития отражают нарушения в

коммуникативной сфере. * Отсутствие речи. * Отсутствие реакции на речь

других. Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания

обращенной речи. Дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь.

* Сложность с обработкой аудиальной информации, осмыслением слов и

фраз, реакцией на вербальные инструкции, негативная реакция в случае,

если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро. * Сложность с выражением своих потребностей и желаний. * Эхолалии – повторения

чужих фраз. Сами дети не способны строить предложения. Например,

на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает - «сколько тебе лет, сколько

тебе лет». * Шепотная или, наоборот, громкая речь. Необычный (с малым

количеством обертонов) голос, странный, ломанный тембр. * Буквальное

понимание речи (сложности с восприятием иронии, сарказма, метафор

и иносказаний). * Перестановка местоимений. Многие дети с РАС долго не

используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами

«мама», «папа». * Нарушение мимической экспрессии. Очень редко

используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального

статуса ребенка. * Метафорический язык, игра слов, необычная интонация,

образные обороты, неологизмы, что придаёт причудливый оттенок разговору

ребенка. * Отличительной особенностью является то, декларируя и

скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и

поддерживать его в дальнейшем. * Нередко присутствуют дефекты в

речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития

речи. Дети часто растягивают слова, ставят ударения на последних слогах,

при этом сохраняя лепетную интонацию.

 Дети с РАС часто что-то вертят в руках, ерзают, отводят взгляд,

пытаясь сконцентрироваться. Смотрят на рот, глаза, руки собеседника или в

сторону. Если вас это раздражает, то дети будут избегать бесед с вами.

Особенности сенсорного восприятия и организации внимания школьников с аутизмом вызывают трудности концентрации на теме разговора.

Обучающийся не игнорирует вашу беседу, а может всеми силами пытаться

удержаться в ней. Правильно вступайте в диалог с ребенком с РАС: стойте

близко, обратитесь по имени, будьте в поле его зрения. Если ребенок

с РАС не отреагировал на обращение, вас могли просто не заметить.

Попробуйте ещё раз.

Дети с РАС могут не говорить, потому что ему нечего сказать, но могут

понимать, что говорят другие. Снисходительный тон в разговоре

 недопустим. С невербальными детьми с расстройствами аутистического

спектра нужно разговаривать также как с их обычными сверстниками. Среди

невербальных аутистов есть талантливые люди. Чтобы обеспечить

формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с

окружающим миром, необходимо более раннее начало коррекционного

обучения. Для большинства аутичных детей помощь должна осуществляться на протяжении всей жизни, так как новые условия и меняющиеся требования влекут за собой в большей или меньшей степени их социальную  

дезадаптацию.

 Поэтому, и учебная и коррекционная работа должна быть направлена,

главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия

ребенка со взрослыми и со средой. В связи с нарушениями социального

поведения очень трудно организовать ситуацию обучения. Часто школьники с РАС не выполняют инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого, или

делая все наоборот, но быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью.

 Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса. Занятия

должны проходить в атмосфере доброжелательности. И все, что делается

на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием -

проговаривайте все действия и ситуации в игре, стараясь представлять их

только положительными. Будьте готовы к тому, что реакция на игру у разных детей с диагнозом аутизм может быть совершенно различной: то, на что один отреагировал дружелюбно, другой может для себя не принять. Поэтому

никаких стандартов в занятиях с аутичными детьми быть не может. Мало

того, обучающийся в разное время может вести себя абсолютно по-разному.

 Некоторые дети с РАС мыслят образами. Каждому слову

соответствует та или иная картинка. Очень полезно показать ребенку

картинку и здесь же написанное слово. Глаголы лучше всего сопровождать

действием, например, анимационной картинкой. Используйте книги с

картинками и написанными рядом словами, а также специальные программы, где каждый предмет или действие сопровождается картинкой, словом и

звуком. Эта методика обучения прекрасно работает у аутистов, и у

полностью здоровых детей. Некоторые аутисты не могут воспринимать

 

визуальные и речевые сигналы, будьте терпимы и не настаивайте. При

обучении чтению используйте субтитры, сопровождающие видео ряд. Для

многих детей проще запомнить слово не по складам, а целиком. Многие

аутисты любят концентрироваться на каком-то одном предмете. Используйте это для упражнений. Некоторые дети предпочитают всему прочему

прикосновение.

Щёлканье по компьютерным клавишам неоценимо в моторике ребенка и в концентрации внимания. Любят проводить время за компьютерами и

могут часами сидеть возле них. Порой бывает настолько трудно оторвать их

от этого занятия, что увлечения компьютерами начинает казаться чем-то

вроде пагубной привычки. К счастью, сейчас есть много компьютерных

 программ, которые могут научить детей с аутизмом читать и выполнять

арифметические действия. Результаты нескольких исследований

свидетельствуют о том, что с помощью компьютера аутисты обучаются

быстрее, чем с помощью вербальных инструкций. Возможно, причина этого заключается не только в том, что компьютер способен дольше удерживать их внимание, но и в том, что он использует принцип презентации с помощью визуальных средств, которые менее сложны и не требуют глубокого

понимания контекста.   

  ИКТ дают мне возможность учитывать индивидуальные особенности

и возможности каждого обучающегося с РАС (например, индивидуальный

темп деятельности, способы усвоения знаний, интересы и т.д.; экономить

временные ресурсы; вести коррекцию нарушений в развитии).

  В своей работе я использую программно-методический комплекс

«Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эта программа предназначена в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для

 коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа «Учимся говорить правильно» опирается на совокупность

основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых

современной педагогикой, лингвистикой. В программе учитываются

основные общедидактические принципы (наглядность, доступность,

сознательность и другие), а также данные психологии, согласно которым

развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе

формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального

подхода и ориентировки на “зону ближайшего развития”.

Цель программы – формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса обучающихся.

Задачи:

* Выявить индивидуальные речевые нарушения.

* Определить пути преодоления выявленных нарушений.

* Обогатить словарный запас.

* Развивать артикуляционную моторику.

* Совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.

* Формировать речевой выдох.

* Развивать фонематический слух.

* Совершенствовать интонационную выразительность речи (дикция,

орфоэпия).

* Обучать правилам работы с чистоговорками, скороговорками.

* Развивать самоконтроль за собственной речью.

 Программа состоит из 4 разделов. Разделы «Неречевые звуки» и

«Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных

интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со

звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Раздел

«Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями

нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и

правильного произношения звуков русского языка. Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат связно говорить, формулировать целые

предложения.

 Обучающийся овладевает основами грамотной речи, в процессе  

работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика,

формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение,

мышление (Савелий - усидчивость, обогащение словарного запаса; Егор -

внимание, артикуляционная моторика, обогащение словарного запаса,

грамматического строя речи; Данил - удлинение речевого выдоха,

обогащение словарного запаса, коммуникационная мобильность).

Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию,

ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет

свои действия поставленной цели. Таким образом, использование

компьютерных средств обучения помогает развивать у обучающихся такие

волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность,

усидчивость.

Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов,

достигается индивидуальность и максимальная эффективность

коррекционного обучения. Учебная и коррекционная работа должна быть

направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и

взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой, формирование

внутренних адаптивных механизмов поведения, что в свою очередь,

повышает общую социальную адаптацию аутичного школьника.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет

детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать уверенность

в себе, помогает их адаптации в школе, способствует общей социализации,

даёт начальные навыки овладения возможной будущей профессией.

 

Методическая литература:

1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

4. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2011.

6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2009 г.

7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010 г.

8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также