Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях
Оценка 4.7

Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях

Оценка 4.7
Компьютерные программы +1
docx
дефектология
1 кл—4 кл
02.03.2023
Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях
ИКТ дают возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого обучающегося с РАС (например, индивидуальный темп деятельности, способы усвоения знаний, интересы и т.д.; экономить временные ресурсы; вести коррекцию нарушений в развитии). В своей работе я использую программно-методический комплекс "Развитие речи. Учимся говорить правильно". Эта программа предназначена в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушение речи. Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов, достигается индивидуальность и максимальная эффективность коррекционного обучения.
Формирование умения пользоваться своей речью 1.docx

 

«Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с РАС, используя инновационные технологии на логопедических занятиях»

Трудно представить действительность без речи. Любое действие в

контакте мы сопровождаем словами. Была бы бедна жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила

постепенно: от жестов, взглядов, новых слов, то теперь практически любая

профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21

веке необходимо уметь излагать свои мысли и формулировать намерения,

направленные на достижение лучших результатов.

 Существует два способа проявления речи: внешний (разговор при

контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний. Внешняя речь - общение людей между собой. Зачем человеку речь? Выражать свои мысли,

эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. В диалоге - беседа, которая полезна для обеих сторон. В монологе - передать накопленный опыт, поделиться информацией. Внутренняя речь представляет собой особую

форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется

обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и

непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании

человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно

управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что

внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Значение речи в жизни человека - способность к обучению. Читая

книги, накапливаем знания. Не умея общаться – нет возможности выйти на

новый уровень развития и образования. С кем бы человек ни вступал в

контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Речь ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться

поставленной цели. У речи первостепенное значение в жизни человека. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих

кругах интеллигентом, он должен работать над собой, уделять время

развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных

семантических конструкций.

 Особенности речевого развития отмечаются в 70 процентах случаев

аутизма. Отсутствие речи является первым симптомом, по поводу которого

родители обращаются к логопедам. Первые слова в среднем появляются к

12 – 18 месяцам, а первые фразы (но не предложения) к 20 – 22 месяцам.

Появление первых слов может запаздывать и до 3 – 4 лет. Даже если словарный запас ребенка к 2 – 3 годам и соответствует норме, на себя

обращает внимание тот факт, что дети не задают вопросов (что характерно

для маленьких детей), не говорят о себе. Обычно дети бормочут что-то

невнятное. Очень часто ребенок прекращает говорить уже после того, как

речь сформировалась. Несмотря на то, что словарный запас ребенка с

возрастом может обогащаться, речь редко используется для общения. Дети

могут вести диалоги, монологи, декларировать стихи, но не используют

слова для коммуникации.

 Особенности речевого развития отражают нарушения в

коммуникативной сфере. * Отсутствие речи. * Отсутствие реакции на речь

других. Стержневым нарушением при аутизме является проблема понимания

обращенной речи. Дети с трудом реагируют на обращенную к ним речь.

* Сложность с обработкой аудиальной информации, осмыслением слов и

фраз, реакцией на вербальные инструкции, негативная реакция в случае,

если собеседник говорит слишком много, или слишком быстро. * Сложность с выражением своих потребностей и желаний. * Эхолалии – повторения

чужих фраз. Сами дети не способны строить предложения. Например,

на вопрос «сколько тебе лет», ребенок отвечает - «сколько тебе лет, сколько

тебе лет». * Шепотная или, наоборот, громкая речь. Необычный (с малым

количеством обертонов) голос, странный, ломанный тембр. * Буквальное

понимание речи (сложности с восприятием иронии, сарказма, метафор

и иносказаний). * Перестановка местоимений. Многие дети с РАС долго не

используют местоимение «я», редко обращаются к родителям со словами

«мама», «папа». * Нарушение мимической экспрессии. Очень редко

используются жесты и мимика, что затрудняет оценку эмоционального

статуса ребенка. * Метафорический язык, игра слов, необычная интонация,

образные обороты, неологизмы, что придаёт причудливый оттенок разговору

ребенка. * Отличительной особенностью является то, декларируя и

скандируя большие тексты, дети с трудом могут начать разговор и

поддерживать его в дальнейшем. * Нередко присутствуют дефекты в

речи. Это могут быть дизартрии, дислалии и другие нарушения развития

речи. Дети часто растягивают слова, ставят ударения на последних слогах,

при этом сохраняя лепетную интонацию.

 Дети с РАС часто что-то вертят в руках, ерзают, отводят взгляд,

пытаясь сконцентрироваться. Смотрят на рот, глаза, руки собеседника или в

сторону. Если вас это раздражает, то дети будут избегать бесед с вами.

Особенности сенсорного восприятия и организации внимания школьников с аутизмом вызывают трудности концентрации на теме разговора.

Обучающийся не игнорирует вашу беседу, а может всеми силами пытаться

удержаться в ней. Правильно вступайте в диалог с ребенком с РАС: стойте

близко, обратитесь по имени, будьте в поле его зрения. Если ребенок

с РАС не отреагировал на обращение, вас могли просто не заметить.

Попробуйте ещё раз.

Дети с РАС могут не говорить, потому что ему нечего сказать, но могут

понимать, что говорят другие. Снисходительный тон в разговоре

 недопустим. С невербальными детьми с расстройствами аутистического

спектра нужно разговаривать также как с их обычными сверстниками. Среди

невербальных аутистов есть талантливые люди. Чтобы обеспечить

формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с

окружающим миром, необходимо более раннее начало коррекционного

обучения. Для большинства аутичных детей помощь должна осуществляться на протяжении всей жизни, так как новые условия и меняющиеся требования влекут за собой в большей или меньшей степени их социальную  

дезадаптацию.

 Поэтому, и учебная и коррекционная работа должна быть направлена,

главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия

ребенка со взрослыми и со средой. В связи с нарушениями социального

поведения очень трудно организовать ситуацию обучения. Часто школьники с РАС не выполняют инструкций, игнорируя их, убегая от взрослого, или

делая все наоборот, но быстро учатся пользоваться клавиатурой и мышью.

 Существует масса развивающих компьютерных программ, с помощью которых можно повысить эффективность учебного процесса. Занятия

должны проходить в атмосфере доброжелательности. И все, что делается

на занятии, должно сопровождаться эмоциональным комментарием -

проговаривайте все действия и ситуации в игре, стараясь представлять их

только положительными. Будьте готовы к тому, что реакция на игру у разных детей с диагнозом аутизм может быть совершенно различной: то, на что один отреагировал дружелюбно, другой может для себя не принять. Поэтому

никаких стандартов в занятиях с аутичными детьми быть не может. Мало

того, обучающийся в разное время может вести себя абсолютно по-разному.

 Некоторые дети с РАС мыслят образами. Каждому слову

соответствует та или иная картинка. Очень полезно показать ребенку

картинку и здесь же написанное слово. Глаголы лучше всего сопровождать

действием, например, анимационной картинкой. Используйте книги с

картинками и написанными рядом словами, а также специальные программы, где каждый предмет или действие сопровождается картинкой, словом и

звуком. Эта методика обучения прекрасно работает у аутистов, и у

полностью здоровых детей. Некоторые аутисты не могут воспринимать

 

визуальные и речевые сигналы, будьте терпимы и не настаивайте. При

обучении чтению используйте субтитры, сопровождающие видео ряд. Для

многих детей проще запомнить слово не по складам, а целиком. Многие

аутисты любят концентрироваться на каком-то одном предмете. Используйте это для упражнений. Некоторые дети предпочитают всему прочему

прикосновение.

Щёлканье по компьютерным клавишам неоценимо в моторике ребенка и в концентрации внимания. Любят проводить время за компьютерами и

могут часами сидеть возле них. Порой бывает настолько трудно оторвать их

от этого занятия, что увлечения компьютерами начинает казаться чем-то

вроде пагубной привычки. К счастью, сейчас есть много компьютерных

 программ, которые могут научить детей с аутизмом читать и выполнять

арифметические действия. Результаты нескольких исследований

свидетельствуют о том, что с помощью компьютера аутисты обучаются

быстрее, чем с помощью вербальных инструкций. Возможно, причина этого заключается не только в том, что компьютер способен дольше удерживать их внимание, но и в том, что он использует принцип презентации с помощью визуальных средств, которые менее сложны и не требуют глубокого

понимания контекста.   

  ИКТ дают мне возможность учитывать индивидуальные особенности

и возможности каждого обучающегося с РАС (например, индивидуальный

темп деятельности, способы усвоения знаний, интересы и т.д.; экономить

временные ресурсы; вести коррекцию нарушений в развитии).

  В своей работе я использую программно-методический комплекс

«Развитие речи. Учимся говорить правильно». Эта программа предназначена в качестве пособия по речевому развитию и обучению чтению, а также для

 коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Программа «Учимся говорить правильно» опирается на совокупность

основных закономерностей построения учебного процесса, предлагаемых

современной педагогикой, лингвистикой. В программе учитываются

основные общедидактические принципы (наглядность, доступность,

сознательность и другие), а также данные психологии, согласно которым

развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе

формирующейся учебной деятельности при соблюдении индивидуального

подхода и ориентировки на “зону ближайшего развития”.

Цель программы – формирование правильной грамотной речи, умение выражать свои мысли, обогащение словарного запаса обучающихся.

Задачи:

* Выявить индивидуальные речевые нарушения.

* Определить пути преодоления выявленных нарушений.

* Обогатить словарный запас.

* Развивать артикуляционную моторику.

* Совершенствовать моторику пальцев рук и кистей рук.

* Формировать речевой выдох.

* Развивать фонематический слух.

* Совершенствовать интонационную выразительность речи (дикция,

орфоэпия).

* Обучать правилам работы с чистоговорками, скороговорками.

* Развивать самоконтроль за собственной речью.

 Программа состоит из 4 разделов. Разделы «Неречевые звуки» и

«Звукоподражание» представлены серией тематических и сюжетных

интерактивных экранов, экспериментальных заданий, которые знакомят со

звуками окружающего мира, мира неживой и живой природы. Раздел

«Речевые звуки» представлен мультимедийными играми-заданиями

нескольких типов и направлен на развитие навыков распознавания и

правильного произношения звуков русского языка. Игровые задания раздела «Развитие связной речи» учат связно говорить, формулировать целые

предложения.

 Обучающийся овладевает основами грамотной речи, в процессе  

работы у него развиваются мелкая и артикуляционная моторика,

формируется лексико-грамматическая сторона речи, обогащается словарный запас, развивается фонематический слух, память, внимание, воображение,

мышление (Савелий - усидчивость, обогащение словарного запаса; Егор -

внимание, артикуляционная моторика, обогащение словарного запаса,

грамматического строя речи; Данил - удлинение речевого выдоха,

обогащение словарного запаса, коммуникационная мобильность).

Решая, заданную компьютерной программой проблемную ситуацию,

ребенок стремиться к достижению положительных результатов, подчиняет

свои действия поставленной цели. Таким образом, использование

компьютерных средств обучения помогает развивать у обучающихся такие

волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность,

усидчивость.

Благодаря сочетанию компьютерных и традиционных подходов,

достигается индивидуальность и максимальная эффективность

коррекционного обучения. Учебная и коррекционная работа должна быть

направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и

взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой, формирование

внутренних адаптивных механизмов поведения, что в свою очередь,

повышает общую социальную адаптацию аутичного школьника.

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет

детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать уверенность

в себе, помогает их адаптации в школе, способствует общей социализации,

даёт начальные навыки овладения возможной будущей профессией.

 

Методическая литература:

1. Ананьев Б.Г. К теории внутренней речи в психологии // Психология чувственного познания, М., 2009.

2. Андреева Н.Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. М., 2010. Ч.1.

3. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

4. Гомзяк О.С. Говори правильно. /О.С. Гомзяк. – ГНОМ и Д, 2009.

5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи. М.: ГНОМ и Д, 2011.

6. Косинова Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ЭКСМО, 2009 г.

7. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский дом “Литера”, 2010 г.

8. Сборник примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения).

9. Программа для развития речи, формирования правильного произношения. – Учимся говорить правильно. Мультимедийное пособие, 2009.

 

 

 

 

 

 


 

Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с

Формирование умения пользоваться своей речью обучающегося с

Обычно дети бормочут что-то невнятное

Обычно дети бормочут что-то невнятное

Если ребенок с РАС не отреагировал на обращение, вас могли просто не заметить

Если ребенок с РАС не отреагировал на обращение, вас могли просто не заметить

При обучении чтению используйте субтитры, сопровождающие видео ряд

При обучении чтению используйте субтитры, сопровождающие видео ряд

Определить пути преодоления выявленных нарушений

Определить пути преодоления выявленных нарушений

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать уверенность в себе, помогает их адаптации в школе, способствует общей социализации, даёт…

Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать уверенность в себе, помогает их адаптации в школе, способствует общей социализации, даёт…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2023