Использование информационно – коммуникативных технологий – необходимое условие для современного образовательного процесса на занятиях по физике.
Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Сегодня трудно представить изучение физики без использования средств ИКТ. Возможности компьютерных технологий помогают не только интересно, в наглядной форме провести урок, но и заинтересовать учащихся на самостоятельное изучение предмета в домашних условиях. При проведении уроков физики учитель зачастую сталкивается с невозможностью постановки физического эксперимента. Прежде всего, это связано с отсутствием необходимого лабораторного оборудования и невозможности идеализировать некоторые параметры эксперимента. Теперь это стало возможно, благодаря использованию виртуальных физических лабораторий и рассмотрению интерактивных физических моделей. Урок, проведённый с использование компьютерных технологий интересен не только учащимся, но и самому учителю. Такой урок содержит больше наглядного материала, урок динамичен, происходит постоянная смена визуального ряда и рода деятельности. При изучении новой темы, помогает учащимся сопоставить слуховое восприятие информации с визуальным, тем самым учащийся быстрее включается в учебный процесс. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения. Для получения лучшего результата качества усвоения материала, достаточное количество времени уделяется внеаудиторной работе, где тоже возможно применение ИКТ. На данный момент работа учителя не ограничивается разработкой уроков и дидактических материалов, также педагог планирует внеаудиторную самостоятельную работу студентов, обеспечивая их необходимыми интерактивными пособиями и отслеживая успехи их деятельности онлайн. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника. Также создание каталога презентаций уроков, являющего дополнением к УМК, позволит быстро влиться в учебный процесс учащимся, по каким- либо причинам, пропустившим занятия.
Таким образом, использование ИКТ технологий позволяет: - усовершенствовать учебный процесс, сделать его увлекательным, творческим, информативным, продемонстрировать большое количество уникального информационного материала: рисунков, видео, схем, таблиц, анимаций, физических моделей, основных тезисов по теме; - добавить к рекомендуемым фронтальным лабораторным работам список виртуальных лабораторных работ, проведение которых ранее было невозможно; - разнообразить формы обобщения и закрепления изученного материала. Помимо использования классических задач и тестов, возможно проведение различных тематических игр, таких как «Умники и умницы», «Своя игра», «Физическое лото», «Физический футбол», «Физический квест», созданные в программе Power Point, интерактивных физических кроссвордов, созданные в программе Excel и т.д. - ускорить темп изучения темы, оставляя больше времени на её закрепление; - расширить возможности проверки усвоенных знаний, путём онлайнтестирования, помогающее объективно оценить знания учащихся в короткие сроки; - с помощью сетевых ИКТ становится возможным быстрый обмен информацией на удалённом расстоянии. Преподаватель может выступать в роли онлайн – консультанта, быть всегда на связи с учеником, оказать оперативную консультационную помощь, тем самым повысить продуктивность самоподготовки учащегося. Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными - коммуникативными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы обучаемого: аудиторную и внеаудиторную. Аудиторная самостоятельная работа выполняется студентом на учебном занятии и под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Внеаудиторная самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа, выполняемая во внеаудиторное время по заданию, при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Учебные пособия не в полной мере содействуют успешной организации самостоятельной познавательной деятельности студентов, поэтому педагоги вынуждены прибегать к дополнительным средствам готовым или разработанным самостоятельно в рамках учебно-методических комплексов, преподаваемых дисциплин. В условиях интенсивно развивающейся информатизации общества одним из эффективных методов организации самостоятельной работы как аудиторной, так и внеаудиторной является использование информационнокоммуникативных технологий (ИКТ).
Под информационно-коммуникативными технологиями понимаются информационные процессы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств телекоммуникаций.
Использование ИКТ при организации самостоятельной деятельности дает ряд преимуществ: - возможность дистанционного обучения и контроля; - автоматизирует организацию самостоятельной деятельности; - способствует расширению, закреплению и углублению знаний, полученных в аудитории; - развивает творческий подход к решению поставленных проблем; - формирует информационно-коммуникационные компетенции студентов.
К наиболее распространенным видам заданий и формам организации внеаудиторной самостоятельной работы студента с использованием ИКТ можно отнести: - поиск и обработка информации в сети– написание реферата, составление библиографического списка, подготовка к практическим занятиям, решение кейсов с использованием web–браузеров, баз данных, информационно-поисковых и информационно–справочных систем, автоматизированных библиотечных систем, электронных журналов; - подготовка презентаций для фиксированных сообщений.
При такой форме работы учитывается содержание, глубокое понимание описываемых процессов, интересный дискуссионный материал, использование научной лексики, дизайн, графика, грамотность. - составление и заполнение тематических таблиц с привлечением информационных ресурсов; - построение графиков и диаграмм при работе со статистическим материалом; - подбор графических изображений и видеороликов по предложенной теме в сети Интернет; - разработка проектов, при этом студенты демонстрируют знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, гипотез, методов их решения); владение компьютерной грамотностью для введения и редактирования информации; владение коммуникативными навыками; - создание тематических роликов; - тестирование в целях самоконтроля.
Методы применения ИКТ в обучении безграничны и с развитием компьютерных технологий их становится все больше. При этом следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.