Использование информационно-коммуникационных методов обучения на занятиях иностранного языка
Оценка 4.9

Использование информационно-коммуникационных методов обучения на занятиях иностранного языка

Оценка 4.9
docx
20.06.2024
Использование информационно-коммуникационных методов обучения  на занятиях иностранного языка
Использование информационно-коммуникационных методов обучения.docx

Использование информационно-коммуникационных методов обучения

 на занятиях иностранного языка 

 

 «Скажи мне и я забуду, покажи мне,

и я запомню, дай мне сделать и я пойму»

 Конфуций

 

В связи с тем, что практически во всех сферах нашей жизни происходят огромные изменения, происходит бурный рост межкультурных контактов. Нам систематически приходится сталкиваться в общении с иноязычными людьми, это учеба, работа, стажировки, туристические поездки, спортивные соревнования,  личные отношения и т.д.  Поэтому, одним из условий успешной жизни в социальном пространстве становится владение иностранными языками. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами значительно увеличили возможность контактов для представителей различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами, школьниками, специалистами. Вследствие этого изменилась роль иностранного языка в обществе. Из простого учебного предмета он превратился в базовый элемент современной системы образования, в средство достижения профессиональной реализации личности». Язык является основным средством общения, без которого невозможно представить развитие и существование человеческого общества. Сегодня в современном мире происходят изменения в социальных отношениях, соответственно средства коммуникации (информационные технологии) повышения у обучающихся коммуникативной компетенции, с той целью, чтобы они могли взаимодействовать с участниками общения, обмениваться мыслями в различных ситуациях при этом правильно используя систему языковых и речевых норм. В настоящее время английский язык приобрел статус языка международного общения для людей, для которых он не является родным. Выдвижение английского языка на эту роль обусловлено исторически: колониальное прошлое Великобритании, расширение торговых и экономических связей, господство Соединенных Штатов Америки в мировой экономике и политике, развитие международного туризма. Следовательно, основное назначение иностранного (английского) языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение. В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, необходимо учитывать способности, потребности, особенности студентов. Поэтому основными задачами учреждений СПО являются: обучение самостоятельному отбору, использованию необходимой информации и подготовки компетентного специалиста [2]. А в наши дни информацию рассматривают как источник ресурсов наравне с трудом и капиталом, а информационные технологии и системы - как средство повышения производительности и эффективности труда. Мы живем и растем в информационном обществе, основанном на разуме, интеллекте, эрудиции. Изменяются требования, предъявляемые к самому человеку. Его необходимым качеством становится высокий уровень информационной культуры. Развитый интеллект, умение грамотно работать с любой информацией, профессионализм - вот одни из основных характеристик человека, подготовленного к жизни в информационном обществе. 5 Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на занятия английского языка, открывает новые возможности. Развитие образовательных коммуникаций на базе информационных технологий, применяемых в процессе изучения английского языка, позволяет актуализировать внимание на личностно - ориентированном обучении. В этой связи применение информационно-коммуникационных обучающих технологий значительно расширяет возможности, как для предъявления учебной информации, так и способствует повышению самоконтроля учебной деятельности, формированию у студентов рефлексии собственного труда. Одним из очевидных достоинств занятия по английскому языку с применением информационно-коммуникационных технологий является усиление наглядности. Вспомним фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - ребенок их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро…. Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова (а таких классов у нас не искать стать) начните показывать картинки и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Как сделать занятие по английскому (иностранному) языку интересным, а главное – направленным на развитие способностей каждого студента? Мощный поток информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, кино, медицине оказывает большое влияние на воспитание подростков и их восприятие окружающего мира. Современными студентами усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, то, что меньше всего напрягает. Соответственно, информационные технологии обладают уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного студента, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона, способствующего для развития его профессиональных и общих компетенций.

Наиболее часто используемые элементы обучающих технологий в учебном процессе:

• игровые технологии,

• проектное обучение,

• тренажеры и программы тестирования,

• образовательные ресурсы Интернета,

• групповое обучение,

• интерактивные карты и атласы,

• интерактивные конференции и конкурсы,

• материалы для дистанционного обучения,

• научно-исследовательские проекты.

Изучение английского языка с использованием информационных технологий дает студентам большие возможности участвовать в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться и общаться со сверстниками из других стран, участвовать, видеоконференциях. Студенты могут получать любую информацию по проблемам, над которыми они работают, например: лингвострановедческий материал, статьи из газет и журналов, необходимую литературу. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, видеороликов и фильмов, программных продуктов позволяют студентам углубить знания [4]. На своих занятиях я также часто применяю современные информационные технологии, так как возможности использования интернет - ресурсов огромны, а глобальная сеть интернет создаёт условия для получения любой необходимой студентам и преподавателям информации: новости, страноведческий и учебный материал. На занятиях английского языка интернет помогает решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи студентов; пополнять словарный запас; формировать у студентов устойчивую мотивацию к изучению английского языка необходимого для их дальнейшей профессиональной и повседневной жизни. 6 Кроме того, работа направлена на изучение возможностей компьютерных технологий - технологий для расширения кругозора, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками и будущими коллегами в англоязычных странах. В своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и объяснение нового материала, и опрос домашнего задания, и применение нового материала на практике. Также разнообразить и во многом изменить уже существующие формы организации учебного процесса мне помогает использование в работе новых средств обучения. В частности применение в учебном процессе интерактивных презентаций, которые в свою очередь уже «приелись» нашим студентам. Но, не только используя презентации, видео-уроки, электронные книги можно говорить о применении на своих уроках интерактивных технологий. Программа разработки презентаций и дидактических материалов Power Point, StudyStack, prezi.com, LearningApps.org, сервисы Google. Все это позволяет применять разные шаблоны, всевозможные типы интеллектуальных интерактивных заданий, что помогает организовать работу коллектива обучающихся, выстроить индивидуальные траектории изучения учебных курсов, создать свой собственный банк учебных материалов. При желании любой преподаватель, имеющий самые минимальные навыки работы с ИКТ, может создать свой ресурс – небольшое упражнение для объяснения нового материала, для закрепления, тренинга, контроля. И сделать это на достаточно качественном уровне позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки. На занятиях мною также часто применяются методы интерактивного обучения, таких как: «Мозговой штурм» и прием хук (притча, сказка) в начале урока, изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица), ролевая игра, дискуссия групп экспертов, «Синквейн», обсуждение сюжетных рисунков и решение ситуационных задач – при объяснении и закреплении нового материала, на этапе рефлексии (окончание занятия) студенты составляют глоссарии, мини сочинения. Эффективность работы с диалогами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц. После таких уроков изученный материал остаётся в памяти как яркий образ и помогает преподавателю стимулировать познавательную активность студентов.

Использование современных технологий в обучении – необходимое условием для современного образовательного процесса, когда главным становится развитие творческих способностей, создание возможностей для реализации творческого потенциала личности.

 

Список использованной литературы:

1. Ефременко А.В. Применение информационных технологий / А.Ф. Ефременко // Иностранные языки в школе. 2007. №8, С.18-21.

2. Козырева Л. Г. Английский язык для медицинских колледжей и училищ: учебное пособие / Л.Г Козырева, ТВ. Шадская. — Изд. 13-е, стер. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — с.315.

3. Маршев В. И., Лукаш Е. Н. Методы активного обучения управлению. –М.: 1991. С. 126.

4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе школьного образования. – М.: ACADEMIA, 2008. - с. 272. ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК С


 

Использование информационно-коммуникационных методов обучения на занятиях иностранного языка «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать и я пойму»

Использование информационно-коммуникационных методов обучения на занятиях иностранного языка «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне сделать и я пойму»

Вспомним фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности

Вспомним фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности

StudyStack, prezi.com, LearningApps

StudyStack, prezi.com, LearningApps
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024