Воробьева Ирина Вячеславовна,
воспитатель РЖД начальной школы –
детского сада № 34
«Использование интеллект-карт
в работе с детьми с нарушениями речи в дошкольном возрасте»
По данной теме был разработан проект, участниками которого выступили воспитанники группы «Золотой ключик» в возрасте от 5-ти до 7-ми лет.
Цель проекта: развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей старшего дошкольного возраста (восприятие; память; формирование понятий; воображение; решение задач) посредством введения в образовательный процесс метода интеллект-карт.
Задачи:
*создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект-карты;
*развивать психические функции (внимание, память, мышление);
*стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь; развивать связную речь;
*формировать познавательный интерес, развивать воображение и творческую активность;
*развивать у детей способность договариваться и налаживать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
*развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
*воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.
Актуальность. Цель составления интеллект-карт – собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.
Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.
Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.
Метод интеллект-карт был создан американским ученым Тони Бьюзеном (в переводе – это « карты ума».
В мир дошкольных технологий интеллект-карты пришли, благодаря кандидату педагогических наук В.М.Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей.
Интеллект-карта – это визуальное представление процесса или структуры, понятия… в виде дерева ассоциаций, расходящихся от центрального понятия.
Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач.
К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь ему неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету.»
Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся интеллект-карты, следует придерживаться следующего алгоритма:
*В центре листа обозначается общая тема.
*Подбор картинок (слов), ассоциаций по теме.
*От центрального рисунка отходят линии – мысли. Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет (или отдельный цвет «кармана»).
*С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
*Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации.
*Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.
Использование интеллект-карт детьми с нарушениями речи.
Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.
Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а так же развитию речевых способностей.
При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллект-карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.
Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях.
Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.
На подготовительном этапе подбирается методическая , справочная литература по теме проекта; дидактические игры на развитие внимания, воображения, памяти; иллюстрации; дидактический материал; изучаются энциклопедические статьи совместно с детьми, ведутся предварительные беседы и обсуждения по теме проекта и пр.
Достигнутые результаты в течении 2022 -2024 учебных годов:
*На первоначальном этапе была разработана и создана совместно с детьми интеллект-карта «Желтый цвет». Целью создания первой интеллект-карты было :
-создать условия для овладения детьми технологии заполнения интеллект-карты;
-развивать умение визуализировать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира;
-формировать познавательные действия, развивать воображение и творческую активность;
-стиммулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь, развивать связную речь.
* В рамках тематических недель зимнего периода была создана интеллект-карта «Зимушка – зима» совместно с воспитателем, опираясь на заготовленную основу. Закрепили следующие сведения о зиме, заполняя разноцветные «карманы»: *зимние месяцы; *зимние праздники; *изменения в природе; *труд людей в зимний период; *зимние забавы; *одежда зимнего периода.
В ходе работы у детей появился интерес к созданию карты, информация закрепилась лучше, благодаря наглядности. У многих детей возникло желание рассказать о зиме по карте. Данная карта применяется как наглядное дидактическое пособие для самостоятельной деятельности детей и является частью уголка природы.
*В рамках тематической недели «Транспорт» разработана, создана и применялась на протяжении всего тематического периода интеллект-карта «Транспорт», как наглядно-дидактическое пособие. В ходе работы над картой закрепили знания о водном, воздушном, наземном транспорте; закрепили понятия: гужевой транспорт, легковой, грузовой, пассажирский транспорт, транспорт экстренных служб, транспорт спец.назначения, военная техника. Благодаря данной карте, дети обобщали и закрепляли полученные знания по данной теме.
*При составлении интеллект-карты «Волшебница вода», состоялся открытый показ совместной опытно – экспериментальной деятельности, целью которой было: 1.Познакомить детей с основными свойствами воды; исследовать воду на вкус; узнать, имеет ли вода форму; исследовать воду на прозрачность; исследовать воду на запах. Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с водой. Приучать ребенка отмечать результаты наблюдений, используя интеллект-карту.
2.Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
3.Воспитывать бережное отношение к воде.
*При самостоятельном составлении детьми интеллект-карты «Красный цвет», состоялся открытый показ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию, целью которого стало:
1.Развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей (восприятие, память, формирование понятий, воображение, решение задач).
2.Учить соотносить красный цвет с предметами и явлениями окружающего мира, полагаясь на собственный опыт детей.
3.Развивать умение отвечать на вопросы, используя сигнальные обозначения.
4.Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, умение работать вместе, строить общение.
5.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности при коллективной работе.
*Разработка, создание и применение интеллект-карты «Дерево» на занятиях по познавательному развитию. Благодаря данной карте, дети обобщили и закрепили свои знания о лиственных и хвойных деревьях, выделяя фруктовые деревья; об изменениях, происходящих в разные времена года; о процессе роста дерева и ухода за ним; о нужности деревьев для человека и для животных; о применении и обработке дерева человеком.
Карта применялась в течение всей тематической недели как наглядно-дидактическое пособие.
*Детям был предложен вариант самостоятельного создания индивидуальной интеллект-карты «Мой самый лучший друг». Дети отразили в своих картах такие направления как: Какой он, твой самый лучший друг?(особенности его характера, поведения, поступков, лучших качеств);Чем он увлекается? Есть ли у него питомец? Чем вы занимаетесь с другом вместе?; Сколько лет твоему другу и когда у него день рождения? Что бы ты подарил другу на день рождения?
Подводя итог краткосрочному проекту, можно сказать, что созданные детьми интеллект-карты помогли им представить себя и своего лучшего друга, и привлечь внимание к себе других детей, актуализируя их интерес к своим индивидуальным предпочтениям. Дети не просто создавали карту на заданную тему, но затем рассказывали о своих друзьях по этим картам. Таким образом, карты помогали развивать речь ребенка и его умения выявлять свои способности, проявлять их на публике и представлять окружающим результаты собственной деятельности. Это является важной составляющей его успешной социализации.
*В рамках патриотического воспитания была создана интеллект-карта «Моя Родина – Россия». Карта дает общие представления о нашей стране: главные символы России; праздники России; города России; столица нашей Родины – Москва; народы России; достижения России; символы России; Челябинск - один из городов России – моя малая Родина.
Данная карта используется как наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию и является важным элементом в групповом патриотическом уголке.
По окончании составления и изучения карты, было проведено итоговое мероприятие по теме «Проведение викторины с детьми с опорой на интеллект-карту «Моя Родина – Россия» с целью:
1.Развитие познавательного интереса и когнитивных способностей детей (восприятие, память, формирование понятий, воображение, решение задач).
2.Развивать умение отвечать на вопросы, с опорой на составленную ранее интеллект-карту «Моя Родина – Россия».
3.Воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, умение работать вместе, строить общение.
4.Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности при участии в викторине.
5.Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, вызвать чувство гордости за свою страну.
*При подготовке, обсуждении, оформлении интеллект-карты «Я и мое здоровье» были затронуты и проработаны вопросы о гигиене ребенка, о пользе питания (полезных и вредных продуктах), о значимости занятий спортом, о необходимости медицинских осмотров и прививок, о соблюдении режима дня для сохранения и улучшения здоровья ребенка.
*По итогам работы по основам безопасности детей дошкольного возраста была создана интеллект-карта «Безопасность ребенка». При организации образовательной деятельности с воспитанниками по формированию основ безопасного поведения были поставлены следующие задачи:
-Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способов поведения в них;
-Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
-Обучение детей правилам безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
-Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
В ходе работы совместно с детьми были изучены, проработаны и оформлены следующие тематические зоны:
*пожарная безопасность;
*безопасность на дороге;
*безопасность на улице;
*безопасность дома;
*чем может быть опасно электричество;
*безопасность на природе;
*безопасность на льду, на воде.
Интеллект-карта «Безопасность ребенка» стала неотъемлемой частью в групповом уголке безопасности.
*В рамках тематической недели «Наши защитники» детям был предложен вариант самостоятельного создания индивидуальной интеллект-карты «Наша Армия сильна». Дошкольники отразили в своих картах такие направления как: известные детям военные праздники; качества, которыми должен обладать защитник нашей Родины; современная военная техника и техника прошлых лет, участвующая в Великой Отечественной войне; различные рода войск Российской Армии. В процессе работы над индивидуальной картой, дети с интересом изучали историю своей семьи, получали новые сведения от своих родственников о родных, воевавших, служивших и защищавших наше Отечество в разные времена. При создании карты у детей возникало чувство гордости, патриотизма, стремление стать лучше.
Итог работы: в результате систематического использования технологии создания интеллект-карт была отмечена возросшая детская активность, инициативность, самостоятельность в проявлении любознательности и познавательного поиска. Дети приобрели определенные умения по созданию интеллект-карт, зачатки планирования, которые они проявляют в самостоятельной и совместной деятельности, в повседневной жизни.
Интеллект-карта стимулировала детей к общению, совершенствовались социально-коммуникативные и речевые навыки. Дети стали четче формулировать мысли, не отвлекаются от обсуждаемой темы, легче воспринимают и усваивают инструкцию взрослого, пытаются сами инициировать взаимодействие по делу и следовать по намеченному плану. У детей формируются аналитические предпосылки, они не только воспринимают информацию, но и устанавливают причинно-следственные связи.
Применение интеллект-карт в процессе обучения способствовало познавательному и речевому развитию ребенка. В условиях реализации ФГОС ДО использование интеллект-карт позволило осуществлять интеграцию образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи.
В результате применения интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод , что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком.
Список используемой литературы:
1. Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников// Начальная школа плюс до и после.- 2012. - №7.
2. Бьюзен Т. Супермышление / Пер. с англ. П.А. Самсонова.- М.: ООО «Попурри», 2010.
3. Выготский Л.С. Проблема возраста. Вопросы детской психологии. Санкт Петербург, 1997.
4. Колотова К.В. Методическая разработка по теме «Формирование навыков самопрезентации у дошкольников посредством использования интерактивных техник» // Образовательные проекты «Совенок» для дошкольников. – 2016. - №45.
5. Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду. // Дошкольная педагогика. – 2016. - №10.
6. Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста. // Сборник конспектов образовательной деятельности. – Анапа, 2019.
7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.