ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАМЕШКОВ МАРБЛ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Значение игры, её влияние на всестороннее развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему - сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину. Всем нам известно, что все дети очень любят играть, а у детей с задержкой психического развития процесс обучения особенно необходимо проводить в игровой форме! Возникает необходимость использования различных способов вариативности традиционных и нетрадиционных игровых приёмов и средств. В своей работе с детьми я использую камушки Марблс.
Что это такое интересно каждому! Марблс
- это сияющий стеклянный шарик, далёкий потомок
глиняных шариков, которые в древности были игрушками для людей.
Игры с шариками Марблс – это и физическое, и умственное
развитие ребенка. Они тренируют
мелкую моторику рук, ловкость, глазомер, координацию движений и развитие речи.
В процессе игры у детей формируется быстрота нервных импульсов от рецепторов
руки к речевым двигательным центрам.
Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камушков разного цвета и различные задания с ними. Задания предназначены для детей от 3-х лет и до 7-летнего возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре.В занятие может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом.
У детей с задержкой психического развития в формировании лексики выявляется: бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудности актуализации словаря более значительные, чем в норме, преобладание пассивного словаря над активным, несформированность структуры значения слова, затруднения в названиях многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка), особенно названий отдельных частей предметов ( форточка, рама, подоконник).
В словаре детей с задержкой психического развития преобладают существительные с конкретным значением, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда). В активном словаре у детей с задержкой психического развития отсутствуют многие глаголы, обозначающие способы передвижения животных (скачет, ползает, летает), дети с задержкой психического развития употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горький, вкусный). Противопоставления же по признакам «длинный — короткий», «толстый — тонкий» и т. д. используются очень редко.
Применение камешков "Марблс"в работе логопеда - один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки Марблс являются замечательным средством развития мышления, речи, общения, воображения детей разного возраста. Этот материал - настоящая находка для использования в работе с детьми, имеющими нарушения речи, так как позволяет решить широкий спектр задач:
· развитие мелкой моторики
· упражнение в ориентировке на плоскости листа
· дифференциация цветов, счет
· упражнение в согласовании прилагательных и числительных с существительными
· обогащение словарного запаса
· упражнение в употреблении предлогов, наречий, прилагательных, глаголов
· развитие связной, фразовой речи
· упражнение в звукобуквенном разборе слова
· закрепление правильного образа буквы
· тактильные ощущения
· образное мышление
· автоматизация звуков
· умение сосредоточиться
· вырабатывается навык усидчивости
Камешки Марблс пособие, которое способствует реализации принципа интеграции образовательных областей.
Перечень игровых упражнений с марблс:
1.Изучение лексических тем – «Овощи», «Фрукты»
Цель: Закрепление знаний по изучаемой теме и их классификация, Учитель-логопед предлагает ребенку рассортировать картинки на две группы – овощи и фрукты. Подобрать цвет камушка и положить его на соответствующую картинку – «красный»-яблоко, «желтый»-лимон, «оранжевый»-апельсин и т.д. Назвать форму – овоща/фрукта, цвет, посчитать сколько фруктов, сколько овощей – чего больше, чего меньше? работа над словарным запасом ребенка.
2. Выложи по контуру
Цель: Знакомство детей с буквами, закрепление зрительного образа, автоматизация звуков. Ребенку предлагаем украсить букву камешками марблс, придумываем ей наряд! При этом – кладем камушек на букву – произносим звук С. Далее произносим с гласными звуками – са – сы – сэ и т.д. Одновременно выкладываем камушки и произносим необходимый звук. Закрепляем произношение.
3.Звуковые дорожки
Цель: автоматизация у детей поставленного звука, а также умение регулировать свой голос по высоте и громкости звучания
Учитель-логопед предлагает ребенку выложить из камешков марблс звуковую дорожку. Ребенок произносит на длительном выдохе гласный звук при этом выкладывает на указательную стрелочку камешек марблс – АААА, ООО и т.д.. Вырабатываем речевое дыхание, развиваем силу и высоту голоса.
4.Работа над грамматическим строем речи
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза.
Предлагаем ребенку помочь нашей гусенице приползти в свой домик построив дорожку из камешков марблс, называя при этом слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом: мяч-мячик, стул-стульчик, ветка-веточка и т.д.
5.Развитие пространственных представлений
Цель: развитие у детей пространственного восприятия, внимания, мышления и речи. Умение выкладывать рисунок по устной инструкции педагога.
Педагог дает устные задания типа: Положите желтый камушек в центр листа. Красный- в левый верхний угол, красный-в правый верхний угол, голубой– между красными на верхней строчке и т.д.
6. «Волшебный мешочек»
Цель: закрепить у ребенка представление образа буквы, предмета, его цвет и величину.
Ребёнок достаёт камешек любого цвета из мешочка и соотносит цвет с предметом, учась при этом правильно согласовывать слово-предмет и слово-признак: зелёный камешек — зелёный огурец, лук, крокодил и т. д. оранжевый камешек — ора
7.«Эмоциональное развитие»
Цель: распознавание детьми разных выражений лица, образов, эмоциональная окраска – повторить то или иное настроение.нжевый апельсин, красное яблоко, и т. д
Педагог предлагает ребенку выбрать несколько картинок с эмоциями. Просим повторить то или иное выражение лица (грусть, радость, удивление и т.п.). Выкладываем камешками и охарактеризовываем с ребенком данное настроение. «Почему цветок испуганный?» – испугался ветра, боится, что его сорвут, переживает, что не польют водичкой и т.д. «Почему цветок такой добродушный?» - рад солнышку, за ним ухаживают, полили, ему тепло и т.п.
Игра в Марблс– одна из самых полезных игр для подрастающего поколения. Данное доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.
Игра в Марблс– одна из самых полезных игр для подрастающего поколения. Данное доступное и привлекательное пособие, как камушки Марблс, поможет разнообразить логопедические занятия и повысить интерес к коррекционной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.