«Использование камушков Марблс для автоматизации звуков»

  • docx
  • 29.01.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

«Использование камушков Марблс для автоматизации звуков»

Основная цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи, но, не следует забывать и о том, что в работе по автоматизации звуков необходимо параллельно развивать высшие психические функции, тонкую моторику пальцев и связную речь.

Предлагаю ознакомиться с вариантами игр на автоматизацию звуков с использованием камушков Марблс. Применение камушков Марблс – это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета, размера и различные задания с мини.

1) "Четвёртый лишний". Данная игра создана с учетом автоматизируемых звуков. Ребенку необходимо назвать все картинки, выбрать лишнюю, обосновать свой выбор и положить на лишнюю картинку камушек. В данной игре мы не только и автоматизируем звуки, но и развиваем мышление, учим детей классификации и употреблению обобщающих понятий

2) "Бродилки и лабиринты". Данная игра создается в программе AdobePhotoshop. Параллельно с автоматизацией звуков мы можем проводить работу над предлогами ЗА-ПЕРЕД. Ребенок движется от старта к финишу, называя картинки с автоматизируемым звуком. В случае правильного ответа ребенок кладет на картинку камушек, в случае, если ребенок ошибается, картинка остается пустой. После завершения игры мы видим в произнесении каких слов ребенок испытывает трудности, проговариваем их.

3) Специально созданные поля в зависимости от вида камушков. Данный вид заданий особенно помогает при автоматизации звуков в словосочетаниях и предложениях. При правильном произнесении всего предложения ребенок может взять камушек и положить его на поле. Помимо автоматизации звуков мы развиваем воображение ребенка. (Варианты полей: помоги Русалочке вернуть морских обитателей, верни листочки на дерево, яблочки поспели, гном и бриллианты и т.д.

4) "Дорожки". Мы выкладываем дорожки для последующих пальчиковых игр. Сопряжение движений пальцев рук с речью помогает отрабатывать синхронизацию движения с речью. Для этой игры помимо камушков нам понадобятся персонажи (маленькие игрушки), к которым мы и будем выкладывать дорожки. Ребенок проговаривает за логопедом речевой материал и, в случае правильного выполнения, кладет на стол камушек. Если же он пропускает автоматизируемый звук, то мы останавливаемся на данном слове, словосочетании или предложении до тех пор, пока ребенок не произнесет его правильно. Речевой материал важно подбирать с учётом произносительных возможностей ребенка, дабы не вызвать у ребенка речевой негативизм. После того как дорожка готова можно надеть на пальчики куклу из пальчикового театра и прошагать по этой дорожке, проговаривая стихотворение с автоматизируемым звуком.

5) "Тренажёры слов". Данные дидактические игры очень удобны, их легко создавать и использовать. У детей они вызывают позитивную реакцию. Подбираются 2-4 картинки с учётом автоматизируемого звука и с учётом того, что эти слова должны рифмоваться. В самом начале "тренажёра" картинки располагаются в порядке чередования, а после в хаотичном порядке. Ребенку необходимо среагировать и переключиться на новое слово, передвигаясь от картинки к картинке с помощью камушка Марблс.

6) "Посчитай-ка". В данной игре мы не только автоматизируем звуки, но и учимся согласовывать существительные с числительными, упражняемся в словоизменении. Для игры потребуется нарисовать окошко (квадрат) для карточки и кружочки с цифрами 1,2, 3, 4, 5. Ребенок считает заданный предмет и, в случае верного произнесения, выкладывает на цифры камушки.

7) "Сыщики". В данном варианте игры мы параллельно с автоматизацией звука развиваем фонематическое восприятие. Ребенку необходимо найти и назвать на сюжетной картинке все предметы с заданным звуком. Также, вместо сюжетной картинки можно использовать набор изображений с заданным звуком и немного видоизменить задание. Ребенку необходимо найти и назвать только те картинки, в которых заданный звук находится в середине (начале, конце) слова.

8) "Заполняй-ка". Для данного варианта игры я использую объемные изображения автоматизируемых звуков, которые нужно заполнить камушками (можно взять любое изображение: цветочек, ягодку и т.д.). Игра позволяет использовать любой речевой материал от слогов до предложений. Правила остаются прежними: произнес правильно — можешь положить камушек, ошибся — камушек остаётся в контейнере.

Выполняя манипуляции с камушками мы просим ребенка брать их из контейнера, применяя щипковый или пинцетный захват.

Все перечисленные выше игры используются мной на индивидуальных занятиях по автоматизации звуков. Дети вдохновляют на создание всё новых и новых игр и пособий. Камушки Марблс стали незаменимыми в моей ежедневной работе. Купить их можно в сетевых супермаркетах, зоомагазинах или магазинах фиксированных цен. За время использования камушков в работе мотивация детей повысилась, а результаты коррекционной работы значительно улучшились.