ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ.
Кейс-метод как форма обучения – это не изобретение нашего времени, он возник еще в начале прошлого века на базе школы бизнеса Гарвардского университета. Суть метода состоит в том, что обучающиеся получают пакет (кейс) заданий, не имеющих точного решения. Соответственно от обучающегося требуется или определить проблему и пути ее решения, или выработать варианты выхода из сложной ситуации, когда проблема обозначена.
В России кейс - технологии называют еще методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами. В последние годы кейс технологии нашли широкое применение в медицине, юриспруденции, экономике, политологии, в школах бизнеса.
Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы как: метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Процесс обучения с использованием кейс–метода позволяет формировать метапредметные компетенции обучающихся, индивидуализировать учебный процесс. Использование кейс–метода позволяет вызвать потребность в знаниях, познавательный интерес к изучаемому материалу, обеспечивает возможность применения методов научного исследования, развивает познавательную самостоятельность и мыслительные творческие способности, развивает эмоционально – волевые качества и формирует познавательную мотивацию.
Кейс -
технологии – один из механизмов, позволяющих максимально задействовать
коммуникативные и творческие способности учеников. Они могут быть успешно построены
как на материале художественной, так и публицистической литературы. В целом же
художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения
их с помощью кейс - технологий, так как их идейным содержанием является не
внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания,
морально-этическая подоплека поступков. Все это – сфера жизни человека, не
поддающаяся однозначной оценке, то есть подразумевается различная трактовка
одного и того же характера или поступка, есть противоречия, проблемность. Это и
дает базу для создания кейса.
Цели кейс–метода заключаются в:
Структура и содержание кейса:
Кейс-методы можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа.
Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Обучающемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные модели. В этом случае главная задача - определить путем анализа их целесообразность.
Естественно,
при использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают также
пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути
проблемы. Кроме того, кейс-технологии предполагают как индивидуальную работу
над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать
мнение других людей и умение работать в команде.
Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения,
кинофильмы, кейсы могут затрагивать собственный жизненный опыт обучающихся и
многое другое.
Таким образом, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают возможность соотносить теорию с реальной жизнью, проводить глубокий сопоставительный анализ произведений и явлений жизни, в которой будущим выпускникам школ пригодится умение делать выводы, отстаивать свою позицию.
По типу и направленности кейсы можно подразделить на тренировочные, обучающие, аналитические, исследовательские, систематизирующие и прогностические.
Наблюдение
за решением каждого кейса дает преподавателю возможность увидеть, способен ли
человек мыслить нестандартно, креативно. Если работа ведется в группе, то
способен ли обучающийся подхватить чужую мысль и развить ее.
Различаются кейсы также и по объему. Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц)
предназначены для работы в группе в течение нескольких дней. Сжатые кейсы (3-5
страниц) – для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую
дискуссию. Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для
разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к тому, о чем
говорится на занятии.
Решение
кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в
индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде
презентации, защиты проекта, сочинения-миниатюры, устного выступления и так
далее.
При умелом использовании такого рода деятельности на уроках происходит
самопроизвольный переход обучающихся от внешней мотивации обучения к внутренней
регуляции самообучения. Таким образом, появляется возможность максимально
индивидуализировать процесс обучения.
Задания
не должны носить примитивный характер и причисляться к кейс методам по
формальным признакам. Каждый кейс – это серьезная методическая разработка,
которая должна учитывать возрастные особенности и творческие способности
обучающихся.
Управляемость процесса обучения состоит в том, что право подбора информации
(при допустимости участия обучающихся на стадии подготовки кейса) принадлежит
учителю. Он может прогнозировать ход обсуждения, а также варианты предлагаемых
решений. оригинальные нестандартные решения. Кейс - технологии сегодня
противопоставляются таким видам работы, как повторение за учителем, ответы на
вопросы учителя, пересказ текста и т.п. Кейсы отличаются от обычных
образовательных задач. Данный метод способствует развитию умений учеников
самостоятельно принимать решения; кейсы имеют несколько решений и множество
альтернативных путей, приводящих к ним.
И все же, думается, не следует считать кейсы универсальным методом. Для школьной программы подобного рода методы – лишь дополнение к базовым знаниям, которые приобретаются традиционным путем. Никакая аналитическая работа не может быть интуитивной, никакие серьезные выводы не сделать, если нет глубоких знаний предмета.
Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.